И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ




Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия гражданской защиты» Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Донецкой Народной Республики

 

ПАКЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

По дисциплине «Профессиональная этика»

(для обучающихся по направлению подготовки и специальности 20.03.01 Техносферная безопасность)

 

Утверждены на заседании

кафедры гуманитарных дисциплин

Протокол № 1 от 02.09.2020 года

Заведующий кафедрой

_______________ Д.Ю. Паниотова

 

 

Донецк, 2020 г.

 

Методические указания и варианты контрольных работ по дисциплине «Профессиональная этика»

Дисциплина рассматривает содержание и особенности профессиональной этики сотрудника МЧС, систему этических знаний, необходимых для нравственного становления и развития личности сотрудников, пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности. Целью дисциплины является:

- формирование мировоззренческой и духовно-нравственной культуры обучающихся;

- воспитание духовно развитой личности;

- формирование у обучаемых системного знания о морали, структуре, основных категориях и нормах профессиональной этики;

- формирование у будущих специалистов МЧС высоких морально-нравственных качеств: патриотизма, гражданственности, мужества, профессионального долга и чести;

- формирование эстетического восприятия и понимания сущности художественных явлений культуры в современном обществе;

- формирование у обучаемых умения создавать здоровый морально-психологический климат в служебном коллективе.

Задачи дисциплины:

- усвоение системы знаний о предмете этики и эстетики, их основных функциях, месте и роли в современном обществе;

- выработка у обучаемых понимания сущности морально-ценностного отношения к человеку и его жизнедеятельности;

- осмысление нравственного содержания своей профессиональной деятельности;

- овладение обучаемыми навыками нравственного самовоспитания;

- изучение основных требований этики служебных отношений и служебного этикета;

- развитие способности продуцировать собственные этические суждения и эстетические мнения, осознанно и ответственно реагировать на типичные бытовые, социальные и профессиональные ситуации.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- содержание этической проблематики и таких социально-культурных явлений, анализируемых в предметном поле этики, как мораль, нравственность, моральная ответственность, нравственный выбор, этические идеалы;

- процесс происхождения и сущность морального сознания, содержание основных категорий морали;

- содержание эстетической культуры и таких социально-культурных явлений, анализируемых в предметном поле эстетики, как художественный образ, эстетическое чувство, эстетический вкус и идеал;

уметь:

- формировать и обосновывать своё личное мнение, нравственную позицию в вопросах, касающихся моральных убеждений, духовных ценностей и идеалов;

- разбираться в вопросах сознательного нравственного выбора, в проблемных вопросах этики профессиональных отношений;

- формировать и обосновывать своё личное мнение, нравственную позицию в вопросах, касающихся анализа и оценки эстетических ценностей и идеалов.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СОДЕРЖАНИЮ, ОБЪЁМУ

И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

В соответствии с учебным планом по дисциплине «Профессиональная этика» обучающиеся 3 курса факультета заочного обучения выполняют контрольную работу.

Вариант контрольной работы определяется по последним цифрам номера вашей зачетной книжки.

Если эти две цифры - от 01 до 25, то они и являются номером вашего варианта.

В каждом варианте контрольной работы два вопроса выявляют степень владения теоретическими основами этических знаний и умение применять знания для объяснения событий действительности, профессиональной деятельности; третий - практическое задание, основанное на рассуждении по изречению или решении профессиональной задачи.

Обучающимся необходимо учитывать, что контрольная работа является эффективной формой изучения материала тогда, когда она выполнена самостоятельно, творчески, на основе глубокого изучения литературы, обобщения и использования разностороннего фактического, нормативного и документального материала. Только в этом случае выполнение контрольных работ будет способствовать получению глубоких и прочных знаний по дисциплине.

Работа выполняется на листах А-4, рукописно. Объём контрольной работы должен составлять не менее 15 страниц, которые должны быть пронумерованы. По своей структуре контрольная работа обязательно должна состоять из подробного плана, основного содержания, выводов и списка литературы. Обратите внимание на то, что план требуется писать по 1 и 2 вопросам задания отдельно, так как эти вопросы относятся к разным учебным темам. При ответе на вопросы необходимо чётко соблюдать последовательность изложения материала, т.к. её нарушение ведёт к нечёткости, запутанности ответа и, как следствие, пропуску отдельных аспектов проблемы.

Ответы на вопросы должны быть достаточно аргументированы. Необходимо привести конкретные примеры, подтверждающие тезисы, при необходимости - дать различные точки зрения и взгляды по рассматриваемой проблеме. В ходе раскрытия ответа обучающийся обязан применить знания по классификации нравственных категорий, указывать на наиболее типичные ситуации, реализующие теоретические аспекты, и дать им краткую характеристику. Применяя новые или редкие термины, слушатель обязан дать им развернутое определение и привести самостоятельные примеры. После изложения основного содержания ответов даются краткие выводы, подводятся итоги всей работы над учебными вопросами. В этих выводах слушатель должен дать краткий анализ описываемых явлений и объяснить их взаимосвязь с другими. В конце работы даётся список используемой литературы, где указывается автор, название работы, издательство и год издания книги.

При выполнении контрольной работы слушатель должен самостоятельно формулировать свои мысли, следить за логикой изложения, не допускать противоречий в теоретической и фактической части ответа. Если обучающийся в своем ответе привлекает достаточно большой объем информации, которую он позаимствовал из учебника, сборника документов или статьи, он обязан сделать ссылку на автора книги или статьи, или же на сборник документов. Ссылку следует помещать в конце страницы.

При выполнении работы рекомендуется обратить особое внимание на:

1. подбор и критический анализ литературы. Эта работа вполне может быть проделана самостоятельно, исходя из имеющихся у слушателей возможностей. Однако в этом случае следует избегать устаревших, односторонних точек зрения;

2. критический подход к изучаемым источникам, так как при механическом соединении текстов из различных источников в содержании работы могут появиться обессмысливающие её противоречия;

3. в работе следует избегать сложных, непонятных терминов и выражений, поскольку их неграмотное применение может привести к искажённому восприятию ответа на вопрос;

4. все вопросы контрольной работы должны принадлежать одному варианту. Не допускается произвольная замена вариантов или вопросов в нём.

Варианты контрольных работ

Вариант 1.

1. Этика как наука о морали. Место морали в жизни общества.

2. Сущность и структура этикета.

3. Ситуация. В свое время Государственная Дума РФ приняла Постановление об амнистии, а Президент РФ – предписание о задержании его исполнения. Генеральный прокурор России г-н Казанник заявил о расхождении духа и буквы закона в Постановлении Государственной Думы. Он выполнил Постановление и не выполнил предписание Президента, затем подал в отставку.

Задание: Чем, на Ваш взгляд, объясняется расхождение моральных и правовых норм? Как бы Вы поступили в этом случае?

Вариант 2.

1. Предмет, содержание и особенности профессиональной этики сотрудников пожарной охраны.

2. Служебный коллектив: его основные функции и моральные требования, предъявляемые к его деятельности.

3. Как Вы понимаете слова С. Кьеркегора? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Добро есть свобода. Лишь для свободы или в свободе состоит различие между добром и злом.

Вариант 3.

1. Основные категории профессиональной этики.

2. В каких ситуациях и почему может проявляться профессионально-нравственная деформация сотрудников ГПС МЧС?

3. Как Вы понимаете смысл вопроса, сформулированного Аристотелем? Как бы Вы на него ответили? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Во имя чего мы выбираем: жизнь во имя наслаждения или наслаждение во имя жизни?

Вариант 4.

1. Система категорий профессиональной этики сотрудников пожарной охраны.

2. Особенности моральных конфликтов в условиях деятельности коллективов пожарной охраны.

3. Как Вы понимаете слова А. Камю? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Свободен тот, кто может не лгать.

Вариант 5.

1. Мораль в системе духовной культуры общества. Взаимодействие морали с другими формами духовного освоения мира.

2. Возможность морального выбора в деятельности сотрудников ГПС, соотношение свободы морального выбора и моральной ответственности.

3. Как Вы понимаете слова Ювенала? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Нельзя ради жизни терять смысл жизни.

Вариант 6.

1. Возникновение и формирование моральных требований к сотрудникам пожарной охраны России.

2. Сущность и особенности нравственного воспитания. Значение нравственного воспитания сотрудников в решении служебных задач.

3. Ситуация А. На улице Артема в Донецке группа молодых людей, развлекаясь, требовала от прохожих сверстников под угрозой насилия единственного - стать на колени.

Ситуация Б. Группа бандитов в глухом безлюдном переулке до смерти забивает свою жертву.

Задание. Как бы Вы вели себя в приведенных ситуациях: на месте жертвы – в А; в качестве свидетеля – в Б? Согласны ли Вы, что честь дороже жизни? Действует ли этот принцип независимо от любой ситуации, с точки зрения этики?

Вариант 7.

1. Нравственное и морально-этическое содержание деятельности сотрудников пожарной охраны.

2. Формирование системы нравственных ценностей в обществе и у личности как взаимодействие целого и части, объективного и субъективного.

3. Как Вы понимаете слова Монтеня? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

Вариант 8.

1. Нравственное становление личности сотрудника пожарной охраны.

2. Различие моральных принципов и моральных норм.

3. Как Вы понимаете слова Н. Шамфора? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Воспитание должно опираться на две основы: нравственность и благоразумие; первая – поддерживает добродетель, второе – защищает от чужих пороков

Вариант 9.

1. Моральный фактор и его роль в деятельности сотрудников пожарной охраны.

2. Совесть как самооценка отношения сотрудника ГПС к нормам профессиональной нравственности. Взаимосвязь категорий «совесть» и «долг».

3. Как Вы понимаете слова Л. Толстого? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.

Вариант 10.

1. Моральный выбор в деятельности сотрудников пожарной охраны.

2. Категория моральной ответственности и ее основные значения: ответственности при исполнении служебного долга, ответственность за совершенный проступок, ответственность перед собственной совестью.

3. Как Вы понимаете слова Аристотеля? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Порядочность – это способность поступать сознательно и справедливо там, где не предусмотрено действие закона.

Вариант 11.

1. Нравственная культура: понятие и структура.

2. Мораль как ценностный критерий права.

3. Как Вы понимаете слова из Талмуда? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Плати добром за зло.

Вариант 12.

1. Нравственные отношения в служебных коллективах сотрудников ГПС МЧС.

2. Нравственные категории риска: смелость, отвага, храбрость, мужество, героизм.

3. Можете ли Вы привести нравственную аргументацию в пользу оправданности смертной казни?

Вариант 13.

1. Общение и служебный этикет в коллективах пожарной охраны.

2. Культура сотрудника ГПС как решающее условие грамотного нравственного выбора, умение ориентироваться на нравственные идеалы общества.

3. Как Вы понимаете слова П. Буаста? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Гораздо большие достоинства в том, чтобы уметь побеждать пороки, нежели в том, чтобы не иметь их.

Вариант 14.

1. Возникновение принципиально новых социальных и личностных факторов, определяющих поведение личности в современных условиях.

2. Нравственные аспекты деятельности Государственной противопожарной службы и нравственная культура сотрудников пожарной охраны.

3. Как Вы понимаете слова Вольтера? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Трагедия войны в том, что все лучшее, что есть в человеке, используется для совершения худших преступлений.

Вариант 15.

1. Моральное сознание и его основные элементы: знание, представление, оценки, идеалы.

2. Причины обособления профессиональной этики в системе этического знания.

3. Как Вы понимаете слова В. Соловьева? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Бескорыстие есть свобода духа от привязанности к материальным благам.

Вариант 16.

1. Профессиональная мораль и этические категории «добро» и «зло».

2. Нравственный конфликт. Особенности моральных конфликтов в условиях деятельности коллективов пожарной охраны.

3. Как Вы понимаете слова Тацита (римского историка)? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Лишь глупцы называют своеволие свободой.

Вариант 17.

1. Понятия «честь», «профессиональная честь», «честь коллектива».

2. Этика взаимоотношений руководителя и подчиненных

3. Как Вы понимаете слова Д. Дидро? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.

Вариант 18.

1. Роль эстетического начала в укреплении моральных основ быта и семьи сотрудников Государственной противопожарной службы.

2. Понятие служебного коллектива, его нравственно-этические и организационные характеристики.

3. Как Вы понимаете слова В. Соловьева? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Кто хочет принять смысл жизни как внешний авторитет, тот кончает тем, что за смысл жизни принимает бессмыслицу своего собственного произвола.

Вариант 19.

1. Справедливость: нравственный, юридический, политический смыслы.

2. Правила этикета как выражение уважения, чести и достоинства человека. Этика общения в экстремальных ситуациях.

3. Как Вы понимаете эти заповеди человечности Д.С. Лихачева? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в них говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют некоторые из них:

Не убий и не начинай войны.

Не помысли народ свой врагом других народов.

Уважай мысли и чувства братьев своих.

Вариант 20.

1. Основные формы делового общения сотрудников ГПС. Понятие порядочности и ее составные элементы.

2. Основные функции морали.

3. Как Вы понимаете слова В. Соловьева? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Альтруизм есть деятельная помощь ближнему, вытекающая из чувства жалости или сострадания.

Вариант 21.

1. Основные категории профессиональной этики. Профессионализм как нравственная черта личности.

2. Этические требования к проведению деловых бесед

3. Как Вы понимаете эти заповеди человечности Д.С.Лихачева? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в них говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют некоторые из них:

Чти природу как матерь свою и помощницу.

Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.

Вариант 22.

1. Специфика морального фактора сотрудника пожарной охраны.

2. Этические требования к проведению переговоров.

3. Как Вы понимаете слова Н. Шамфора? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Воспитание должно опираться на две основы: нравственность и благоразумие; первая – поддерживает добродетель, второе – защищает от чужих пороков.

Вариант 23.

1. Мораль в системе культуры. Религиозная санкция, эгоистическая система морали, особенность морали, категорический императив, нравственность.

2. Профессионально-нравственная деформация: причины и факторы, негативно влияющие на морально-психологический климат служебного коллектива.

3. Как Вы понимаете слова Тацита (римского историка)? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Лишь глупцы называют своеволие свободой.

Вариант 24.

1. Нравственная культура сотрудника МЧС. Понятие нравственной культуры. Структура нравственной культуры.

2.Моральные требования, предъявляемые к деятельности служебного коллектива.

3. Как Вы понимаете слова Вольтера? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Трагедия войны в том, что все лучшее, что есть в человеке, используется для совершения худших преступлений.

Вариант 25.

1. Этические проблемы в сфере инженерной деятельности. Моральные требования к деятельности инженера.

2. Этика правильного делового общения при субординации и координации.

3.Можете ли Вы привести нравственную аргументацию в пользу оправданности смертной казни?

 

Образец титульного листа

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия гражданской защиты» Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: