круглого стола «Экологическая безопасность населения: современные вызовы и пути решения»




Участники круглого стола требуют экстренного решения следующих вопросов:

1.Проблемы охраны здоровья населения.

2.Вопросов раздельного сбора и переработки отходов производства и потребления.

3.Комплексного решения вопросов экологической безопасности населения.

В 2016 году на заседании правительства в Горках Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев озвучил 300 горячих точек на экологической карте России, в районе которых проживает около 17 млн человек. Это - зоны сырьевых разработок, крупных промышленных предприятий и др. Но эти цифры явно занижены.

В апреле 2013 года исполняющий обязанности губернатора Московской области Андрей Воробьев обратился к президенту РФ Владимира Путина по поводу закрытия 39 полигонов в целях создания мусороперерабатывающей отрасли и получил положительное решение. Вместо создания высокотехнологичных производств и вследствие закрытия 24 полигонов ТБО проводится перезагрузка оставшихся 15 полигонов, работающих сегодня с превышением норматива приема мусора. За 5 лет в Подмосковье не было создано ни одного современного мусороперерабатывающего предприятия.

Большинство представителей экспертного сообщества предполагают, что произошло перераспределение теневого мусорного оборота в пользу чиновников правительства Московской области, единственного региона России, замкнувшего на себя полный пакет полномочий в части обращения отходов производства и потребления. А именно происходит:

1. Публичное нарушение закона №89 «Об отходах производства и потребления», в части охраны здоровья населения, обязательности предварительной сортировки мусора и конкурентности процедур при определении региональных операторов ТБО.

2. Открытое лоббирование высшими должностными лицами интересов высшего руководства крупных государственных корпораций и владельцев частного бизнеса, навязывание архаичных технологий по сжиганию мусора на колосниковых решетках и минимизация затрат на открытие новых производств.

3. Сокрытие масштабов экологического бедствия и непринятие должных мер по рекультивации закрытых полигонов ТБО.

4. Полное игнорирование мнения местного населения при обсуждении ОВОС, массовое нарушение прав граждан на чистую окружающую среду, административное давление на население, препятствующее незаконному мусорному обороту. От общественных активистов поступает информация о том, что силами правоохранительных органов поддерживается незаконный мусорный бизнес частных коммерческих компаний.

5. Имитация общественного консенсуса за счет создания фейковых экологических организаций, финансируемых из различных государственных и около государственных программ.

 

21 марта 2018 года произошел взрыв протестных настроений в Волоколамске, вследствие дезинформации населения о якобы «распылении газового баллончика» в школе №2, приведшего к госпитализации 23 учащихся.

Подавляющее число жителей Волоколамска постоянно выходит на митинги протеста, а 9 000 граждан обратились к президенту РФ по вопросу закрытия полигона ТБО «Ядрово». Но вместо закрытия свалки, 14 апреля была открыта новая карта полигона, многократно превышающая по объёму выработавший свои мощности полигон.

Вторым по претесной активности очагом противостояния является временная площадка по размещению мусора расположенная на границе Волоколамского и Рузского районов, близ деревни Щелканово.

Расположенный на территории предполагаемого строительства Сычёвский ГОК был закрыт в 1988 году государственным горнотехническим надзором СССР. В связи с нарушением технологии ведения работ, были вскрыты толщи пород Подольско-Мячковского водного горизонта, основного источника питьевой воды запада Москвы и Московской области.

Размещение экологически опасного производства было произведено на территории, где строительство промышленных объектов запрещено в силу закона, что говорит о том, что руководство Рузского района готово на действия против интересов общества.

Закрытие в июне 2017 г. полигона ТБО "Кучино" и экстренная его дегазация привели к ухудшению экологической ситуации на востоке и юго-востоке Москвы и Подмосковья. Дегазация полигона была проведена с грубейшими нарушениями.

На полигон «Лесная» Серпуховского муниципального района, согласованный президентом России Владимиром Путиным к закрытию в 2109 году против проектных 300 000 тонн мусора в год, по состоянию на 1 июня, уже завезено 400 000 тонн, а срок эксплуатации продлен до 2031 года. Полигон «Сьяново-1» горит, периодически вводится режим ЧС на территории полигона, осваиваются деньги, а затем полигон вновь возгорается.

Аналогичные ситуации экологического бедствия происходят на всех территориях РФ, где расположены действующие, закрытые и вновь строящиеся полигоны ТБО, заводы по сжиганию мусора. В экологически опасном состоянии находятся захоронения КБО в Сибири, Татарстане, Крыму, Ярославской, Калужской, Ростовской, Астраханской, Калининградской и Иркутской областях, в Красноярском и Краснодарском краях, в Санкт-Петербурге, в городах Сочи, Анапе.

В Московской области имеются все признаки сознательного массового нарушения прав граждан на экологически чистую среду, что позволяет сделать вывод об экологическом геноциде населения.

Поэтому, только объективная и публичная оценка ситуации на федеральном уровне, принятие мер должного реагирования, признание экологической катастрофы и привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности, позволит наметить пути решения проблемы и приступить к ее реализации, при полной поддержке и под контролем общества.

Открытость, публичность и гласность, возврат к демократическим ценностям, избрание глав муниципалитетов и губернатора на конкурентных выборах, позволит избежать радикализации политического процесса. Ответственность за текущее состояние общественно-политической ситуации в Московском регионе лежит в первую очередь на представительных органах власти, призванных должным образом выражать волю населения.

Немедленное назначение парламентских слушаний «Об экологической катастрофе в центральном регионе России» позволит снять накал протестных настроений и переведет решение вопроса в законодательное русло, позволит населению принять непосредственное участие в обеспечении прав на охрану здоровья, защиту институтов материнства и детства.

На основании изложенного требуем немедленного принятия должных мер, а именно:

1. Запрос на разработку и вынесение на голосование ЗАКОНА ОБ ЭКОНОМИКЕ РЕЦИКЛИНГА.

2. Запрос на законодательный запрет на захоронение органики на полигонах и на сжигание на МСЗ.

3. Запрос на внесение поправки к ФЗ 503 об «обязательном» раздельном сборе и накоплении отходов для физических и юридических лиц.

4. Запрос на законодательный запрет на строительство МСЗ вне зоны отчуждения (законодательно закрепить: не строить МСЗ в радиусе до 24 км с проживанием населения, ведением с/х и животноводческой деятельности).

5. Законодательный запрет на строительство МСЗ по технологиям, которые на официальном уровне признаны устаревшими в Евросоюзе и США (технологии с использованием колосниковой решетки).

6. Запрос на законодательное принятие целевых установок по РСО и сортировке: введение моратория на строительство любых видов МСЗ (кроме спецтехнологий для обезвреживания медицинских отходов: при температурах выше 2000 градусов) до введения РСО с выполненным целевым показателем 70% и 100% выделением и переработкой опасных фракций (батарейки, ртутные приборы, лампы, ПВХ).

7. Запрос на законодательный мораторий на заводы по переработке в РДФ топливо. Заводы по РДФ топливу могут быть построены только после достижения показателя РСО 70% на территории и 100% выделения и переработки опасных фракций (батарейки, ртутные приборы, лампы).

8. Законодательно передать функции по созданию и контролю за исполнением территориальной схемы обращения с отходами – Министерству Природных ресурсов и экологии РФ.

9. Законодательно утвердить cоздание единой территориальной схемы обращения с отходами по ЦФО (Москва, МО и другие области ЦФО).

10. Законодательно закрепить обязательное прохождение Территориальной схемы через открытые Публичные слушания с обязательным учетом мнения граждан (не менее 65% участников слушаний должны проголосовать за принятие территориальной схемы)

11. Законодательно увеличить экологический сбор (дифференцированно по видам материалов) – расширение ответственности производителя. Деньги от экосбора должны быть использованы не только на сортировку и переработку, но отдельный процент (минимум 1-2%) требуется утвердить на РСО и просвещение населения в части раздельного сбора отходов в частных домохозяйствах и ЖКХ.

12. Законодательно закрепить создание постоянно действующих независимых общественных экологических экспертиз для работы с проблемными объектами (не менее 2 на каждый объект).

13. Законодательно усилить Федеральный контроль за проведением госзакупок и торгов по всем вопросам обращения с отходами для ликвидации коррупционных составляющих – через независимые общественные экологические экспертизы, счетную палату, ФАС.

14. Законодательно ограничить ввоз и производство на территории РФ пластиковых упаковок, особенно из неперерабатываемых или трудно-перерабатываемых фракций (7,3).

15. Запретить продажу и бесплатную выдачу пластиковых пакетов во всех торговых точках ритейла на территории РФ, независимо от размера и статуса магазина (пищевые, хозяйственно-бытовых товаров, электроприборов и пр.).

16. Законодательно утвердить снижение тарифов за вывоз мусора для тех граждан и организаций, кто практикует раздельный сбор отходов.

 

17. Введение законодательно обязательного проведения сводного расчета предельно допустимых выбросов (ПДВ) для отдельных районов, далее областей с учетом сводного ПДВ всех промышленных объектов, объектов обращения с отходами (организованных и неорганизованных).

18. Ввести законодательный запрет на строительство любых новых промышленных объектов и объектов обращения с отходами без анализа и экспертного заключения от общественных независимых экологических экспертиз по сводному расчету ПДВ по району и анализа проектной документации, ОВОС.

19. Сводный анализ ПДВ по району должен быть утвержден в обязательном перечне вопросов для обсуждения на Публичных слушаниях по строительству новых промышленных предприятий, объектов обращения с отходами.

20. Должен быть принят полноценный закон о публичных слушаниях с обязательным учетом мнения граждан по любым объектам, имеющим потенциальное влияние на окружающую среду и качество жизни населения. Здесь требуется разработка законодательной инициативы с оцифровкой учета мнения граждан. Не менее 65% граждан на ПС должны голосовать «ЗА» объект в случае его строительства. Должен быть прописан механизм широкого информирования населения о проводимых ПС.

21. Законодательно ввести изменения в штрафы для промышленных предприятий в сторону значительного увеличения за нарушения в сфере природоохранного законодательства (превышения по выбросам вредных веществ в воду, воздух, почву, отсутствие надлежащей системы фильтрации и очистки).

22. Закрепить в законе обязательное использование штрафов за нарушения в сфере природоохранного законодательства промышленными предприятиями и объектами обращения с отходами для внедрения современных технологий по очистке и фильтрации вредных выбросов в окружающую среду, а также для реабилитации загрязненных данными предприятиями или объектами территорий.

23. Должна быть принята директива о безопасной рекультивации, дегазации старых свалок и полигонов с прохождением через открытые публичные слушания с участием экспертного совета, независимых общественных экологических экспертиз по каждому объекту с выбором наиболее подходящей для конкретного объекта технологии.

24. Создание в стране ГБОУ НИИ по обращению с отходами.

25. Создание постоянно действующего экспертного совета по обращению с отходами при Минприроды РФ.

26. Должна быть принята в управление и реализацию разработка расчетной схемы рециклинга и терсхемы по ЦФО с оцифровкой количества требуемых заводов по сортировке и переработке по каждой фракции.

27. Терсхема по обращению с отходами должна утверждаться несколькими независимыми экспертными советами.

Кроме того, с учетом того, что мусорная катастрофа ведет к необратимым процессам в экологии окружающей среды, массовому нарушению конституционных прав граждан и угрожает основам Конституционного строя России, требуем придать государственной Экологической программе чрезвычайный характер и утвердить государственный пятилетний план ее реализации.

1. Разделить зоны ответственности за реализацию программы исходя из поселенческого принципа:

1.1 ответственность муниципального района за размещение объекта отходов производства и потребления, мнение населения в обязательном порядке учитывается путем референдума;

1.2 ответственность региона за инфраструктурное обеспечение территории;

1.3 ответственность федерального бюджета по финансированию программы с накоплением средств на рекультивацию объектов на специальных счетах.

2. На переходный период сроком в один год утвердить временный порядок обращения отходов, с учетом мнения населения в форме голосования.

3. Государственную программу утвердить на базе передовых мировых технологий исходя из главных параметров – объемов производимого мусора на территории в пятилетний период, расположения объектов по обращению отходов в 30 километровой санитарно-защитной зоне от населённых пунктов и обязательного учета мнения населения в форме референдума.

4. Признать территориальные схемы по обращению отходов не отвечающими требованиям законодательства и интересам общества, результаты тендеров по отбору региональных операторов отменить, строительство мусоросжигающих заводов запретить. Все предприятия по обращению отходов должны иметь государственный экологический стандарт и форму государственной собственности.

5. Контроль за исполнением природоохранного законодательства возложить на специальные органы государственного контроля, усилить ответственность за нарушения законодательства в части охраны здоровья человека.

Все предложения сформированы на основании систематизации требований экспертного сообщества, резолюций многочисленных митингов и предложений муниципалитетов, сложившейся судебной практики и направлены на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную экологическую среду, защиту основ Конституционного строя России и вывод страны из экологического кризиса, сползающего в кризис политический.

Участники круглого стола требуют кардинального решениях проблем полигонов «Ядрово», «Лесная», «Сычево», «Воловичи», «Кулаковский», «Алексинский карьер», «Тимохово», Вишняковский карьер «33 километр».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: