Основные функции менеджмента




Группа№14

Предмет: Экономика (Урок №12)

Дата: 05.10.2021

Раздел: Производство

Тема урока: Производство. Основные принципы менеджмента. Производительность труда и влияющие на неё факторы.

Количество часов на изучение темы: 1

Цели урока:

Ознакомить с понятием менеджмента, его функциями, факторами производительности труда.

Научить объективно оценивать эффективность менеджмента, искать способы повышения производительности труда

Формировать экономическое мышление, умение сравнивать, анализировать и делать выводы.

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний

- Что такое производство?

- Каковы его основные факторы?

- Нуждается ли производство в управлении?

- Будет ли прибыльность производства зависеть от эффективности управления ним?

План изложения нового материала

Понятие «менеджмент», его принципы

Иерархия менеджмента

Функции менеджмента

- организация

- планирование

-руководство (мотивация)

- контроль

Понятие «производительность труда», показатели

Резервы роста производительности труда

Закрепление знаний

- перечислите функции менеджмента

- нарисуйте пирамиду иерархии менеджмента

- выберите верный ответ: как называется процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей?

А) планирование

Б)мотивация

В) контроль

Г) организация

4. Домашнее задание:

-составьте словарь терминов

- предложите пути повышения производительности труда при проведении любого вида работ (по вашему выбору)

-назовите разницу между менеджментом и предпринимательством

 

Лекционный материал

Менеджмент – это деятельность по управлению и координации работы предприятия и его подразделений, включая коллектив руководителей предприятий.

К принципам менеджмента относятся закономерности и требования, выполнение которых обеспечивает эффективную работу предприятия:

· целенаправленность – объединение деятельности организации на достижение общей цели, соотнесение цели с ресурсами, необходимыми для выполнения поставленной задачи;

· ответственность – сотрудники, соответственно их полномочиям, осознают, что некачественное выполнение работы влечёт за собой определенные взыскания, штрафы;

· компетентность – хорошие знания менеджером объекта управления, его функций;

· системность – каждое управленческое решение анализируется для выявления его влияния на все подразделения предприятия;

· дисциплинированность – элемент, который влияет на качество работы и формирует корпоративную культуру сотрудников;

· стимулирование – материальное и моральное мотивирование сотрудников, повышение их заинтересованности в результатах своего труда.

Основные принципы менеджмента влияют на достижение предприятием экономических целей – повышение эффективности производства за счёт снижения себестоимости продукции (материалоёмкости, трудоёмкости, общепроизводственных затрат) и получение прибыли.

Менеджер – это лицо, занимающее управленческую должность и наделённое полномочиями принимать решения по определённым видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.

В зависимости от размера фирмы, иерархия менеджмента делится на уровни:

высший – президент компании, генеральный директор, председатель совета директоров;

средний – заместители руководителя, руководители крупных структур – отделов, цехов;

низовой – руководители первичных подразделений – бригад, секторов, участков.

Современный управленец – это не просто должностное лицо, а человек, который поведёт команду вперёд и приумножит прибыль, именно поэтому он должен обладать знаниями в области экономики и управления, уметь ставить цели и эффективно решать актуальные задачи, проявлять инициативу, самостоятельность, быть справедливым и неравнодушным к сотрудникам. Качество работы менеджера отражается как на финансовых, так и на производственных результатах предприятия.

Основные функции менеджмента

  1. Организация – это процесс создания структуры предприятия, где отражён состав, подчинение и взаимодействие отдельных подразделений фирмы. Познакомимся с типами организационных структур.

· Линейная отличается чётко выраженной вертикалью управления, где все решения передаются по цепочке сверху вниз. Подходит для небольших предприятий с несложной специализацией, например, небольшой розничный магазин.

· Функциональная отличается делением организации на структурные звенья, каждое из которых выполняет конкретную задачу. Специалисты подразделений обладают высоким уровнем профессиональных компетенций и отвечают только за конкретный участок работы. Управленческие решения принимаются медленно, поскольку нет единоначалия. Такая организационная структура принята на крупных машиностроительных предприятиях.

· Штабная отличается наличием у линейного руководителя, как правило, менеджера высшего звена, отдельной группы специалистов и консультантов, которые прорабатывают возможные управленческие решения и предлагают их руководителю. Штабы могут работать как временно, так и постоянно. Штабную структуру организации используют группы компаний, холдинги.

  1. Планирование – это определение целей деятельности фирмы и способов их реализации. Процесс изучения и решения проблем будущего. Планирование может быть стратегическим (долгосрочным) – на 10-15 лет, тактическим (среднесрочным) – на 3-5 лет и оперативным (краткосрочным) – на месяц и менее.
  1. Мотивация – создание заинтересованности персонала в достижении целей фирмы. Мотивация снижает проблему кадровой текучки, привлекает и удерживает высококвалифицированных сотрудников, стимулирует работников качественно выполнять свои функции, повышает производительность труда. Существуют административные, материальные (экономические) и нематериальные (социально-экономические) стимулы к трудовой деятельности.

· Административное воздействие оказывает руководитель предприятия, через инструкции и приказы он направляет деятельность сотрудников.

· Материальное воздействие на сотрудников оказывается через систему штрафов и поощрений, начисление процента от проведённых финансовых сделок.

· Нематериальное воздействие – это набор самых разнообразных методов: благодарности, грамоты, возможность повысить профессиональную квалификацию или получить повышение в должности.

  1. Контроль – это мониторинг за деятельностью предприятия, необходимый для коррекции работы предприятия, предотвращения кризисных ситуаций и достижения экономических целей.

· Предварительный контроль производится на этапе планирования путём анализа привлекаемых финансовых, материальных и человеческих ресурсов.

· Текущий контроль осуществляется в ходе реализации запланированного путём налаженной обратной связи от сотрудника к менеджеру.

· Заключительный контроль происходит по итогам запланированной деятельности путём оценки достигнутого результата.

Производительность труда характеризует эффективность использования трудовых ресурсов предприятия. Она определяется количеством продукции, произведённой в единицу рабочего времени, или затратами труда на единицу произведённой продукции или выполненной работы

Резервы увеличения производительности:

1. Снижение трудоёмкости продукции

2. Улучшение использования рабочего времени

3. Резервы улучшения структуры, повышения компетенции кадров, лучшего использования рабочей силы

4. Экономия материальных ресурсов, ликвидация брака.

5. Применение более совершенного оборудования

6. Усовершенствование технологического процесса

7. Улучшение организации труда

8. Использование оборудования в несколько смен

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: