А. Начало войны. Куйбышев - запасная столица СССР.




I. Куйбышев и Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны

А. Начало войны. Куйбышев - запасная столица СССР.

- Жители Куйбышевской области стойко встретили известие о войне. Только за 3 первых дня из Куйбышевской области поступило около 10 тысяч заявлений о добровольном зачислении в Красную Армию. В июле 1941 года в области началось формирование народного ополчения, которое сыграло значительную роль в пополнении Красной Армии в первые месяцы войны. На 25 августа 1941 года в народное ополчение только в г. Куйбышеве вступили 16 842 человека. К середине октября в армию из области было направлено свыше 300 тысяч человек.

- 15 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение, учреждавшее по сути «запасную столицу» в Куйбышеве. Именно наш город по секретному плану руководства СССР был выбран в качестве «запасной столицы» страны.

- 16 октября 1951 года по решению Государственного комитета обороны в Куйбышев в срочном порядке стали вывозить имущество и личный состав иностранных посольств, которые имели свои резиденции в Москве. В общей сложности в город почти одновременно прибыло более 300 иностранных дипломатов в сопровождении зарубежных корреспондентов. Такого числа иностранцев в Куйбышеве еще не видели.

- В октябре-ноябре 1941 года в Куйбышев эвакуировались часть аппарата ЦК ВКП(б) и СНК СССР, ЦК ВЛКСМ, Президиум Верховного Совета СССР, Народный комиссариат по иностранным делам, дипломатический корпус. 17 октября 1941 года в Самару приезжают М.И. Калинин - председатель Президиума Верховного Совета СССР, также маршал К.Е. Ворошилов - член ГКО, А.А. Андреев-секретарь ЦК ВКП(б), А.Ф. Горкин - секретарь Президиума Верховного Совета СССР, М.Ф. Шкирятов - заместитель председателя Совета Народных Комиссаров СССР и другие партийные и государственные работники. Немного позднее в Куйбышеве обосновался Исполком Коминтерна во главе с Г. Димитровым.


В октябре 1941 года на основании Постановления ГКО началось строительство Куйбышевского оборонительного рубежа, который проходил по территориям Ставропольского, Ново-Буянского, Шигонского, Сызранского, Приволжского, Ново-Спасского, Майнского районов. Десятки тысяч людей были направлены на строительство рубежа. Предприятия приступили к производству сборных железобетонных конструкций для дотов и дзотов. ДеревоЗемляная Огневая Точка — полевое оборонительное фортификационное сооружение, построенное из бревен, досок и земляной присыпки. В ноябре 1941 года в Куйбышеве был введён строжайший режим светомаскировки.

- А 22 ноября 1941 года было принято секретное постановление Государственного комитета обороны начать работы по сооружению в Куйбышеве командного пункта для высшего руководства страны - дублирующей Ставки Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина на самый крайний случай. Основные работы начались в январе 1942 года. Они велись под пл. Куйбышева силами «Метростроя» и местными специалистами. Размах работ был немалым: 25 тыс. кубометров грунта, 5 тыс. кубометров уложенного бетона, тонны оборудования. Объект глубиной 37 м. был завершён в ноябре и принят в эксплуатацию 16 декабря 1942 года. При этом все гигантские работы проводились в строжайшей тайне, о них не подозревали ни жители города, ни его гости. Широкой общественности бункер стал известен лишь в начале 1990-х годов, когда он был рассекречен и открыт для посещения.

- Летом и осенью 1941 года в Куйбышевской области были построены свыше 30 временных аэродромов: Кошкинский, Серноводский, Кряжский, Кинель- Черкасский, Грачевский, Звездинский, Мухановский, Неприкский и др.

После разгрома немцев на Курской дуге, контрнаступления Красной Армии под Москвой, начавшегося 5-6 декабря 1941 года, М.И. Калинин уехал из Куйбышева в Москву в середине декабря. Вскоре уехал и К.Е. Ворошилов. Дипломатический корпус оставался в Куйбышеве до 10-15 августа 1943 года. С конца 1943 года Куйбышев стал одним из крупнейших нестоличных областных городов СССР.

Б. Эвакуация предприятий, авиационное производство.

- Уже в первые дни войны началась эвакуация заводов с запада страны. Они перемещались в Поволжье, на Урал. Одним из крупнейших пунктов для эвакуированных предприятий стала Куйбышевская область. В Куйбышев с Украины,

Белоруссии, из Москвы, Ленинграда, Воронежа и других городов было эвакуировано 123 предприятия, из них 80 крупных заводов и фабрик. Среди них наиболее известны:

Московский авиационный завод №1 им. Сталина - сейчас «Прогресс»;

Воронежский авиационный завод №18 им. Ворошилова - Куйбышевский авиационный завод - «Авиакор»;

Московский авиационный завод №24 им. Фрунзе - «Моторостроитель», «Кузнецов»;

Подмосковный агрегатный завод №35 - ныне «Авиаагрегат»;

Подольский механический завод - Куйбышевский механический завод - ныне «Салют»;

Артёмовский завод №525 (Донбасс) - сейчас завод «Металлист-Самара» (в годы войны был собран из предприятий Москвы, Тулы, Коврова);

Куйбышевский завод аэродромного оборудования (эвакуирован из Киева) - ныне «Старт»;

Подшипниковые заводы - 4 ГПЗ и 9 ГПЗ;

Ленинградский карбюраторный завод стал Куйбышевским заводом автотракторного электрооборудования и карбюраторов (КАТЭК), ныне завод им. Тарасова.

Московский завод «Нормаль» стал в Куйбышеве заводом «Гидроавтоматика».

Из эвакуированного из Подмосковья предприятия возник Самарский электромеханический завод.

На базе эвакуированных цехов по производству пороха завода №52 г. Ленинграда возник Куйбышевский завод «Коммунар».

Эвакуирован в Куйбышев из Гомельской области Белоруссии был завод «Красный химик», ныне это фабрика «Весна». И многие другие.

- В итоге массовой эвакуации только за июль-ноябрь 1941 года население г. Куйбышева увеличилось с 390 тысяч до 523 тысяч человек. А на 1 февраля 1942 года в Куйбышевской области эвакуированных было уже свыше 200 тысяч. И рост продолжался за счёт привлечения рабочей силы на оборонные заводы. Семьи заводских работников расселялись в сельских районах. Местные жители как могли помогали прибывшим - жильём, одеждой, питанием.

- Наряду с эвакуированными напряжённо работали на общую Победу находившиеся в городе и до войны предприятия, например, Средневолжский станкостроительный завод, завод им. Масленникова, Куйбышевский судоремонтный завод, Чапаевский механический завод и т.д.

- Решение о строительстве в Куйбышеве крупного комплекса заводов авиационной промышленности было принято ещё в 1939 году. На обширной площади в районе железнодорожной станции Безымянка без широкой огласки развернулось строительство инфраструктуры будущих авиазаводов. Стройка была рассчитана до 1943 года. Но война серьёзно поменяла все планы.

Уже в начале июля 41-го на Безымянку начали прибывать первые эшелоны с оборудованием и семьями работников эвакуированных заводов. В Куйбышев было отправлено ОКБ С.В. Ильюшина, перебазирована 1-я Западная авиационная бригада из Воронежа, из воинских частей и авиашкол сюда направляли инженерно- технический состав и летчиков. Сюда были эвакуированы самолетостроительный №1 и моторостроительный №24 заводы из Москвы, агрегатный из Ступино, завод бронекорпусов №207 из Подольска, авиационный №18 из Воронежа и многие другие. Размещённый в городе Народный комиссариат авиапромышленности мог на месте оперативно решать вопросы строительства новых площадок и оснащения авиационных заводов.

- Перебазирование предприятий проходило в тяжелейших условиях. Оборудование доставлялось и устанавливалось в недостроенных заводских корпусах, иногда практически на пустом месте. От железнодорожного полотна к заводам по осенней слякоти, словно огромный муравейник, тракторы, автомашины, люди тянули вручную на повозках, на железных листах, на катках станки, прессы, тяжёлое и очень громоздкое оборудование.

В цехах, часто без крыши, в осенней грязи копали, бетонировали, устанавливали станки, прокладывали силовые кабели. Работа не останавливалась и под холодным осенним дождём, не было возможности отдохнуть, просушить одежду, согреться. Немного выручали лишь костры. Условия труда и быта были трудны неимоверно. Сначала летние жара и пыль, потом дожди и непролазная грязь, а затем сильные морозы и снег. 11-12-часовые смены в холодных цехах. Теснота в бараках, землянках и квартирах на подселении. Единственный транспорт - переполненные вагоны пригородного поезда. Трамвайная линия на Безымянку только строилась.

- Особые задачи были поставлены и перед энергетиками. Им предстояло срочно обеспечить новые заводы электроэнергией, теплом, в первую очередь - электричеством для пуска станков. Ускоренными темпами шёл монтаж трансформаторов, питающих кабелей, линий передач, распределительных пунктов и щитов. Работали в холодных корпусах, у разложенных костров или жаровен, ночью - при коптилках и факелах. Все люди и машины трудились круглосуточно, на пределе сил и возможностей.

- Главной задачей всех заводов авиационного профиля в Куйбышеве в первые годы Великой Отечественной было налаживание выпуска самолета-штурмовика Ил-2. И ценой невероятного напряжения всех сил и массового трудового героизма сотен тысяч куйбышевцев и приезжих уже через месяц после прихода первых эшелонов на заводе №18 (ныне «Авиакор») собирали и по железной дороге отправляли на фронт самолеты Ил-2. 10 декабря 1941 года был собран первый знаменитый самолёт. Понадобилось только 35 дней, чтобы перевести завод за тысячи километров, установить оборудование и в сложных условиях и начать выпускать столь необходимые штурмовики для фронта.

Но это было только начало, за декабрь удалось собрать 29 машин, это было меньше поставленного плана. И 23 декабря 1941 года на двух авиазаводах Куйбышева была получена правительственная телеграмма от И.В. Сталина, где он требовал во что бы то ни стало увеличить число выпускаемых ИЛов, так как «... они нужны нашей Красной Армии теперь как воздух, как хлеб». В экстренном порядке работа всех заводов была усилена ещё. Вместо одной летающей машины в сутки уже к новому году начали выпускать по 2-3.

В феврале-марте 1942 году по настоятельным требованиям летчиков- фронтовиков был осуществлён переход с одноместного варианта штурмовика Ил-2 на двухместный усовершенствованный вариант, защищённый от истребителей противника с задней полусферы из кабины стрелка. Этот сложный переход осуществлен без остановки производства.

Ценой невероятных усилий советская авиационная промышленность, в которой большую роль играли именно куйбышевские предприятия, уже в конце 1942 года опередила германскую по выпуску новейших самолетов. А былое подавляющее превосходство немецкой авиации в воздухе в 1943 году окончательно сменилось превосходством советских машин.

Лётчик 228-го штурмового авиационного полка, летавший на Ил-2, К.М. Котляревский отмечал, «...за время войны я не помню случая отказа в воздухе двигателя или системы самолета Ил-2». Таких самолетов как штурмовик Ил-2 специалистам Германии не удалось создать. Ил-2 был лучшим самолетом своего класса.

Всего за годы войны было изготовлено в г. Куйбышеве 32 тысячи боевых самолетов Ил-2 (из 38 тысяч построенных в целом на заводах всей страны). Пожалуй, не было ни одной крупной операции Великой Отечественной войны, в которой не были использованы самолёты, выпущенные нашими авиационными заводами.

Кроме этого в Куйбышеве было выпущено почти 5 тысяч более мощных штурмовиков Ил-10. Опытный образец этого самолета был создан в апреле 1944 года, в июне прошли испытания. А уже в октябре этого же года новые штурмовики стали поступать на фронт.

Выпускались в Куйбышеве и другие боевые самолёты (истребители МиГ, например), но главными стали, конечно же, ИЛы.

- В связи с бурным развитием в Куйбышеве авиастроения именно летом 1942 года в городе был открыт Авиационный институт.

В. Другие предприятия в годы войны, трудовой подвиг, помощь Армии

- Хотя Куйбышев более всего прославился именно «крыльями Победы», не менее важной была для страны и продукция других предприятий.

Подшипниковые заводы выпустили за годы войны миллионы подшипников для танков, миномёты, снаряды и гильзы, гранаты.

На заводе им. Масленникова делали реактивные снаряды для знаменитой БМ- 13 - «Катюши», а также другие боеприпасы для всех родов войск.

Завод №24 им. Фрунзе производил моторы не только для истребительной авиации, но и для торпедных и бронекатеров ВМФ.

 

Из эвакуированных ленинградского и московского заводов был образован Куйбышевский завод автотракторного электрооборудования и карбюраторов (КАТЭК). В годы войны он выпускал карбюраторы различных типов для танков и автомобилей, генераторы, стартеры, распределители, регуляторы, свечи, катушки зажигания и т.д. Его продукция отправлялась в «танкоград» Челябинск, на предприятия Горького, Ульяновска.


На заводе «Красный химик» в 1942 году срочно развёрнут выпуск химически чистого мела, необходимого в технологии производства каучука. Такое производство в годы войны было единственным в стране. Завод также выпускал различные виды мыла, которое поставлялось в основном, в воинские части, госпитали, больницы.

Завод №4 НКВД (сейчас «Электрощит») ремонтировал различное оборудование, которое потом - направлялось на строительство или восстановление стратегически важных объектов.

- Трудовой героизм рабочих и пуск новых предприятий позволили увеличить выпуск промышленной продукции в Куйбышевской области в 1942 году по сравнению с 1940 годом в 5,1 раза, а по городу Куйбышеву - в 7,4 раза. И это при том, что из-за массовой мобилизации мужчин в армию, работали на предприятиях в основном женщины и подростки. Так, процент женщин в промышленности Куйбышевской области возрос до 62,1% уже к 1 сентября 1942 года. На предприятиях

- области к началу 1943 года молодёжь до 25 лет составляла 60-75% рабочего состава. Поэтому руководство предприятий в трудное военное время начало строительство целых городков молодёжных общежитий вблизи промышленных предприятий. Такие юнгородки (как их стали называть) имели авиационный и моторостроительный заводы.

- - Чрезвычайно сложной была проблема топлива. Особенно большая потребность была в нефти, которая использовалась не только как топливо, но и как сырьё для выработки горюче-смазочных материалов, необходимых фронту.

- Активно развивалась добыча и переработка нефти. В области в 1942 году было добыто «чёрного золота» в 2,7 раза больше, чем в 1940 году, и в 1,3 раза больше, чем в 1941 году. Добыча нефти в 1945 году против 1940 года увеличилась в 4,7 раза. Среднее Поволжье стали называть «вторым Баку». В рекордно короткий срок были построены Сызранский нефтеперегонный завод. Первый эшелон бензина, полученного на заводе 20 июля 1942 года, был направлен на Сталинградский фронт. Более тысячи танков ежесуточно заправлялись куйбышевским топливом. В 1943 году началось строительство Куйбышевского нефтеперерабатывающего завода.

Город становится не только «запасной столицей», но и цитаделью, кузницей оборонки. Масштабы военного заказа грандиозны. Но есть катастрофический дефицит топлива. Энергетика не поспевает за индустрией.


7 апреля 1942 года Государственный комитет обороны под председательством Сталина издает постановление 1563с о строительстве газопровода Бугуруслан- Куйбышев

Управление строительства газопровода Бугуруслан-Куйбышев было создано в Куйбышеве 20 мая 1942 года.

Опыта строительства газопроводов не было. Из Баку были срочно командированы 800 квалифицированных нефтяников с семьями. Прибытие «южного десанта» в Похвистнево и Бугуруслан пришлось на разгар русской зимы. Свирепый мороз, столпотворение, дефицит жилья и топлива.

Техники катастрофически не хватало.

Люди, одновременно до 2500 человек, работали на износ. К работе главным образом привлекались колхозники и местное население, среди которых очень большой процент составляли подростки и женщины. В числе строителей: мобилизованные местные жители и спецконтингент - заключенные, переданные НКВД в распоряжение управления строительством.

В обстановке строжайшей секретности, когда не все землекопы знали, для чего именно они копают траншеи, слова «газопровод» и «стык» озвучению не подлежали. Диверсанты не дремали.

За 20 км до «конечной станции» - Безымянской ТЭЦ - стальные 300- миллиметровые трубы кончились. Начальник Главнефтегаза Юлий Боксерман дает добро на финишном участке апробировать асбоцементные. Трубы из асбоцемента не подвели. Хотя больше в газовой промышленности они не использовались.

За полтора километра до цели кончились и они. И тогда приходит идея доложить нитку отработанными орудийными стволами.

15 сентября 1943 года магистральный газопровод Бутуруслан-Куйбышев был сдан в эксплуатацию.

В годовом отчете было записано следующее: «Газ заменяет ежедневно, в переводе на твердое топливо, один железнодорожный маршрут карагандинского угля. Газопровод по трассе снабжает 7 предприятий, железнодорожные станции, коммунально-бытовые учреждения и в конце регулировочной станции 7 оборонных предприятий. Газопровод является первым в Союзе».

Крупный промышленный оборонный комплекс получил необходимое топливо, которое поступало по подземной магистрали без каких-либо перебоев.

Сооружение газопровода Бугуруслан-Куйбышев имело исключительно важное значение не только потому, что он стал «Газопроводом Победы», обеспечив топливом крупнейший промышленный район; появилась уверенность в возможности строить магистральные газопроводы.

Работники нефтяной и газовой промышленности внесли неоценимый вклад в победу над врагом.

Разведки воюющих стран пытались, но безуспешно, развернуть диверсионную деятельность на предприятиях оборонной промышленности и транспорте области, распространять среди населения пораженческие и провокационные слухи. Органами контрразведки было задержано на территории области несколько диверсионных групп немецкого «Абвера». Большую активность проявила японская разведка, действовавшая под прикрытием дипломатического представительства Японии в Куйбышеве.

- В годы войны в регионе были сооружены первая электрифицированная железнодорожная ветка Куйбышев-Безымянка (12 км), трамвайная линия до Безымянки (12,3 км), Сызранский локомотивный завод, Заборовский и Зольненский нефтепромыслы, Тимашевский сахаропесочный завод, железная дорога Ульяновск- Вольск, автоматическая телефонная станция.

- Самоотверженно трудились и работники местной промышленности. Особенно отличились в выполнении фронтовых заказов районные промкомбинаты Борского, Подбельского, Похвистневского и Камышлинского районов области. Куйбышевская область в годы войны пережила промышленную революцию и превратилась в один из крупнейших индустриальных районов страны. Родились и окрепли новые отрасли промышленности - нефтедобывающая, подшипниковая, автомобильная, газовая, авиационная, оборонная. В целом объём промышленного производства области увеличился в 7 раз, а по городу Куйбышеву - в 11 раз.

- Не менее велик был и подвиг сельчан. В годы войны на долю Куйбышевской области приходилась пятая часть зерна, произведенного всем Поволжьем. А тем временем удельный вес женского труда в колхозах возрос в два раза и составил 75%. Крайне важной из-за потери многих житниц СССР стала уборка в Среднем Поволжье урожая критических 1941-42 годов. А 1943 год был тяжелейшим: засуха, недород, бескормица... Осенние работы скорее походили не на обычную уборку, а на чрезвычайную кампанию по спасению всего, что имелось - до каждого колоска. И, тем не менее, все годы войны куйбышевские сельчане давали фронту и тылу всю необходимую продукцию сельского хозяйства, кормили и снабжали сырьём армию и тружеников заводов.

- За трудовой подвиг в годы войны в области были награждены орденами и медалями более 5 тысяч работников промышленности, транспорта и сельского хозяйства и около 240 тысяч человек - медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне. 1941-1945 годы».

- Область помогала фронту всем, чем могла: помимо вышеназванного, постоянно собирались дополнительные средства на строительство танковых колонн и эскадрилий самолётов (от трудящихся Куйбышевской области поступило в Фонд Обороны 1 млрд. 395 млн. 991 тыс. рублей), собирались и отправлялись на фронт для бойцов Красной Армии продукты, сотни тысяч тёплых вещей и подарков. Массовым стало донорство крови для фронта и госпиталей тыла (её в области сдали 29 тысяч литров!). Госпитали области приняли и поставили на ноги тысячи раненых красноармейцев, в куйбышевские учебные заведения были направлены тысячи эвакуированных детей из Ленинграда, Смоленщины, других областей. С 1942 года оказывалась помощь областям и городам, освобождённым от фашистской оккупации (Московской, Тульской, Курской, Смоленской областям, Таганрогу, Ростову-на-Дону и др.).

Г. Культура и спорт в Куйбышеве в годы войны.

В Куйбышев были эвакуированы Государственный академический Большой театр Оперы и балета, Ленинградский академический драматический театр и симфонический оркестр Всесоюзного радио. В куйбышевские библиотеки перешло более миллиона уникальных книг, в том числе знаменитая библиотека Вольтера.

После того, как Куйбышев был объявлен Запасной столицей, население города увеличилось в 1,5 раза, несмотря на массовые потери по всей стране.

В Куйбышеве в военные годы жили и работали многие другие выдающиеся деятели культуры. Среди них были, например, А. Толстой, В. Иванов, И. Эренбург, В. Василевская, В. Катаев, П. Павленко, Д. Ойстрах, И. Козловский, В. Барсова, М. Литвиненко-Вольмегут, Л. Оборин и другие известные писатели, певцы, композиторы, музыканты. Всем им в городе были созданы приемлемые условия для работы - конечно же, по меркам военного времени.

С сентября 1941 по март 1943 года в Куйбышеве жил и работал композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

Незаконченная Седьмая «Ленинградская» симфония, над которой работа была им начата ещё 19 июля 1941 года в Ленинграде, влекла композитора. 27 декабря работа над всеми 4-мя частями симфонии была окончена. 27 февраля 1942 года была генеральная репетиция, а 1 марта - общественное прослушивание. Наконец, 5 марта - громкая премьера во Дворце культуры им. В.В. Куйбышева. Концерт транслировался всеми радиостанциями СССР. Куйбышевцы и гости города были потрясены этим грандиозным событием. В Москве симфония была исполнена 29 и 30 марта, 5 и 6 апреля 1942 года. Микрофильм партитуры был отправлен за рубеж. Началось её триумфальное шествие по миру.

С декабря 1941 года в Куйбышеве началась деятельность отделения Союза советских композиторов, который возглавил Д. Шостакович. Хотя сам Союз советских композиторов был создан постановлением ЦК ВКП(б) от 3 марта 1939 года, его фактическая деятельность удалось организовать по стране только в 1948 года. А Куйбышевское отделение работало уже с декабря 1941 г.!

Вместе с московским композитором М. Черёмухиным Д. Шостакович организовал в Куйбышеве музыкальные радиопередачи; вместе с певицей В. Барсовой и художником В. Ефановым работал в оргкомитете создававшегося весной 1942 года филиала Центрального дома работников искусств.

- Находился и работал Государственный Академический Большой театр СССР в Куйбышеве с октября 1941 по июль 1943 года. За это время его артисты показали в нашем городе 9 оперных и 5 балетных премьер. Артисты ГАБТ дали более 500 концертов.

- В апреле 1942 года в Куйбышеве был основан профессиональный футбольный клуб «Крылья Советов», ставший впоследствии одной из «визитных карточек» нашего региона.

П. О параде 1941 года в военном Куйбышеве.

Парады в СССР 7 ноября 1941 года состоялись в Москве, Куйбышеве и Воронеже. Куйбышевский был самым длительным и массовым (например, московский длился 25 мин., а куйбышевский - 1,5 часа, и еще больше часа шла демонстрация трудящихся). По количеству войск ее можно было приравнять к небольшой армейской операции.

Дата и место проведения: 7 ноября 1941 года, город Куйбышев, площадь Куйбышева.

Количество и состав участников: Более 25-ти тысяч военнослужащих и 178-ми тысяч жителей города, партийные и советские деятели СССР (М.И. Калинин, Н.А. Вознесенский, А.А. Андреев, Н.М. Шверник, Е.М. Ярославский и др.) и Куйбышевской области, иностранные послы и военные атташе, советские и иностранные журналисты.

Командовал парадом генерал-лейтенант, командующий 60-й резервной армией М.А. Пуркаев, а принимал его маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов.

Краткое описание парада: Пуркаев вместе с Ворошиловым объехали войска и поздравили их с праздником. В ответ раздалось долгое «Ура!» Объехав войска, Ворошилов спешился и, поднявшись на трибуну, выступил с речью, которую завершили 40 артиллерийских залпов.

Прозвучали фанфары: «Слушайте все!» По команде генерала Пуркаева начался торжественный марш войск. Вслед за Пуркаевым по площади прошёл сводный полк начальствующего состава. Прошли части двух дивизий и курсантские подразделения Военно-медицинской академии им. Кирова, эвакуированной из Ленинграда.

Потом проследовала мотопехота на автомобилях, бронированные тягачи с артиллерийскими орудиями, бронемашины - от лёгких пулеметных БА-64 до средних пушечных БА-10, танки - от 3-тонных Т-38 до 50-тонного Т-35, доставленного на парад из Казани. Проехали зенитные и прожекторные полки. Прошла колонна грузовиков ЗИС- 5 для мотопехоты, тягачи для артиллерии, полуторки ГАЗ-АА зенитчиков и спецвойск.

Затем оркестр заиграл авиационный марш «Всё выше и выше, и выше», и над площадью начали пролетать истребители и бомбардировщики. По разным оценкам, над Куйбышевым прошли в тот день от 600 до 700 боевых самолётов, преимущественно новых типов. При этом участники воздушного парада прошли над городом дважды. Полки и эскадрильи самолётов фронтовой и дальней авиации попеременно пролетали над городом на разных высотах в 2-3 эшелона.

После окончания парада К.Е. Ворошилов спустился вниз к дипломатической трибуне и пожал руки послам и военным атташе. Затем на площади прошла демонстрация трудящихся города. В целом парад продолжался полтора часа.

На зрительских трибунах были партийные и советские деятели, эвакуированные в Куйбышев иностранные послы и военные атташе, советские и иностранные журналисты. Они поспешили сообщить - русские могут продержаться больше года. Цель была достигнута - ни Турция, ни Япония в войну вступить не решились. Значение парада для страны и международного сообщества было огромным.

В параде 1941 г. приняли участие следующие виды войск и военной техники:

- две дивизия войск, 65 и 415.

- курсанты Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова.

- сводный женский батальон войск ПВО.

- кавалерия.

- танки БТ-7, Т-38, Т-35.

- мотопехота на ЗиС-5.

- противотанковые пушки с тягачами.

- штурмовики Ил-2, производимые в Куйбышеве.

- истребители и бомбардировщики разных типов.

IV. Куйбышев осенью 1941,1942 и 2020 годов - связь времён.

- Осенью 1942 года из-за прорыва фашистов к Волге у Сталинграда возникла угроза выхода их в Среднее Поволжье, к Куйбышеву. По сведениям советской разведки, в ставке Гитлера рассматривался вариант, согласно которому после захвата Сталинграда группа танковых армий должна была повернуть на север и идти в сторону Саратова, Сызрани и Куйбышева. Государственный Комитет Обороны СССР направил указание руководству Куйбышевской области о своевременной подготовке к самому худшему развитию событий. На местах было принято секретное постановление Куйбышевского обкома ВКП(б) от 18 сентября 1942 года «Об образовании комитета обороны г. Куйбышева». Аналогичное постановление было принято и в отношении Сызрани. Основное внимание было уделено созданию в Куйбышеве и Сызрани надежных систем ПВО. Ведь полевые аэродромы немцев под Сталинградом оказались всего лишь в 650-700 км. от Куйбышева. Это расстояние было вполне преодолимо для вражеских бомбардировщиков.

Первая атака самолетов люфтваффе на «запасную столицу» произошла в ночь с 8 на 9 июля 1942 года, но зенитные орудия на дальних подступах к городу не дали фашистам сбросить свои бомбы на городские объекты. А в конце сентября 1942 года, согласно постановлению ГКО, огневая мощь куйбышевской системы ПВО была доведена до уровня московской. Всего в период с июля по декабрь 1942 года вражеская авиация совершила на Куйбышев около 50 налётов, но наша противовоздушная оборона не позволила люфтваффе выполнить свою задачу. Наталкиваясь на стену огня, немецкие лётчики были вынуждены бомбить безлюдные степи Заволжья. А в Сызрани налёты в двух случаях всё-таки закончились бомбометанием. В общей сложности на территорию города тогда упало 10 фугасных и 1 зажигательная бомба, но они не нанесли хозяйству и жителям Сызрани ощутимого ущерба. Еще фашистская авиация не раз предпринимала попытки разбомбить склады с горючим на станции Батраки и Сызранский железнодорожный мост. Но немцы так и не смогли причинить какого-либо вреда этим объектам из-за ПВО.

В сентябре 1942 года в Куйбышеве полным ходом формировали отряды самообороны из числа рабочих и служащих промышленных предприятий, работников советских учреждений и даже из учащихся ФЗУ и старшеклассников средних школ. По всему городу, в том числе и на площади Куйбышева, проходили занятия Всеобуча, в ходе которых гражданское население под руководством военных инструкторов постигало навыки обращения с оружием и азы армейской дисциплины.

На военный режим работы были переведены все жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые и торговые организации Куйбышева. Одновременно по приказу начальника управления НКВД по Куйбышевской области на казарменное положение перешёл весь руководящий и рядовой состав работников госбезопасности, милиции и пожарных команд.

На казарменном положении силовые структуры Куйбышева и Сызрани находились вплоть до весны 1943 года. Деятельность городских комитетов обороны в Куйбышеве и Сызрани была объявлена завершённой вскоре после капитуляции окружённой под Сталинградом группировки немецких войск.

7 ноября 2011 года впервые, спустя 70 лет после военного Парада, на крупнейшей площади Европы - площади им. Куйбышева - состоялся «Парад Памяти», реконструкция великого исторического события. Проект сплотил десятки тысяч людей, объединил жителей области независимо от политических взглядов, возрастов и социальных групп. Появилась возможность прикоснуться к истории, стать не просто зрителем Парада, а непосредственным участником исторического события.

Легендарный парад вписан золотыми буквами в историю Великой Отечественной войны.

Из трех парадов 7 ноября 1941 года Парад в Запасной столице был самым масштабным и многочисленным, продолжительным по времени и переломным для хода истории. 25 тысяч 600 бойцов, 178 тысяч гражданского населения, самая современная на тот момент техника и вооружение, единственный за все годы войны воздушный парад - все это стало впечатляющей демонстрацией мощи Советской Армии. По количеству войск парад можно было приравнять к хорошо спланированной военной операции. На зрительских трибунах были партийные и советские деятели, эвакуированные в Куйбышев представители дипломатических миссий, иностранные послы и военные атташе, советские и иностранные журналисты. Они поспешили сообщить - русские могут продержаться больше года. Цель была достигнута - ни Турция, ни Япония в войну против СССР вступить не решились. А русские продержались четыре года - и победили!

Именно с этой площади в тот незабываемый день солдаты уходили на фронт, уходили в бессмертие. Многие из них не вернулись, отдав свои жизни за Родину.

Военный парад в Куйбышеве стал одним из символов несокрушимости боевого духа Красной Армии. Он вселил в жителей страны уверенность в том, что несмотря на тяжелые поражения начального периода войны Победа будет за нами, враг будет разбит. Этот парад вдохновил людей на боевые и трудовые подвиги. И навсегда вошел в героическую летопись страны.

Спустя десятилетия Парад Памяти объединил ветеранские и молодежные общественные организации, политические партии и движения, военно- патриотические клубы и учебные заведения, промышленные предприятия и бизнес сообщества, представителей органов власти, специальных подразделений и вооруженных сил Российской Федерации.

С каждым годом проект, ставший уже международным, сплачивает все большее количество людей, жителей области, соседних регионов, Приволжского федерального округа, страны в целом!

Парад Памяти олицетворяет связь времен и поколений, является свидетельством сопричастности современных людей к подвигу отцов, дедов и прадедов! Проект восстанавливает историческую справедливость и объединяет жителей России вокруг героической темы вклада Запасной столицы в Великую Победу! Это дань памяти ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, сохранение и преумножение лучших традиций российской истории, работа с подрастающим поколением и их патриотическое воспитание!

Международный патриотический проект «Парад Памяти» проводится при поддержке Правительства Российской Федерации и Администрации Президента России.

С каждым годом география патриотического события неуклонно расширяется. В 2011 году основными участниками Парада Памяти были жители Самары, в 2012-ом к ним присоединились все города и районы области, в 2013-ом - прибыли первые гости из разных субъектов Российской Федерации. С 2014-ого года участниками Парада стали лучшие парадные расчеты всех регионов Приволжского федерального округа, а затем Санкт-Петербурга, Воронежа и Москвы. С 2016 года Парад Памяти вышел на международный уровень, что подтверждается участием представителей дипломатических миссий иностранных государств.

Главным результатом нашей совместной работы стало доверие, которое мы с вами заслужили. «Парад Памяти» стал действительно народным проектом.

Международный патриотический проект "Парад Памяти" - это не только сам парад, но и ежегодно более 3 тысяч патриотических акций, программ, конкурсов, выставочных экспозиций, экскурсий, тематических лекториев, кинопоказов, научно- практических конференций, уроков мужества, которые проводятся на территории всего Приволжского федерального округа.

Это помогает познать новые грани истории, глубже изучить архивные документы, биографические справки героев, материалы, связанные с малой родиной, своей семьей, родной школой, институтом, предприятием, по иному увидеть свою сопричастность к историю Великой страны! Это помогает подрастающему поколению узнать и сохранить историческую правду о Великой Отечественной войне.

Марш-броски, военные реконструкции, участие народного артиста СССР Василия Семеновича Ланового, солистов Государственного академического Большого театра России, представителей дипломатических миссий иностранных государств, Героев Советского Союза, Социалистического труда и Российской Федерации, военно-исторических клубов, представителей 23 регионов России и 13 стран - все это грани Международного патриотического проекта «Парад Памяти», который объединил всех нас!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: