Глава 2. Азиатская часть г. Тифлиса




Тифлис как туристический центр (кон. XIX – нач. XX вв.)

 

студентки IV курса

вечернего отделения

Бурда Дарьи

научный руководитель к.и.н. Сухорукова Анна Сергеевна

Санкт-Петербург


Содержание

 

Вступление

Глава 1. Общий взгляд на г. Тифлис

1.1 Краткий исторический очерк

1.2 Географическое положение

1.3 Тифлис как центр Кавказа

1.4 Прибытие в город

1.5 Строение Тифлиса

Глава 2. Азиатская часть г. Тифлиса

2.1 Армянский базар

2.2 Караван-сараи

2.3 Тифлисские бани

Глава 3. Культурные достопримечательности г. Тифлиса

3.1 Улицы и площади Тифлиса

3.2 Сады Тифлиса

3.3 Музеи Тифлиса

3.4 Библиотека и театры Тифлиса

Глава 4. Памятники древностей г. Тифлиса

Заключение

Список использованной литературы

 


Вступление

тифлис культурный туризм этнографический исторический

Работа, посвященная городу Тифлису конца XIX – начала XX вв. представляет собой несомненный интерес в историко-регионоведческом плане, давая довольно полную и ясную картину города в его туристическом аспекте, благодаря личным воспоминаниям путешественников.

К концу XIX - началу XX вв. город Тифлис (столица Грузинского царства, а к началу XX века губернский город) представлял собой центр Кавказа, будучи и туристским центром, о чем свидетельствуют очерки, описания туристов, работы исследователей и путеводители. Наличие путеводителей по городу говорит об уже сложившейся туристской инфраструктуре в городе; путеводители содержали в себе рекомендации оптимального обзора городских достопримечательностей, адреса и карты для наилучшей ориентации прибывшего в Тифлис туриста.

Источниками для анализа послужили воспоминания Маркова Е.Л. - исследователя, автора ряда педагогических и критических статей, путевых очерков и поездок по России; путешественника Сидорова В.М., оставившего двухтомную работу с описанием поездок по России с практическими рекомендациями для туристов; труд известных исследователей Кавказа II пол. XIX в. Баркадзе Д.З. и Берзенова Н.Г. Немало сведений для работы почерпнуто из книги Андреева А.П. оставившего исторические, этнографические и географические сведения, описавшего положение и структуру города; и работы Шамраевского П.Ф., с обзором важнейших культурных и исторических достопримечательностей города. Также в работе были использованы воспоминания Святловского В.В. – путешественника и известного экономиста, путешественника Юшкова и др.

В курсовой работе кратко рассматривается общая многовековая история Тифлиса, его географическое положение, климатические особенности, этнографический диапазон, общее положение Тифлиса на Кавказе как административного и культурного центра. Основное же внимание уделено выявлению культурных и исторических достопримечательностей города (история объектов, их описание и состояние) и мест отдыха и развлечений (по отзывам туристов, рекомендациям путеводителей), обычно посещаемых туристами в конце XIX века.

Таким образом, работа должна дать представление о жизни г. Тифлиса обозначенного периода в качестве туристического центра Кавказского региона. Проведенное исследование может быть полезным для интересующихся данным регионом и развитием туризма в нем.

 


Глава 1.Общий взгляд на г Тифлис

1.1 Краткий исторический очерк

 

Город Тифлис считается одним из старейших городов в мире. Древностью как город он уступает древнейшим городам Египта, Вавилонии, Персии, Финикии, Греции и Рима. Из городов Грузии он моложе Мцхета и Кутаиса.

Тифлис поочередно находился под влиянием греков, римлян, арабов, монголов и византийцев, оставивших свои следы в языках, нравах и учреждениях грузинского народа. Христианство в Грузии взяло верх над пытавшимся утвердиться язычеством, огнепоклонством, магометанством…

Об основании Тифлиса существовало предание о том, как один из грузинских царей охотился в лесу и ранил оленя, который бросился к одному из горячих серных источников, которыми изобиловала эта местность, и, подкрепив этим силы, скрылся из виду. Исследовав горячий источник и узнав о целебности его вод, грузинский царь приказал заселить эту местность, которую назвали Тбилиси. Название происходит от грузинского слова "тбили" - теплый (имеющего индоевропейский корень). Легенда открытия тбилисских серных вод с некоторыми вариациями повторялась и относительно серных баденских и богемских вод. Такое же название носили и другие города, известные своими горячими источниками: Tibilis в древней Нумидии, Toepliz в Богемии.

Изначально Тифлис был селом. В 330 году н. э. в царствование Вараз-Бакура персидский правитель этой части царства построил поблизости от села укрепление как оплот против Мцхета – древней грузинской столицы, - а в 469 г. царь Вахтанг-Гургаслан основал сам город Тифлис. Он делился на три части или квартала: собственно Тифлис, известный минеральными источниками, Калу или крепость, лежавшую к северу от Тифлиса и на запад от реки Куры, наконец, Исани, отделявшийся от Тифлиса и Калы мостом через Куру.

В продолжение своего многовекового существования Тифлис неоднократно переходил в руки завоевателей (греков, монголов, турок, персов и др.), при чем не раз подвергался сплошному разрушению. В последний раз в 1795 г. Тифлис был взят персидскими войсками, под предводительством шаха Ага-Магомет-ханом. Город был разрушен почти до основания; большая часть жителей разбежалась, около 3 тысяч человек было уведено в плен, остальные были убиты или замучены.

В 1800 г. при царе Георгии XII Грузия была присоединена к Российской империи по Георгиевскому трактату, и для Тифлиса настала эра мирного культурного развития. 1845 г. – Город Тбилиси переименован в Тифлис и стал центром наместничества русского царя на Кавказе.

 

1.2 Географическое положение

 

Местность, занятая городом, находилась преимущественно в котловине и ограничивалась с юга Сололакским хребтом, при спуске к р. Куре образовывавшим Дабаханское ущелье, с востока – Метехскими горами и с запада – горой св. Давида (Мта-Цминда); с севера же местность была совершенно открыта и пересекалась в юго-восточном направлении рекой Курой, разделявший весь город на две части. (см. приложение 1).

Река Кура в пределах Тифлиса в начале XX века текла приблизительно 8 км, имея общее направление с северо-запада на юго-восток; берега реки были по большей части скалисты и круты с неровными расстояниями между ними. В черте города в правый берег Куры впадала речка Вера, две балки – Московская и Колючая и три оврага. Все они имели направление с запада на восток.

Климатические условия города находились в прямой зависимости от окружающих его хребтов с вершинами, покрытыми большей частью вечными снегами. Климат Тифлиса был относительно здоровым, средняя годовая температура составляла +12,7 С. В этом отношении город признавался безусловно хорошим местом, и врачи причисляли его к так называемым промежуточным станциям в деле климатического лечения.

Зимы в Тифлисе практически не было, летом же бывало настолько душно, что жители выезжали из города, по крайней мере, на две недели. Пребывание в городе летом, по отзывам туристов, было практически невыносимым: жара, удушливая пыль, ослепляющее солнце, потеря аппетита, как результат, лихорадка и жажда. Лучшим временем года здесь признавалась осень – теплая и с ровной температурой. В это же время город имел наиболее оживленный вид.

1.3 Тифлис как центр Кавказа

 

Тифлис, бывшая столица грузинского царства, а к началу XX в. губернский город, являлся центром Кавказа во многих отношениях; он был самым населенным городом, и в нем были сосредоточены все высшие в крае учреждения, а также торговая деятельность края.

Преобладающую часть населения города в этническом отношении составляли русские – около 30%, за ними следовали армяне – 29%, грузины – 27%, татары – 4% и проч.

По своему внешнему виду Тифлис конца XIX – начала XX вв. представлял собой и европейский и азиатский город с узкими темными грязными переулочками и широкими проспектами, с маленькими неправильными площадками и центральными площадями, с плоскими крышами зданий с балкончиками.

Тифлис имел с Европейской Россией три сообщения: сухопутное по Военно-грузинской дороге через Владикавказ и два морских: через Батум по Черному морю и через Баку по каспийскому морю на Петровск и Астрахань. Последнее сообщение было возможно только летом.

Условия жизни в Тифлисе представлялись сносными, и дороговизны, по сравнению с другими пунктами края, не было. Напротив, как во всех центрах, в которых сосредотачивались промышленность, капиталы и существовала конкуренция, в городе жизнь считалась даже дешевле, чем в других местах.

Причины этих условий крылись в следующем: 1) Тифлис был соединен прямым рельсовым путем с Россией через Кавказские горы; 20 от города шли железные дороги в Баку, Джульфы и другие пункты; 3) Потийский порт соединял его самым удобным сообщением со всеми заграничными рынками; 4) во все окрестные пункты и города Тифлисской губернии были проведены прекрасные шоссе, облегчающие перевоз всевозможных продуктов; 5) топливо в Тифлисе было дешевым (преимущественно нефтяное из Баку или каменноугольное из Тлибульских копей); 6) ближайшие окрестности Тифлиса, орошенные каналами – из р. Куры по правую сторону города и из р. Арагвы по левую – были покрыты садами и огородами, конкурирующими друг с другом дешевыми фруктами и овощами; 7) то же орошение давало возможность развести в окрестностях Тифлиса рощи и парки на ближайших к нему горах и возвышенностях.

В деле же внутреннего благоустройства к концу XIX в., по мнению современников, городом была сделана лишь небольшая доля того, что было необходимо для большого европейского города. Мало дало ему его более чем 15-ти вековое существование.

 

1.4 Прибытие в город

 

Прибывшему в Тифлису путешественнику в первые минуты трудно было осознавать, что он находился так далеко, и он не мог привыкнуть к мысли, что находился в многострадальном городе, в одном из самых древних поселений земли, что редкое место так обильно омыто кровью, как это, что его история составляла одну из печальнейших историй всех городов.

При въезде в город турист двигался мимо невзрачных зданий – духанов с курьезными вывесками: "Духан белая роза" или духан "Духан райское место" и проч. Звуки зурны, доносившиеся из окон духанов и крики пирующих встречали путешественника, приехавшего в Тифлис. Расставшись с почтовым экипажем, взяв местный фаэтон или другой вид конного транспорта, приезжие въезжали на главную улицу города – Головинский проспект (по имени первого русского наместника в Тифлисе ген-л. Головина).

Головинский проспект начинался от Почтовой площади и тянулся по направлению к Эриванской площади на протяжении 1,1 км; являлся, несомненно, центром тифлисской жизни. Масса встречавшихся на каждом шагу роскошных магазинов, красивых общественных и частных зданий напоминали, как утверждали путеводители, лучшие улицы столичных городов. С ворот здания Почтово-телеграфного округа открывалась дивная панорама на весь Кавказский хребет, во главе с вечно белоснежными вершинами Эльбруса и Казбека.Центр проспекта был занят бульваром, обсаженным деревьями, почти в самом центре проспекта находился прекрасный дворец Наместника кавказского, а напротив него – городской сад, о котором более подробно будет сказано ниже. Привлекательность прогулки или поездки по проспекту усиливалась теми впечатлениями, которые оставляли после себя чудные виды, открывавшиеся практически с каждого его пункта, то на гору св. Давида, с белевшим вверху монастырем, то на сновавшие на самую вершину горы вагончики электрического фуникулера, то, наконец, на раскинувшийся вдали город и Метехские горы. Как правило, это были первые картины тифлисской жизни, встававшие перед глазами туриста.

Для прибывшего в город путешественника существовали современные гостиницы. В качестве лучших гостиниц в Тифлисе рекомендовались "Ориант" на Головинском проспекте: 80 номеров от 1 до 15 руб. в сутки; "Лондон" на Михайловском мосту: 28 номеров от 1 до 10 руб. в сутки; "Кавказ" на Эриванской площади: 90 номеров от 1 до 5 руб. в сутки; "Россия" на Головинском проспекте. Во всех гостиницах имелись рестораны. Кроме того, на Дворцовой улице находился ресторан "Зимний сад" ("Банковский ресторан"), где по вечерам играла музыка, и ресторан Мадера. Местные блюда можно было попробовать в ресторане "Пур-Гвино" на Головинском проспекте, "Азиатский" на Эриванской площади, "Ваза" на Михайловской улице.

 

1.5 Строение Тифлиса

 

Река Кура делила город на две части. На её правой стороне находились следующие участки: предместье Вера с виноградными садами, Мтацминда с церковью св. Давида, Гарстубани, Сололаки (лучшая, аристократическая часть города), Харпухи и Орточала (тоже с садами). На левой же стороне лежали бывшая колония Тифлис (давно вошедшая в городскую черту) с садом Муштаид, старые и новые Куки, Чугуреты, Авлабар с Метехским замком (бывшим некогда царской резиденцией, превращенный в гражданскую тюрьму) и предместье Навтлуг, занятое военным госпиталем и другими казенными учреждениями. Кроме этого, Тифлис было принято разбивать на две части – старый и новый города, азиатский и европейский.

Разделение Тифлиса на две части было очевидным по характеру улиц, построек и населению. Как следовало из путеводителей, старая (азиатская) часть города отличалась скученностью построек, неправильными кривыми узкими улицами и переулками. Напротив, Сололаки, вся часть города от Эриванской площади до р. Веры, по правую сторону р. Куры и от Метехского замка до Муштаида по левую сторону, за немногими исключениями имела правильные прямые улицы. Постройки в этой части города имели европейский характер.

 


Глава 2. Азиатская часть г. Тифлиса

Турист переносился в старый туземный Тифлис, сбившийся у подножия древней исторической крепости под защитой такого же старого Метехского замка, оберегавшего переправу Куры с другого берега. Здесь находился "настоящий исторический город древнего Востока, город своеобразных азиатских обычаев, своеобразной азиатской внешности, несравненно более интересной туристу и художнику, чем весь простор и удобство новейшего Тифлиса" начала XX в.

Находившийся с южной стороны Куры старый город Тифлис, с видневшимися на холме развалинами древней крепости властителей Грузии манил к себе практически всех путешественников. " Человек попадал в азиатский город грузинских царей, бесконечный лабиринт темных и узких улиц и переулков, как в совсем в другой город, сдвинутый на крутых берегах Куры, с его грязными и темными переходами, с его шумом и гамом, с его удивительной живописностью и красотой восточной жизни. Крыши и навесы выдвигались вперед, верхние этажи выдавались над нижними и образовывали полутемны галереи, спасая прохожих от удушающей жары и палящего южного солнца. Тут смесь людей, животных, экипажей и одежд", - описывал один из путешественников старую часть Тифлиса.

Чтобы иметь представление о старом городе, прибывшему в город советовалось остановиться на трех его характерных особенностях, удерживавших за собой местный колорит, не смотря на напор новых европейских порядков и устройства описываемого времени. Это так называемый Армянский базар, караван-сарай и бани.

2.1 Армянский базар

Армянский базар – это улица, состоявшая из двух параллельных рядов лавок (большая часть лавок в один ярус) с разными товарам, свежими и сушеными фруктами и припасами; здесь же шел ряд мастерских-сокрняков, мастеров "туземной" одежды и обуви, оружейников, седельников, серебряных дел мастеров. Все было открыто: на востоке ремесленники не скрывали своего искусства. Беспрерывное движение и пешком, и верхом, и в экипажах дополняло картину Армянского базара.

При первоначальном устройстве этого базара как будто заботились о соблюдении прямой линии, более, нежели при проведении улиц; но всё-таки в дальнейшем своем развитии базар не мог обойтись без привычной кривизны. Замечательна была устойчивость Армянского базара от влияния стихий и времени: кое-где лавки бросались в глаза своей крайней ветхостью; лишь верхняя часть базар была вынуждена принять реставрацию в европейском вкусе. Базар состоял из лавок с товарами, фруктами и припасами; мастерских и булочных, питейных и кофеен, цирюлен, харчевен. В расположении рядов, как отмечалось исследователями Кавказа, соблюдался некоторый порядок. Все нижние этажи, лавки, открытые в сторону улицы, на которых на глазах у посетителя шла работа, вся пестрота восточной жизни была перед глазами. Хозяева лавок тут же производили все товары, на каждом шагу встречались группы словоохотливых азиатов. Здесь, по свидетельству туриста Сидорова В.М., можно было увидеть лица персов с черными глазами, с бородами, окрашенными в красный цвет хной, турок в красных фесках, черкесов и в их одеяниях, татар в их ермолках и пестрых халатах, нахмуренные лица лезгин, с их воинственными и стройными фигурами, ловких армян, заполнивших Тифлис, красавцев грузин с их тонкими талиями пламенными глазами, - живой калейдоскоп, от которого невозможно было оторвать глаз. Здесь, мылись, брились, одевались и раздевались, как у себя в спальне на этом родном для всех гостеприимном базаре. На каждом шагу встречались персидские кухни, в которых, в основном, все было чисто, вкусно и дешево. В них готовили кебаб, хаши, жарили шашлык, варили плов, сацеви, хихиртму, ежеминутно готовили свежие лаваши, потребляемые толпой в больших количествах. Духаны были наполнены различных размеров бурдюками дешевого вина для пестрой базарной толпы. На армянском базаре можно было увидеть мушей, замечательно описанных практически каждым из туристов, - носильщиков, обладавших огромной силой, таскавших на спинах огромные предметы, как, например, комоды, наполненные домашним скарбом, получая за это мизерное вознаграждение. Муши, по заверению современников, славились своей честностью, и европейский турист мог без опасения доверить им свой багаж.

Армянский базар служил вместе с тем многолюднейшей из тифлисских улиц, по которой с утра и до поздней ночи происходило беспрерывное движение и пешком, и верхом, и в экипажах; где иногда по получасу не могли разъехаться арбы с круторогими буйволами и немилосердно колотящими их восточными возницами, и где сразу появлялся полицейский в кителе и с палкой, которая колотила не буйвола, а возницу, который принимал удары совершенно покорно.

К вечеру, по наблюдениям, вся эта оглушительная возня стихала, но не совсем: более деликатные зажигали в своих лавках фонари, другие освещали их просто сальными свечами, вставляя их в кучу лобии или изюма, продолжая криком зазывать к себе покупателей. Для полной характеристики базара, следует отметить, что независимо от всей суматохи, свойственной любому торговому пункту того времени, на нем зачастую разыгрывались борьба, импровизированные кулачные бои и другие игрища, устраиваемые мальчишками прямо на тротуарах. Но и взрослые ни мало не заботились о публике, выставляя на середину тротуара жаровни, преграждая путь ящиками, тюками и т.д. Но неудобства этим не ограничивались, они существовали даже в воздухе: холщовые навесы для ограждения товаров с оборванными грязными краями спускались настолько низко, что задевали головы прохожих, затрудняя проход по тротуару.

Армянский базар служил как бы переходной ступенью о европейской части города в чисто азиатскую: татарский майдан и шайтан-базар. Располагавшиеся ещё далее, почти на самом берегу Куры. Это были уже типичные азиатские рынки, и обстоятельное знакомство с ними, несомненно, представляло большой интерес для всякого туриста.

Татарский майдан (тесная площадка, сжатая со всех сторон постройками в 1, 2 и более этажей), эта торговая площадь была как бы блистательным финалом, заканчивавшим житейскую комедию, разыгрывавшуюся на базаре, с теми же типическими особенностями. Майдан – сосредоточие уже не мелочной, а обширной торговли хлебом, солью, живностью.

Небольшая площадь майдана была замощена булыжником и охвачена убогими и грязными домами с разнообразными лавками внизу. Днем тут бывало обычно не особенно много народу, но тем не мене, жизнь так и била ключом. Следуя путеводителю и глядя на майдан с обрывистого Сололакского хребта, можно было видеть головы людей и лошадей, буйволов, быков, ослов, иногда даже верблюда. Также всегда можно было встретить представителей разнообразного населения Тифлиса. Но обычно туристу было трудно долго находиться среди шума и гвалта.

В лавках близ майдана продавали преимущественно живую рыбу, муку, свечи, фазанов, диких коз. Спустившись ниже и левее, посетитель оказывался в так называемом "обжорном ряду", где помещалось много местных ресторанов; почти в любое время дня и даже ночи в открытом очаге каждого такого заведения пылал огонь, на котором готовились различные кушанья. Свернув налево в глухой переулок, посетитель мог пройти в темные ряды или крытые галереи, в которых располагались лавки армян, торговавших московскими товарами, а также коврами, войлоком и другими произведениями Персии и Закавказья.

 


2.2 Караван-сараи

Как утверждалось в современной литературе, турист совершил бы большую ошибку, если бы от майдана не заглянул в один из тифлисских караван-сараев – этих оригинальных построек, свойственных лишь востоку. Между Армянским базаром и майданом располагались старый и новый караван-сараи. Без темных рядов не обходился почти ни один азиатский город. Архитектура нового караван - сарая в общем походила на подобные постройки в Персии.

Большие здания в два, три этажа с двором внутри; на каждый двор выходили галереи, проходившие вдоль каждого яруса, а на галереи открывались двери окна небольших комнат – келий, предназначенных для торговцев и их товаров. Комнаты были холодными и сырыми, не меблированными; свет скудными струйками проходил с мрачного двора через грязное окно, если таковое было прорублено около двери. Конечно, нужно было быть нетребовательным торговцем, чтобы занимать подобное помещение. Но там мог располагаться каждый, кому заблагорассудится, и мог вести торговлю, не платя хозяину караван-сарая.

В лучших же караван-сараях, где помещались ценные товары, нижние комнаты служили конторой, а верхние – магазином или помещением для самого купца. Встречались также восьмиугольные караван-сараи с одним главным входом посередине и четыре небольших полу свода вокруг – в этих караван-сараях было приятно и в летнее время, благодаря прохладе. Движения и шума в караван-сараях было меньше, чем на базарах, так как в них производилась преимущественно оптовая торговля. Караван-сараи называли по имени какого-либо торговца или по товару, преимущественно продаваемому в нем; а также по именам наций или городов, к которым принадлежали приезжие, останавливавшиеся в них. Купленный товар, вынесенный на улицу, подлежал пошлине.


2.3 Тифлисские бани

 

Тут же, среди хаоса улиц находились знаменитые тифлисские бани над серными источниками, давшими имя грузинской столице. Эти бани составляли одну из достопримечательностей Тифлиса.

Если бы в Тифлисе не существовало горячих минеральных ключей, безжизненная Тифлисская котловина, вероятно, могла бы никогда не заинтересовать собой не только царя Вахтанга-Гургаслана, но и простого смертного, не сосредоточила бы в себе население, которому было суждено разрастись. Минеральные источники дали известность Тифлису с древнейших времен, и могли бы при своем рациональном устройстве послужить его превращению в важную бальнеологическую станцию, но так как воды располагались в старой части города, и содержались большей частью не очень опрятно, пребывание больных при существовавших условиях не могло было быть организовано гигиенически правильно.

Главнейшие и обильнейшие из минеральных источников Тифлиса располагались у северо-восточного склона горы Сеим-Абат, ближе к речке Дабахани. По своему химическому составу эти воды принадлежали к серно-щелочным и были сходны с Котере в Пиренеях. Они постоянно служили для жителей Тифлиса как гигиеническое средство. Физически свойства воды всех тифлисских минеральных источников были одинаковы, кроме температуры отдельных источников на правой стороне Куры. Одни из них были устроены и проведены в бани, другие нет. Сверху бани представлялись группой куполов, снабженных отверстиями для света и воздуха. Бани были общими и отдельными с тремя-четырьмя бассейнами. Существовали и особые номера, щеголявшие мраморными ваннами.

К концу XIX – началу XX вв. лучше остальных были обустроены бани княгини Грузинской, называемые Ираклиевскими, наследников Ивана Мирзоева, также лучшей баней считалась "Цихис-абано" (Орбелиановская), была наиболее посещаемой. Цены бань (кроме последних) составляли 1-1,5 руб. за час в номерах. При этих банях находились туземные терщики, оригинальные приемы которых были картинно описаны ещё Пушкиным в его "Путешествии в Арзрум". Эти бани были прекрасно отделаны по европейскому образцу (мрамор, при отсутствии дерева). В Орбелиановских серная вода была не так горяча, как в Ираклиевских. Наибольшим содержанием минеральных солей отличались бани "Гогило" на Авлабаре.Солей в "Гогило" было вчетверо больше, чем в других источниках, вследствие чего оно приобрело характер лечебного места, посещаемого страдавшими ревматизмом, кожными болезнями и пр.

Не обустроенные же номера представляли собой просто каменные подвалы своего рода, глухие, сырые и мало приютные. Но если ещё в 80-х гг. XIX в. можно было найти 1-2 мраморных номера, то к началу XX в. практически все бани были обустроены.

По рассказам путешественников, бани были действительно хороши и освежали в жаркие летние дни. Бани не топились, а напрямую вели в свои бассейны горячую серную воду. В мраморном номере бани находился бассейн, разделенный на две клетки, глубина доходила до плеч. По правилам бань после каждого посетителя вода в бассейне менялась.

В Ираклиевской бане, к примеру, по сведениям путешественника Сидорова, посетителя провожали в роскошный номер, весь выложенный мрамором и изразцами, освещенный лампами, соседний номер предназначался для мытья. Терщик (банщик) вооружался шершавой перчаткой и коленкоровым мешочком. В номере бани обычно пахло серой. Терщик, уложив посетителя на скамью, проделывал манипуляции, свойственные восточному мытью, этому знаменитому процессу ломания суставов – всех вместе и каждого в отдельности; начиная с первого сгиба пальцев на руках, он переходил к ногам, затем к затылку, спинному хребту и т. д. Это вытягивание должно было производиться с легкостью, чтобы посетитель во время процесса чувствовал только удовольствие и истому. Ломания сопровождалось хлопаньем ладонью. Однако среди отзывов туристов встречались обратные отзывы, в которых азиатский банщик назывался мучителем, который "всячески щипал и трепал, тряс и дергал руки и ноги, словно хотел вылущить их из суставов, крутил их назад, топтал спину и ребра, тер ежовой рукавицей…". Посетитель бани дышал полной грудью; мышцы не утомлялись, а напротив, они как будто приобретали необычайную гибкость. Затем начиналось собственно трение. В заключение из мешочка с мылом выпускалась пена, окутывавшая с головы до ног. Наконец, посетитель спускался в ванну – около 5 минут, наполненную синеватой серной водой, которая не жгла, не смотря на свою высокую температуру, а наоборот, нежила, успокаивала, погружала в сладкую дремоту. Посетитель совсем не замечал неприятного запаха серы, который при входе в номер очень чувствовался, и выходил в первую комнату, закутанный в чистые сухие простыни, чтобы немного отдохнуть.После бани в соседних персидских кухнях можно было потребовать национальных блюд и вина, все горячие и вкусные яства отлично елись, принесенные прямо с пылу, без тарелок, завернуты в горячие лаваши.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: