25.11.19.
А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет» (2 часа).
Урок построен с использованием технологии проблемного обучения
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
- познакомить (обзорно) с творчеством А.И. Куприна;
- показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств;
- обозначить роль детали в рассказе;
- развивать навыки аналитико-исследовательской работы по тексту, культуру связной устной речи; навыки выразительного чтения; мышление;
- пробудить желание учащихся философствовать на тему любви, учиться отстаивать своё мнение, приводя аргументы из текста и жизни.
Проблемный вопрос – понять, как Куприн разрешает вечную проблему неразделённой любви.
Эпиграф (к 1 уроку): Оно живёт и правит на земле –
Из всех чудес единственное чудо.
Ю. Огнев
Ход урока
- Куприн родился 26 (7) августа 1870 г. в г. Наровчате Пензенской губернии, в небогатой дворянской семье. Отца Куприн не помнил: тот умер, когда мальчику был всего год, а мать мечтала видеть сына офицером. В 1874 году с матерью живет во Вдовьем доме (благотворительном учреждении для вдов дворянского происхождения). С 1877 начинает писать стихи. С 6 лет началось для мальчика детство, которое он впоследствии во многих своих произведениях назовет «поруганным» и «казенным». С 7 лет надел военную форму: сначала пансион для подготовки к поступлению в военную гимназию, затем сама 2-ая Московская военная гимназия, после нее 3-е военное Александровское училище. В своем рассказе «На переломе» Куприн описывает, как за незначительный проступок его приговорили к 10-ти ударам розгами. «В маленьком масштабе он испытывал все, что чувствует преступник, приговоренный к смертной казни». И заканчивает он рассказ словами: «Прошло очень много лет, пока в душе Буланина не зажила это кровавая, долго сочившаяся рана». Во время учения в кадетском корпусе не только пишет свои стихи, но и переводит с немецкого и французского.
|
1889 г. - напечатан первый рассказ «Последний дебют», за который в училище получил взыскание, т.к. в юнкерам было запрещено выступать в печати. В 1893 успешно сдавал экзамены в Академию Генерального штаба, но приказом командующего Киевским военным округом подпоручику Куприну было запрещено поступление в Академию. Рассказывали, что на берегу Днепра околоточный надзиратель вступил в конфликт с группой молодых офицеров, в который был и Куприн. Человек легендарной физической силы, Куприн сбросил околоточного в реку, а тот составил протокол «об утопии полицейского чина при исполнении служебных обязанностей». 1894 - Куприн в чине поручика выходит из полка и оказывается в Киеве «без денег, без родных, без знакомств».
- Об этом времени сам писатель вспоминал так: «Неожиданно наступили дни жестокого безденежья. Я с трудом перебивался с хлеба на квас. Газета, в которой я работал, перестала платить мне за фельетоны, и только изредка удавалось выпросить у бухгалтера в счет гонорара рубль, а в лучшем случае три рубля. Я задолжал хозяйке за комнату, и она грозила «выбросить мои вещи на улицу». Пришлось подумать о том, чтобы временно перебраться на жительство в ночлежку и, так как наступало лето, заняться не литературным, а честным трудом грузчика на пристани. С газетой я все же не порывал и в отдел «Из городских происшествий» давал заметки следующего содержания: «Вчера на Крещатике прекрасная породистая собака господина Н. попала под колеса конки и, раздавленная, кричала нечеловеческим голосом»… Заметки эти я писал с удовольствием… И, что было самое удивительное, никто – ни редактор, ни читатели – не замечали явного издевательства…
|
- А теперь давайте немного отвлечемся от работы. Расскажите, что вы умеете делать хорошо? И кем бы вы хотели стать? В чем хотели бы себя попробовать?
- А вот Куприн в возрасте 20 с небольшим лет «был последовательно… землемером, грузчиком арбузов, подносчиком кирпичей, продавцом в Москве, на Мясницкой… Был лесным объездчиком, нагружал и выгружал мебель во время осеннего и весеннего дачных сезонов, ездил передовым в цирке, занимался актерским ремеслом…». Управлял имением в глухом углу Полесья, заменял псаломщика в дальнем сельском приходе, служил учетчиком в кузнице сталелитейного завода, кажется, даже пробовал себя в качестве циркового борца… Куприн, по воспоминаниям современников, испытывал жгучий интерес «буквально ко всякой работе». Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить, как живут и работают люди всевозможных профессий – инженеры, фабричные, шарманщики, циркачи, конокрады, монахи, банкиры – он жаждал узнать о них всю подноготную, ибо в изучении русского быта не терпел никакого полузнайства. К.И.Чуковский вспоминал: «В 1902 году в Одессе газетный репортер Леон Трецек познакомил Куприна с начальником одной из пожарных команд. Он воспользовался этим знакомством, и, когда в центре города на Екатерининской улице загорелся среди ночи набитый жильцами дом, Куприн в медной каске помчался туда вместе с отрядом пожарников и работал в пламени и дыму до утра».
|
1896 г. - выходит первая книга Куприна «Киевские типы». 1898 – живет в семье своей сестры в лесничестве. Об этом времени вспоминал: «… я провел самые благодатные месяцы моей жизни, … впитал в себя самые мощные, самые плодотворные впечатления, … учился русскому языку и русскому пейзажу». Работает над повестью «Олеся». 1904-1905 – работа над повестью «Поединок». 1909 – присуждена премия Пушкина. 1911 – в альманахе «Земля» увидел свет рассказ «Гранатовый браслет», немного позже, в 1915 будет поставлен кинофильм по этому произведению. 1914 – не остался в стороне от военных событий. В доме Куприных в Гатчине был открыт частный лазарет для раненых Первой мировой войны. Сам писатель идет в армию, но признан негодным к военной службе по состоянию здоровья. 1919 – во время гражданской войны эмигрирует за границу: сначала уезжает в Хельсинки, потом переезжает в Париж. В 1924 г. писателю передано полуофициальное предложение вернуться в Советскую Россию, но он отказался: «5 лет в изгнании… А все же не поеду… Предположим, что с меня заживо шкуру не сдерут, предоставят пастись, где и чем хочу… Надо будет как-нибудь вертеться, крутиться, ловчиться… Да-с, захотели мы революции, как кобыла уксусу. Правда: умереть бы там слаще и легче было». За границей Куприн жил бедно, но продолжал литературную деятельность: работал в газете, писал роман «Юнкера». В 1937 г. семья Куприных получает разрешение возвратиться в Россию и покидает Францию. Писатель тепло встречен в Москве новым поколением читателей, но он тяжело болен. В 1938 по желанию Куприна его увозят в Гатчину. В ленинградской больнице он переносит тяжелую онкологическую операцию. 27 августа похоронен на Литературных мостках Волкова кладбища в Ленинграде.
Особенности творчества Куприна.
1. Реализм Куприна.
Его требования к себе, как к писателю-реалисту, не имели границ. Он по-мальчишески щеголял этой своей многоопытностью перед другими писателями, ибо в этом заключалось его честолюбие: знать доподлинно, не из книг, не по слухам, те вещи и факты, о которых он говорит в своих книгах. Интересно об этом прочитать в «Десяти заповедях для писателя-реалиста», которые со слов Куприна записаны литератором Криницким в 1905 г.: 1) Если хочешь что-нибудь изобразить …сначала представь себе это совершенно ясно: запах, вкус. Положение фигуры, выражение лица… Дай сочное восприятие виденного тобою, а если не умеешь видеть сам, отложи перо. 2) Передавая чужую речь, схватывай в ней характерное: пропуски букв, построение фразы. Изучай, прислушивайся, как говорят, живописуй образ речью самого говорящего. Это одна из важнейших красок…для уха. 3) Знай, что, собственно, хочешь сказать. Пиши так, чтобы было видно, что ты знаешь свой предмет основательно. Ходи и смотри, вживайся, слушай, сам прими участие. Из головы никогда не пиши.
2. Любовь к родине.
Где бы ни жил писатель, где бы ни работал, он всегда оставался истинно русским, был связан с Россией кровными корнями. Куприн признавался: «Есть люди, которые по глупости или от отчаяния утверждают, что и без родины можно или что родина там, где ты счастлив. Но, простите меня, все это притворяжки перед самим собой. Мне нельзя без России. Я дошел до того, что не могу спокойно письма писать туда, комок в горле… Вот уж, правда, «растворях хлеб свой слезами».
3. Необычайны герои Куприна.
В журнале «Образование» за 1907 г. в статье «Куприн как выразитель эпохи» можно было прочитать: «…Герои Куприна искренне проникнуты сознанием значения и красоты жизни, искренне поют ей гимн, но сами от нее мучительно страдают и едва ли способны довлачить ее благополучно до конца – даже при помощи брома и алкоголя… Беспредельный, крылатый романтизм, в большей степени свойственный нашей старой, чем новой литературе, является отличительной чертой лучших произведений Куприна.»
4. Тема любви в творчестве Куприна.
- А что такое любовь? Что значит любить?
- Действительно, очень трудно объяснить, что же такое любовь. На протяжении многих веков ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, композиторы, поэты, писатели и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Вот как писал о любви ещё в ХVII веке известный драматург Ж.-Б. Мольер:
В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот всё равно,
Что не жил…
Сам Куприн так говорил о любви: это чувство, «которое до сих пор ещё не нашло себе толкователя».
Наверное, интересным вам будет и размышление о любви В. Рождественского:
Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?
Всегда во всём старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
Невозвратимая себе утрата
Или обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката
Иль ночь, опустошившая сердца?
А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждёт?
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?
Чтение и обсуждение сонета И.Л. Сельвинского «Венок сонетов».
- «Любовь» и «влюблённость»: чем отличаются эти понятия?
Учитель: - Наверное, нелегко сразу понять чувство, охватившее и захватившее вас: что это – любовь или влюблённость?
Послушайте сонет И.Л. Сельвинского.
- Как вы думаете, какие чувства испытывает герой: любовь или влюблённость?
Бывал влюблённым я, но не любил.
Любовь? Не знаю имени такого.
Я мог бы описать её толково,
Как это мне Тургенев объяснил.
Или блеснуть цитатой из Толстого,
Или занять у Пушкина чернил…
Но отчего – шепну лишь это слово,
И за плечами очертанья крыл?
Но крылья веяли, как опахала.
Душа моя томилась и вздыхала,
Но паруса не мчали сквозь туман.
Ничто, ничто меня не чаровало.
И хоть любовь – безбрежный океан,
Ещё мой брег не трогался с причала.
- Как любовь преображает героя?
- Объясните смысл метафоры «любовь – безбрежный океан».
- Любовь, страсть, чувственность, жалость, сострадание… На ваш взгляд, являются ли эти слова синонимами?
- Подберите эпитеты к слову «ЛЮБОВЬ», обсудите в пара х и запишите.
М ы не случайно так много говорим о любви, ведь рассказ, который нам предстоит обсудить – «Гранатовый браслет» – тоже о любви.
Обсуждение рассказа «Гранатовый браслет». Аналитико-исследовательская работа по тексту.
Эпиграфы: «Да святится имя твое…»«Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви»
А.И.Куприн. Письмо Ф.Д.Батюшкову (1906 г.)
Нет на земле любви, не знающей страданий,
Нет на земле любви, чтоб мук не принесла,
Нет на земле любви, чтоб скорбью не жила…
Луи Арагон, французский поэт
- В рассказе «Гранатовый браслет» нашла отражение «вечная» тема – любовь.
- А какая эта любовь? Какие эпитеты применимы к тому чувству, что описано в этом рассказе?
(Страстная, возвышенная, идеальная, необыкновенная, чистая, неразделённая, безответная.)
Цель нашего урока (проблемный вопрос) – понять, как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделённой любви.
- Кто же оказался способным на такую возвышенную любовь? (Желтков.)
- Отчего же эта страстная любовь Желткова неразделённая?
(Разный социальный статус героев (она из высшего общества, а он мелкий чиновник) и замужество Веры.)
Сам герой прекрасно понимает и признаётся в письме, что на его долю выпало «только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».
- Чем же представляет собой это светское общество, к которому принадлежит Вера? Каков образ жизни ведут эти знатные и богатые люди? Чем занимаются, как развлекаются? Как Куприн описывает гостей?