Практическое занятие
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МОНИТОРИНГА РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ
Цель занятия: Осуществление мониторинга результатов исполнения бюджетов.
Форма отчета- письменно-индивидуально
Норма времени: 2 часа
Литература:
1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998. № 145-ФЗ (ред. 19 мая 2010 г.) //Собрание законодательства РФ. – 1998. – №31. – Ст. 3823. – ст.151-168. – ст. 18-27
2. Основные направления бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
3. Нешитой А.С. Бюджетная система РФ: учеб. для бакалавров. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015.
Теоретические сведенья:
Исполнение бюджетов начинается после их утверждения и вступления в силу законов или решение. В мировой практике известны следующие системы исполнения бюджетов:
- Казначейская, при которой на специальные органы министерства финансов (казначейства), возложены организация исполнения бюджетов, управление их счетами и бюджетными средствами. Эти органы являются кассиром для всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений; - Банковская, когда функцию организации исполнения бюджетов выполняет центральный банк (возможен вариант участия и коммерческих банков);
- Смешанная, для которой характерно обслуживание бюджетных счетов как казначейством, так и центральным банком.
Наиболее популярными являются банковская и казначейская модели. В РФ исполнение бюджетов органами Федерального казначейства происходит на основании закона (решения) о бюджете того или иного уровня на соответствующий год и представляет собой 3 параллельно осуществляемых процесса:
исполнение бюджета по доходам; исполнение бюджета по расходам;
исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета.
В соответствии со ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.
В соответствии со ст.218 БК РФ исполнение бюджетов по доходам предусматривает:
- зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным Бюджетным Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями Бюджетного кодекса, со счетов органов Федерального казначейства и иных поступлений в бюджет;
- возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
- зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
- перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом. Исполнение бюджета по расходам предусматривает:принятие бюджетных обязательств;
- подтверждение денежных обязательств;
- санкционирование оплаты денежных обязательств;
- подтверждение исполнения денежных обязательств.
Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляется главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью в порядке, установленном финансовым органом. Санкционирование оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета, осуществляется в порядке, установленном финансовым органом.
Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом. Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета производится практически в аналогичной последовательности, что и исполнение бюджета по расходам.