Второй тайм. Мне повезло с этой историей




Поэтому я скорее «прощала» Дане его молодость и красоту. К ней ведь прилагалось неподдельное дружелюбие к миру, открытость — качества, которые с годами я научилась ценить. И еще — легкость и солнечность.

 

«Солнечный мальчик», как я его называла, становился все более известным актером. К тридцатилетнему рубежу он подошел уже в статусе настоящей «звезды» — со всем причитающимся антуражем: обложки модных журналов, огромное комьюнити поклонниц, бокс-офисы, обеспеченные его именем… Он очень помог мне с созданием Центра «Антон тут рядом», и потому мы часто виделись как раз в тот период, когда подряд вышли «Легенда № 17», «Шпион», «Экипаж».

Данила Козловский. Фото: Ирина Штрих

Мне рассказывали, как на одном из питчинговМинкульта, все продюсеры по очереди, рассказывая про проект, неизменно добавляли в финале речи: «А в главной роли у нас будет Данила Козловский…».

Один из экспертов, присутствовавших на питчинге, пошутил: «Если принять на веру излагаемые сведения, получается, что Козловского надо клонировать как минимум трижды, чтобы он успел отработать все упомянутые съемочные площадки…»

Вроде бы все шло по плану, а он … из плана выламывался. То решил профессионально петь, и возник замечательный музыкальный спектакль «Большая мечта маленького человека». То решил продюсировать — и появился фильм «Статус: свободен».

Теперь — режиссерский дебют.

Фильм, где Данила — автор сценария, режиссер, продюсер, исполнитель главной роли. Мы назначили встречу в кафе «Рубинштейн», он опаздывал буквально на несколько минут, и пока я читала его смску об этом, влетел он сам.

 

Он, да не он. Не солнечный мальчик, каким я его узнала. Не издерганный кумир, изо всех сил старающийся сохранить если не прежнюю свою открытость, то хотя бы вежливость и спокойствие. Взрослый человек, сделавший большую работу. Он еще не решил, доволен ли результатом. Но счастьем от процесса готов был делиться.

 

Из расшифровки я убрала вопросы, которые были обыкновенными. Почему футбол? Почему ты решил стать режиссером? Что для тебя этот фильм и что в нем про тебя самого?

 

Данила Козловский. Фото: Ирина Штрих

Первый тайм. Футбол уравнивает всех

Что такое футбол? Это какой-то универсальный код для разных людей, разных поколений, разных национальностей и характеров.

Болельщиком в детстве я был страстным. Мой первый матч на стадионе «Динамо» в Петровском парке. Мне 7 лет, гуляю один, вижу — стадион, слышу — орут. И — пошел на звук. Такого маленького никому не пришло в голову остановить. Шел, шел, взобрался на трибуну. Сверху видел: неполный стадион, на поле люди с мячом бегают. Московское «Динамо» принимало ереванский «Арарат». Запомнил этот кадр на всю жизнь.

Ну, потом сам учился бегать с мячом. В 1998 году, когда я смотрел финал Кубка мира между Бразилией и Францией, мне было 13 лет, и я окончательно влюбился в эту игру. Это был выдающийся матч.

Футбол, если его любить, уравнивает всех.

 

В Англии мы снимали реальный матч. Я видел фанатов, которые смотрят футбол так же, как их отцы, их деды. Эти люди, умирая, завещают свой абонемент. Завещают свою страсть.

 

Это был не первый мой футбол в Англии. Когда мне было 22, мы приехали сюда с «Королем Лиром». Там только построили новую арену на 60 тысяч мест, и я решил, что смогу купить билет в день матча. Я только-только начал зарабатывать, у меня были суточные, почему нет? Нормально, могу себе позволить… Приезжаю на метро, первая же надпись soldout, вдруг подходит мужик ко мне: «У вас есть билет?», — я ему отвечаю, что нет, тогда он мне предлагает билетик за 250 фунтов. Даже сейчас 250 фунтов это немало, а тогда это для меня были астрономические деньги. Отшатнулся, побродил, решил все таки брать, но его уже не было. Подходит другой, тот же самый разговор и уже цифра 300 фунтов. Я протягиваю ему дрожащими руками чуть ли не все свои командировочные, а он мне какую-то маленькую бумажку сует. И исчезает. Я в полной уверенности, что меня обманули, тащусь ко входу. Засовываю бумажку в турникет… И он вдруг открывается! Конечно, увидеть со своего места мне мало что удалось. Но зато я мог услышать, как футбол заставляет петь хором 60 тысяч человек.

 

Данила Козловский. Фото: Ирина Штрих

Перерыв. Учись на полях

Я в этом фильме режиссер, исполнитель главной роли, соавтор сценария, продюсер. То есть пишу, снимаю, играю, со своими партнёрами, Леонидом Верещагиным и Петей Ануровым организую производство и продвигаю фильм. Мало снять картину, нужно найти зрителя, убедить его, что это фильм надо посмотреть. Фильм у нас — и по бюджету и по амбициям — не маленький.

Лучшая школа — это когда учишься в полях. Мой первый продюсерский опыт — фильм «Статус: свободен» с режиссером Пашей Руминовым. Причём недавно литовцы сняли ремейк на наш фильм и он у них бьет рекорды по сборам. Это была хорошая, правильная для меня история. Не только потому, что мы денег заработали, но и потому, что многому научился.

 

Причем наука простая: если хочешь сделать что-то хорошо — делай это сам. Если не можешь сам, вникай и контролируй, ничего не пускай на самотек. Весь маркетинг строился практически вручную. Я получил хороший опыт.

 

На этом фильме у нас было немного ресурсов, и нужно было все время выкручиваться… Затем была вторая картина, «На районе», талантливого молодого режиссёра Оли Зуевой. Фильм выйдет в следующем году. «Тренер» — это уже мой третий и наиболее крупный продюсерский опыт.

После съёмок «Тренера» начинают предлагать разные сценарии уже как постановщику. Сегодня я про себя точно понимаю, что как режиссер хочу снимать то кино, которое не может не появиться. Про которое ясно — оно обязательно должно быть снято. И у меня с «Тренером» именно такая история — я не мог себе представить, что этого фильма не будет.

 

 

Второй тайм. Мне повезло с этой историей

Есть такой футбольный клуб «Лестер». Два года назад он сотворил маленькое чудо. Команда небольшого провинциального городка с населением 300 тысяч человек, всю свою историю болтавшаяся где между серединой и концом турнирной таблицы, вопреки всему выиграла английский чемпионат. Тот самый, где «Ливерпуль», «Манчестер Юнайтед», «Челси», «Арсенал». О них узнали даже те, кто футболом не особенно интересуется.

Ну что прежде всего приходит в голову? Появился какой-то человек с большими деньгами, купил звездных игроков, модного сильного тренера…Но нет..все не так. Тренером «Лестера» стал итальянец Клаудио Раньери, который очень часто становился вторым. Причём, становился «обидно» вторым.

 

Команда состояла из людей, многим из которых — когда-то говорили: ты слишком маленький, ты слишком худой, ты слишком старый, ты слишком медленный. За них все решили. Понимаешь, за них все решили. Что они неформат. Брак. Испорченные. И вот тренер их собирает, и они творят историю.

 

Это было два года назад.

Мне повезло с ними. Я ведь уже писал сценарий, когда впервые прочел о них. Меня тогда больше интересовал наш российский футбол. Я ездил по клубам, жил с командой в Тамбове, общался с футболистами, врачами, администрацией… И вдруг я читаю газету и понимаю: «Этот фильм происходит прямо здесь и сейчас!». Это и есть мой фильм. И здесь не футбол главное, а что-то другое.

Это история мечты, история поломанных людей, личностей, которые объединяются и вопреки предназначенному ходу вещей, вопреки огромному количеству обстоятельств — делают нечто, чего никто от них не мог ожидать. Потому что людям очень важно узнать, и получить подтверждение важнейшей вещи на свете — ты можешь поменять свою жизнь, и ты можешь тем самым поменять жизнь вокруг себя. Потому что другим людям, которых тоже определили в брак, во второй сорт, в аутсайдеры — им будет важен твой опыт. Это изменит их жизнь тоже.

Для меня это важный сюжет, может быть, самый важный. Он напрямую связан с моим собственным опытом.

 

 

https://matchtv.ru/football/matchtvnews_NI816976_V_aprele_vyhodit_film_Trener_Kommentatory_Match_TV_prinimali_uchastije_v_sjemkah_i_ozvuchke

 

«Это история о лучшем бомбардире сборной Юрии Столешникове, который в решающий момент не забил пенальти и бесславно завершил карьеру. После череды испытаний ему предстоит совершить чудо на посту тренера маленькой футбольной команды», – говорится в синопсисе фильма на официальном сайте Козловского.

Для Данилы это не первая футбольная роль. В 2005 году он сыграл в фильме «Garpastum» Алексея Германа-младшего, где рассказывается о футболе в царской России.

Подготовка к съемкам длилась три года. Сами съемки проходили с 24 апреля по 6 июля 2017-го в Москве, Московской области, Новороссийске и Краснодаре на шести стадионах. Однако работа над фильмом продолжалась и зимой. Премьера запланирована на 19 апреля.

Кастинг на участие в картине прошли около трех тысяч профессиональных футболистов, среди приглашенных звезд – бывшие игроки «Локомотива» Алан Гатагов и Дмитрий Сычев. Одним из консультантов проекта стал бывший наставник сборной России и ЦСКА Леонид Слуцкий. Проект был создан при поддержке РФС.

Собственно, уже из трейлера становится понятно, что в съемках принимали участие комментаторы «Матч ТВ». За кадром можно услышать голос Константина Генича, который работает на матче сборной России, бьющейся с Румынией за выход на чемпионат мира. Помимо Генича, приглашение сниматься в «Тренере» и озвучивать фильм получили Нобель Арустамян, Роман Гутцайт, Тимур Журавель, Денис Казанский и Дмитрий Шнякин.

***

Обсуждая еще не вышедшего «Тренера», естественно, не получится избежать сравнений с «Движением вверх», которое еще до того, как стало самой кассовой лентой в истории российского кино, разделило аудиторию. На тех, кто остался под сильнейшим впечатлением, и тех, кому не понравилось передергивание фактов из чужих биографий. «Тренеру» упреки в искажении истории по понятным причинам не грозят. Это история, выдуманная от начала и до конца.

– В фильме собраны все распространенные футбольные мифологемы, все возможные драматические ходы в жизни игрока и тренера в одной судьбе, – говорит Журавель. – Если взять реальные истории, наверное, они будут разбросаны по разным командам и годам, а так как это фикшн, то здесь объединены как человеческие, так и футбольные сюжеты. Не знаю, занимался ли кто-то подобным, обычно в таких случаях, люди пытаются достать реальный случай и как-то его покрутить. Козловский пошел совершенным иным путем, и это интересный вызов.

Жизнь, как известно, лучший сценарист. Развязку в финале Лиги чемпионов между «МЮ» и «Баварией» нарочно не придумаешь. Решающий бросок Ильи Ковальчука на ЧМ-2008 не покажешь лучше, чем он был на самом деле. Считается, что строка «основано на реальных событиях» как бы изначально дает фильму некую фору.

– Я в принципе со скепсисом относился к спортивным драмам как таковым, потому что невероятно сложно передать то, что завоевало популярность среди зрителей благодаря своей естественности, а не художественности, – считает Шнякин. – Поставить то, что хорошо само по себе, а не в наигранности, чрезвычайно трудная задача.

***

Несмотря на то, что съемки официально закончились еще летом, запись радиоэфира с участием Гутцайта и Казанского проходила совсем недавно, под самый Новый год.

– Был серьезный цейтнот, первый день молодежного чемпионата мира, надо было везде успеть, – вспоминает Денис.

– Озвучка проходила в подземелье, в котором, я так подозреваю, многие из нас побывали. Маленькая студия на Арбате – честно говоря, не думал, что большое кино делается в таких условиях, – признается Журавель. – Но когда я зашел туда, то понял, что работают там совершенно одержимые – в хорошем смысле этого слова – люди. Данила показал тизеры, трейлеры и все рассказывал-рассказывал без остановки. Комментаторы – тоже ребята увлеченные, но я давно не видел, чтобы человек с таким задором и азартом делал какое-то дело.

Генича сообщение с предложением принять участие в съемках застало на полгода раньше, в Казани, где он работал матч Кубка конфедераций.

– Поначалу казалось, что это шутка и очередной развод от коллег, – говорит Константин. – Когда же выяснилось, что все взаправду, оставалось разрулить логистически. На съемках в Краснодаре мне нужно было оказаться на следующий день после полуфинала Португалия – Чили. Прямого сообщения между Краснодаром и Казанью нет, а мой съемочный день начинался в 10 утра. Пришлось потрудиться, что вылилось в немалое количество бюрократических проблем, но добро от начальства было получено, и мою кандидатуру утвердили. Добрался вовремя – стыковка между рейсами была 20 минут, но успел. Я приехал на последний съемочный день футбола. Бригада жила на месте уже около месяца, и съемки велись затемно. В дневное время снимали как раз только в заключительный день.

На месте уже выяснилось, что нас с Нобелем посоветовал владелец футбольного клуба «Краснодар» Сергей Галицкий. Насколько я понимаю, он чуть ли не бесплатно предоставлял стадион для съемок. Зная, как он трепетно относится к своей арене, я был приятно удивлен тому количеству людей, которое заполонило стадион со всех сторон. В VIP-секторе – кухня, где питались актеры и весь персонал, в раздевалках – везде «рабочий порядок», все разбросано.

Мне дали текст, Данила предупредил, что он абсолютно шаблонный, эдакая шпаргалка. Надо говорить, как чувствуешь и видишь, а проблема в том, что на поле при этом никого не будет. «Надо представить момент в голове», - сказал Козловский. Это было максимально тяжело прежде всего в плане концентрации. Я сидел на своем обычном комментаторском месте, рядом массовка из якобы журналистов, работавших на матче, справа – камера, под столом – звуковик, неподалеку – осветитель. По хлопку и голосу «мотор» ты должен работать эпизод, при этом все смотрят только на тебя. Влиться было непросто.

На бумажке были шаблоны, даже в какой-то степени мемы, прочно вошедшие в оборот. Например, «я сейчас закончу вообще все» от Георгия Черданцева. Я сказал Даниле, что это скорее авторская, запатентованная штука, и в фильме в моем исполнении будет звучать несколько фальшиво и неправильно. Козловский ответил «без проблем» и разрешил использовать такие фразы, какие сам считаю нужными.

Завершили рабочий день, пожали друг другу руки, вечером пересеклись еще раз на встрече с Галицким, где обсуждали фильм и игру. Там меня еще раз поразила погруженность Данилы в футбол. Правда, выяснилось, что на этом мое участие не закончено. Съемки – это одно, а для трейлера и фильма, чтобы не было брака по звуку, надо все делать в качественной студии. Голос отдельно записывают и подкладывают под картинку. В какие-то моменты попадаешь по губам, а некоторые фразы забываешь, потому что это чистая импровизация. Мне дали вспомогательный текст, но было непросто – еще раз пережить пусть виртуальные и фиктивные, но эмоции. Легче разве в том плане, что ты один в комнате, тебя никто не отвлекает, а перед тобой картинка. Сложная, но интересная работа.

***

Что войдет в смонтированную, финальную версию, узнаем только весной. Комментаторы «Матч ТВ» не исключают, что кое-что может остаться за кадром.

– Я озвучивал маленький фрагмент, буквально минуту, – говорит Журавель. – И не уверен, что возьмут именно мой вариант, возможно, кто-то этот же матч наговаривал.

– Не витал в облаках и представлял, что вещи, особо не влияющие на ход сюжета, удаляются в первую очередь. В этом плане монтаж фильмов мало чем отличается от монтажа сюжетов и телевизионной работы в целом, – уверен Шнякин. – Когда я пришел на озвучку, Данила, ощущая некую, так скажем, вину, объяснил, что вряд ли оставим все эпизоды из комментаторской кабинки в Раменском. Я сразу дал понять, что особенно не надеялся. Все-таки есть хронометраж и рамки. Но, в конце концов, есть и телевизионная версия фильма, которая обычно чуть длиннее, чем прокатная. Так что, может, еще и удастся посмотреть на себя на телеэкране.

***

«Тренер» – режиссерский дебют Козловского. Настоящий челлендж, по уровню сложности явно превосходящий задачу выхода сборной России из группы на ЧМ-2018.

– Когда мне впервые позвонили с предложением, главным стимулом было получить соответствующий опыт и посмотреть изнутри, как строится процесс кинопродакшна, – признается Шнякин. – А второй составляющей мотивации стало посмотреть на Козловского как режиссера. Было дико любопытно!

Каким же запомнился новый режиссер комментаторам «Матч ТВ»?

– Сложно составить объемное впечатление от столь короткого знакомства, – говорит Казанский. – Запомнилась невероятная энергия и обаяние Козловского. Данила немедленно располагает к себе. Он давно в этом деле, странно было бы видеть непрофессионализм.

– Когда приехали с Денисом в студию, нам дали текст, посмотрев который, мы спросили, можем ли немного его переписать. Некоторые термины, которые там употреблялись, комментаторы не используют. Данила согласился и сказал, что ради этого нас и позвали, чтобы все было максимально правдиво. И добавил: «А вы можете просто пообщаться друг с другом?» Мы отправились в комнату, отложив бумажки в сторону. Козловский показал нам кусочек фильма, где голос будет использован, объяснил суть и главные темы, которые должны быть обозначены. Мы записали несколько дублей, после каждого из них в комнатку прибегал Данила и говорил, что очень здорово получилось, живо и эмоционально, а можно еще сделать в следующем дубле акцент на вот такой детали? Этих дублей было, кажется, три.

– В сценарии обычно все прописано побуквенно, но вот четких слов комментатора не было. Данила эту часть отдавал на откуп приглашенным профессионалам, которые могут понять момент и найти нужные слова, – вспоминает Журавель. – Он подсказывал мысли, давал посылы, а фразы ты должен был находить сам. Мне показалось это необычным. Мы записали 5-7 дублей, каждый раз рождая что-то новое.

– Я участвовал в той части фильма, где Козловский был уже тренером. Мне очень нравится, когда именно так руководят процессом: очень жестко, ответственно, – делится Шнякин. – Я несколько раз наблюдал перевоплощение – как Данила за 25 секунд становился то режиссером, то актером. Впечатлило, как он держал под контролем целый стадион в Раменском – это осветители, операторы, болельщики, две команды, состоящие практически полностью из профессиональных футболистов. И вот этими массами он командовал жестко, но исключительно корректно. Никакого зазнайства и высокомерия, что очень располагало к себе. Данила сразу спросил, можно ли общаться на «ты». Уточнил, что выданный текст – не догма. Понятно, что комментаторы лучше разбираются в футболе и могут импровизировать. Так вот, нам такая свобода была дана.

***

Самая распространенная характеристика Козловского от комментаторов «Матч ТВ» – «он в теме». В том смысле, что в футболе разбирается куда лучше, чем может показаться со стороны.

– Меня Данила поразил, – признается Гутцайт. – Я знал его исключительно как актера, а оказалось, что он большой поклонник футбола, смотрит российский и английский чемпионаты. Это важно для того, чтобы получить нечто приближенное к реальным событиям.

– Данила всерьез увлекается футболом и подошел к процессу со знанием дела, – соглашается Журавель. – Мы обсуждали с ним «Челси», состав и трансферы клуба, он очень плотно следит за этой командой, и не только за ней.

– Когда смотришь на звезду кинематографа, то думаешь о небожителе, обладающем особенным даром. Такому, наверное, сложно общаться с людьми в обычной жизни, – говорит Генич. – Но Данила абсолютно не такой. Он брызжет энергией, готов делиться с остальными настолько, что непонятно, остается ли что-то ему самому. Козловский вспоминал историю про выход «РБ Лейпциг» в бундеслигу, про сказку «Лестера», про «Стэмфорд Бридж». Это человек, влюбленный в свое дело, идеологически и максимально глубоко создающий роль. Прежде чем взяться за фильм, изучил каждый нюанс. Это и впечатлило, и удивило. Кстати, Данила сказал, что смотрит игры на «Матч ТВ», что ему нравится, как работают комментаторы, даже перечислил фамилии, ни разу не ошибившись.

– Когда я озвучивал свою роль, Данила пытался добиться от меня определенной эмоции – комментаторского удивления, – рассказывает Шнякин. – Суть в том, что тренер идет на несколько рискованный шаг, и я как комментатор, дескать, не понимаю, что это за ход такой. И Козловский вдруг произносит такую фразу: «Дима, вспомни, как Карпин в Армавире на первых порах мог заменить разом двоих, а то и троих футболистов». И я просто обомлел: о чем он говорит, откуда он это знает?! Всегда ведь люди, которые внутри процесса, немножко скептически относятся к тем, кто из другой сферы. Но в случае с режиссером «Тренера» все получилось как надо.

***

Непосредственно в футбольных сценах «Тренера» на поле было задействовано до 36 разных камер одновременно, а в съемках принимали участие не только Гатагов и Сычев, но и большое количество ребят, с которыми, например, тот же Шнякин в свое время играл в КФК.

– Эти парни знают, как пробить по мячу, их движения абсолютно естественны, – убежден Дмитрий. – Людей, которые увлекаются футболом, это должно купить. К тому же при съемках использовалась техника высочайшего уровня, она позволяет взглянуть на игру даже под несколько иным углом. А это само по себе интересно. Сейчас мы видим такую тенденцию, что благодаря крутой работе операторов и тому же монтажу удается нивелировать огрехи в технике – в том же «Движении вверх».

– Движения сняты по-киношному красиво, мне дико понравилось, – поддерживает Генич. – Я все еще под большим впечатлением от «Движения вверх», но при выдающихся съемках там видны кое-где угловатость и нескоординированность актеров по ходу матча. При монтаже все это старательно причесывается. В «Тренере» весь эффект в том, как подана игра.

***

Надо ли идти на фильм «Тренер»? Каждый решит для себя. Но комментаторы «Матч ТВ» считают, что оно того стоит.

– Козловский доказал, что он хитовый актер, и любопытно посмотреть на него как на молодого режиссера-дебютанта, – говорит Журавель. – Он взял необычную тему, так как фильмов о футболе мало. Учитывая, что он сам и играет там, это все выглядит довольно интригующе. Не все ж смотреть, как Козловский кого-то спасает или не дает убить себя.

– В стране научились снимать кино о спорте, причем это поступательное движение, – считает Казанский. – Как бы ни относились к исторической правде «Легенды №17», фильм вышел достаточно серьезный. У публики была очень хорошая реакция. «Движение вверх» имеет сейчас невероятные показатели. В «Тренере» будет максимальное погружение в футбол, должно получиться любопытно.

– Человек делает очень серьезную ставку на фильм, он долго готовился, чтобы выступить в таком качестве, – высказывает мнение Гутцайт. – Будем откровенны: тема непростая. У нас нет большого количества фильмов о спорте, которые все посмотрели бы и считали национальным достоянием. До декабря, по большому счету, не было ни одного. Теперь появился, но становится еще сложнее – выдержать конкуренцию, «перебить» по сборам, впечатлениям. Впереди чемпионат мира, тема футбола станет главной для России. Чтобы у людей было еще больше понимания, что это за игра и какие процессы происходят внутри нее, и нужен такой фильм.

– ЧМ-2018 – главное событие года, – напоминает Генич. – На нашем веку Россия вряд ли еще раз получит такой турнир, хотя не сомневаюсь, проведем мы его здорово. Этот фильм дополнительно подогревает интерес к чемпионату мира. Стоит сходить, получить удовольствие и понять, что в жизни все возможно.

Фото: инстаграм Данилы Козловского



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: