в современном городском костюме




Докучаева Анастасия Вячеславовна

искусствовед, куратор выставочных проектов,

организатор проекта «Ganich+Malevich» (г. Москва)

GANICH + MALEVICH:

Интерпретация наследия КаЗИМИРА Малевича

в современном городском костюме

Вернувшись из Витебска в Петроград, К.С. Малевич возглавил в 1923 году Формально-теоретический отдел ГИНХУКа. Как известно, в этот период, почти до самого конца 1920-х годов мастер практически не занимался живописью, сконцентрировав внимание на теоретических вопросах искусства. Вполне в духе общих устремлений авангарда супрематические открытия рассматривались им уже не только, как путь обновления искусства, но и как средство изменения повседневной, бытовой стороны жизни всех и каждого. Так, среди прочего, обращался он и к костюму, предлагая свое видение современной городской одежды. Однако, это направление не получило в творчестве мастера полноценного развития.

Для современных дизайнеров и модельеров идеи Казимира Малевича отнюдь не утратили актуальность. Особого внимания заслуживают те их работы, которые, избегая прямолинейных заимствований, обращаются к творчеству великого авангардиста в целом, с неожиданной и яркой трактовкой.

Примером подобной плодотворной интерпретации служит коллекция "GANICH + MALEVICH", созданная в 2015 году дизайнером и модельером Викой Ганич и показанная в 2016 году Pola Berg Agency в пространствах МВЦ «Музей Моды» в Москве. Коллекция задумывалась как пилотный, капсульный проект, предлагающий ответы на вопросы: как обновить "философию" меха и кожи в современной высокой моде; как должен применяться мех в одежде в урбанистической среде; как работать с окрашенным мехом; каковы должны быть технологии моделирования меха, раскрывающие всю уникальность его фактуры и цвета; что может актуализировать давний диалог высокой моды и искусства?

Обращение к наследию Малевича возникло на самом начальном этапе работы над коллекцией. Однако, эта связь оказалась столь органичной, что сопровождала развитие проекта на всех уровнях, от первой идеи до концептуальной фото и видеосъемки. Поиск идеального человека будущего, изменение гендерных границ, увлечение спортом, желание менять жизнь посредством искусства были отрефлексированы Малевичем в конце 1920-х годов. Актуальность этих трендов сегодня, их влияние на городскую моду и стали предметом размышлений дизайнера. Основополагающими для коллекции стали три постсупрематические картины, написанные в конце 1920-х годов, когда Малевич снова вернулся к живописи, суммируя в ней свои поиски и размышления предшествовавших лет. Сочетание цветов «Женского торса» (1928-1929. Фанера, масло. ГРМ) подсказало общее колористическое решение и задало эмоциональный строй коллекции. Чёткие силуэты фигур с картины «Три девушки» (1928. Фанера, масло. ГРМ) определили спортивную функциональную стилистику. Ритм построений полотна "Спортсмены" (1930-1931. Холст, масло. ГРМ), был взят за основу технологических приёмов, а тема спорта была поддержана в арт-фэшн съемке. Уверенный лаконизм форм мэтра русского авангарда стал камертоном при моделировании. Футуристическая смелость плоскостей цвета и невесомость силуэтов его картин раскрылись во внутреннем динамизме и в эффекте "легкости" меховых предметов коллекции.

В результате, в коллекцию вошли короткие куртки-свитшоты, соединяющие и даже "сталкивающие" кобальтово-синий, бутылочно-зеленый и палево-розовый цвета. Их дополнили однотонные юбки-трапеции, застегивающиеся на запах, из тонкой и также крашеной кожи и замши: розовой, синей, черной. Белый хлопок удлиненных рубах стал "фоном" для ярких цветовых аккордов. Насыщенность и контрастное сочетание цветов оказалось уравновешено точным лаконизмом форм и функциональностью деталей. Геометризация смягчена анатомическим подходом к моделированию. По авторскому замыслу эти образы должны дополняться спортивной обувью.

Отдельная связь с разработками авангардистов 1920-х годов в области декоративного и прикладного искусства возникла при работе над текстильными орнаментами коллекции. Ритм как таковой, по убеждению Вики Ганич, остается символом эпохи двадцатых. Метод построения текстильных паттернов коллекции был сознательно приближен к ритмико-графическим приемам авангардистов (О. Поповой, В. Степановой, П. Мансурова), работавших в 1920-е годы в области текстиля. Однако в качестве исходников для разработки орнамента дизайнер использовала только графические, цветовые и ритмические решения, возникшие в процессе работы непосредственно над самой коллекцией "GANICH + MALEVICH". Основной материал коллекции - окрашенный мех - послужил палитрой в прямом смысле. Его фрагменты были отсняты и использованы как основа разработки паттернов. Орнамент стал историей внутри истории, концептом внутри концепта.

Малевич в 1920-е годы надеялся, что его супрематические открытия вот-вот совершат новую революцию – в быту и повседневности. В XXI веке их интерпретация у Вики Ганич стремится сделать искусство, моду и жизнь неразрывным целым.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: