Добрый день, дорогие друзья! Я уже не раз говорила, что нашу земную жизнь я понимаю как школу жизни. И в школе жизни, как и в нашей, очень средней, школе есть двоечники и отличники. Отличники, как вы понимаете, это те, кто хочет учиться. У кого, спросите вы, и по каким учебникам? Учителями «служат» в школе жизни люди, сумевшие поладить с собой и своей судьбой, а учебниками для нас будут книги и, конечно, фильмы.
Вот сегодня я и хочу взять такую книгу, которая для многих поколений читателей была школой жизни. Это роман Джейн Остин «Гордость и предубеждение». Есть и фильм по этому роману созданный в Великобритании 1995 году и признанный в Англии лучшим фильмом года. Были и другие киноверсии этого романа. По-моему крайне неудачные. Потому что при сохранении названия и имен героев, были изъяты все диалоги автора и заменены, может быть, чем-то очень современным, но и к Джейн Остин не имеющим никакого отношения. Можно сказать много лестных слов в адрес этого романа, но все это уже было сказано до меня. Особо безоговорочным комплиментом в адрес этой книги является то, что на протяжении многих лет эту книгу переводил сын С.Я.Маршака, который никакого отношения к литературе не имел, будучи профессором математики. Эта книга может стать настольной для человека, который хотел бы научиться жизни духовной, благородной, жизни в согласии с собой и миром. Джейн Остин умудрилась в увлекательной форме показать множество затруднительных ситуаций и соответственно достойные выходы из них. Ну, а для тех, кто прочитал этот роман и как в анекдоте «Вчера был в Эрмитаже. - Не получил никакого удовольствия,… кроме эстетического», обещаю не только эстетическое удовольствие. Но мы с вами еще и интеллектуально поработаем. И у каждого персонажа романа Джейн Остин нам будет чему поучиться. Каждый даже второстепенный персонаж даст нам урок.
|
Ну что ж давайте приступим к урокам. Чему, например, женщин может поучить такой второстепенный и вроде бы незначительный персонаж, как полковник Фицуильям? Как вы помните он младший сын графа. Знакомство нас с обычаями в дворянских семьях Великобритании дает нам возможность понять, что все средства семьи принадлежат главе семьи. Это либо отец, либо старший брат. Конечно, по нашим понятиям, это несправедливо и это приводит к зависимости младшего сына, как говорит Фицуильям, необходимости отказывать себе на каждом шагу. Если младший сын живет в семье, то он может позволить себе все, что хочет. Но если он решит жениться, то есть уйти из родительской семьи, то средства его резко ограничиваются. И Фицуильям говорит Элизабет, что «младшие сыновья, например, не могут жениться на девушке, которая им пришлась по душе». Вы спросите, а какое отношение это имеет к нам, к современному обществу? Да прямое! Фицуильям говорит про себя, но он правильно употребляет местоимение не меня, а нас. Сейчас объясню, что я имею в виду, но сначала приведу его высказывание: «Привычка жить на широкую ногу делает нас слишком зависимыми от денег. Между людьми моего круга немного смельчаков, позволяющих себе вступить в брак, не задумываясь о средствах, которыми не смогут в дальнейшем располагать».
Я хочу предложить вам всего лишь два примера из современной жизни, которых в моей практике, конечно, больше. Ко мне обратился за помощью молодой мужчина, который был женат на женщине старше его на 15 лет. Женщина эта была крупным чиновником в нашей мэрии. У мужчины был свой художественный бизнес (от слова «худо»), чтобы не слоняться из угла в угол, а достойно структурировать свое время. У него была дорогая машина, дорогие часы и любые другие мужские безделушки. И довольно много свободного времени. Понятное дело, что он это свободное время не всегда проводил только с друзьями. Так было довольно долго, жена его не контролировала. Но вот после 10 лет совместной жизни он влюбился. Они несколько месяцев встречались с девушкой и когда девушка поняла, что он влюбился всерьез, она решила поставить его перед фактом: либо он прямо сегодня уходит от жены, либо она выходит замуж за другого. Мужчина был в ужасе. У него даже не было своей квартиры, он только её строил, а жить на что? Да еще так жить, как он привык. Милые красавицы, если для мужчины на чашах весов оказываются неземная любовь или комфортное земное существование, то перевешивает, к сожалению, второе. Справедливости ради надо сказать, что не только у мужчин. Одна настоящая красавица и настоящая умница, когда перед ней стал вопрос выбора, - с молодым любимым начать все с нуля или не с молодым уважаемым быть в «десятке», то само понятие выбор здесь не очень уместно. Мне эта умница сказала, что сильнее всего человек привыкает к уровню жизни. Мы с ней беседовали в кафе одного из наших питерских торговых центров. В такие «заведения» эта девушка давно не ходит. Вещи она покупает в основном за границей и мне кажется, что именно в кафе далеко не самого дешевого нашего торгового центра она приняла окончательное решение. Она мне призналась, что испытала ужас возвращения в свое нищее детство и сказала прямо и откровенно, что быстрее всего и сильнее всего человек привыкает к определенному уровню жизни. И вряд ли даже ради большой любви он сможет от этого отказаться. Ну, что ж первый урок мы с вами прошли.
|
|
Теперь давайте поучимся у, очень для меня симпатичного персонажа, Шарлотты Лукас. Миссис Беннет называет Шарлотту дурнушкой, но актриса, которая играет эту роль, на мой взгляд, просто красива. Но мы с вами будем больше в своем анализе следовать образу Шарлоты нарисованному Джейн Остин, нежели её экранному воплощению. Итак, Шарлота не слишком привлекательная девушка лет 27-ми, но смышленая и начитанная. Начитанность не всегда приводит к здравым размышлениям, но в сочетании со здравым смыслом и необходимостью много размышлять, делает человека философом.
В романе Джейн Остин два философа: мистер Беннет и Шарлотта. И я прошу вашего внимания, для того, чтобы познакомить вас с философией Шарлотты. Философ - человек, который может довольствоваться тем, что имеет. Как вы помните, умница Шарлотта приняла предложение руки и сердца одного из самых глупых людей Англии, мистера Коллинза. Элизабет была потрясена этим. Она не могла предположить «что Шарлотта и впрямь решится пожертвовать всеми лучшими чувствами, ради мирского благополучия. Её самая близкая подруга – жена мистера Коллинза! Какая удручающая картина. И боль, вызванная тем, что Шарлотта унизила себя подобным образом, так сильно упав в её мнении, усугублялась мрачной уверенностью в её злосчастной судьбе». Но, как вы помните, Лиззи оказалась не права. Посетив Шарлоту в её новом доме, Элизабет как человек справедливый, была вынуждена признать, что Шарлотта вполне довольна своей судьбой. Она выбрала свою участь с открытыми глазами, а «дом и хозяйство, церковный приход и птичник, а также все, что с этим связано, еще не утратили для неё своего очарования».
Если мистер Коллинз произносил что-нибудь, от чего его жена могла бы прийти в смущение, - а это случалось не редко, - Шарлотта мудро пропускала подобные высказывания мимо ушей. Для неё замужество было единственным шансом обрести статус. Хочу направить ваше внимание на тот факт, который имеет значение при вступлении в брак и для современной девушки. Это её положение в родительской семье. Элизабет отказала Коллинзу, потому что она была счастлива в своей семье. Все ведь познается в сравнении. Лиззи была любимой дочерью отца, её связывала тесная дружба с умной и благородной Джейн. Она была… красива, и ей было только 20 лет. Шарлотта жила в семье, где мать была глупа и невежественна как миссис Беннет, отец постоянно изрекал банальности, ей было 27, и она была непривлекательна. И поэтому мы должны признать, что её поступок был разумен. Она сама говорила, что она далека от романтики и ищет крова над головой.
И как истинный философ, Шарлотта могла довольствоваться тем, что имеет, а не гнаться за иллюзиями счастья. Я, прожив долгую жизнь, вывела свою собственную формулу счастья: умение ценить то, что у тебя есть. Не просто довольствоваться, а наслаждаться тем, что есть и ни в коем случае не запускать в душу сожалений о том, чего у тебя нет. Я говорила, что философом был мистер Беннет, жена которого тоже не отличалась здравым смыслом и хорошими манерами, но мистер Беннет, как его характеризует Джейн Остин, быстро разочаровавшись в жене, как истинный философ не стал искать развлечений на стороне, а принял ситуацию такой, как она есть. Не отказывая, правда, себе в удовольствии подшучивать над своей женой.
Мне Шарлотта нравится ничуть не меньше чем Элизабет и Джейн, не только мудростью, но и женским благородством. Своим бережным отношением к подруге. Не так часто мне приходилось наблюдать благородство в женской дружбе. Есть такой миф, что женщины более сострадательны, чем мужчины. Наверное, все зависит от того, как измерять эту сострадательность. Я хочу коротко рассказать вам историю одной девочки, которая в 15 лет получила жестокий урок. Девочка считалась внешне непривлекательной, но была круглой отличницей из тех отличниц, которых не любят одноклассники. Девочка влюбилась в мальчика из своего класса. И на беду свою поделилась своим секретом с той, которую считала своей подругой. Её «подруга» с компанией девчонок решили поразвлечься. Они стали убеждать нашу отличницу, в том, что мальчик в нее влюблен и просто стесняется к ней первым подойти, а потому ей нужно проявить большую активность. Она и проявила, … и попала под огонь перекрестных насмешек, которые заставили её сильно страдать. Мне очень хотелось бы, чтобы мы с вами поучились у Шарлотты её бережному отношению к подруге и ответственному отношению к своим словам. Ей казалось, ей хотелось поверить, что Дарси влюблен в Элизабет, и она прилагала усилия, наблюдала, для того, чтобы вынести правильное суждение. Потому что легкомысленными словами она опасалась вызвать надежды, которые могли бы привести к напрасным разочарованиям. Я считаю, что еще очень многому можно поучиться у Шарлотты, но мне следует уже перейти к другим героям романа.
Учиться можно не только на позитивных примерах, но и на чужих ошибках. Мистер Беннет философ и сатирик по жизни принадлежал к числу мужчин, которые не вмешиваются в свою семейную жизнь, целиком препоручив воспитание детей своей жене. Все может сложиться благополучно, если жена умна, а у детей от природы тяга к хорошему, а не дурному. Отец вправе был гордиться своими старшими дочерьми. Но трех младших мистер Беннет трезво оценивал, называя самыми глупыми девчонками в Англии. Он мог бы не отпустить Лидию одну в Брайтон, но для этого ему нужно было ввязаться в конфликт, который отвлек бы его от книг и приятных размышлений. И чтобы отвязаться, он уступил жене и Лидии. И был соответственно за это наказан. Современный отец, устраняющийся от воспитания, должен предвидеть такую возможность. Ведь правильно говорят, что умный учится на чужих ошибках.
Не мешало бы женщинам-мамам учесть и тот горький опыт, который может сделать несчастными их детей, вынуждая детей стыдиться своих родителей. У моей школьной подруги, родители были похожи на мистера и миссис Беннет. Отец из бывших аристократов с высшим образованием, доморощенный художник, а мама их «простых». Такая же, как миссис Беннет невежественная и с дурными манерами. В добавление к этим «прелестям» она еще была одержима идеей экономии. Поэтому одевалась она, как сейчас наши бомжики, и все копила, копила. Ларка от всего этого конечно страдала. Я думала, что мое поколение, мои сверстницы никогда не подвергнут своих детей стыду за себя. Но человеку свойственно ошибаться. И среди моих подруг есть такие, которые добровольно вышли в тираж и решили, что в нашем возрасте иметь плохие зубы и неухоженные волосы нормально. Поэтому если вы хотите избавить своих детей от огорчений за своих родителей, вспоминайте почаще миссис Беннет, и помните всегда каково было Элизабет, когда она прочитала справедливый отзыв Дарси о своих родных и почувствовала себя при этом такой несчастной, какой никогда не была до этого. Отвлекаясь от романа, я хочу напомнить всем нам, что мы для других людей окружающая среда, так же как стройные деревья, красивые цветы, величественные здания. И хорошо бы приложить немного усилий, чтобы своей внешностью и манерами украсить этот мир, чтобы сделать радостнее жизнь других людей.
Мы можем приложить усилия, чтобы мир другого человека был прекраснее, но увидеть это прекрасное в мире может только сам человек. У меня есть знакомая очень проницательная, буквально с рентгеновским взглядом на людей, она умеет схватывать самую суть человека. Но вот несчастье: от природы она видит в людях только плохое. Очень верно, очень точно, но только недостатки. А потому живет моя знакомая в мире людей, у которых одни недостатки. Мне бы очень хотелось встретить в жизни такого человека как Джейн Беннет, которая бы совершенно искренне восхищалась достоинствами других людей, и старалась бы оправдывать и объяснять их плохие поступки. Может быть, такие люди как Джейн существуют. Я читала, что в образе Джейн представлена старшая сестра писательницы Кассандра. Я думаю, всем нам стоит поучиться у Джейн её благородному стремлению понять и оправдать другого человека. А еще Джейн преподала мне хороший урок. При всей своей кротости нрава и великодушии, она способна при принятии судьбоносного решения проявить твердость характера. Если бы сестры Бингли были против их брака, то Джейн,… «сколько бы не огорчало меня их неодобрение, я бы не колебалась в своем ответе». Я бы желала всем нам такой же твердости в принятии решений, без оглядки на чужое мнение.
Конечно, принимать решение нужно самому, но, принимая решение, обязательно нужно уметь прогнозировать будущую ситуацию. Брак Джейн и Бингли, брак Элизабет и Дарси являются мезальянсами. Джейн Остин соблюдает закон мелодрамы, женского романа, который строится по сюжету самой сладкой сказки для барышень, - «Золушки». Такими романами зачитывались гимназистки и мечтали, мечтали… Не важно, в какое время вы живете, учились вы в гимназии или нет, но вы тоже можете попасть в плен таких сладких фантазий. Вот придет принц, а, скорее всего, прискачет на белом коне, мы поженимся, будем жить долго и счастливо и умрем в один день. А за свое счастье нужно бороться, и не обращать внимание на то, что говорят злые языки. Только, если суметь через окраску злости проникнуть в их содержание, то может, стоит к этому прислушаться? Леди Кэтрин в романе особа крайне неприятная, но говорит она дельные вещи, обращаясь к Элизабет: «Значит, вам дела нет до чести и репутации моего племянника. Неужели вы не понимаете, что, связав себя с вами, он опозорит себя перед всем светом… Вы решили погубить его в глазах друзей и вызвать к нему презрение всего света». Элизабет гордо, с чувством собственного достоинства отстаивает свое право поступать сообразно собственному представлению о своем счастье.
Давайте мы с вами пофантазируем и представим, как бы себя чувствовала Золушка во дворце после свадьбы или любая молодая женщина, которой «посчастливилось» выйти замуж за принца. Нам могут помочь в этом другие авторы, которые знают, что в случае мезальянса, родня жениха приходит в ярость. Но поскольку ничего уже изменить нельзя, каждый из членов семьи приложит все усилия, чтобы продемонстрировать свое недоброжелательное отношение к новоявленной родственнице. Благоразумные мужчины всегда старались выбрать себе, так называемую, ровню. Что желательно было бы делать и нам. Мезальянсы среди аристократии как в Англии, во Франции и в России, были крайне редки, потому что обструкция, которая обрушивалась на женщину, была для нее непосильна и муж, вначале очень любивший свою жену, все же с течением времени предпочитал общение в своем кругу, куда её не допускали. Ярким примером такой обструкции для нас может быть положение, в которое попала Анна Каренина, когда стала открыто жить с Вронским.
Положение Золушки во дворце было бы еще ужаснее, её морально просто бы уничтожили. В нашем обществе нет, конечно, такого расслоения, мы вроде бы все равны. Но мне пришлось в своей жизни и консультативной практике наблюдать такие неравные браки. Супруги в них не были счастливы, если они продолжались достаточно долго или союз быстро распадался. Я приведу вам всего два примера. Буду писать очень кратко. Одна молодая женщина геолог из профессорской семьи, замужем, конечно, за кандидатом наук в летней экспедиции влюбилась в местного, прикрепленного к их группе, шофёра. Они вместе приехали в Ленинград. Она тут же развелась с мужем, и влюбленные образовали счастливую семью. Но счастье их длилось не долго. В «круг» интеллектуалов шофер как-то не вписался, а жена быстро поняла, что «ты мир не можешь заменить, но ведь и он тебя не может».
Бывает, что мезальянс длится долго. В моей практике была такая пара, которая вместе прожила почти тридцать лет, но супруги так и не смогли стать единым целым. Замкнутая, стеснительная и в свои 50 лет женщина так и не смогла избавиться от налета провинциальности. Потому никогда и не могла поверить в то, что муж её любит. Она понимала, почувствовала в молодости, что муж женился на ней, бедной деревенской девочке, из жалости. Муж её действительно очень хороший человек. К тому же еще и очень успешный. Я с ним познакомилась, он и привел ко мне жену. Скромный, порядочный с развитым чувством долга по отношению к жене и двум взрослым детям. Вместе с этим красивый, человек в котором чувствовалась голубая кровь. Он жалел жену, он ей не изменял, но он никогда её не любил. И жена чувствовала все время, что она ему не пара. Ну, а уж как старалась подчеркнуть это её свекровь, вы догадаетесь сами.
Вы можете подумать сейчас, что я пишу это, чтобы оградить вас от неравных браков. Совсем нет. Я ставила перед собой другую цель. Просмотр фильма, чтение книги, оказывают на наше мировоззрение определенное влияние. Особенно если герой или героиня произведения симпатичны нам. Так, например, Лавр - вор в законе, в исполнении Александра Абдулова в кинофильме «Next» может вызвать желание подражать такому человеку. Навеять иллюзию, что тюрьма кует настоящих мужчин. В общем, мальчишка может заразиться тюремной романтикой. Так же и современная девушка, в душе сентиментальная гимназистка, посмотрев фильм или прочитав роман «Гордость и предубеждение», в котором Джейн Остин представляет нам совершенно реальных живых людей, может поверить и в реальность сюжета. Но реальность персонажей не делает сказку былью. А в «были», Джейн Остин и её сестра красавица Кассандра, несмотря на то, что приглашались на балы в высшее общество, все-таки были для джентльменов этого общества дочерьми викария. А потому ни сама писательница, ни её сестра так замуж и не вышли. Так что мы с вами должны твердо помнить, что сказка ложь, а жить нам в реальности. Особенно это важно сейчас, когда в качестве образцов для подражания, представленных обаятельнейшими актерами, может быть вороватая врушка няня Вика, киллер, киллер-2, антикиллер…
В нашем современном обществе, где смешались понятия добра и зла, где грех и порок - основа успеха нужно учиться выбирать себе учителей. Вот об этом я и хотела сказать. Обучение – это не слепое подражание, а критическое осмысление.
ГБ
Г.
Мастер и Маргарита
Подвержены ли вы соблазнам? Может ли кто-нибудь увлечь вас сладкими речами, как мифическая Сирена и утащить в бездну морскую? Но кроме бездны морской, где погибнет наше тело, но душа останется нетронутой, может ли кто-нибудь увлечь нас сладкими речами, изысканным стилем, когда читаешь взахлеб и наслаждаешься, и утащить нас в бездну, где душа наша не то чтобы гибнет, но все-таки черствеет? Может ли? Сейчас много справедливых упреков в адрес нашего «волшебного ящика», который поставил перед собой цель сделать нас не жестокими, а даже хуже, бесчувственными. На нас обрушивается не град, а лавина черных новостей, злых поступков и какой-то нечеловеческой бездушной жестокости. А может быть, мы найдем отдохновение от всей этой чернухи, погрузившись в талант Михаила Булгакова, наслаждаясь красочностью катящихся фраз, изысканным юмором, фантастическим миром? Читаем мы или смотрим фильм «Мастер и Маргарита» и попадаем под магическое обаяние автора и как крысы за волшебной дудочкой идем топиться… Так ли это? И кто согласится со мной, что великое произведение еще и великий соблазн?
Скажите, пожалуйста, когда вы смотрите кинохронику времен Гитлера, видите толпу, внимающую словам вождя, вы как про себя думаете? Задавали ли вы себе вопрос, а вы пошли бы за «дудочкой» Гитлера, Геббельса? Я себе такой вопрос задавала. Мне очень бы хотелось сказать, что нет. Так хочется про себя думать, что ты живешь своим умом, что гипнотическому влиянию таланта ты не поддашься. Но, как говорят, - факты упрямая вещь и был такой факт в моей биографии, когда я, поправ свои представления о добре и зле, повелась за талантливой «дудочкой» Булгакова. Я прочитала роман «Мастер и Маргарита», наверное, в года 22, еще в журнальном варианте. Роман меня ошеломил, как, впрочем, и всех моих ровесников. Что чувствовали мы, тогда не атеисты даже, а просто молодые люди, которые не думали ни о Боге, ни о Христе, Евангелиев от Матфея и Иоанна не читали, вдруг, как обухом по голове получили информацию об Иисусе-Иешуа, как о живом и в давние времена жившем персонаже? И свалилось тогда на наши бедные головы и внедрилось в наше непорочное сознание евангелие от Булгакова.
У вас сейчас создастся впечатление, что я буду писать о библейских делах в романе, которые протодиакон Андрей Кураев назвал роман в романе (ершалаимскую историю) «Евангелием от сатаны». Не моя это епархия, и не буду я со своим носом соваться в калашный ряд. А буду я писать только о делах земных. А зачем, спросите вы? Да только с одной целью, чтобы не повелись мы с вами на талант, да на ум. Ум ведь сам по себе не носитель нравственности и злые гении существовали во все времена. Мы вроде и знаем это и даже видели и сейчас видим, а все повторяем за гениальным поэтом, который не особо утруждался нравственными исканиями, что «гений и злодейство не совместны». Но как же трудно противостоять паутине обаяния таланта, и вот ты уже, как муха в плену и не можешь вынести своего суждения и вместе с гениальным писателем кого-то уродуешь, убиваешь, пугаешь до смерти.
Снова хочу вас вернуть к основной мысли своего повествования: не ведитесь, не поддавайтесь очарованию, соблазну талантов, создавших очаровательные образы Гумберта или Сатаны, а пожалейте лучше девочку Лолиту и тех, кого уродовал Воланд. Не знаю как вы, а я повелась. Мне почему-то бедного администратора Варенуху и полностью раздавленного Римского было не жалко. Разве не должно было пронзить меня сочувствие к Римскому?, который «после клиники и Кисловодска старенький-престаренький, с трясущейся головой финдиректор подал заявление об уходе из Варьете. Интересно то, что это заявление привезла в Варьете супруга Римского. Сам Григорий Данилович не нашел в себе силы даже днем побывать в том здании, где видел он залитое луной треснувшее стекло в окне и длинную руку, пробирающуюся к нижней задвижке». Нет, не пронзило. И не жалко мне было Жоржа Бенгальского, у которого осталась «неприятная, тягостная привычка, каждую весну в полнолуние впадать в тревожное состояние, внезапно хвататься за шею, испуганно оглядываться и плакать». Да и другие герои, совсем не героического склада, просто обычные люди как вы и я, не вышли сухими из той страшной воды, в которой топил их, развлекаясь, Сатана. Но было ли у меня сочувствие к этим людям? Даже не помню. Помню очарование романом, высокой любовью Мастера и Маргариты и что мне было за дело в ореоле этих чувств до мелких людей и до их мелких страданий? Не напоминаем ли мы себе сами героиню итальянского фильма «Укрощение строптивого»? Помните, как она весело смеялась над картинкой из телевизора, где кто-то свалился с лестницы? Герой Адриано Челентано решил её проучить, и когда девушка подвернула ногу на лестнице, он залился счастливым смехом. На что барышня очень обиделась.
А мы с вами не бываем разве в жизни также равнодушны к чужим страданиям и неприятностям, как таксисты у метро после теракта, которые называли свое хапужничество иностранным словом: бизнес? Но это ярко проявленное равнодушие. А я в своей жизни неоднократно наблюдала равнодушие, которое было под маской прекраснодушия. Не секрет для вас, что в начальники часто попадают люди, имеющие в потенциале садистские наклонности, им нравится властвовать. И у них это получается. Такой садист всегда имеет четко разработанную стратегию. Она проста и беспроигрышна именно благодаря нашему твердому убеждению, что если садюга меня не трогает, а достает другого, то в принципе он для меня человек не плохой. Ведь в чем заключается стратегия садюги, - он никогда не идет против всего коллектива, он выбирает жертву и начинает её гнобить и при этом обязательно, кого-то приближает к себе, обласкивает. Этому обласканному не стоит питать иллюзий, ласки когда-то кончатся и его тоже сломают. Садист своим животным нутром понимает, что прутики нужно ломать по одному, пучок сломать не по силам. Но не встречались ли вам люди, которые подобно глупым прутикам не защищали другие «прутики», потому что это не их пока ломали? А может мы с вами у кого-то, где-то этому научились? У того, кто был для нас авторитетом, у гения, у таланта?
Как, поддавшись влиянию таланта, завораживающему стилю, мы с вами весело смеемся над Поплавским, дядей Берлиоза, которого сатанинская шайка не просто выгнала, это бы ладно, а поиздевалась вволю. Почему, зачем нужно было все вытащить из его чемодана и спихнуть ногой в лестничный пролет? Затем крепко и страшно ударить Поплавского по шее вареной курицей так, что «длинная искра пронеслась у него перед глазами… - и Поплавский полетел вниз по лестнице, держа в руке паспорт». Читая и попадая под влияние автора, мы с вами не только не сочувствуем, но даже испытываем, как нам кажется, справедливое чувство злорадства, когда на наших глазах, злых шуток ради, делают из человека шута горохового. Буфетчик Варьете Андрей Фокич, человек, много наворовавший и мало симпатичный, может быть и заслуживает наказания, но почему обязательно с унижением? В нехорошей квартире, где поселился Воланд, Андрей Фокич оказался по очень важному для него делу. Он хотел, чтобы ему вернули денежные знаки, которые (как вы помните) в кассе у него превратились в резаную бумагу. Воланд сказал, что он рад визиту буфетчика и приказал подать ему табурет. Андрей Фокич покорнейше поблагодарил и опустился на скамеечку. «Задняя её ножка тотчас с треском подломилась и буфетчик, охнув, пребольно ударился задом о пол. Падая, он поддел ногой другую скамеечку, стоявшую перед ним, и с нее опрокинул себе на брюки полную чашу красного вина. Артист воскликнул: Ай, не ушиблись ли вы?» Зачем я привела этот пример? Такой на первый взгляд незначительный. На самом деле в этой «шутке» Сатаны, как в капле воды отражается все его отношение к людям, к человеку. Нам кажется, что он кого-то наказывает за содеянное, но это только кажется. На самом деле Сатана просто развлекается. Ему скучно в безмерном его одиночестве и в невыносимом бессмертии. Нет ничего нового и волнующего. И вот посетил он Москву для того, чтобы немного поразвлечься.
Когда мы с вами читали роман или смотрели фильм, воспринимали ли мы с вами Воланда как носителя зла, как то, что можно назвать исчадием ада? Пугал ли вас этот образ отвращал ли от себя? Не знаю как вас, а меня в молодости это образ пленил. И я также как и Маргарита могла сказать: «Великий Воланд, он выдумал гораздо лучше, чем я». И даже мастер восторгался: «Как это умно». И мне также как и Маргарите хотелось бы лететь рядом с Воландом и спрятаться под плащ этого человека, который знал что делает, умел принимать решения и мог защитить. Вы спросите, почему я Сатану называю человеком? А потому что в романе Булгакова Сатана обладает, пожалуй, самыми желанными, из всех желанных для нас человеческих, качествами. Он строг и даже жесток, но справедлив. Или нам так кажется? Обаяние Сатаны в этом романе безмерно. Герой всех женских любовных романов, сильный, надменный, скучающий, тот самый лишний человек, о котором писал еще Лермонтов, от которого женщины всех времен и народов теряли голову. Это же подтверждает и Азазелло. На задумчивое предположение Маргариты, что она должна отдаться «иностранцу», Азазелло как-то надменно хмыкнул и ответил: «Любая женщина в мире, могу вас уверить, мечтала бы об этом, но я разочарую вас, этого не будет». Воланд в романе Булгакова был циничным, усталым, но при этом полным сил и энергии. В кинофильме, который мы с вами недавно смотрели, Воланд не очень Булгаковский. Сатана в романе не был старым. Замечательный актер и наипорядочнейший человек Олег Басилашвили по душевному складу своему прозаик, а не поэт. Нет горения у него адского пламени в груди. А потому может быть он хорош в ролях земных героев, но нет в его глазах того пламени из ада, который может совратить. Чужды ему крайности и искушения.
А есть ли Сатана повелитель ада на Небесах? Мы с вами этого не знаем. Эммануэль Сведенборг утверждал, что он побывал и в этом мире и в том. Эксперты полагают, что придумать и сфантазировать то, что описал Сведенборг невозможно. Так вот этот мистик сообщает нам, что управляет как небесами, так и адом Господь. Что Господь обеспечивает равновесие между небесами и адом. И именно вследствие этого духовного равновесия, человек находится в свободе мысли и воли. Сведенборг объясняет, почему до сих пор верят в мире, что во главе ада стоит дьявол. В качестве основного и неоспоримого аргумента я приведу вам слова самого Сведенборга: «Что нет никакого дьявола, которому бы ад был бы подвластен, это ясно из того, что все находящиеся в аду, равно как и все, находящиеся на небесах, происходят от рода человеческого… Каждый есть дьявол в той самой степени, насколько он, живя на земле, сам стал таким». И мы с вами знаем, что существуют на земле дьяволы-искусители. Я здесь вовсе не впадаю в мистику, а говорю о совершенно реальных вещах. В каждом из нас, как и в Нехлюдове Л.Н.Толстого, есть земное, даже приземленное, и возвышенное. Возвышенное, - это когда мы хотим счастья другим людям. При этом не обязательно обделять себя или приносить себя в жертву. А вот приземленное требует, чтобы мы урывали себе кусок от других.
Хочу остановить сейчас ваше внимание на очень важном для нас моменте. Я уже писала об этом, но думаю, что об этом нужно не просто повторять, а говорить каждый день. Потому что каждый день мы делаем шаг или в сторону небес, или в сторону ада. Мы выбираем дорогу, свернуть с которой после смерти невозможно.
Вот это я уже знаю, потому что у всех людей под старость биополе, аура, окружающая их, перестает светиться разноцветными красками. В ней начинают преобладать либо светлые тона - белые, либо темные тона, черные. Не думайте, что у меня экстрасенсорные способности, вовсе нет. Эту ауру видит каждый из вас. Я многократно проводила опросы студентов, просив их представить какого-то человека в цвете. Не было в моей практике случая, чтобы студент не нашел цветной ассоциации. Вы тоже можете вспомнить какого-то своего знакомого, и вы увидите, что он цветной. Так вот, до середины жизни аура человека может быть разноцветной. Но к старости, обратите на это внимание, человек определяется с «направлением». И встречаем мы дедулей, бабулей светлых, с почти белым биополем, но чаще приходится видеть черное разреженное облако вокруг человека, который выбрал свой путь. С которого перейти на другую сторону уже невозможно. Правда утешает здесь заверение Сведенборга, что люди, попав в мир духов, по своей воле и даже с удовольствием идут в ад. Там компания им кажется живее и интереснее. На Земле мы выбираем направление. Нам в земной жизни дана свобода воли.
Но, несмотря на нашу свободу мысли и воли, не знаю как вы, а я раньше попадала под обаяние таланта. Ведь как Булгаков пишет! Завораживающий, завлекающий, увлекающий стиль. Начинаешь читать и как будто вступаешь в какое-то яркое цирковое колесо. И вот ты уже катишься в нем по тексту, и каждая следующая фраза является продолжением предыдущей, и ты катишься, катишься, и нет возможности остановиться. От круглых фраз, от яркости колеса теряешь свою волю и ты уже в плену у Мастера, у Мастера Слова.
И то, что не только я, а и очень умные люди попадали в плен этого Слова, кричит, поет тот факт, что все мы видим в Маргарите огонь настоящей любви. А сама Маргарита колдунья, ведьма, царица бала. Мы в плену у Булгакова и верим и идем за ним, когда он нас зовет: «За мной читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» Если вы помните, Маргарите Николаевне было тридцать лет, у нее не было детей, муж её обожал, она никогда не прикасалась к примусу, у неё была домработница Наташа, она не нуждалась в деньгах и она, конечно, не любила мужа. Жизнь её была пуста. Это не мои слова. Так она сказала Мастеру, в тот день, когда встретила его. И она даже героически заявила, что отравилась бы, если бы не встретила его, потому что жизнь её пуста. Маргарита искренне полагала, что должен кто-то прийти и наполнить её жизнь. И она нашла Мастера, который писал замечательную книгу. И пока он писал эту книгу, она была с ним. И она даже говорила Мастеру, что в этой книге вся её жизнь. Она приходила к нему каждый день, а почему бы и нет? Что ей было делать дома? Никаких интересов у нее не было, друзей как я понимаю, тоже. И поэтому она приходила к Мастеру и шила ему шапочку. Но от мужа тоже не уходила. Скорее не от мужа, а от особняка. Объясняла она Мастеру свои возвращения к ночи домой, в особняк, тем, что подчинялась обстоятельствам. Каким обстоятельствам?
У нас, господа, не католическая Италия, в 20-е годы получить развод было легко и просто. И еще, вслушайтесь, вдумайтесь в эти фразы, когда Мастером был дописан роман и его не печатали, а только резко критиковали, Мастер описывает их жизнь так: «Настали совершенно безрадостные дни. Роман был написан, больше делать было нечего, и мы оба жили тем, что сидели на коврике на полу у печки и смотрели в огонь. Впрочем, теперь мы больше расставались, чем раньше. Она стала уходить гулять». А чего ей было сидеть с Мастером, когда ей стало немножко скучно? Она ведь жила с совершенной уверенностью, что её, скучающую дамочку, должен кто-то обеспечивать, и кто-то развлекать. Она не могла наполнить ничью духовную жизнь, потому что ее душа была пуста. Скучно, скучно было Маргарите! И лучше быть с кем угодно, хоть с дьяволом, потому что с собой не просто скучно, тошно! Но… пишу это и знаю, что кто-нибудь меня спросит, как Паниковский Балаганова: а ты кто такая? Где Булгаков и где ты? Каждый сверчок, знай свой шесток. А мне так хорошо, потому что не верю я, а знаю, что есть Бог, Всевышний, Высший Разум, пред которым мы все равны. И нет для него ни умных, ни глупых, ни сильных, ни слабых, ни тем более богатых и бедных, а только есть одно различие: умеешь ли ты любить, сострадать цветку, зверьку, человеку? А если есть у тебя красота или талант, то, имея это богатство, что ты принес в мир? Если тебе больше дано, чем другим, то и больше спросится.
В заключение позвольте отступить от романа, выступить из рамок статьи, и спросить вас просто по-человечески: скажите, вы можете представить, что ваша душа перестанет существовать, ваш разум навек неизвестно куда исчезнет? Ведь очень легко представить, что наше тело умрет. И так будет. Но представить, что разум исчезнет не возможно. И так не будет, не исчезнет.
А раз разум не исчезнет, то нам разумнее сосредоточиться на взращивании своей души, и на выборе пути, с которого не свернуть. И не повторять за гением, что гений и злодейство не совместны, а открыть глаза пошире, чтобы увидеть, что «злодейства» совершались и совершаются настоящими гениями. И может не стоит любой талант боготворить, а разумнее вспомнить библейскую заповедь: не сотвори себе кумира, даже если вся наша так называемая богема возвела талант в ранг кумира. Нам-то с вами нужен разум и совесть, чтобы выбрать свой путь, с которого не свернуть.
ГБ
Г.