Урок нравственной культуры личности по обществознанию.
Класс.
«Поступай с человеком так, как ты хочешь, чтобы он поступал с тобой».
Домик Канта в Модиттене. Фото из архива А. Бахтина
Иманнул Кант. Портрет неизвестного художника.
Цель:
Сформировать представление о составляющих и законах формирования нравственной культуры личности.
Задачи:
Создать представление о нравственных правилах И.Канта, как законах духовной культуры.
Сформировать умение анализировать нравственную личность, доброжелательную к людям.
Начать формировать социальнокультурную компетенцию, которая позволяет создавать портрет нравственной личности, поступающую по законам морали.
Приобщить к глубокому гуманизму, как главной основе нравственности.
Методы: методы изучения нового материала, закрепления, проверки знаний; в обучении – словесные, наглядные, практические.
По характеру познавательной деятельности методы данного урока: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый.
Вид урока: Урок-лекция, изучения нового материала, урок самоопределения и самореализации.
Формы работы: работа с графической наглядности, определениями, обсуждение, беседа, дискуссия.
1.Приветствие: Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о человеке в его нравственном развитии.
2. Мотивация: Как Вы понимаете евангельскую истину и нравственный императив И. Канта «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой?» (Цитата оформлена красиво на презентации).
3.Закрепление материала: что есть человек и как вы понимаете, что входит в духовную культуру?
4. Работа с презентаций, раздаточными таблицами на столах.
Посмотрите на таблицу, послушайте определения, подумайте, что у вас есть добавить к ним по содержанию.
Таблица индивид, личность индивидуальность, -стенд или презентация
Индивид | Индивидуальность | Личность |
Индивид (от лат. individuum – неделимый, неразделенный) – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. (человек как отдельная особь среди других людей). | Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности (человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.). | Личность (от лат. persona – особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами). |
5. Сообщение учителя с презентацией.
Становление индивида-это творческое развитие организма человека.
Становление личности происходит в процессе социализаццции человека, в ходе которого индивид осваиваевает выработанные в обществе социальные функции и роли, социальные нормы и правила поведения, общения с другими людьми. Сформированная личность есть объект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в обществе.
Становление индивидуальности—это процесс индивидуализации объекта, самоопределения и обособления личности, ее выделения из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.
- Рассказ учителя с презентацией о нравственной культуре личности.
Множество научной и философской литературы о нравственности.
Нравственная культура личности- степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, включает в себя сферу этического мышления, культуру чувств, культуру поведения, мораль, этикет, порядочность, ответственность. У индивидуальности есть также нравственная культура, просто менее социализированная. Так мы расставим акценты.
На столах у нас отрывки из «Метафизики нравственности И.Канта», мы можем почитать данную сложнейшую философскую методологию. Ее порой не менее сложнее и не менее интересно осознать, чем всю философию Ф.М. Достоевского и «Войну и мир» Л.Н. Толстого с его же «Анной Карениной».
7. На презентации и в раздаточных материалах – таблица о морали-основе нравственной культуре личности. Ее надо обдумать, зафиксировать (вставить из карточки в тетрадь, можно, если есть время переписать).
Мораль-форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла. | ||||
Нормы поведения (библейские заповеди), обеспечиваются силой общественного мнения и совестью человека | Моральные качества (честность, справедливость, мудрость и др.) | Нравственные принципы (коллективизм-индивидуализм; альтруизм и др.) | Морально-психологические механизмы (долг, совесть) | Высшие моральные ценности (добро, смысл жизни, свобода, счастье) |