Четвертая утренняя прогулка




 

Записано 29 апреля 1973 года

на берегу Тихого океана

в окрестностях Лос-Анджелеса.

 

Шрилу Прабхупаду сопровождают доктор Сингх,

Брахмананда Свами, Карандхара дас адхикари и другие ученики.

 

Прогресс ослов

 

Шрила Прабхупада. В этом материальном мире все страдают, а научный прогресс означает, что ученые создают условия для новых страданий. Только и всего. Они ничего не улучшают. Бхактивинода Тхакурж подтверждает это: моха джанамийа, анитйа самсаре, дживаке карайе гадха — «Благодаря своим так называемым научным усовершенствованиям ученый превратился в осла». Более того, он постепенно становится все более и более совершенным ослом. Предположим, что, надрываясь на работе, как осел, человек построит небоскреб. Он может посвятить этому всю жизнь, но в конце концов должен будет умереть. Он не может остаться; его вышвырнут из его небоскреба, потому что материальная жизнь преходяща. Ученые постоянно исследуют что-то, но если вы спросите их, что они делают, они ответят: «О, я делаю это для следующего поколения, во имя будущего». Но я спрашиваю: «А как же вы? Ваш небоскреб? Если в следующей жизни вы станете деревом, будет ли вам дело до вашего следующего поколения?» Но он осел. Он не знает, что ему предстоит простоять перед своим небоскребом десять тысяч лет. А что он может сделать для следующего поколения? Если не будет бензина, что оно будет делать? И чем ему поможет следующее поколение, если он родится кошкой, собакой или деревом?

 

Ученые и вообще все люди должны стремиться вырваться из круговорота повторяющихся рождений и смерти. Но вместо этого люди все больше и больше запутываются в круговороте рождения и смерти. Бхаве 'смин клишйамананам авидйа-кама-кармабхих. Это цитата из «Шримад-Бхагаватам» [1.8.35]. В одной строке здесь объясняется все материальное существование. Вот это действительно литература. Одна строка ценнее тысячелетий исследовательского труда. Она объясняет, откуда происходит живое существо, как оно рождается в этом мире, куда оно направляется, что оно должно делать, и дает много другой важной информации. Слова бхаве 'смин клишйамананам относятся к борьбе за существование. Почему вообще ведется эта борьба? Ее причина в авидье, невежестве. А какова природа невежества? Кама-кармабхих, оно обусловлено тем, что мы вынуждены трудиться только ради удовлетворения своих чувств, или иначе говоря, причина нашего невежества в том, что мы запутались в материальном удовлетворении чувств.

 

Д-р Сингх. Стало быть, верно, что современные научные исследования только увеличивают запросы тела, поскольку ученые в конечном счете трудятся для удовлетворения своих чувств?

 

Шрила Прабхупада. Да.

 

Игра слов и мировой кризис

 

Шрила Прабхупада. В Ведах говорится: йасмин виджнате сарвам эвам виджнатам бхавати — «Тому, кто знает Абсолютную Истину, открывается и все остальное». У меня нет ученых степеней, но тем не менее я могу бросить вызов ученым. Почему? Потому что я знаю Кришну, Абсолютную Истину. Йасмин стхито на духкхена гурунапи вичалйате — «Того, кто утвердился в сознании Кришны, не могут вывести из равновесия даже величайшие несчастья» [Б.-г., 6.22]. В «Шримад-Бхагаватам» утверждается: авичйуто 'ртахах кавибхир нирупито йад уттамашлока-гунануварнанам — «Великие души пришли к заключению, что сознание Кришны является совершенством жизни». Вот какое знание необходимо. А не то, что мы проведем какие-то исследования, выдвинем свою теорию, а через пятнадцать лет скажем: «Нет, нет, на самом деле все обстоит иначе». Это не наука, это детская игра.

 

Д-р Сингх. Да, именно так они и совершают открытия — с помощью исследований.

 

Шрила Прабхупада. И какова цена такого исследования? Это научный метод вытягивания денег у других, только и всего, а иначе говоря, надувательство. Ученые играют словами: плутоний, фотоны, водород и кислород, — но что дает это людям? Когда люди слышат такие слова, что они могут на это сказать? Сначала один ученый до определенной степени объясняет какое-либо явление, затем приходит другой мошенник и объясняет все заново, но уже по-иному, другими словами. Но само явление, которое они пытались объяснить, не меняется. Так в чем же их прогресс? Они только написали тома книг. Сейчас возникла проблема с бензином. Ее создали ученые. Если запасы бензина иссякнут, что будут делать эти мошенники-ученые? Они бессильны справиться с этим.

 

Куча пыли стоимостью в миллиард долларов

 

Шрила Прабхупада. Сейчас в Индии не хватает воды, но как ученые пытаются решить эту проблему? Воды в мире больше чем достаточно. Тогда отчего ученые не обеспечат водой те места, где в ней испытывают острую нужду? Они безотлагательно должны провести ирригационные работы. Но вместо этого они отправляются на Луну, покрытую пылью планету, чтобы сделать ее плодородной. Почему они не проведут орошение нашей планеты? В морской воде нет недостатка, так почему бы им не оросить Сахару, Аравийскую пустыню или пустыни Раджастхана? «Да, — отвечают они, — мы сделаем это в будущем. Мы стараемся». В своей гордыне они не долго думая отвечают: «Да, да, мы работаем над этим». В «Бхагавад-гите» говорится, что тот, кто удовлетворяет ненужные желания, совершенно теряет разум (камаис таис таир хрита-джнанах).

 

Этот полет на Луну — ребячество. Те, кто стремится попасть на Луну, похожи на хнычущих детей. Ребенок плачет: «Мама, достань мне Луну», — поэтому мать протягивает ему зеркало и говорит: «Вот тебе Луна, сынок». И ребенок берет зеркало, видит в нем Луну и говорит: «Ого, у меня есть Луна». К сожалению, это не просто выдумка.

 

Карандхара. Израсходовав столько денег на полет к Луне и привезя оттуда всего-навсего пригоршню камней, в центре космических исследований решили, что там больше нечего делать.

 

Брахмананда. Теперь они хотят отправиться на другую планету, но им не хватает денег. Путешествие на другие планеты стоит миллионы и миллиарды долларов.

 

Шрила Прабхупада. Люди трудятся в поте лица, а бессовестное правительство взимает с них налоги и тратит деньги попусту. Такое правительство не должно вызывать никаких симпатий, если выбрасывает на ветер с трудом заработанные деньги, отобранные у людей. Теперь руководители государства придумали новую уловку: «Не беспокойтесь, — говорят они, — мы собираемся на другую планету. На этот раз мы привезем еще больше пыли. Тонны пыли. Теперь у вас будут тонны пыли».

 

Д-р Сингх. Они верят, что на Марсе есть жизнь.

 

Шрила Прабхупада. Они могут верить или не верить. Это их дело. Мы знаем наверняка, что жизнь есть здесь, но люди воюют. Предположим, что на Марсе есть жизнь. Разумеется, она там есть. Но что нам с того?

 

Д-р Сингх. Людям любопытно узнать, что там происходит.

 

Шрила Прабхупада. То есть ради удовлетворения своего детского любопытства им придется потратить колоссальную сумму денег. Не смешно ли это? А когда их просят помочь какой-нибудь нищей стране, они отвечают: «У нас нет денег». Каково?

 

Философия санкхьи и современная наука

 

Д-р Сингх. Шрила Прабхупада, нам хотелось бы услышать о философии санкхьи.

 

Шрила Прабхупада. Фактически есть две санкхьи: древняя, впервые изложенная Господом Капиладевой, и современная, которую в относительно недавнее время проповедовал атеист Капила. Санкхья Господа Капилы объясняет, как избавиться от привязанности к материи и найти Господа Вишну в своем сердце. Эта санкхья фактически представляет собой процесс преданного служения. Современная же философия санкхьи просто анализирует элементы, из которых состоит материальный мир. В этом отношении она полностью аналогична современным научным изысканиям. Слово санкхйа означает «считать». Мы тоже до некоторой степени принадлежим к школе санкхьи, потому что анализируем материальные элементы: это земля, это вода, это огонь, это воздух, это эфир. Кроме того, к этому списку можно добавить свой ум, интеллект и эго. Но дальше своего эго я считать уже не могу. Однако Кришна говорит, что есть нечто выше эго, а именно жизненная сила. Ученые этого не знают. Они думают, что жизнь — это просто сочетание материальных элементов, но в «Бхагавад-гите» [7.5] Кришна отрицает это:

 

апарейам итас тв анйам

пракритим виддхи ме парам

джива-бхутам маха-бахо

йайедам дхарйате джагат

 

«Помимо этой низшей природы [земли, воды, огня, воздуха, эфира, ума, интеллекта и ложного эго] существует Моя высшая энергия, которая состоит из живых существ, борющихся с материальной природой и поддерживающих вселенную».

 

Д-р Сингх. Изучает ли современная философия санкхьи обе эти энергии — низшую и высшую?

 

Шрила Прабхупада. Нет. Современные философы школы санкхьи не изучают высшую энергию. Они, как и ученые, только исследуют материальные элементы. Ученые не знают о существовании духовной души, то же можно сказать и о последователях школы санкхьи.

 

Д-р Сингх. Они исследуют созидательные материальные элементы?

 

Шрила Прабхупада. Материальные элементы не созидают! Созидать способна только душа. Жизнь не может быть создана из материи, а материя не может создавать сама себя. Вы, живое существо, можете смешать водород и кислород, чтобы получить воду. Но материя сама по себе не обладает созидательной способностью. Если вы поставите бутыль с водородом рядом с бутылью с кислородом, соединятся ли они сами собой, без вашей помощи?

 

Д-р Сингх. Нет. Их необходимо смешать.

 

Шрила Прабхупада. Разумеется. Кислород и водород — это низшая энергия Кришны, но если вы, высшая энергия, соедините их, они смогут превратиться в воду.

 

Отдаленная и непосредственная причины

 

Шрила Прабхупада. Низшая энергия сама по себе, без вмешательства высшей, не обладает силой. Это море (он показывает на Тихий океан) спокойно и безмятежно. Но когда высшая стихия, воздух, приводит его в движение, поднимаются высокие волны. Само море без вмешательства высшей силы не способно на это. Аналогично этому, есть и иная, высшая по отношению к воздуху сила, за ней следует другая, за той еще одна, пока, наконец, мы не придем к Кришне. Так должно проводиться истинное исследование.

 

Кришна управляет природой, как машинист управляет поездом. Машинист управляет локомотивом, который тянет первый вагон, тот в свою очередь тянет следующий, и так весь поезд приходит в движение. По тому же приципу функционирует творение. Кришна дает первый толчок, а затем с помощью серии последовательных толчков возникает и поддерживается все космическое проявление. Это объясняется в «Бхагавад-гите» [9.10]. Майадхйакшена пракритих суйате сачарачарам: «Материальная природа действует под Моим руководством и порождает все движущиеся и неподвижные существа». А в четырнадцатой главе [14.4] Кришна говорит:

 

сарва-йонишу каунтейа

муртайах самбхаванти йах

тасам брахма махад йонир

ахам биджа-прадах пита

 

«Материальная природа делает возможным появление на свет всех видов живых существ, о сын Кунти, и Я — дающий семя отец». К примеру, если посеять баньяновое семя, то со временем из него вырастет огромное дерево, а вместе с ним миллионы новых семян. Каждое из этих семян может в свою очередь произвести на свет новое дерево с миллионами семян и так далее. Вот что имеется в виду, когда говорится, что Кришна, изначальный отец, оплодотворяющий все, является первопричиной всего, что мы видим.

 

К сожалению, ученые видят только непосредственную причину. Они не могут понять отдаленную причину. В Ведах о Кришне говорят как о сарва-карана-каранам, то есть причине всех причин. Тот, кто поймет причину всех причин, поймет все. Йасмин виджнате сарвам эвам виджнатам бхавати: «Тому, кому известна изначальная причина, второстепенные причины открываются сами собой». Ученые ведут поиски изначальной причины, но, когда Веды, источник совершенного знания, провозглашают изначальной причиной Верховную Личность Бога, они с этим не соглашаются. Они продолжают настаивать на своем частичном, несовершенном знании. В этом их недуг.

 

Механическая вселенная

 

Шрила Прабхупада. Ученые не знают, что существует два вида энергии — низшая и высшая, — хотя фактически имеют с ними дело каждый день. Материальная энергия никогда не может действовать независимо. Сначала она должна вступить в контакт с духовной энергией. Поэтому как можно считать, что все космическое проявление, материальная природа, возникло само собой? Сложная машина не заработает, пока человек, знающий как ее включить, не нажмет на кнопку. «Кадиллак» — хорошая машина, но, если в ней нет водителя, какой от нее толк? И материальная вселенная тоже представляет собой машину.

 

Людей поражают громадные машины, состоящие из многих-многих деталей, но умный человек знает, что как бы совершенна ни была машина, она будет бездействовать, пока не придет оператор и не нажмет нужную кнопку. Поэтому кто важнее: оператор или машина? Вот почему нас интересует не эта материальная машина, то есть не космическое проявление, а оператор, Кришна. На это вы можете возразить: «А откуда я знаю, что Он — оператор?» Кришна говорит: майадхйакшена пракритих суйате сачарачарам — «Под Моим руководством действует все космическое проявление». Если вы скажете: «Нет, не Кришна правит мирозданием», — то должны будете указать на другого оператора. Но вы этого не можете сделать. Следовательно, не имея своего доказательства, вы должны признать мое.

 

Пятая утренняя прогулка

 

Записано 3 мая 1973 года

на берегу Тихого океана

в окрестностях Лос-Анджелеса

 

Шрилу Прабхупаду сопровождают доктор Сингх и Брахмананда Свами.

 

Невидимый пилот

 

Шрила Прабхупада. Почти все люди в мире разделяют ложные представления о том, что жизнь порождена материей.

 

Д-р Сингх. В наше время не найдется никого, кто стал бы с этим спорить.

 

Шрила Прабхупада. Поэтому мы обязаны опровергнуть подобные представления. Мы не можем допустить, чтобы эта вздорная теория осталась неопровергнутой.

 

Д-р Сингх. Люди верят этим теориям только потому, что никто не пытается их опровергнуть.

 

Шрила Прабхупада. Несмотря на всю бессмысленность своих теорий, они присваивают себе звания профессоров и ученых. Необходимо доказать, что их представления далеки от истины. Жизнь не возникает из материи. Материя порождается жизнью. Это не теория. Это факт. Наука исходит из неверной предпосылки, поэтому все ее вычисления и выводы неверны, и от этого люди страдают. Когда все эти ошибочные современные научные теории будут исправлены, люди станут счастливыми. Поэтому мы должны бросить ученым вызов и нанести им поражение, в противном случае они введут в заблуждение все общество.

 

Изменяясь, материя проходит через шесть фаз: рождение, рост, сохранение, производство побочных продуктов, увядание и смерть. Но жизнь внутри материи (духовная душа) вечна; она не претерпевает этих изменений. Это только кажется, что жизнь развивается и приходит в упадок, на самом деле она просто проходит через эти шесть фаз вплоть до того момента, когда материальное тело уже невозможно больше поддерживать. Тогда старое тело умирает, а душа входит в новое. Когда наша одежда ветшает и изнашивается, мы меняем ее. Точно так же в один прекрасный день наши тела становятся старыми и бесполезными, и мы переходим в новое тело.

 

Кришна говорит в «Бхагавад-гите» [2.13]: дехино 'смин йатха дехе каумарам йауванам джара татха дехантара-праптих — «Как душа, воплощенная в этом теле, постоянно переходит от детства к юности и старости, так в момент смерти она переходит в новое тело». И далее [2.18]: антавана име деха нитйасйоктах шариринах. Это означает, что разрушению подвержено только материальное тело неразрушимого и вечного живого существа. Материальное тело тленно, но жизнь в этом теле — нитйа, вечна.

 

Все приводится в действие этой жизненной силой. Взять, к примеру, Тихий океан: этими высокими волнами движет живая сила. Или этот самолет (Шрила Прабхупада указывает на пролетающий самолет), разве им никто не управляет?

 

Д-р Сингх. Кто-нибудь им управляет.

 

Шрила Прабхупада. Да. Всем управляет кто-то. Почему мошенники-ученые отрицают это? Самолет — это большая машина, но он летит, управляемый крошечной духовной искрой, пилотом. Какому ученому под силу доказать, что этот большой самолет «Боинг-747» сможет лететь без помощи маленькой духовной искры? Нет, это невозможно. Духовная искра обязательно должна находиться в нем. И подобно тому, как маленькая духовная искра мо жет управлять огромным самолетом, большая духовная искра управляет всем мирозданием.

 

Закрывая глаза на реальные проблемы

 

Шрила Прабхупада. В «Шветашватара-упанишад» говорится:

 

кешагра-шата-бхагасйа

шатамшах садришатмаках

дживах сукшма-сварупо 'йам

санкхйатито хи чит-канах

 

Согласно этому стиху, размер души, которой принадлежит тело, составляет одну десятитысячную часть сечения волоса. Это ничтожно малая величина, порядка размеров атома. Но благодаря этой атомарной духовной энергии мое тело функционирует. Эта атомарная духовная энергия присутствует в теле, поэтому оно функционирует, поэтому летит самолет. Неужели это так трудно понять?

 

Предположим, человек считает себя крепким и сильным. Почему он крепок и силен? Только потому, что внутри него находится духовная искра. Стоит ей покинуть тело, как он тут же лишается всей своей силы и энергии, и прилетят стервятники и сожрут его тело. Если ученые говорят, что материя является причиной и источником жизни, тогда давайте попросим их вернуть к жизни хотя бы одного умершего, одного великого человека, например, профессора Эйнштейна. Пусть они впрыснут ему какие-нибудь химические вещества, чтобы хотя бы один умерший смог вернуться к жизни и снова работать. Но они не способны на это. Есть очень много такого, что им неизвестно, но тем не менее этих людей называют учеными.

 

Д-р Сингх. Иногда, когда проблема слишком серьезна, мы склонны делать вид, что не замечаем ее.

 

Шрила Прабхупада. Да. Когда обезьяна сталкивается с тигром, она закрывает глаза, и тигр тут же нападает на нее. Так и ученые, если они не могут разрешить проблему, то думают: «Хорошо, пусть все так и остается». Вот что они в сущности делают, потому что настоящая проблема — это смерть. Никто не хочет умирать, но ученые не могут остановить смерть. Они говорят о смерти вскользь, потому что не могут избавить людей от нее. Мы не хотим умирать, не хотим стареть и болеть. Но чем тут помогут ученые? Они не могут ничего с этим поделать. Главные проблемы они отложили в сторону.

 

Президент Шакал

 

Шрила Прабхупада. В Бенгалии можно услышать сказку, которая называется «Джангал-ки раджа». Она о шакале, который стал лесным царем. Шакалы известны своей хитростью. Однажды этот шакал пришел в деревню и попал в лохань с синей краской. Он убежал в лес, но шкура его стала синей. Тогда все животные заговорили: «Что это? Что это за зверь?» Даже лев был удивлен: «Господин, мы вас никогда прежде не видели. Кто вы?» Шакал ответил: «Меня послал Бог». Тогда звери стали поклоняться ему как Богу. Но однажды ночью другие шакалы завыли: «Уу-уу-уу!» А поскольку шакалы не могут удержаться и не завыть в ответ на шакалий вой, то этот синий шакал тоже завыл: «Уу-уу-уу!» Так он разоблачил себя и предстал перед всеми зверями как самый обыкновенный шакал. Многие шакалы из вашего правительства были арестованы и подали в отставку.

 

Брахмананда. Это Уотергейт. Это называется уотергейтским скандалом.

 

Шрила Прабхупада. В наши дни практически ни один честный человек не может занять государственный пост. Везде сейчас так. Тот, кто не мошенничает и не лжет, не может удержаться в правительстве. Поэтому в состав правительства не входит ни один благородный человек. Но что тут поделаешь?

 

Д-р Сингх. Политики — величайшие лжецы.

 

Шрила Прабхупада. Да, они негодяи. Один философ сказал, что политика — последнее прибежище негодяев. В Индии сейчас происходит то же самое. Таким образом, чтобы как-то противостоять этим мошенникам, мы должны объяснить людям, что жизнь происходит из жизни, а не из материи. Мы должны представить этот факт перед учеными, ибо мы отстаиваем истину, чего нельзя сказать о них.

 

В Индии есть поговорка, которая гласит: сатйам эва джайате — «Правда всегда побеждает». Ученые выдвигают ложные теории, а потом награждают друг друга премиями и возносят себе хвалу. Мы должны разоблачить их и показать, что они просто несут вздор.

 

Что такое настоящая наука

 

Д-р Сингх. На следующей неделе в нашем университете будет выступать лауреат Нобелевской премии. Он будет читать лекцию на тему «причины раковых заболеваний».

 

Брахмананда. Знают ли ученые причину рака?

 

Д-р Сингх. У них есть несколько теорий.

 

Шрила Прабхупада. Допустим, причина рака известна. Ну и что с того? Даже если бы рак был излечим, вы не могли бы сделать человека вечным. Это невозможно. От рака или от чего-нибудь другого, но человек должен умереть. Он не может избежать смерти. Смерть все равно наступит, не от рака, так от несчастного случая. Подлинное научное исследование должно ставить своей задачей покончить со смертью. Это подлинная наука, и эта наука — сознание Кришны. Найти лекарство от какой-либо болезни — это еще не достижение. Настоящее достижение — покончить со всеми болезнями. В «Бхагавад-гите» утверждается, что настоящие проблемы — это рождение, смерть, старость и болезни. А-брахма-бхуванал локах пунар авартино 'рджуна: «Начиная с высшей планеты материального мира и кончая низшей — все они юдоль страдания, где повторяются рождение и смерть». Решение проблемы повторяющихся рождений и смерти предлагает сознание Кришны, метод, который мы практикуем сами и рекомендуем всем остальным. Совершенным итогом этой практики является то, что после того, как наше нынешнее тело станет бесполезным и умрет, душа больше не должна будет воплощаться в новом материальном теле, подверженном рождению, смерти, болезням и старости. Вот что такое настоящая наука.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: