Образ учителя в современном российском кинематографе




 

Современные кинокартины предлагают зрителю совершенно иной образ учителя. Так, в фильме «Училка», получившем ряд наград на фестивале «Окно в Европу», учительница, которую сыграла Ирина Купченко, отбирает у ученика пистолет, чтобы с помощью него восстановить свой авторитет и заставить учеников играть по своим правилам.

Попыткой переосмысления образа педагога является ремейк фильма «Розыгрыш» снятый в 2008 году.В фильме рассказывается об учениках обычной московской школы, об их отношениях друг с другом и со своими учителями. Кульминационный момент — жестокий розыгрыш, которому подверг преподавательницу английского языка ученик по фамилии Комаров. В итоге Комаров наживает себе опасного врага — завуча, который хочет исключить хулигана из школы.

Как указывает Ольга Маховская современные фильмы о школе просто вписываются в общий тренд. В современном кино человек порочен — отсюда и учителя получаются с гнильцой. Общество перекладывает на учителей ответственность не только за целую ораву распущенных, никому не нужных детей, но и за все вообще.

В современных киноисториях много реального: есть случаи, когда учителя действительно дрались с учениками и родителями, но все-таки подобный образ преподавателя еще больше роняет престиж этой и без того трудной профессии.

В то же время сегодня уже нельзя романтизировать учителя, это уже не тот мессия, за которым нужно идти. У современных учителей не такой широкий кругозор, рутина съедает способность к воображению. [5, 23]

Картины «Школа» Валерии Гай Германики, «Географ глобус пропил» Александра Велединского, как раз и дают нам образ обычного учителя: практически нищего человека, при этом ощущающего острую ненужность своей профессии. Никому, включая самих учеников, их знания не нужны. В этих фильмах особенно отчетливо видно презрение к делу учителя и к образованию как к таковому. Такой радикальный режиссерский подход тем не менее отражает общую ситуацию. Кинематограф достаточно объективно показывает крайний упадок не только профессии педагога, но и всей системы образования, причем именно с социально-психологической стороны. Ведь сегодня никто точно не понимает, чему и зачем учат детей в школе.

Это общее направление ведущейся в стране дискуссии: зачем учить, например, те же физику и химию, если это потом не пригодится в жизни? А еще есть компьютеры, которые за тебя посчитают и даже ошибки в тексте исправят. Люди не понимают, зачем учиться в принципе — познавать мир и так далее, если не имеешь цели пристроиться по знакомству куда-то на хорошую должность. Проблема стоит в понимании роли образования. Учителя превратились в служителей отмирающего культа.[6, 61] Очень хорошо это отражено как раз в фильме «Географ глобус пропил», где герой Хабенского задается вопросами: зачем это все нужно, зачем я вообще живу?

Евгений Ямбург считает, что это блистательный фильм. Это фильм о кризисе среднего возраста, аналогичный тем же «Полетам во сне и наяву», «Утиной охоте». Учитель не может быть неприкасаемой фигурой. Любое настоящее искусство исследует глубины человеческой психики, ментальные проблемы и так далее. Учитель в кино прежде всего человек со всеми человеческими слабостями и страстями.[7,10]

Современный мир — это мир новых возможностей (технический прогресс пошел полным ходом вперед), но в то же время – тяжелый мир: распущенность не только взрослых людей, но и детей, которые курят, пьют и принимают наркотики еще даже не дожив до совершеннолетия — губят свою жизнь!

В этом мире профессия учителя стала не столь престижной, как раньше. Ученики в фильмах про школу хамят учителям, срывают уроки. При просмотре этих картин видишь, что учитель доведен поведением таких учеников до крайности.

 

Заключение

Таким образом, вывод из наших наблюдений и рассуждений не вполне оптимистичен. На протяжении нескольких десятилетий образ учителя в кино изменялся не в лучшую сторону. Почти исчез образ доброго, честного, мудрого наставника молодёжи, которого так любили показывать в советских кинофильмах. Мне кажется, что современные режиссёры просто обязаны помнить, что наносят огромный вред обществу, создавая такие киноленты. Ведь фильмы про школу смотрят и дети, и их родители, часто доверяющие кинематографу. Какой же образ учителя формируется у них? И мне очень жаль, что профессия педагога в современном кинематографе так обесценена и оклеветана.

 

Литература:

 

 

[1 ] Нусинова Н. «Семья народов»: очерк советского кино тридцатых годов, 1974 г.

[2] Шипулина Н. Б. «Образ учителя в советском и современном российском кинематографе»: Известия ВГПУ, 2010, Серия«Социально-экономические науки и искусство». С. 15

[3] Ямбург Е.А.,: интервью на радиостанции «Эхо Москвы »., 2013 г.

[4] Рогова А.В., «Чему нас учат школа и кино: как менялся образ учителя на экране.»: статья в газете «Вечерняя Москва », 2015г.

[5] Маченин А.А. «Собирательный образ школьного учителя в отражении теле/кино/интернет медиапространства»: Медиаобразование. 2016. № 3. C. 23

[6] Райхлина Е. Л., Юрчик Н. Н. «Образ учителя в русском кинематографе»., статья в журнале «Молодой ученый» 2016. №13.2. С. 61

[7] Ямбург Е.А., «Заметки педагога»., публикация в журнале «Учительская газета» 2012. С 10

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: