Избирательность внимания




Устойчивость внимания

è Это способность субъекта не отклоняться от направленности психической активности и сохранять сосредоточенность на объекте внимания.

è Характеристиками устойчивости внимания являются временные параметры длительности сохранения направленности и сосредоточенности психической активности без отклонения от исходного качественного уровня.

Методика - Корректурная проба с кольцами.
Цель. Обследуемому предлагается бланк с кольцами Ландольдта (рис. 8). В таблице по 32 кольца в строке, всего 32 строки. Обследуемым предлагается зачеркивать кольца с определенным разрывом или зачеркивать такие кольца, как первое (второе, третье и т. д.) в строке. На задание отводится 5 мин. Через каждую минуту дается команда провести черту.
Проверка осуществляется по шаблону (бланку, на котором вырезаны соответствующие кольца). Инструкция. «Возьмите бланк с кольцами. Положите его таким образом, чтобы верхнее левое кольцо было с разрезом вправо. Напишите сверху свою фамилию. Вам надлежит в первой строчке кольца с разрезом на 9 ч, во второй – с разрезом на 7 ч и т. д. Через каждую минуту будет подаваться команда: «Минута!» В этот момент следует поставить квадратную скобку на том месте, где вас застала команда. Затем, не задерживаясь, продолжайте работу. Вопросы есть? (Ответить на вопросы.) приготовиться! Начали!» Включить секундомер. Через пять минут подать команду «Стоп!».

 

Обработка результатов. При выполнении 5-минутной пробы оценка выставляется в условных баллах по номограмме (рис. 9), на которой учитывается количество просмотренных колец и количество ошибок. Берется средний результат из двух проб. Особое внимание обращается на изменение продуктивности от минуты к минуте и на то, как изменяется количество ошибок.

 

 
 

, где s – число просмотренных знаков, Σ – число правильно зачеркнутых знаков, а 0 – число пропущенных знаков. Показатель устойчивости внимания есть отношение показателя сосредоточенности, рассчитанного по той же формуле, в период второй минуты к показателю сосредоточенности на 5-й минуте. Чем больше отклоняется полученный результат от единицы, тем внимание менее устойчиво.

 

 

Распределение внимания

 

è Свидетельствует о возможности субъекта направлять и сосредотачивать внимание на нескольких независимых переменных одномоментно.

è Характеристиками распределения внимания в эксперименте являются временные показатели, полученные в результате сопоставления длительности правильного выполнения одной задачи и выполнения этой же задачи совместно с другими (двумя или более) задачами.

è Распределение внимания означает одновременное сосредоточение его на двух различных видах деятельности.

Методика распределенность внимания.
Цель. Исследование внимания.
Испытуемым предлагается в течение 2 минут выполнять задание с корректурной таблицей и одновременно запоминать смысл зачитываемых экспериментатором или воспроизводимых на магнитофонной ленте изречений и афоризмов и их авторов.
Инструкция: «Вам предлагается делать сразу два дела - вычеркивать два других знака и запоминать смысл и фамилии авторов произносимых изречений и афоризмов. Необходимо по сигналу «Черта!» провести вертикальную черту в просматриваемой строке. После выполнения задания с корректурной пробой будет дано 4 минуты для письменного воспроизведения смысла и фамилий авторов изречений. И то, и другое знания будут оцениваться количественно и качественно. Итак, внимательно слушайте, запоминайте и вычеркивайте кольца с разрывом в местах, соответствующих цифрам 2 и 7 на циферблате».
Знаки, определенные для зачеркивания, записываются на доске, затем дается сигнал «Внимание! Начинайте!» Через каждые 30 с произносится сигнал «Черта!», в течение каждого 30-секундного отрезка времени зачитываются три изречения, а по истечении 2 мин подается сигнал «Стоп! Две черты!».
Обработка результатов. Показателем распределенности внимания является сумма чисел в процентах выполнения двух заданий. За 100 % выполнения задания по корректурной таблице принимаются данные сосредоточенности внимания, рассчитанные по формуле где S – число просмотренных знаков, ∑ – число правильно зачеркнутых знаков, О – число пропущенных знаков. Правильное воспроизведение смысла изречений и фамилий их авторов определяется из расчета 4,16 % за каждое изречение и 4,16% за каждую фамилию автора.
Конечный результат вносится в графу протокола.

 

 

Переключение внимания

 

è Представляет собой перемещение его направленности и сосредоточенности с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другую.

è Характеристикой переключения внимания является степень трудности его осуществления, измеряемая скоростью перехода субъекта от одного вида деятельности к другому.

 

Методика: Сложение чисел с переключением.
Цель: выявление и оценка переключения внимания старшеклассников.
Материал: бумага, ручка, секундомер.
Инструкция испытуемым: «В тренировочном задании по сигналу экспериментатора испытуемые должны с возможно большей скоростью и точностью складывать два однозначных числа, написанных друг под другом двумя чередующимися способами. Работая по первому способу, Вы должны, сложив два числа, написанных друг под другом, единицы суммы писать рядом с верхним числом, а верхнее из двух предыдущих слагаемых снести вниз. Например:

3 8
5 3 и так далее. Работа в течение 2 минут. По второму способу сумму сложенных чисел записывают рядом с нижним числом, а нижнее из предыдущих слагаемых переносят вверх. Например: 3 5 5 8 и так далее. Работа вторым способом – 2 минуты.
В зачетной серии (10 минут) способы работы меняются через каждую минуту. Вы должны запомнить правила работы по каждому из способов и не допускать путаницы при их применении. Кроме того, Вы должны запомнить и применять правила, касающиеся как первого, так и второго способа работы: 1) если сумма двух слагаемых больше 10, то цифра, обозначающая десятки отбрасывается, а записываются только единицы полученного числа; 2) при переходе на новую строчку переписывать последнюю пару слагаемых нельзя, нужно писать следующую, новую пару слагаемых; 3) при переходе на новый способ работы также нельзя переписывать последнюю пару слагаемых, записывать числа нужно по правилам данного способа работы. При переходе от одного способа сложения к другому дается команда «Черта! Второй способ!» Вы должны поставить в строчке вертикальную черту и продолжить работу по второму способу. Аналогично, по команде «Черта! Первый способ!» Вы ставите вертикальную черту и переходите к первому способу. Так будет продолжаться несколько раз. Работать нужно как можно быстрее, без ошибок. Если возникает затруднение, постарайтесь проверить себя, найти ошибку и продолжать работу. Напишите вверху 7, а внизу 8. Первый способ! Начали работу! Экспериментатор включает секундомер и в конце первой минуты говорит: «Черта! Второй способ!». Важно при этом не перепутать команды. Поэтому удобно на листе бумаги написать 1-2-1-2 и т. д. и в начале каждой минуты зачеркивать одну из цифр, соответствующую способу выполнения. В конце десятой минуты дается последняя команда: «Черта, работа окончена». Во время работы необходимо следить за испытуемыми, если у кого-то из них появится ряд типа:
5 0 5
0 5 0 надо немедленно дать ему два любых однозначных числа, одно из которых нечетное. В качестве исходных пар чисел для выполнения основного задания рекомендуют 8 и 7; 9 и 2; 3 и 2; 9 и 5; 5 и 3; 5 и 8; 9 и 9; 6 и 9; 9 и 4, которые при отсутствии ошибок дают повторение ряда через 60 сложений. Для облегчения обработки целесообразнее всегда давать одни и те же числа. Обработка результатов. Проверку можно облегчить, если учитывать следующую закономерность: сумма двух рядом стоящих цифр в горизонтальном ряду равна третьему числу, стоящему после них. Эта закономерность проявляется вплоть до вертикальной черты, обозначающей переход на новый способ работы. После черты подсчет слагаемых начинается сначала. После подсчета количество сложений и ошибок в процессе выполнения испытуемым задания, вычисляется средняя скорость работы испытуемого. Встречаются два вида ошибок – ошибки переключения внимания и ошибки в сложении. К первому классу относятся: непроизвольное продолжение работы по первому способу, несмотря на сигнал о его отмене, самостоятельное (без команды) переключение на другой способ работы, многократное смешение способов, искажение способа. Последнее проявляется так: запись суммы слагаемых не на том месте, которое указано в инструкции; перенос из предыдущей пары не того слагаемого, которое указано в инструкции; запись переносимого из предыдущей пары слагаемого не на том месте, которое указано в инструкции. Подсчитывается все количество ошибок на переключение и количество групп операций, в которых нет ошибок на переключение. Одна группа – это совокупность операций, выполненных за 1 мин работы одним из способов. Вторая разновидность ошибок имеет место при неправильном сложении чисел или подстановке случайных чисел вместо требуемых. Бывает, когда одну и ту же ошибку испытуемый допускает постоянно, например, сумма 5 и 6 воспроизводится как 13. Ошибка, допускаемая несколько раз засчитывается как одна. Кроме того, подсчитывается скорость работы. Среднее количество операций, выполненных за минуту в условиях переключения, показывает производительность испытуемого в условиях частого переключения с одного вида работы на другой. Обозначается Е. Показатель Е свидетельствует также о подвижности психических процессов. Получив в процессе обработки материала данные о скорости и производительности работы испытуемых, а также данные о ее качестве, мы можем определить следующие показатели переключения внимания испытуемых: а) степень переключаемости внимания; б) быстрота протекания психических процессов; в) уровень проявления устойчивости переключения внимания. Рассмотрим способы выведения каждого из показателей и соответствующие шкалы оценок. а) Степень переключаемости внимания устанавливается в том случае, когда нужно выяснить, как влияет на скорость работы испытуемого необходимость часто переключать внимание. Степень переключаемости определяется отношением: К= е/Е. Е рассчитывается посредством деления общего количества операций в зачетном задании эксперимента на 10 (задание выполняется 10 мин); е рассчитывается делением общего количества операций в тренировочных сериях на 4 (так как тренировка длится 4 мин). Вычисленный таким образом показатель степени переключаемости внимания испытуемого сопоставляется с оценками (Q) шкалы, по которой устанавливается уровень проявления данного свойства. Чем ниже показатель степени переключаемости, тем ниже производительность работы испытуемого в условиях частого переключения внимания. Интервал показателей шкалы оценок –1,33…1,01 свидетельствует о том, что у некоторых испытуемых производительность работы в условиях переключения (Е) выше, чем производительность работы без переключения (е).

У этих испытуемых по данной шкале очень высокая степень переключаемости внимания. В трех остальных разделах шкалы отношение е/Е равно единице или ниже единицы и указывает на высокую, среднюю или низкую степень переключаемости внимания испытуемого. б) О быстроте протекания психических процессов свидетельствует ее показатель Е. На основании статистической обработки данных выведена соответствующая шкала оценок. При количестве операций от 17,9 до 14,8 отмечается высокий уровень развития указанного свойства, при 14,7…11,7 сложениях в минуту – средний уровень, при 11,6 и менее – констатируется низкий уровень производительности работы и подвижности психических процессов испытуемого (табл. 21). в) Уровень проявления устойчивости переключения внимания – это оценка, представляющая собой интегративный показатель переключения внимания, который учитывает и соединяет в себе и скорость, и качество работы в условиях частого переключения. Уровень проявления устойчивости переключения внимания испытуемого рассчитывается по формуле

где К – коэффициент уровня проявления устойчивости переключения внимания, Е – величина, характеризующая производительность работы в условиях переключения внимания; Мос – среднеарифметическое число ошибок сложения за 1 мин (общее количество этих ошибок, деленное на 10); Non – количество групп операций, в которых допущены ошибки переключения.

В данной шкале оценок, как и в предыдущей, каждый из уровней развития включает в себя три подразделения, соответствующие верхнему, среднему и нижнему диапазону оценки. Поэтому данную четырехбалльную шкалу можно использовать как двенадцатибалльную при необходимости более детального дифференцирования оценок.

Избирательность внимания

è Избирательность перцептивного внимания можно измерять с помощью различных методик. Дело в том, что на это качество внимания влияет не только выбранный психический процесс (восприятие, мышление и т. д.), но и сам материал методики, с которым работает испытуемый. Поэтому можно использовать такие методики, которые измеряли бы одно и то же качество внимания, но различались материалом, с которым оперирует испытуемый (буквенный, цифровой, предметный). Во всех этих методиках задачей испытуемого является выделение объекта из фона.

Методика Тест Торндайка.
Тест Торндайка (ТТ) издавна применяется в отечественной психологии. Задача испытуемого – отыскать 10 заданных трехзначных чисел среди фонового материала (100 трехзначных чисел). Те испытуемые, кто после двух-трех проб улавливают прядок последовательности искомых чисел, очень легко могут сознательно убыстрить процесс нахождения эталонных чисел. В индивидуальном эксперименте фиксируется стиль работы испытуемого. Выделено три разных стиля: а) систематический (последовательно просматриваются все числа); б) оптимальный (сознательно организованный и упорядоченный в соответствии с предполагаемой последовательностью расположения искомых чисел); в) хаотичный (испытуемый наугад смотрит в разные стороны фонового материала).
Цель. Исследование избирательности перцептивного внимания.
Материал. Бланк, ручка, секундомер.
Инструкция. Вам будет дана карточка с трехзначными числами (рис. 5). 2 верхних столбца – 10 чисел – эталонов, которые надо найти в нижних столбцах. Каждое число – эталон встречается лишь один раз. Необходимо очертить кружком первое число – эталон, найти его в фоне и зачеркнуть крестиком, затем второе число и т. д. Отыскать все десять. Работать быстрее. Обработка результатов. Показатель ТТ вычисляется из оценки времени выполнения теста Т по шкале с интервалом в 4 1 δ при М =10, δ =3, размерность шкалы от 0 до 19 баллов. К временному показателю Т вносится поправка на ошибки С, за одну ошибку снимается 2 балла. Расчетная формула А= Т–С (табл. 5, 6). Основные статистики по студенческой выборке: М = 10,2; δ =2,76; Мо=11. По показателю ТТ преимущество женщин еще более заметно: М ж= 10,7; М м= 9,4 (разница в 1,3 балла). Тенденции возрастной изменчивости по методике ТТ аналогичны закономерностям, описанным по методике ТМ. Корреляции показателя ТТ с индексом общей успешности по академической успеваемости значимы на уровне р=0,05; с показателем общего интеллекта – на уровне р= 0,10, на этом же уровне значима связь и с показателем по методике ТМ.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: