Упражнение 6. «Не бойтесь быть разной».




Структура программы

День 1

Тема: “Я в своих глазах и в глазах других”.

Цель – знакомство с группой и с самим собой.

Задачи:

1. Знакомство с группой.

2. Ввести правила группы.

3. Обеспечить средствами самопознания.

4. Укрепить чувство собственного достоинства.

5. Обучить элементам релаксации.

День 2

Тема: “Я среди других”.

Цель – обучение правильному выражению своих чувств и адекватному восприятию поведения другого.

Задачи:

1. Создать комфортный климат для свободного выражения чувств.

2. Способствовать осознанию себя.

3. Способствовать осознанию участниками своих различных черт.

4. Работа с чувствами.

5. Развить навыки и умения, необходимые для уверенного поведения.

День 3

Тема: “Мы очень разные и этим интересны друг другу”.

Цель – повышение уверенности в сфере межличностного общения

Задачи:

1. Научить понимать друг друга.

2. Способствовать осознанию проблем в отношениях с людьми.

3. Развить навыки и умения, необходимые для позитивного преодоления конфликтных ситуаций.

4. Завершение работы группы.

Содержание программы

День 1

Знакомство.

Ведущий: Мы начнем с того, что каждый по кругу назовет свое имя и скажет несколько слов о себе. Перед этим предлагаю каждому из вас взять по бейджику и написать на нем свое имя. Не обязательно это будет ваше настоящее имя, вы можете назвать себя по-другому. Если вы решили взять другое имя, то, представляясь, скажите и настоящее, а потом попытайтесь сказать, почему вы решили его сменить. Может быть, те имена, которые были взяты на сегодня, потом и не понадобятся, но если нужно, каждый сможет взять свою табличку и, например, что-то рассказать о себе под другим именем.

На это отводится максимум 30 минут.

Предварительный этап.

Для получения более полной информации об участниках группы предлагаются задания, раскрывающие проблемы неуверенности клиентов.

Ведущий: Сейчас нарисуйте, пожалуйста, то чувство которое мешает вам во время общения, которое вам не приятно, из-за которого вы чувствуете себя не уверенно. Сверху напишете название этого чувства.

На это дается максимум 15 минут.

Ведущий: А теперь, нарисуйте то чувство, с помощью которого вы справляетесь с тем чувством, которое вы написали на первом рисунке, с помощью которого вам приятно и интересно общаться. Сверху также напишите название этого чувства.

На это дается также максимум 15 минут.

Ведущий: Когда вы закончите рисовать, возьмите первый листок, где нарисовано и написано чувство мешающее вам в общении, и к написанному слову сзади листа напишите по 5-10 прилагательных, поясняющих его. То же самое проделайте со вторым листом, на котором нарисовано и написано приятное вам чувство.

На это отводится максимум 20 минут.

Ведущий: Обсуждение данных рисунков будет происходить на одном из последующих занятиях.

Введение правил.

“Ведущий”: Теперь вам будут предложены правила поведения на группе, которые распространяются как на участников группы, так и на руководителей. После каждого пункта прошу проголосовать за принятие (непринятие) данного правила.

На обсуждение правил отводится максимум 20 минут. Когда правила приняты, ведущий достает листок с крупной надписью данных правил, которые после этого всегда лежат в середине круга. Дается обещание соблюдать правила. Ведущий произносит слово “обещаю”, участники группы – тоже.

ПРАВИЛА ГРУППЫ: “Здесь и теперь”; “Каждый имеет право сказать “нет”; Искренность и открытость; Принцип Я; Безоценочность суждений; Активность; Конфиденциальность.

Упражнение 1.

Медитация-визуализацияСудно, на котором я плыву”.

На это упражнение отводится приблизительно около 1 часа – 1часа 20 минут.

Ведущий: А теперь нарисуйте то, что видели и что хочется. Может это будет ваш корабль, может просто море, а может капитан или еще что-то, увиденное только вами.

На рисунок дается максимум 20минут.

Упражнение «Я – женщина»

Участницам необходимо написать 5 характеристик независимой женщины. Потом группа делится на две подгруппы: одна работает над темой позитивные стороны независимости женщины, другая – негативные. (15 мин.)

Презентация работы участниц. Обсуждение.

Ведущий: А теперь по кругу скажите в двух словах: кто как себя чувствует? На этом первый день заканчивается до встречи завтра. (Это говорится за 15 минут до конца занятия).

День 2

Пока участники рассаживаются по кругу ведущий выкладывает в его центр правила группы для того, чтобы ребята постепенно включались в работу.

Вступление.

Ведущий: Добрый день, очень рада вас всех видеть. Надеюсь, что ваш вчерашний вечер и сегодняшний день прошел удачно. Для того чтобы получше понять ваше состояние попрошу всех участников круга рассказать, что интересного произошло с вами за это время.

Обсуждение проходит с включением элементов психотерапии, и занимает максимум 45 минут.

Ведущий: В обычной жизни зачастую люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой. Сейчас вы сделает упражнение для того, чтобы понять, о чем идет речь.

2. Упражнение 1. “Глаза в глаза”.

Данное упражнение направлено на установление более глубокого и доверительного контакта между участниками группы. После проведения данного упражнения ведущий спрашивает у ребят о чувствах, испытанных во время упражнения. Кому и почему было трудно установить зрительный контакт?

На обсуждение этих вопросов дается максимум 20 – 30 минут. Более детальное обсуждение происходит после упражнения “Автопортрет”.

3. Упражнение 2. “Броуновское движение”.

Перед тем как делать третье упражнение необходимо сильнее разогреть участников группы. Для этого используется данное упражнение.

4. Упражнение 3. “Театр прикосновений”.

В ходе всего выполнения упражнения ведущий перемещается от пары к паре, помогая расслабиться лежащему. По прохождению 25 минут музыка выключается. И парам предлагается поменяться местами.

Упражнение проходит молча, обсуждение после него не ведется. Время, отведенное на данное упражнение, не должно превышать 50 минут, т.е. на каждого лежащего участника отводится максимум 25 минут. Инструкция к следующему упражнению дается тогда, когда участник, лежащий на полу, только открыл глаза.

5. Упражнение 4. “Автопортрет”.

Упражнение направлено на изучение представлений о себе самом.

Теперь возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте на нем свой портрет. Это может быть портрет себя во время упражнения “Театр прикосновений” (каким вы себя увидели), или это может быть ваш портрет в обыденной жизни или еще какой-то портрет себя в вашем воображении. Рисуем с тем условием, чтобы не смотреть и не видеть рисунков других участников группы. Когда закончите рисовать автопортреты отдадите нам лично в руки.

Обязательным в выполнении данного упражнения является молчание участников группы и когда они рассаживаются, и когда рисуют. Во время этого упражнения должна играть тихая, спокойная музыка.

Упражнение проводится максимум 15 минут. Для того, чтобы все условия данного упражнения были соблюдены, необходимо всех участников группы рассадить по разным углам занимаемого помещения. В крайнем случае посадить их друг к другу спиной. Когда рисунки закончены и собраны, все рассаживаются по местам.

Ведущий: Сейчас я буду поднимать один за другим рисунок вверх, чтобы все присутствующие могли вместе отвечать на вопросы. При этом имя “художника” названо не будет, так что только он один будет знать, что речь идет о его портрете. В конце обсуждения каждого рисунка, “художник”, по своему желанию, может назвать свое имя.

Упражнение 6. «Не бойтесь быть разной».

Какое количество энергии вы тратите на постоянное поддержание образа «сильной женщины»? Не переплачиваете ли вы? Вы прекрасно знаете, что не являетесь той маской, которую носите. Вы и мучительно хотите, и столь же мучительно боитесь сбросить ее. Но что такого ужасного произойдет, если вы перестанете всегда и везде играть одну и ту же роль? Слабая, замотанная проблемами неудачница - отнюдь не единственная альтернатива «сильной» женщине. Деление всех людей на лузеров и виннеров, порожденное верой в Великого Бога по имени «Success», между прочим, сопровождается и бешенным спросом на услуги психотерапевтов.

Попробуйте на некоторое время снять маску сильной женщины, засунуть ее в шкаф и действовать спонтанно. Позвольте себе быть не только сильной, но разной.

Вот несколько идей, которыми вы можете воспользоваться в качестве упражнения:

Осознайте, что у вас есть выбор. Никто вас не обязывает носить все время одну и ту же маску, как никто не заставляет ходить в одной и той же обуви и платье вне зависимости от климата и ландшафта.

Попробуйте быть не такой, какой вас привыкли воспринимать: более серьезной или более ребячливой, более настойчивой или более покладистой, чем обычно. Начните с того, что просто желайте здоровья незнакомым людям (скажем, продавцам в магазинах).

Если вам нужна поддержка, попросите о ней.
Тот, кто просит, получает, гордыня - величайший из смертных грехов.

Попробуйте сделать что-то необычное: позвоните старой подруге, другу или родственникам, которым вы давно не звонили.

Поиграйте со стилем одежды: попробуйте экзотические или этнические наряды (одно обучение тому, как облачаться в кимоно или сари, может стать увлекательным процессом).

На один день откажитесь от любимой привычки. Например, не курите, не смотрите телевизор, если вы курите или привыкли проводить вечер перед экраном.

Предложите что-то неожиданное коллегам по работе, друзьям или членам семьи: сабантуй на природе, ночную прогулку, все, что подскажет ваш вкус и фантазия.

Поупражняйтесь хотя бы в течение одной недели и посмотрите, что произойдет.

Вместо того, чтобы мучительно ковылять в туфлях на шпильке по пляжу, скиньте их, пробегитесь по песку босиком и почувствуйте разницу.

Однако, может случиться и так, что маска буквально приросла к коже. В этом случае освободиться от нее будет не так просто. Очень часто люди, особенно ранимые, тонкокожие сначала одевают маску просто для защиты. С маской «сильной женщины» дело чаще всего обстоит именено так. Сначала маска защищает. Но если женщина носит ее беспрерывно, ее органы чувств утрачивают естественную способность чувствовать. Маска обретает собственное независимое существование: одевает очки со встроенными линзами, наушники, пропускающие только определенные звуки, начинает формировать суждения, определять ценности и постепенно поглощает подлинную человеческую суть. Отсюда и растет чувство одиночества и потерянности в душе. И вам может потребоваться более длительное время и более серьезная работа над собой (на тренингах, с психологом-консультаном и, самое главное, самостоятельно в реальной жизни).

Нужно ли это вам? Никто, кроме вас, не может на это ответить. Определенный процент женщин вполне удовлетворяется карьерой: интересная или творческая работа, деньги, путешествия, широкий круг общения и т.д. Другой процент– исключительно семьей и детьми. Это два полюса — подавляющее большинство где-то между ними.

Впечатления о предыдущих упражнениях и вопросы высказываются в заключительной части 2 дня или при обсуждении рисунков. При необходимости проводятся элементы психотерапии.

За 15 минут до окончания работы необходимо провести “ритуал прощания”, в который входит: опрос всех участников группы по кругу об их самочувствии и настроении, а также прощание.

День 3

Пока участники рассаживаются по кругу ведущий выкладывает в его центр правила группы для того, чтобы ребята постепенно включались в работу.

Вступление.

Ведущий: Добрый день, очень рада вас всех видеть. Надеюсь, что ваш вчерашний вечер и сегодняшний день прошел удачно. Для того чтобы получше понять ваше состояние, попрошу всех участников круга рассказать, что интересного произошло с вами за это время.

Обсуждение проходит с включением элементов психотерапии, и занимает максимум 45 минут.

Ведущий: Существует множество видов общения, о которых вы все знаете. Но мне хотелось бы поговорить о некоторых из них, точнее о четырех. Четырех видах общения, которые надо избегать, которые в конечном счете всегда заводят собеседников в тупик. Речь здесь идет о ролях: агрессивной, примирительной, косвенном нападении, уклонение от темы – это те роли, которые люди используют для решения каких-либо проблем в общении. Вообще говоря, не следует с помощью плохих примеров показывать людям, чего они не должны делать. Но данная игра является исключением из правил. Исключение состоит в том, что мы проиграем ситуацию в кругу, т.е. “пропустим” через себя ошибки, о которых говорилось ранее с тем, чтобы разобраться как следует в них и использовать сделанные выводы в повседневной практике. В этой игре вы испытаете на “собственной шкуре”, что каждый из этих четырех видов общения никогда не приводит к хорошему настроению и не может привести к решению ваших проблем. И когда в дальнейшем вы окажетесь в одной из четырех ролей, связанных с таким общением, вы вдруг осознаете это. Только такое осознание ситуации в последующей практике может помочь вам избежать негативных, ошибочных действий.

2. Упражнение 1. “Четыре вида общения”. [1, стр. 269-272]

Данное упражнение направлено: на осознание проблем в отношениях с людьми; на развитие навыков и умений, необходимых для позитивного преодоления конфликтных ситуаций.

Время отведенное на данную игру не должно занимать более 1 часа, т.е. на каждый круг по 15 минут. Обсуждение проходит приблизительно около 30 – 45 минут.

Данный материал лучше раздать ребятам, участвующим в игре таким образом, чтобы каждый вытянул не глядя какой-либо листочек.

Обсуждение рисунков.

После игры в “Роли”, когда все успокоятся, необходимо перейти плавно к тому, что мы в жизни тоже бываем разные: с хорошими чертами и плохими, т.е. с такими, которые нам нравятся и такими, которые нам не нравятся. Здесь необходимо раздать участникам круга рисунки, сделанные ими на первом занятии и напомнить, что на одном из них положительные их качества, на другом отрицательные.

Итак, перед вами лежат рисунки, на которых изображены ваши чувства: на одном листке то, которое мешает вам во время общения, на другом, которое помогает вам.

Данное обсуждение направленно на улучшение понимания друг друга через более глубокое понимание себя.

В обсуждение рисунков должны принять участие все участники группы, при необходимости в данной процедуре применяются элементы психотерапии.

На обсуждение уделяется максимум 1час – 1час 30 минут.

4. Упражнение 2. “Хвосты”.

Данное упражнение направлено на выявление неразрешенных проблем, невысказанных участниками чувств и мыслей, т.е. на выявление важных “хвостов” групповой истории и их проработку.

Здесь обсуждаются ответы на вопросы. На это упражнение отводится максимум 30 минут.

А теперь, подумайте, пожалуйста, пару минут над следующим: в чем состоит наиболее важный опыт, который вы приобрели в этой группе и который поможет вам лучше справляться с трудностями повседневной жизни? Запишите, пожалуйста, это на листочке.

После записи на листах по кругу, по желанию участников, зачитываются ответы. На это задание отводится максимум 10 минут.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: