Глава 3. Культурные достопримечательности г. Тифлиса




Тифлис, как уже было сказано, имел подобно Янусу, два лица: одно старое, другое молодое, так его воспринимали современники. На первом были видны следы Азии, колыбели человечества, с ее застоем, традицией и остановившейся в известных пределах культурой, которая не смотря на столь близкое соседство молодой соперницы Европы, еще крепко держалась своих привычек, не желая отрешиться от выработанного ей когда-то миросозерцания. Второе же лицо – прямо контраст с первым и по энергии и по типическим особенностям; в нем отражалась Европа с ее прогрессом и всеобъемлющей цивилизацией.

 

3.1 Улицы и площади Тифлиса

Правая европейская сторона города начиналась от Военно-грузинской дороги Ольгинской улицей. На ней находилось большое здание Военно-окружного суда, повивальный институт и несколько кирпичных заводов, совершенно неуместных на этой улице. Она имела несколько боковых улиц и переулков, в том числе Верийский спуск, по которому проходила конно-железная дорога и следовала далее по мосту на другую – восточную – сторону Куры. Возле большого дома управления Почтово-телеграфного округа, называемого Разгонной почтой, где помещались почтовые экипажи, начинался Головинский проспект - блестящая улица, по которой скользили конки, на которой находились лучшие рестораны, гостиницы, здания. Здесь блистали своими выставками товаров прекрасные магазины, бесчисленные погребки с кавказскими винами, фасады всевозможных общественных зданий, музеев, библиотеки, гимназии, дворца, нового театра, почты и др., служившими продолжением Ольгинской улицы.

В здании Разгонной почты можно был взять экипаж по городу:

час по городу:

- в крытых дышлевых (фаэтонах) – 60 коп.,

- в открытых экипажах (дрожках) – 40 коп.

за проезд в один конец:

- по городу в крытых – 30 коп.,

- по городу в открытых – 20 коп.

Головинский проспект перед самой Эриванской площадью сужался в виде короткой и блестящей Дворцовой улицы, сплошь покрытой блестящими витринами магазинов, выходил на Эриванскую площадь.

Эриванская площадь располагалась на правом берегу Куры, ограничивалась Пушкинской улицей и кварталами. Площадь была крайне оживлена вследствие обилия магазинов, расположенных на самой площади (в караван-сарае), так и по её сторонам. На площади находились здание Городского управления, Штаб Кавказского военного округа и Духовная семинария. Нижние этажи зданий, окружавших площадь, были заняты магазинами и ресторанами, площадь же, по мнению путешественника Сидорова В.М., напоминала и по своему положению в городе и по значению знаменитую Пуэрта дель Соль Мадрида. Караван-сарай был полон магазинов, где царила вечная суета. Нижний этаж – это небольшие, довольно грязные и непрезентабельные азиатские рестораны, которые размещались в подвальном этаже и предлагали посетителям свои восточные яства. В караван-сарай вели две широкие лестницы, а возле него находился небольшой сквер с южной зеленью, с бюстом Пушкина, вокруг которого сновали газетчики, продавцы фруктов и всевозможных восточных сладостей. Продавцы цветов, армяне с кувшинами… Из зданий, расположенных вокруг площади обращали на себя внимание красивой архитектуры городской дом, гостиница "Кавказ", помещение Коммерческого банка, меблированные комнаты "Дворцовые", "Империал" и др.

Другая площадь, которую следовало осмотреть, – Воронцовская располагалась в части города, лежавшей на левой стороне Куры, около Михайловского моста. В центре площади находился памятник князю М.С. Воронцову. Главным образом, Тифлис стал европейским городом при князе Воронцове. Памятник князю был сооружен в 1867 году у Михайловского моста, построенного в бытность Кавказским наместником в ознаменование заслуг Воронцова. Со смертью бывшего наместника грузинское дворянство выразило желание воздвигнуть князю памятник в Тифлисе. Наместник того времени князь Барятинский поддержал это намерение, и для его осуществления была открыта подписка во всех сословиях общества. В непродолжительный срок были собраны деньги, и памятник была заказан профессору академии художнику Пименову, но он умер, так и не окончив работы. Окончить памятнику пришлось ученику Пименова художнику Крейгагу. Статуя из бронзы была отлита в Петербурге, и в конце 1886 г. доставлена в Тифлис и установлена на пьедестале. На памятнике кн. М.С. Воронцов стоял на высоком пьедестале с непокрытой головой, в накинутой шинели; в руках у него была папаха и фельдмаршальский жезл. На пьедестале была сделана надпись "Князю Михаилу Сергеевичу Воронцову. 1845-1854" Вокруг памятника была сделана красивая ограда из пушек с цепями; по углам поставлены 4 фонаря.

Остальные площади, по мнению составителя путеводителя, не представляли для туриста особого интереса: Почтово-телеграфная (у начала Головинского проспекта), Давидовская, Георгиевская, Хлебная. Экзаршеская, Татарская (на Авлабаре), Николаевская, Артиллерийская, Кладбищенская.

От Воронцовской же площади начиналась Михайловская улица. До 1862 г. улица была немецкой колонией, где были поселены в 1819 году Виртембергские немцы, и была названа "Тифлис", но в том же году по просьбе колонистов, она вошла в состав города для того, чтобы пользоваться городскими правами. Улица была одной из самых длинных Тифлиса (около 2х км). После Головинского проспекта Михайловская улица была первой по оживленности движения, что объяснялось, главным образом, тем обстоятельством, что она служила кратчайшей дорогой, соединявшей правый берег Куры и часть левого – с вокзалом и привокзальной частью города. Улица вся была обсажена акацией и пирамидальными тополями; славилась множеством садов, расположенных на ней; она же приводил и к лучшему саду Тифлиса – Муштаиду.

3.2 Сады Тифлиса

Сад Муштаид был основан в 20-х годах XVIII столетия главой персидского духовенства – Муштаидом, переселившимися на Кавказ и получившим от русского правительства участок земли на месте сада Муштаид. Через десятилетие Муштаид был отдан в аренду частным предпринимателям, использовавшим его под различного рода увеселения. В таком положении сад находился до 1887 года, когда при решении вопроса о выборе места под Кавказскую Шелководственную станцию, саду было отдано предпочтение перед другими участками и последний, таким образом, перешел в ведение Министерства Государственных имуществ. Сад обладал прекрасной растительностью, был опрятным и не страдал обилием пыли, которая обычно наполняла в летнее время прочие сады Тифлиса, находившиеся в центре города. Эти преимущества, а также выгодное в плане красоты соседство с рекой, сделали Муштаид любимым местом прогулок тифлисской публики. В саду в летнее время в определенные вечера играла музыка, при саде был открыт буфет (ресторан).

В юго-западной же части города в ущелье Сололакского хребта располагался весьма красивый сад - Ботанический. Место, занимаемое садом, принадлежало некогда грузинскому царскому дому. До 1896 г. Под садом находилось всего около 6 десятин, из которых под садовыми насаждениями, цветниками и питомниками состояло только 2 десятины, остальная же площадь сада находилась под различными постройками. С 1896 по 1903 г. Для расширения сада были приобретены, последовательно, смежные участки у различных частных владельцев, увеличившие площадь до 57 десятин. С увеличением территория представилась возможность к более правильной и широкой организации составления в саду всевозможных коллекций растительного царства. В саду имелись оранжереи, заключавшие около 1000 видов растений, преимущественно жарких и умеренно-теплых стран, музей (около 3000 предметов), гербарий (около 1000 видов). Кроме того, при саде имелась школа садовых рабочих. В верхней части сада находился небольшой водопад, а на высокой скале – развалины дворца грузинских царей. Вход в большую часть сада был бесплатным и разрешен для всех. Для входа же в акклиматизационное отделение (оранжереи, цветники и проч.) необходимо было разрешение Управления Уполномоченного министра Государственных имуществ. В сад можно было проехать через азиатскую часть города, вернуться же можно было пешком по северному склону хребта мимо армянских церквей св. Богородицы и Монгнинского собора. На всём пути вплоть до входных ворот сада открывались чудные виды на город и окрестности.

Однако же, как отмечал путешественник и исследователь Марков, в саду бывало довольно значительное количество пьющего и поющего народа. Ботанический сад, как и другие, был местом публичного гулянья, где большей частью кутили тифлисские "кинто" - уличные разносчики, торговцы. В саду можно было услышать грузинскую музыку, однако оркестр из различных национальных инструментов и музыка без мелодии и гармонии нравилась, скорее, лишь самим грузинам.

Третий, наиболее известный сад – Александровский располагался почти в самом центре города, состоял из двух отдельных садов: нижнего – более обширного и верхнего – меньших размеров. Средняя и верхняя части сада имели различное назначение в более раннее время: верхняя часть сада служила кладбищем, а средняя находилась в частном пользовании. Сад был обустроен в 1859 г. при наместнике князе Барятинском, которым были скуплены эти участки, вошедшие в состав Александровского сада. Публика очень полюбила построенный Барятинским сад, и там всегда можно было встретить массу гулявших; но в конце 80-х гг. часть деревьев на верхней площадке, примыкавшей к Головинскому проспекту, вырубили для Военно-исторического музея; сад же стал излюбленным местом прислуги, солдат и т.п. Сам сад был густо засажен деревьями разнообразных пород и украшен во многих местах клумбами цветов. При входе в главные ворота ютилась небольшая часовня изящной архитектуры во имя св. Благоверного князя Александра Невского, воздвигнутая в память спасения царской семьи на станции Борки в 1888 г. Весь сад был обнесен красивой железной решеткой и содержался в образцовом порядке и производил, по отзывам, крайне приятное впечатление.

Также в обоих концах Тифлиса с предместьями Вера – с северной стороны, Орточалы – с южной, городские жители содержали сады и имели много духанов для продажи напитков и съестных припасов. В Орточалах садов было гораздо больше, были и те, которые снабжали город фруктами и овощами, в некоторых выделывалось вино, но не очень высокого качества.

 

3.3 Музеи Тифлиса

В Александровском саду находился упомянутый выше Военно-исторический музей. Он был заложен в конце 80-х гг. XIX в. в увековечение подвигов русской армии при завоевании Кавказа. Здание музея выходило фасадом на Головинский проспект; это было тяжелое по своей архитектуре сооружение, освещавшееся через стеклянную крышу; фасад здания был украшен десятью большими досками с изображением на них золотыми буквами важнейших событий Кавказской войны, и двумя другими с выписками из ноты грузинского посольства 1800 г. и манифеста императора Александра I 1801 г. Перед фасадом музея был разбит красивый палисадник с решеткой, поддерживаемой вместо столбов турецкими медными пушками с сидящим на них сверху двуглавыми золотыми орлами. В музее были собраны различные трофеи войны, картины Рубо, Айвазовского и других художников, изображавшие выдающиеся моменты борьбы России на Кавказе, портреты героев войны и т.д. Вход в музей был бесплатным.

До 90-х гг. в Тифлисе из музеев существовал лишь Кавказский естественно-исторический музей. Музей находился на углу Голвинского проспекта и Николаевской улицы, был открыт в 1867 г. Инициатива его основания принадлежала члену Кавказского Отделения императорского Русского географического общества В.А. Сологубу, поднявшему этот вопрос на заседании общества в 1852 г. Тогда же из среды членов общества была избрана Дирекция для организации будущего музея. 21 мая того же года были ассигнованы деньги для приобретения естественно-исторических коллекций. Ощущая крайний недостаток в материальных средствах, Дирекция обратилась к общественному участию. Но с 1857 г. интерес к музею стал падать, причиной этому послужили отчасти военные действия на западном Кавказе; в 1861 г. Дирекция была упразднена. В 1864 г. по окончанию военных действий внимание вновь было обращено к учреждению. Результатом было приглашение для руководства музеем Г.И. Радде (известного натуралиста и путешественника по Азии), которому музей всецело был обязан своим превосходным устройством и полнотой содержания. 2 января 1867 г. музей был официально открыт наместником Великим князем Михаилом Николаевичем.

Музей, по мнению посетителей, мог бы составить украшение любой европейской столицы того времени. Он помещался в удобном и красивом здании на видном месте. Маленький дворик был украшен мраморным бюстом Берже – ученому-археологу, неутомимому исследователю Кавказа. В садике находились громоздкие памятники древней истории Кавказа, каменные истуканы, плиты и т. п. Находились здесь и туземцы гор и лесов, громадные орлы, кондоры, грифы и др. Сам музей представлял собой два яруса светлых обширных зал, со вкусом декорированных в грузинском стиле; потолки были расписаны пестрыми узорами персидских ковров, на полу и на стенах находились настоящие ковры. Парадная лестница была расписана превосходными фресками. Даже просто пройтись по этим залам было большим удовольствием для туриста. И, конечно, здесь находилась масса естественноисторического материала, наполнявшего шкафы и витрины.

Музей заключал в себе следующие отделы: геологический, ботанический, этнографический и археологический. Особенным богатством отличался зоологический отдел, преимущественно его орнитологическая часть. Подробный обзор выставленных предметов имелся в путеводителе, составленном директором, но этот путеводитель зачастую вводил в заблуждение осматривавшего музей (путеводитель продавался у входа за 30 коп.). Представители науки, однако, не совсем одобрительно отзывались о научной стороне музея, а публика не могла многому в нем научиться в виду принятой в музее системы обозначения всех названий на латыни без соответствующего перевода на русский язык.

Музей был открыт по вторникам, пятницам и средам с 10 утра до 15 часов, плата за вход составляла 20 коп.

Третий музей, который стоило посетить в Тифлисе, находился в конце Михайловской улицы, в описанном выше саду Муштаид. Это Шелководственный музей и станция, учрежденные в 1887 году, для ознакомления с шелководческой промышленностью в крае и поднятия её уровня. В 1889 г. была открыта чревоводня, а затем лаборатория, музей, библиотека и проч. В музее было собрано все относящееся к разведению шелка, имевшее тот или иной интерес. Кроме шелководства, станция занималась пчеловодством и рыболовством. При ней были учреждены практические и теоретические курсы для учителей народных школ.

Главное здание станции находилось почти при самом входе в сад и представляло собой красивый двухэтажный корпус в русском стиле. В этом здании сосредотачивались все помещения административного характера, многочисленные лаборатории, библиотека с читальней, аудитория и сам музей станции. Все коллекции музея заключали в себе более 18 тысяч предметов, распределенных по отделам естественной истории и патологии червя; по выкормке, гренажу и замариванию коконов; по размотке и обработке шелка; по тутоводству и пчеловодству. Помимо этого в музее также были собраны богатые коллекции шелка, тканей и различных изделий из шелка; многочисленные модели пособий для наиболее рационального ведения операций. Указания и способы работы на станках любезно демонстрировались мастерами в часы обычных работ. Для распространения знаний по шелководству и пчеловодству на станции весь год проводилось бесплатное практическое обучение; летом читались курсы. Существовало, однако мнение, что это казенное дело казалось рассчитанным на его внешнюю представительность, а широкие затраты представлялись не соответствующим той пользе, которую оно в состоянии было принести.

Станция с охватывавшей ее богатейшей растительностью Муштаида заслуживали подробного осмотра любого туриста. Обозрение было доступно каждый день, за исключением праздничных с 9 до 15 часов.

 

3.4 Библиотека и театры Тифлиса

Тифлисская Публичная библиотека также представляла собой одну из достопримечательностей города. Она была основана в 1846 г. при кн. М.С. Воронцове и заключала в себе до 30 тысяч томов, содержавших информацию по большей части о Кавказе и близлежащих странах. Она была одной из богатейших библиотек Азии того времени. В фундамент книжных богатств библиотеки легли, главным образом, книги из знаменитой когда-то библиотеки князей Никиты и Александра Меншиковых, принесенных в дар генерал-адъютантом кн. В.А. Меншиковым. Затем следовали весьма ценные пожертвования Кавказского Горного управления и Кавказского Статистического комитета.

Пользование библиотекой было затруднено неудобным временем (между 12 и 18 часами), когда вся интеллигенция Тифлиса находилась на службе в различных учреждениях; по праздникам и в вечерние часы библиотека была закрыта. Публичная библиотека помещалась напротив дворца Главнокомандующего в казенном доме, симметрично Кавказскому естественно-историческому музею.

Сверх указанных достопримечательностей приезжие обычно посещали дом, в котором жил Пушкин в 1829 г., помещавшийся на Пушкинской улице напротив заднего крыльца караван-сарая Тамамшевых. Это был старый двухэтажный дом с мраморной доской с надписью: "Александр Сергеевич Пушкин жил в этом доме в 1829 году".

Из увеселительных мест Тифлиса конца XIX - начала XX вв. можно выделить театр.

Начало театральных представлений на русском языке в Тифлисе относится ко времени наместничества на Кавказе генерала Нейдгарта в 1844 г. Первый тифлисский антрепренер был отставной губернский секретарь Г.П. Яценко. Театр помещался в частном доме и был до крайности плох. С приездом на Кавказ наместником Воронцова был организован театр в здании казенного манежа; начались работы по его устройству и организации. Казенный театр располагался на Головинском проспекте и был открыт в 1896 г. при Главнокомандующем генерал-адъютанте С.А Шереметеве. Роскошное здание театра в мавританском стиле поражало гармоничным сочетанием грандиозности с общей легкостью всей постройки. Весь передний фасад здания был украшен скульптурной орнаментацией в том же стиле; художественность рисунка и тонкость техники в исполнении самых мельчайших деталей орнаментов – не оставляли, по сведениям, желать лучшего. Внутренняя отделка вестибюля, зрительного зала и всех остальных помещений были исполнены с не меньшей художественностью, красотой и выдержанностью общего стиля.

Так как казенный театр существовал благодаря постоянным казенным субсидиям, его назвали казенным. Театр сдавался частным антрепренерам на определенных условиях, и в нем ставились оперы и драмы. Труппы большей частью бывали вполне удовлетворительными, и некоторые из тифлисских артистов попадали на императорские сцены. Стоимость самых дорогих лож в театре на оперу составляла 13 руб., драму – 11 руб., стулья первых рядов – 1, 10 руб. и 1, 20 руб., места же в галерее – 47 и 37 коп.

Помимо Казенного театра в Тифлисе существовал Театр грузинского дворянства (театр Дворянского Земельного банка) на Дворцовой улице, где иногда играли местные труппы; и Театр тифлисского Артистического общества.

Кроме театров в Тифлисе существовало постоянное помещение для цирка в конце Головинского проспекта. Постоянной труппы в цирке не было, но почти каждую зиму давала представления труппа Никитина. В остальное время в цирке иногда давали представления заезжие фокусники и концерты хоров.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: