Реферат
Тема: «Образ учителя в кино »
Учебный предмет: Введение в педагогическую деятельность
Выполнила студентка:
Спесивцева Варвара Павловна
1 курс, 2 группа
Преподаватель:
Доцент кафедры педагогики и методики начального образования педагогического факультета ПСТГУ
Макарова Елена Владимировна
Москва, 2018 г.
Содержание
Введение................................................................................................
Образ учителя в советском кинематографе....................................
Образ учителя в современном российском кинематографе.......
Заключение..........................................................................................
Введение
В наше время учитель — это одна из самых почётных и в то же время очень ответственных профессий на Земле. Благодаря ему, совершенствуется молодое поколение и формируется будущее страны. Главная его задача состоит в том, чтобы помочь маленькому человеку стать личностью, адаптироваться в обществе и найти свое место. Именно от него мы получаем знания, которыми пользуемся в дальнейшем.
Каким должен быть настоящий учитель? Как изменяется образ учителя со временем? Эти вопросы остаются актуальными на протяжении не одного столетия. Ответить на них пыталась не только педагогическая наука, но и кинематограф.
Образ учителя в советском кинематографе
Основной задачей советского кинематографа было вдохновлять людей и моделировать образы для подражания. Если учитель появлялся в центре внимания кинорежиссёров в 1930-40-е годы, то он приравнивался в своей социально-культурной роли к революционеру, подвижнику, строителю нового общества.
|
Культуролог и киновед Н. Нусинова отмечает: «С момента возникновения советского кино его создатели были одержимы идеей создания нового человека, достойного жить в новом, коммунистическом мире»[1] Творцом такого нового человека выступает учитель. Ради воплощения такого образа учителя-борца, героической личности (почти мифологического героя) в киноповествование вводились элементы экстремального в социальном смысле выживания и противостояния учителя врагу в виде бывших кулаков, готовящих покушение на учителя (например, в фильмах «Танька-трактирщица», «Одна», «Сельская учительница») или такому явлению социальной жизни, как, например, беспризорничеству, бандитизму малолетних («Путёвка в жизнь», «Педагогическая поэма»).
Чуть позже в советском кино начинает формироваться более «живой», реальный, немифологический образ учителя. Его специфическая миссия и высокий социальный статус подчёркиваются самыми разными средствами: при помощи крупных планов главных героев – учителей – на фоне школьной доски; пристального внимания к элементам имиджа – костюма, причёски, атрибутов, особых пространственных характеристик, границ, разделяющих школьное пространство изнутри, а также школу и любое иное пространство. [2, 15]
В фильме «Учитель» 1939 года рассказывается о молодом учителе, приехавшем на работу в родное село, где ему удалось завоевать всеобщее признание и обрести личное счастье. Его учениками становятся не только дети, но и взрослые. Кто создал мир? Как стать счастливым? На все вопросы учитель Степан Иванович готов дать ответ.
|
В 1947 году был снят фильм «Сельская учительница», который описывает канун Первой мировой войны. Окончив гимназию в Петербурге, Варя едет учить крестьянских детей. Сурово встречает юную учительницу глухая деревня. Вскоре появляется отбывающий в Сибири знакомый Вари по Петербургу — большевик Мартынов. Варя выходит за него замуж. Революция. Мартынов погибает на посту комиссара, Варе же предстоят тяжелые испытания в борьбе с кулачеством.
Легендарным можно считать фильм «Весна на Заречной улице», где повествуется история любви юной учительницы школы рабочей молодежи и ее ученика — одна из самых популярных отечественных мелодрам. Герой фильма, парень лихой и самоуверенный, лучший сталевар завода, не привык к отказам женщин и вдруг получает отпор! Поначалу он пытается играть в безразличие. Но проходит время — и он вдруг понимает, что к нему впервые пришло настоящее, глубокое чувство.
Еще одной педагогической поэмой является фильм «Республика ШКИД» 1966 года. Республикой ШКИД назвали свою Школу Имени Достоевского свободолюбивые воспитанники — бывшие беспризорники. Обезоруживающие доверие педагогов научило ребят достоинству, помогло не раствориться в беге смутного времени…
В фильме «Первый учитель» 1965 года действие происходит в 1923 году. Только что закончилась гражданская война. Вчерашний красноармеец, учитель Дюйшен, приезжает по комсомольской путевке работать в далекий киргизский аул. Пылкий, вдохновенный фанатизм в утверждении прогресса сталкивается с многовековым укладом в жестоком и кровавом поединке. Но ничто не может сломить учителя Дюйшена.
|
Прекрасной иллюстрацией педагогического труда является фильм про учителей "Доживем до понедельника". Отличный советский фильм о взаимоотношениях учителей и учеников, о конфликте поколений - "Счастье - это когда тебя понимают". Учителю истории Мельникову знакомы и сомнения, и чувство неудовлетворенности. Пусть он не всегда бывает прав, но он борется, ищет, любит, преодолевает трудности и сомнения.
Заслуженный учитель Евгений Александрович Ямбург вспоминает: «Фильм «Доживем до понедельника» вызвал неоднозначную реакцию, а сегодня считается классикой. Многие педагоги возмущались: безобразие, вы порочите образ учителя! Особенное бешенство вызывала сцена, где герой Тихонова приходил домой и просил маму налить ему водки. Прошли годы, и сегодня учитель истории, которого сыграл Тихонов, считается образцовым.»[3] Такое же бурное обсуждение вызвал в свое время фильм Ролана Быкова «Чучело», который защищали единицы из профессионалов.
Прекрасной иллюстрацией будней учителя и тех трудностей, с которыми он может столкнуться является фильм «Большая перемена» 1972 года. Нестор Северов проваливается на экзамене в аспирантуру и идет работать учителем в вечернюю школу. Он становится классным руководителем 9-го "A" — "удивительного, прекрасного, сумасшедшего" класса. Поначалу далекий от мирской суеты, Нестор Петрович начинает жить заботами своих взрослых учеников…
Лирическая комедия «Учитель пения» 1973 года – это веселый и вместе с тем грустный рассказ, в котором несколько сюжетных линий: ситуация в семье учителя музыки Соломатина, взаимоотношения мальчишек из хора, которым он руководит, и история пса Тинга, подаренного ребятами любимому учителю... Ефрем Николаевич Соломатин — остроумный, веселый человек. Он бесконечно любит музыку и детей, а мечтает он об организации школ с музыкальным уклоном, в которых можно воспитать в учениках любовь к музыке, к жизни, к людям…
О повседневной жизни директора школы, фронтовика, неудавшегося писателя, сумевшего найти себя в работе с детьми повествует драма «Дневник директора школы» 1975 года. К делу он относится с повышенной требовательностью, ответственностью, осознавая важность роли учителя в судьбе учеников. Он (Борисов) пытается разобраться в проблемах современности, понимает, что и педагогические принципы должны стать иными: на смену учительскому монологу приходит равноправный диалог учителя и ученика. Необходимо признать право молодых на собственное суждение. Утверждая в своей деятельности принципы терпимости, уважения к личности ученика, его таланту, он вступает в конфликт с завучем школы (Саввина), упрекающей директора в либерализме и попустительстве. Но в собственной семье у него, к сожалению, не все гладко...
Конечно, невозможно говорить о кинематографическом образе педагога не упомянув бессметрную мелодраму «Розыгрыш» 1976 года, в которой жизнь ставит перед старшеклассниками первые "взрослые" вопросы. Прощаясь с детством, они начинают по-новому относиться к дружбе и любви, к таланту и соперничеству. Теперь подростки сами решают, каким путем идти к своей мечте…
Трагический образ педагога раскрывает кинокартина «Уроки французского» 1978 года. Послевоенные годы. Одиннадцатилетнего Володю мать отправляет из деревни в райцентр учиться. Мальчик поселяется у женщины, потерявшей на фронте мужа и оставшейся с тремя детьми. Молоденькая учительница французского языка Лидия Михайловна пытается помочь Володе. Под предлогом дополнительных занятий она пытается накормить мальчика, но он отказывается от еды. И тогда учительница прибегает к хитрости: она предлагает ему играть в "пристенок" на деньги, и, конечно, подыгрывает Володе. Вскоре Лидию Михайловну выгонят из школы…
Психолог Ольга Маховская говорит: «В советское время образ учителя в кино был идеализирован и романтичен: молодые люди с одухотворенными лицами, которые боролись за каждого ученика, будь то ребенок или взрослый, считая своим долгом привить ему любовь к знаниям.» [4]
В заключении главы хотелось бы отметить, что в советских кинокартинах учитель показан как проповедник, ведущий своих подопечных в светлое, прекрасное будущее.