ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………..…………………………………………...3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………….6
1.1Теоретические подходы к развитию словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….6
1.2 Теоретические подходы к развитию словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста в психологии……………………………..12
1.3Педагогические условия развития словесно-логической памяти детей старшего дошкольного возраста……………………………………………..20
Выводы по главе 1……………………………………………………………..24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………….…………………………………26
2.1. Организация исследования………………………………………………26
2.2Программа развития словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………36
2.2Анализ результатов исследования…………………………………………..39
Выводы по главе 2……………………………………………………………….43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..………...46
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….50
ВВЕДЕНИЕ
Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Но если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл «информационный взрыв» – знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в раннем дошкольном возрасте.
|
У дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение единственная форма работы памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и посредственному запоминанию и припоминанию. Ключевым положением принятой автором концепции развития памяти является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) возникают именно в данной последовательности
Теория развития памяти породила большие споры в психологии. В связи с этим, исследование развития памяти дошкольников достаточно актуально и может помочь доказать или опровергнуть некоторые основные заключения. Отметим дополнительный аспект исследования. С его помощью можно определить индивидуальные особенности развития памяти детей.
При этом раннее детство – самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии. В настоящее время многие страны, в том числе США, Япония, Англия, Канада, Германия, Венесуэла, вкладывают в систему образования огромные средства, изготавливают множество сложнейших устройств и систем для повышения интеллектуального уровня детей, а также для развития памяти, начиная с самых первых шагов ребенка в большом мире – в прямом и переносном смысле.
|
Актуальность темы, выбранной для исследования, представляется очевидной в условиях нарастающего информационного бума, разработки и внедрения различных развивающих программ, определенной умственной акселерацией современных детей.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы была определена цель работы, которая сводится к определению методов психологического воздействия, наиболее полно способствующих развитию словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения.
Словесно-логическая память была определена как объект исследования.
Предмет исследования – педагогические условия развития словесно-логической памяти детей старшего дошкольного возраста.
В ходе работы была выдвинута гипотеза, заключающаяся в том, что комплексное использование методов психологического воздействия в условиях дошкольного образовательного учреждения способствует развитию памяти в младшем дошкольном возрасте.
В ходе данной работы были сформулированы задачи исследования
1) изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме, проанализировать понятие методов психологического воздействия, охарактеризовать виды памяти, ее особенности в старшем дошкольном возрасте; дать комплексную характеристику младшего дошкольного возраста и особенностей развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
2) провести эмпирическое исследование по определению эффективности отдельных педагогических условий развития словесно-логической памяти старшего дошкольника.
Для достижения поставленных задач использовались такие методы исследования, как: анализ, синтез литературы, наблюдение, анкетирование, эксперимент.
База исследования: Эмпирическое исследование проводилось в старшей группе в МАДОУ ДС № 335 г. Челябинска.
Исходя из поставленных задач, строится структура работы, которая состоит из двух глав, одна из которых носит теоретический, а другая – эмпирический характер.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА