Профилактика зависимостей




Какое самое заветное желание человека во все времена и режимы? Чтобы не было войны. И правда, война это страшно. Война несет разрушения. Разрушаются города и села, гибнут люди, дети остаются сиротами. Но война несет не только эти несчастья, она разрушает человека и изнутри. Ведь это страшно даже и во имя благих целей стать убийцей. Но вроде бы наша мечта исполнилась: и нет блокады в Ленинграде, а только мелкие санкции, и нет танков Гудериана под Москвой. Кажется, живи и радуйся, но не тут-то было. Дьявол не дремлет, и на головы бедного человечества свалилось такое проклятье, как саморазрушающее поведение. Наши фабрики и заводы целы, поезда следуют по расписанию, работают школы и детские сады, но все более во всех странах мира распространяются социальные эпидемии.

Социальные эпидемии разрушают личность человека, он теряет свободу управления собственным поведением. К 2020 году, как считают ученые социальные эпидемии выйдут на первое место среди опасностей, угрожающих человечеству. Уже сейчас только 30% взрослых более-менее свободны от зависимостей. Все остальные страдают от давно знакомого нам алкоголизма, потянувшейся за ним наркомании и «новыми» видами зависимостей, такими как игромания, шопоголизм и даже сексоголизм. Да-да много среди современных людей шопоголиков и сексоголиков. Потребительское общество породило шопоголиков - эту «гончих стаю». Посмотрите на видео, как они ведут себя на распродажах, невольно вспомнишь басню Крылова. А сексоголики? Зачем теперь любить? В потребительском обществе надо уметь «заниматься любовью». Ещё об одной зависимости, которая мне и в голову бы не пришла, мне сообщила одна очень-очень умненькая барышня. Которая выросла в бедной совсем неинтеллигентной семье, да ещё и на Ржевке. В студенческие годы ходила в стареньком всесезонном пальто поближе к стенам домов. Ну, чтоб никто не заметил. А потом сумела стать миллионершей. Так вот, она мне сказала, что сильнее всего человек, по её мнению, зависит от уровня жизни. Можно пожертвовать любовью, самоуважением, только бы не спуститься с того уровня, на который забрался. И для меня вдруг глубокое значение приобрела любимая поговорка моей Крёстной: не жили богато, нечего и привыкать. Такое мудрое предостережение, оказывается это даже не привычка, а зависимость. Особым видом современной эпидемии признана компьютерная зависимость. Обследование студентов-медиков еще 16 лет назад показало, что уже тогда половина из них имела признаки интернет-зависимости.

Ученые всего мира понимают серьезность проблемы. У нас в Санкт-Петербурге в 2014 году Институт социальной психотерапии провел международную конференцию «Социальные эпидемии: политика и практика эффективного ответа». Социальные эпидемии – это глобальные риски. Об этой напасти нас предупреждал ещё знаменитый русский физиолог В.М. Бехтерев. Он говорил, что помимо физических микробов существуют микробы психологические, а, следовательно, человек, как существо социальное, постоянно подвергается опасности быть психически зараженным. А вот сейчас, не будучи учеными, мы видим в повседневной жизни, как психические микробы губят людей, особенно молодых и здоровых. Примером тому являются жертвы селфи. Только представьте себе, до какой степени человек должен потерять разум, чтобы забраться хрен знает куда, чтобы сделать хрен знает какую фотографию, и выложить её в хрен знает какую сеть, и поплатиться за эту хреноту жизнью. Простите меня за мой английский.

Распространение психических микробов идет в основном через средства массовой коммуникации. С чего начинается зависимость? Каких людей может захватить эпидемия? Это люди, которые зависят от мнения другого. В жизни им требуется наставник, поводырь. Если у человека есть собственные жизненные ценности, то социальные эпидемии ему не страшны. Изучение учеными зависимостей позволило им сделать такой важный для нас вывод: В ОСНОВЕ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫЛЕЖАТ ТОЛЬКО СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ. И, конечно, ученые считают, что социальные работники, психологи, смогут освободить наше «восходящее поколение» от рисков зависимого поведения. Но, печалятся ученые, у нас мало психологов, и других нужных в этом деле специалистов. Я бы согласилась, но… В Америке и Западной Европе на душу населения психологов, психоаналитиков просто пруд пруди. Однако социальные эпидемии распространены там даже больше, чем у нас. Как покажут по телевизору их «черную пятницу», так и подумаешь, что в Америке каждый второй шопоголик. А может, и каждый первый.

У меня, господа, не научный склад ума, я по жизни наблюдатель. И вот что я заметила, наблюдая за жизнью. Почему-то евреи редко страдают алкоголизмом, да и другими зависимостями. Может, мне повезло, и так сложились обстоятельства, а может это был мой собственный, но неосознанный выбор, но у меня были друзья в основном евреи. Я просидела за одной партой до одиннадцатого класса с девочкой, которая, на наше с ней удивление, оказалась еврейкой. Её родители были старыми партийными работниками, а у них, как вы понимаете, никакой национальности не было. Я так любила свою подружку, так гордилась ею! Она была самой красивой и самой умной девочкой в школе. У неё я научилась преданности. Она дала мне книжку «Сердца трех» Джека Лондона, и на всю жизнь моим принципом стал: «мы спина к спине у мачты против тысячи вдвоем». А после школы у меня появился друг, учитель, который был старше меня на одиннадцать лет. Он был удивительным и очень талантливым человеком, а ещё настоящим «казановой». Его давно уже нет на этом свете. Женька шутил: «Эх, Галка, у тебя житуха, а у меня жидуха».

Я не только наблюдала, я училась. Я постепенно постигала самую главную мудрость еврейской цивилизации: еврейство как мировоззрение построено на семейных ценностях. Я принимала это безоговорочно. Может, потому, что у меня была такая семья, а может, я в прошлой жизни была еврейкой? Но мне всё это было близко и приемлемо. Когда я рассказываю один поучительный, на мой взгляд, эпизод из моего прошлого, многие мои приятельницы, не еврейки, возмущаются: как так можно? А для меня только так не только можно, но и нужно. У Женьки была машина, запорожец. А что? В то время и запорожец был автомобилем. Как-то мы ехали, Женька с женой и я с мужем, в другой довольно далекий город. Я попросила у Жениной жены дать мне бутылку с лимонадом, она заведовала питьем и хавкой. Она, извиняясь, мне отказала: «Подожди, ещё Женек не пил». По-моему, так она абсолютно права. Кто я ей такая? Даже не подруга, а так, приятельница, дружила-то я с Женькой. Евреи всегда о своих позаботятся, не знаю ни одной еврейки, которая, бы вдруг, при гостях, сообщила, что её муж уже и не мужик вовсе. А в русской «культуре» это запросто, что мне противно.

Но давайте вернемся к нашей проблеме - так как возникновение любой зависимости определяется свойствами личности, то встает вопрос: как же воспитать человека, так сказать, устойчивого к этим самым зависимостям?

В западной цивилизации воспитание стало наукой. И как положено в науке новые разработки, новые педагогические приемы, неожиданные, а иногда и парадоксальные рекомендации, в общем, борьба «мнений и брендов». И что? Раньше существовал такой специальный термин – педагогические дети. У многознающих родителей, воспитывающих ребенка по самым последним рекомендациям науки (которой, как я считаю, не существует) вырастали дети с большими комплексами и проблемами. Но все-таки, есть ли такая система воспитания, к которой мы могли бы присмотреться и опыт которой могли бы перенять?

Я вас обрадую, такая система есть, она существует тысячелетия и она настолько близко к нам, что в поле нашего зрения не попадала. Мы все смотрели куда-то на просвещенный запад, читали умные книжки, слушали заумные речи и проваливались со своим воспитанием. А все секреты и истины совсем рядом. Эту воспитательную систему можно обозначить кратко - «еврейская мама». В еврейской концепции воспитания детей никакой борьбы мнений даже в зародыше нет. Вообще, согласитесь, евреи какой-то особенный народ. Это единственная в мире нация, которая, не имея долгие годы собственной государственной территории, сумела сберечь язык, письменность, традиции и культуру. Об их способностях не выживать, а полноценно жить в любых даже самых тяжелых условиях ходят легенды. Психологи не могут объяснить такой неоспоримый факт: 25% всех Нобелевских премий доставшихся американским ученым с 1950 года получены евреями. У еврейских детей отсутствуют комплексы неполноценности. Как вы думаете, может быть, это результат воспитания? Давайте присмотримся к этой системе воспитания.

У евреев основной принцип воспитания (который так сладок мне!): меньше теории, больше практики. Основа воспитания - неукоснительное следование семейным традициям. Каковы же эти традиции? Что для меня самое важное? В еврейской семье у родителей искреннее уважение друг к другу. Никакой критики, оскорблений, а тем более, рукоприкладства. Я тоже воспитывалась в такой семье. Мне не делали замечаний, не проверяли уроки, в старших классах дневник я подписывала сама. Значит, не только в еврейских семьях возможны отношения близости и доверия; когда ты не боишься, что тебя осудят за слабость, публично упрекнут, унизят, не защитят. Поэтому мне так противны, и я не приемлю высказываний: мы живем, как все, ругаемся. Нельзя ругаться! Я уже говорила, чем отличается ругань от спора. В споре обсуждается объект разногласий, ругаясь, люди переходят на личности. Не смейте трогать личность другого человека! Если вам не нравится его поступок, говорите о поступке. Как еврейская мама, которая никогда не скажет ребенку: ты плохой. Она не упрекнет, а скорее удивится: «Как, ты такой хороший, умный, самый лучший мальчик на свете мог допустить такую ошибку?».

Ни в одной нации нет такого культа детей, как в еврейской. Но вот, что интересно. Их семьи нельзя назвать детоцентристкими. Мама с папой это в первую очередь супруги и они вместе, у них искреннее уважение друг к другу, никакой критики, оскорблений, рукоприкладства. Это дает ребенку нравственную основу на всю жизнь. Еврейская традиция – основу семьи составляют муж и жена, отец и мать. Ребенка с малых лет приучают, что на первом месте внимание матери к отцу и отца к матери.

А как вам основной принцип общения родителей с детьми? Общаться с ними нужно так, чтобы было не стыдно перед выросшими детьми (а дальше внимание!), которые будут лучше нас. Позиция родителей союзническая или наставническая. Специалисты утверждают, что феномен еврейского воспитания чрезвычайно прост: взрослые умеют любить и у них всегда есть время на детей. Папа не променяет свои выходные на пиво и друзей, а проведет их с детьми. Мама никогда не отмахнется от ребенка, даже занимаясь таким важным делом, как приготовление фаршированной рыбы.

Может быть, потому что евреи как никакая другая нация подвергались гонениям в разных странах, у них выработался инстинкт тотальной поддержки близких. Я ощутила это на себе. Нет никого лучше, чем начальник, руководитель - еврей. Работаешь как под крылом квочки, всегда защитит.

Еврейские мудрецы разработали целую систему воспитания, с которой может ознакомиться в Израиле любой желающий. Первый закон успешного воспитания детей начинается с собственного воспитания, приобретение отдельных профессий «жена и мама», «муж и отец». Тора утверждает, что мы можем воспитать только то, чем обладаем сами, но не больше.

Итак, мы с вами поняли, что в еврейской семье ребенок получает защищенность, самодостаточность, он вырастает независимым от чужого мнения. Еврейские дети не страдают комплексом неполноценности, а поэтому у них не возникает необходимости в алкоголе и если они делают селфи, то только ради прикола. Ребенка не давят сверхожиданиями и нравоучениями. Но зато в еврейской семье поддерживает ребенка принцип «еврейской бабушки» - преувеличенная бабушкина похвала. Почему евреи так успешны в разных видах деятельности? Потому что родители поощряют пытливость ума ребенка, но лишь с точки зрения практического применения, выдумки. И даже малыш может воплотить эту выдумку в реальность. Как, удивляясь, рассказывала мне одна еврейская бабушка. У её шестилетнего внука появился «бизнес». Он «оформил шефство» над въездными воротами в садоводство. Прямо как Остап Бендер с Провалом. Он открывал и закрывал ворота для всех членов садоводства. Он ничего не требовал и не просил, но никогда не оставался в накладе. Никто его этому не учил.

Прежде чем продолжить, хочу резюмировать вышесказанное. Чтобы ребенок вырос самодостаточным и во взрослой жизни ему не нужен был гуру, ведущий к пропасти, родители не должны его давить сверхожиданиями, нравоучениями, критикой, а должны поддерживать любовью, вниманием, похвалой.

Как вы поняли, еврейская воспитательная традиция серьезно отличается от воспитательных систем, принятых у других народов. И никуда не деться от того факта, что дети евреев на порядок увереннее в себе, успешней в жизни и меньше зависимы от общественного мнения. А потому не будут пить, даже под угрозой: «Ты что, меня не уважаешь?».

Но, господа, надо отметить, что современное еврейское воспитание сочетает, казалось бы, противоречивые вещи: свободу ребенка и жесткость требований. Хорошая метафора, описывающая этот стиль: просторная свободная комната с жесткими стенами. Любовь еврейских родителей к своим детям не знает границ, но в то же время и еврейские дети не знают, что такое лень и праздное болтание по дворам. Скрипка, английский, математика, с малолетства дети приучены к тому, что постоянно быть занятым – это нормально. Дети школьного возраста обязательно заняты внеурочной деятельностью. Это не только привычка к труду, что еще важнее, это привычка к дисциплине. Ведь как вы знаете, лень - мать всех пороков.

Я полагаю, что мы не зря познакомились с тем, что нам так вроде бы близко, но оказалось так далеко. Может быть, вы воспитывались совсем в другой семье, и у вас нет навыка в близости. Но. Никто из нас не несет ответственности за угнетающие нас проблемы. Чаще всего мы даже не причастны к их появлению. Причиной наших проблем может быть нейробиология, воспитание, социальная среда. Но каждый из нас сам, и только сам, полностью ответственен за решение своих проблем. Чтобы у наших детей их было как можно меньше.

С уважением к людям любой национальности, ГБ.

 

Г.

Рекламная пауза

Любите ли вы рекламу, как… Как кто? А кто любит рекламу? Скорее всего, у большинства людей реклама вызывает раздражение. Когда, например, в самый драматический момент какого-то хорошего фильма вдруг вылезает она со своими памперсами, средствами от поноса и попутно – от запора. И что мы делаем? А выключаем мы её на фиг, или прыгаем на другой канал. Но ведь не факт, что на другом канале её нет. У меня даже создается впечатление, что телеканалы договариваются, и пускают рекламу в одно и то же время, чтобы нам некуда было убежать. Но убежать все-таки можно! В ванную, в туалет или на кухню. И зрители убегают. В США, например, установили, что во время показа рекламы увеличивается расход воды. Значит, не только мы посещаем во время рекламы места индивидуального пользования. И тогда перед нами встает закономерный вопрос, в чём же выгода рекламы? И зачем вообще она нужна?

На первый, поверхностный, взгляд реклама нужна для того, чтобы информировать человека о тех или иных товарах, медикаментах, ну, например, о каком-то чудодейственном средстве, чтобы с его помощью, не особо заморачиваясь, тут же «просто стать мужчиной».

Но дорогие товарищи, а теперь мы с вами уже уважаемые господа, у рекламы есть очень серьёзная, сакраментальная, скрытая от глаз людских, задача. И задача эта – ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ ПОТРЕБИТЕЛЯ. Реклама предназначена заниматься массовым производством покупателей¸ потребителей, так же, как фабрики занимаются массовым производством товаров. Вот ведь какие дела, господа. У нас в голове должно уложиться, что отечественный производитель заработает лишь тогда, когда сформируется потребитель. То есть, каждый из нас может иметь свои взгляды на эту жизнь, но в первую очередь каждый из нас должен стать потребителем. Как вам это нравится? Мне-то не очень. Но, утверждают именитые экономисты и психологи, только тогда начнется подъем производства, когда будут сформированы потребительские массы, конечно, из нас с вами, а то из кого же ещё? И реклама, как волшебная дудочка крысолова завлекает нас в потребительское общество.

Мы, конечно, сопротивляемся. Не все, но, как подсчитали, процентов семьдесят. Но это сопротивление, это так, видимость. Потому что именно с помощью товаров мы формируем свой социальный статус. Не просто так, и не только для тепла, женщинам нужна шубка, шапка, сапоги, а мужикам - часы, машины, детям – смартфоны. Мы приобретаем не просто товары, а средства для последующей коммуникации с другими людьми. Мы, дорогие мои друзья, себя рекламируем. Придется признать, что мы постоянно занимаемся саморекламой. Даже говорим о себе что-то не просто так, абы что сказать, а рекламируем свои лучшие (а может, худшие, но такие привлекательные) качества. Говоря что-то о своих знакомых, друзьях, мы им тоже создаем рекламу. Иногда с прямо противоположным изначально задуманным эффектом. У меня так «получалось» не раз. Хочу вам напомнить, что я человек экзальтированный, и если человек мне нравится, то мне он очень нравится. Некоторые мои подружки казались мне в молодости необыкновенными красавицами. И я расписывала их своим знакомым, не жалея эпитетов превосходной степени. А потом приходили эти девочки, и… Оправдать ожидания, которые я сформировала у компании они не могли. Вот так из самых лучших побуждений я подкладывала им свинью. Ошибка. Утешает меня лишь то, рекламируя что-то или кого-то, и человек и крупные компании используют одни и те же приемы и допускают одни и те же ошибки. Психология это удивительное сходство до сих пор объяснить не может.

Но вернемся к нашим «мутонам». Чтобы каждый из нас превратился в потребителя, реклама должна устанавливать новые стандарты повседневной жизни. Человек-потребитель просто-таки обязан стремиться к потребительскому счастью, твердо усвоить маркеры этого счастья: у кого зарплата больше, машина круче, жена моложе. Мы вступили в рыночную экономику, и специалисты-рекламодатели разрабатывают психологическую основу создания новых форм культурной среды. Культурной не в том плане, что мы становимся более одухотворенными, читающими, рефлексирующими театралами и посетителями музеев, а в том смысле, что рекламная деятельность устанавливает и уже установила новые стандарты поведения. В этих новых «культурных» стандартах сейчас мы с вами и наши дети, и наши внуки и барахтаемся. Барахтаемся, барахтаемся, да не выбарахтаемся. (Скороговорка). Уже никогда. Хотите поговорить об этом?

На одном из телеканалов есть такая передача «Дорогая, мы теряем детей». А мы своих детей уже потеряли. Реклама уже (!) сформировала нового российского человека – потребителя. Давайте сейчас, прежде всего, расширим понятие рекламы, потому что реклама не только в рекламных роликах, но и в кинофильмах, и в интервью, и в картинках частной жизни звёзд. Потому что потребитель это не только покупатель, но и носитель определенной идеологии, потребительской идеологии, представитель, прежде всего, потребительского поведения. И что? По-моему, так получилось. По мнению авторитетных специалистов у наших тинейджеров есть всевозможные гаджеты, а вот рефлексивное мышление, так характерное для русского менталитета, испарилось. Главным сейчас стало «иметь», а раньше в «допотребительском» обществе было «быть». Раньше юноши и девушки мечтали о любви, а сейчас в ходу, так сказать, качественный секс. Так что реклама сделала свое дело.

Давным-давно, в начале прошлого века умнейшие американские головы в области рекламы поняли, что «идеи не влияют на поведение, пока они не переведены на язык чувств». И наши подсуетились, и создали эффективнейший рекламный телесериал «Next». Какой там благородный главный герой! Ну и что, что он вор в законе? Всё равно он герой нашего времени, как Павка Корчагин для кого-то и когда-то в «допотребительские» времена. И когда сын «героя нашего времени» пытается сравнить его с губернаторами, то Лавр аж фыркает от легкого презрения: «тоже сравнил». А как легко он говорит о деятельности своего телохранителя Ессентуки! Так весело и юморно, секрет его бизнеса элементарно прост: водопроводная вода с добавкой для шипучести. Замечательная находка! Развести лохов, ведь это ж высший пилотаж. В потребительском обществе.

Очень сильным рекламным эффектом обладают передачи серии «Большая стирка», которые идут по многим каналам. Вот где доступно и популярно рекламируются стандарты поведения. Такая там свобода, которая давно перешагнула вседозволенность. Складывается впечатление, что в нашем обществе идет рост агрессивности. Я не думаю, что это так. Агрессивность это все-таки нейробиология и больше зависит от пола человека, от его индивидуальных типологических особенностей. Но вот что лезет наружу, так это мода на проявление агрессивности, на хамство, скандальность, распущенность. А что? Если это показывают по телевизору, то этому непременно можно и даже престижно подражать.

Очень это серьезная проблема, господа. Мы с вами просто обязаны поверить авторитетному специалисту, порядочному человеку Алексею Комову (посол Всемирного Конгресса семей в ООН), который информирует нас о том, что массмедиа процентов на 80 являются проводниками той идеологии, которая впитывается детьми. Сейчас ещё, по мнению того же Алексея Комова, большинство людей сохраняют здравый смысл, но что будет с будущими поколениями? Нас должна встревожить статистика, которую он приводит. С момента рождения до 17 лет человек потребляет более 63 тысяч часов массмедийного влияния. Это комбинированное время в 6 раз больше времени, проведенного в школе, в 30 раз больше времени полноценного общения с родителями, в 60 раз больше времени, отведенного церкви.

Хотим мы этого или нет, но вынуждены признать, что массмедиа по сути являются главными воспитателями наших детей. В США родители уже испугались этого давления и поэтому более 2,5 млн. детей в Америке получают домашнее образование. Сейчас, полагают американцы, это единственное условие передачи детям ценностей родителей. Ведь очень трудно устоять, еще не умеющему критически мыслить ребенку, перед напором новой идеологии, которая навязывается под лозунгом прогресса. Почувствуйте подмену, те из вас, кто читал Евангелие, - американцам эти самые массмедиа проповедают, что Бог благославляет человека через материальное благополучие. Вот так-то, дорогие господа! И в нашей рекламе, осознанно или неосознанно (как вы думаете?) пропагандируются такие же идеи. Деньги не пахнут, не зазорно востребованным артистам, подчеркиваю, востребованным, а значит имеющим хорошие доходы рекламировать, например, майонез. И не майонез они рекламируют, а новую модель жизни: денег много не бывает, и не зазорно рекламировать всё, что тебе негоже. Например, кремы от морщин и для всякого сияния кожи так убедительно рекламируют наши красавицы, певицы и артистки, которые, правда, избавляются от морщин явно другим способом. И никаких угрызений совести. Вот эта-то сокрытая за кремами реклама, что можно врать и за деньги это не просто не стыдно, а нормально и престижно и уничтожает на корню представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Ещё раз подчеркну: известные, популярные, авторитетные люди, далеко не бедные, рекламируют не вредные продукты и не бесполезные кремы, не сомнительные лекарства, а рекламируют они стандарты жизни потребителя, нравственные ценности потребителя, потребительское счастье: не тормози, сникерснисни, съел – и порядок. Вспомним Леню Голубкова из рекламы МММ, который на голубом глазу убеждал, что он не халявщик, а партнер. И миллионы халявщиков записывались в партнеры МММ. Вам не кажется, что это гениальная реклама?

Поговорим с вами, уже непосредственно, о создании рекламных роликов. Традиционно рекламный видеоролик состоит из двух частей. Ну, например, герой или героиня чего-то не знал или не знала, а потом вдруг узнала, и вот оно счастье и необыкновенная легкость бытия. Стирала бедная молодая мама футболки и носочки ребенка обычным порошком, замачивала, застирывала, и всё без толку. А тут «мы идем к вам» и любые пятна отстирались. Ну, конечно, реклама медикаментов превосходит все мои, например, фантазии. Сидит человек в машине, в пробке ему надо не просто выйти, а срочно выскочить в маленький домик. Но он принимает таблетку и все, что было в прямой кишке обратно, как видно, всасывается. И тут у меня, как говорила одна моя знакомая бабушка, «закрут головы». У меня, например, вызывает недоумение до онемения, когда в театре приличная дама достает из своей сумки большую бутыль стирального средства, чтобы показать, как ей удается сохранить цвет своего наряда.

Рекламный ролик, который я никогда не забуду, построен на парадоксе что ли? Что там рекламировалось я не помню, но ролик расчудесный. В этом ролике рыцарь моет котел каким-то средством. А после героического рыцарского подвига по отмыванию котла показывают прелестную девушку и говорят: так рыцарь стал королевой. Это конечно заморский ролик, но запомню я его на всю свою уже недолгую жизнь. Ну и конечно ролик про открытие века, про смывающуюся втулку от туалетной бумаги запомнят все. Еще хочу напомнить вам сюжет рекламы какого-то творожка, специальной еды для людей еще не имеющих зубов или людей уже не имеющих зубов. Рекламировал этот творожок красивый, молодой мужчина. Удивительная реклама! Он брал творожок, усаживался на фоне красивого пейзажа и, жмурясь от удовольствия, потреблял чудесный продукт. Мимо проходили длинноногие красавицы, бросавшие на него призывные взгляды. Но плевать он хотел на эти призывы, у него был творожок и пусть весь мир подождет. И это не смотря на то, что он-то был в том возрасте, когда все зубы на месте. Как тут всем потентным мужчинам не соблазнится таким творожком?

Конечно, моя ментальность отличается от менталитета тех же европейцев. Не знаю, как у вас, а у меня вызывает раздражение, слоган знаменитой рекламы «Лореаль-Париж» - «я этого достойна». Но в то же время соглашусь со зрителями, которые дают высокую оценку коммуникативному стилю европейской культуры в рекламе. Это не то, что у нас, где известный ведущий и актер напропалую ссорится со своей попутчицей из-за какого-то тарифного пустяка, а потом мадам выбрасывает ему его чемодан из окна. А актера этого многие любят и для кого-то он точно авторитет, да и красотка, тоже супер. Человеку с низким уровнем критического мышления обязательно захочется им подражать.

Мишени психологического воздействия рекламы – это наше тщеславие, стремление «выглядеть», стремление за счет всяких там предметов как-то вклиниться, воткнуться, вписаться в группу «избранных». Ярчайшим примером тому является реклама авто. Психологи установили закономерность - чем ниже уверенность мужчины в своей мужской состоятельности, тем круче у него должна быть машина и моложе жена. Кто усомнится в том, что я «маленький гигант большого секса», если у меня крутая тачка и каждая следующая жена моложе предыдущей? Наслаждаться преимуществами высокой самооценки человеку помогают товары, представляете, товары! Но такие, которые у других вызовут зависть, восхищение. И пусть это восхищение не столько вами, сколько вашей шубкой, но в этой шубке-то вы.

Вы уже вероятно обратили внимание, что создавая рекламу, рекламодатели либо нас пугают, любо соблазняют. Апелляция к страху иногда присутствует в рекламе, но, как правило, только в первой её части. Выяснилось, что обращение к страху не очень-то эффективно. Апелляция к желаниям гораздо эффективнее. Поэтому в рекламе чаще всего обращаются к оптимистическим эмоциям. Например, клей момент, который клеит всё, воспевают бодрыми голосами. А седалгин плюс воспевают в стили кантри. И вообще, как вы заметили, все рекламируемые лекарства дают моментальный результат. Чего заморачиваться, натёр спинку и таскай бобтейла. Я всё время думаю, на кого рассчитаны такие рекламы? Но один из основных постулатов рекламодателей работает: человек верит в то, во что хочет верить, даже вопреки очевидности. Ну, например, такую очевидную ерунду, которую провозглашает один из производителей шампуня: «восстанавливает волосы на клеточном уровне». А «очевидность» предъявляет нам рано облысевших мужчин и тревогой дерматологов - накатывающейся эпидемией аллопеции у женщин. И все-таки, как бы мы ни бегали от рекламы, главный её эффект достигается: мы нацелены на «догнать тех у кого уже есть».

Дорогие читатели, если вы усвоили сегодняшний урок, то при очередной рекламной паузе, может, стоит не выключать звук, а попытаться понять, кто и как вас разводит?

ГБ.

 

Г.

Настроение

Настроение, настроение, ты не зимнее, не осеннее. Так какое ж ты, настроение? Надо сказать, что в семнадцать лет «весеннее» настроение меня посещало крайне редко. Даже весной. Мешающий мне жить пессимизм, непонятно откуда берущаяся грусть-тоска, всё это побуждало меня понять, откуда оно берется это настроение и от чего оно зависит?

Вряд ли у меня когда-нибудь была развернутая депрессия, но точно дисфория, то есть сниженное настроение. А ещё были перепады настроения, причин которых понять в то время я не могла. Но жить с плохим настроением мне не хотелось, это было как-то неправильно. И я стала активно искать возможности настроение поднимать. По глупой наивности в юности, да и в молодости тоже, я решила, что настроение напрямую зависит от внешних факторов. Вот, например, добьюсь я чего-то в жизни, и будет мне счастье. Я ставила перед собой цели, и я их добивалась. И что? В первые минуты, часы, дни – кайф. А затем, как и предопределено природой – опустошение. Вот он - синдром достижения! После того, как желания мои сбывались, а настроение, если и поднималось, то ненадолго, я вынуждена была присмотреться к другим людям да призадуматься.

Нужно было найти ответ: почему это Машка с Наташкой так часто смеются? Почему они видят мир в каком-то радужном свете? Что у них жизнь легче, или они сумели добиться чего-то большего, чем я? Совсем даже нет. Почему Женька всегда спокоен, уравновешен, уверен в себе? Почему талантливый разгильдяй Андрей так беспечен? Причем, Андрюшка был с детства такой. Женька рассказывал, что в детстве они с Андреем жили в одной коммунальной квартире и учились в одном классе. Причем Женька был отличником, а Андрей двоечником и тогда уже разгильдяем. Когда родители мальчишек уходили на родительское собрание, то Андрею стоило бы пригорюниться. Но ничуть не бывало: этот разгильдяй и двоечник веселился и носился по квартире… до звонка в дверь. И только тут он сникал и встречал родителей с опущенной головой. Удивительно! Но он сам говорил про себя: я не могу долго переживать, полежу на диване, немножко попереживаю и всё.

И потихоньку, не инсайтом, ко мне пришло понимание, что настроение, конечно, зависит от внешних обстоятельств, но, как ни странно, гораздо меньше, чем восприятие этих обстоятельств зависит от настроения. Бывает, что реальность одна, а вот восприятие этой реальности у разных людей разное. А потому настроение, пожалуй, можно сравнить с очками. У кого-то розовые очки и всё для него в розовом цвете! Конечно, в основном розовые очки у наивняка-молодняка. Мне посчастливилось близко общаться с людьми, которым при рождении, наверное, добрая фея подарила очки с линзами солнечного света. Нет, не очки от солнца, а очки с линзами, которые окрашивают весь мир в солнечный цвет. Настроение у них всегда приподнятое, всё у них в жизни отлично. На их субъективный взгляд. А какой ещё у человека может быть взгляд раз он субъект? Что этих «с солнышком внутри» отличало от других? Отсутствие обидчивости, агрессивности, мстительности, злопамятности. А ещё неистребимое желание всех оправдать, в поступке каждого видеть хорошее. Меня буквально подмял под себя вопрос: почему они такие, может быть они и впрямь жители Солнца? Я нашла для себя объяснение, и я с вами им поделюсь. Иначе, зачем я весь этот огород горожу?

Я полагаю, что настроение человека не зависит напрямую от внешних обстоятельств и даже внутреннего самочувствия. Тогда от чего зависит, почему люди такие разные? Вот, например, недавно услышанный мною диалог двух пенсионерок. Одна жалуется: пенсия маленькая. А другая радуется: но ведь платят же! Наверное, первое, что приходит на ум – это тип темперамента. Даже учитывая, что «чистых» сангвиников, меланхоликов и прочих типов темперамента нет, мы всё-таки, знаем, что сангвиники веселые, жизнерадостные ребята, холерики – честолюбивые, упорные в достижении своих целей индивиды. Флегматикам всё по фиг, им главное покой и порядочек. Меланхолики – чувствительные, эмпатичные, ранимые, физически может быть и слабаки, но самые сильные духом. Древние мудрецы поделили всех людей на эти четыре группы по преобладающей в организме человека жидкости. Ну, вы знаете: сангви – кровь, холе – желчь, флегма – что-то вроде лимфы, меланхоле – черная желчь. Мне тоже кажется, что особенности темперамента, как физиологической основы характера человека определяются какими-то биологическими субстанциями. Эта «биология» дается человечку от рождения, а потому есть детки, которые просыпаются с улыбкой, а есть малыши и малышки, которые просыпаются в слезах.

Но теперь это уже не загадка, мы с вами знаем, что гормональный статус определяет настроение человека, а настроение в свою очередь и окрашивает все события нашей жизни в тот или другой цвет. Дети веселятся и смеются потому, что у них в семь раз больше серотонина, чем у взрослых. А когда серотонина практически совсем нет, человек не может радоваться. Как мне говорила одна интеллигентная петербурженка восьмидесяти лет: «Смотрю я на залив, я знаю, что это очень красиво, и помню, что раньше эта картина вызывала у меня восторг, а теперь – ничего. В душе пусто, никаких эмоций».

Я, конечно, не Гиппократ и не Аристотель, но мне думается, что если: кто весел, тот смеется – это серотониновый тип. Кто хочет, тот добьется – адреналиновый, у влюбчевого – избыток амфетамина. Если недостаточно вырабатывается окситоцина, то никак не получается, например, у молодой мамы полюбить своего малыша. И не её это вина! Дефицит женских половых гормонов и - молодая женщина погружается в послеродовую депрессию, а в противном климаксе этот дефицит провоцирует обидчивость, плаксивость, утомляемость. В общем, если нет у человека ярких цветов в восприятии мира и событий, всё грустно, серо, депрессивно, то провоцируется это паскудство дисбалансом гормонального статуса. Так что, дорогие мои друзья, настроение наше в большей степени определяется тем, что там происходит у нас внутри, чем тем, что окружает нас снаружи. Но, возразите вы, и правильно сделаете, нельзя же отрицать факт, что есть не только обстоятельства, но и люди, которые успешно портят нам настроение?

Самое первое место среди них занимают те, которых часто называют энергетическими вампирами. Может они и вампирят, но мне кажется, они не столько «схватывают» чужую энергию, сколько выбрасывают свою – ярко выраженную негативную. У них внутри накапливается раздражение (опять же, по-моему, это гормональные дела), конечно, настроение при этом у «вампирчиков» портится, и они стремятся за счет других это свое попорченное настроение поправить. Способ у всех одинаковый – скандал. Мне «посчастливилось» работать в одном таком медицинском учреждении, которым руководила, а скорее, господствовала в нем, такая «вампирша». С утра ей, чтобы прийти в нормальное состояние, необходимо было в кого-нибудь затолкать свое раздражение. Все сотрудники это знали, и как мыши прятались по углам. Облегчало положение то, что стоит ей только отораться, разрядиться, напиться чьей-то крови и вампирша становилась нормальным человеком. Певица, заслуженная артистка одной из наших бывших республик, не стесняясь, признавалась в своих вампирских наклонностях: «Мне с утра нужно непременно с кем-то поскандалить, иначе я не человек».

Что же делать,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: