Щеткин Анатолий Васильевич




Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет

Щеткин Анатолий Васильевич

В пособии предлагается оригинальная методика проведения занятий с детьми 5–6 лет в театральной студии, раскрывается содержание и особенности организации театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

В приложении приведены тексты пьес, игры, скороговорки, творческие задания, считалки, словарь театральных терминов.

Книга адресована воспитателям и организаторам театральной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении и учреждениях дополнительного образования, а также может быть успешно использована студентами педагогических вузов и колледжей.

 

Анатолий Васильевич Щеткин

Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5–6 лет

 

От автора

Я был бы безмерно счастлив, если бы мой опыт в организации театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении оказался полезным всем тем, кто занимается театральной деятельностью с детьми, и тем, кто в будущем мечтает посвятить себя искусству, имя которому – театр.

Выражаю благодарность Валентине Степановне Парфеновой, почетному работнику общего образования Российской Федерации, заведующей ЦРР детским садом «Чайка» за творческую идею, моральную и материальную поддержку.

 

...

 

Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

 

Организация и оформление развивающей предметно-пространственной среды театральной студии

Детский сад – это особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников. Дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, не похожим на другие.

Руками воспитателей и родителей созданы уникальные варианты развивающей среды. К сожалению, творчество многих воспитателей так и остается не востребованным до конца. Конечно, новым находкам радуются дети и их родители, но далеко не всегда оригинальное оформление помещений, придуманные игры и игрушки становятся достоянием других педагогов.

Что понимается под концепцией развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении?

Приведем определение концепции доктора психологических наук С. Л. Новоселовой: «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту ребенка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения. Оснащение воспитательно-образовательного процесса того или иного учреждения образования формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности».

Как же организовать и оформить предметную среду театральной студии?

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразной деятельности, успешного выполнения задания. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация пространства театрального помещения. Визуальная характеристика театральной студии, то есть то, что дети видят вокруг себя на занятии, – важное условие эмоционального воспитания. Здесь все имеет значение: цвет стен и потолка, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек, масок, наличие места для самостоятельных игр детей. Все, что окружает ребенка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе.

Известно, что ребенок знакомится с окружающим его миром с помощью зрения (зрительного анализатора), слуха (слухового анализатора) и движений (двигательного анализатора). Все, что его окружает, должно развивать эти органы чувств и обеспечивать ему необходимый психологический комфорт.

При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды театральной студии следует опираться на следующие принципы:

• принцип комплексирования и гибкого зонирования, указывающий на то, что жизненное пространство в театральной студии дошкольного учреждения должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности, что позволит детям в соответствии с их желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу;

• принцип активности, стимулирующий активность и познавательную деятельность ребенка; стимулирующим фактором является ситуация свободного выбора цели действия;

• принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать; самостоятельно выбирать то, что ему по душе;

• принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды;

• принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы получить психическую и фактическую возможность поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными, предметами.

Для успешной театральной деятельности крайне важно иметь отдельное помещение, которое надо оформить в развивающую среду. Наверное, мне повезло, что на тот период, когда я приступал к созданию и оформлению предметно-пространственной среды театральной студии, в детском саду работала замечательный, талантливый, профессиональный художник-оформитель Ирина Николаевна Бендюкова. Благодаря ее помощи театральная студия имеет сегодняшнюю форму и содержание.

А все начиналось с замысла игрового пространства.

Естественно, перед первой встречей с художником я должен был видеть в перспективе, каким образом продуктивно, целесообразно использовать выделенное мне отдельное помещение. Как сделать так, чтобы в пространство помещения вместить:

а) сцену;

б) балкон (корабль), партер;

в) шкафы для хранения костюмов, масок и реквизита;

г) фортепиано.

В план подготовки оформления предметно-пространственной среды театральной студии необходимо было внести следующие разделы.

1. Оформление зон помещения (с подробным описанием каждой зоны):

а) сцена;

б) балкон (корабль), партер;

в) шкафы для хранения костюмов, масок и реквизита; место для фортепиано;

г) окна.

2. Материально-техническое обеспечение оформления (с подробным описанием требующихся материалов (дерево, ткани, металлические конструкции и т. д.), указанием их количества, необходимого для оформления).

3. Организационные вопросы (с указанием объектов работы, сроков исполнения и ответственных за выполнение).

4. Финансовая работа (с указанием путей финансирования оформления театральной студии):

а) финансовые средства по линии бухгалтерии детского сада, средства от дополнительных услуг на развитие предметно-пространственной среды театральной студии;

б) материально-финансовая помощь спонсоров;

в) безвозмездная помощь родителей.

После согласования и утверждения плана подготовки и эскиза оформления предметно-пространственной среды театральной студии администрацией детского сада руководитель театральной студии приступает к реализации замысла оформления.

Хотелось бы пожелать будущим организаторам оформления игрового пространства для занятий театральной деятельностью помнить о том, что нет безвыходных положений, всегда можно найти тот или иной вариант оформления. Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр!

 

Программные задачи

Театральная игра

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству. Упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию. Воспитывать нравственно-этические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.

Ритмопластика Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущений гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно. Развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений. Воспитывать гуманные чувства.

Культура и техника речи Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Учить произносить скороговорки и стихи, тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства. Пополнять словарный запас ребенка.

Основы театральной культуры Этот раздел призван обеспечить условия для обладания дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы: особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства. Культура зрителя.Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т. п.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

 

Общие программные задачи

• Формировать и активизировать познавательный интерес детей.

• Снимать зажатость и скованность.

• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.

• Развивать музыкальный слух.

• Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.

• Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.

• Развивать интерес к сценическому искусству.

• Развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).

• Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.

• Учить сочинять этюды по сказкам.

• Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.

• Развивать чувство ритма и координацию движений.

• Развивать пластическую выразительность и музыкальность.

• Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность.

• Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.

• Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.

• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

• Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.

• Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

• Пополнять словарный запас.

• Учить строить диалог.

• Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

• Знакомить с театральной терминологией, видами театрального искусства.

• Знакомить с создателями спектакля.

• Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.

• Воспитывать культуру поведения в театре.

 

Предполагаемые умения и навыки детей

• Умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.

• Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

• Запоминают заданные позы.

• Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.

• Знают 5–8 артикуляционных упражнений.

• Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе, не прерывают дыхание в середине фразы и беззвучно.

• Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.

• Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

• Умеют выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.

• Умеют составлять предложения с заданными словами.

• Умеют сочинять этюды по сказкам.

• Умеют строить простейший диалог.

 

Конспекты занятий

 

Занятие 1. Игровая программа «Пока занавес закрыт»

Цель. Развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность.

Ход занятия

1. Вводная беседа.

2. Игровая программа.

Зал празднично украшен флажками, воздушными шарами, звучит музыка – песни из мультфильмов. Педагог проводит детей по залу и сажает в творческий полукруг. После приветствия он говорит: «Почему сегодня в зале так красиво? (Потому что сегодня праздник!) Верно! Сегодня праздник – начало работы театральной студии. И этот праздник мы должны провести очень весело, так как играть всегда интересно».

Проводится игра «И я тоже!». Педагог говорит, что он делает, а дети по сигналу громко отвечают: «И я тоже!»: Утром я встаю… (И я тоже!) Умываюсь… Чищу зубы… Надеваю чистую одежду… Завтракаю… Выхожу на улицу… Сажусь в грязную лужу…»

П е д а г о г. Кто это у нас поросенок, кто любит поваляться в лужах? Можно только пожалеть его мамочку. Давайте попробуем еще раз! Я люблю смотреть спектакль. (И я тоже!) Я в зале не разговариваю… Я самый аккуратный… Я на улице гуляю… Всех ребят я обижаю…

П е д а г о г. Это кто же здесь у нас такой смелый – обижает ребят? Ребят обижать нехорошо! Но думаю, что сейчас никто не ошибется. Я люблю веселую музыку… (И я тоже!) Я танцую вместе с друзьями… (И я тоже!) А теперь покажите, как вы умеете танцевать.

Звучит музыка. Дети танцуют.

Затем проводится игра на знание театральной терминологии.

П е д а г о г. Как называется здание, где актеры играют спектакль? (Театр.) Как называется ткань, которая отделяет сцену от зрительного зала? (Занавес.) Как называются вещи, подлинные или бутафорские, необходимые по ходу действия спектакля? (Реквизит.) Кто раздает роли, руководит актерами и постановкой спектакля? (Режиссер.) Как называется положение актеров на сцене в определенный момент? (Мизансцена.) Мы сегодня вспомнили слова «театр», «занавес», «реквизит», «режиссер», «мизансцена». Давайте еще раз повторим их.

Игра «Птицы, на гнезда!»

Дети стоят в кругу; они – «птицы». Водящий (педагог) находится в середине круга. Он ходит мимо играющих и, обращаясь к кому-либо из ребят, говорит: «Птица улетает!» Ребенок, которому он сказал эти слова, идет за водящим. Так образуется целая вереница «птиц». Водящий на ходу выполняет разные движения, а «птицы» повторяют их за ним. Неожиданно водящий кричит: «Птицы, на гнезда!» и быстро занимает чье-нибудь место в кругу. Остальные игроки занимают любые свободные места. Тот, кто опоздал, становится водящим.

Игра проводится под музыкальное сопровождение: «птицы» идут за водящим танцевальным шагом, а стоящие на месте дети прихлопывают и притопывают.

 

Занятие 2. Сказку ты, дружок, послушай и сыграй

Цель. Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей.

Ход занятия

1. Упражнения «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок».

2. Скороговорка «Шесть мышат в камышах шуршат».

3. Сказка «Зайчик и ежик».

Занятие начинается с упражнений на дыхание «Мыльные пузыри» и «Веселый пятачок».

Затем педагог медленно произносит скороговорку: «Шесть мышат в камышах шуршат». Дети повторяют ее. При этом нужно следить за точной артикуляцией буквы ш. Постепенно темп увеличивается.

Сказка «Зайчик и ежик».

П е д а г о г. А почему бы нам не посмотреть сейчас какую-нибудь интересную сказку? Готовы ли вы все вместе сочинить сказку? (Готовы.) Начнем! Ярко светит солнце.

Педагог приглашает исполнителя роли Солнца. Солнце начинает изо всех сил «ярко светить» – разводит руки в стороны, надувает щеки, широко раскрывает глаза, кружится на месте.

П е д а г о г. Неожиданно подул ветер.

Два-три ребенка исполняют роль Ветра – выбегают и усиленно дуют на Солнце.

П е д а г о г. На солнце набежала маленькая тучка.

Выбегает девочка и заслоняет Солнце.

П е д а г о г. Ветер подул сильнее, и с деревьев стали облетать листочки. (Дети изображают деревья.) К дереву подбежал зайчик. (Появляется Зайчик.) Он встал на задние лапки и весело замахал ушами. К зайчику подошел ежик. На его колючках сидело симпатичное яблоко. (Выходит Ежик, у него в руках бутафорское яблоко.) Ежик угостил зайчика. В это время на землю выпал первый снег. (Девочки-Снежинки исполняют танец.) Веселые снежинки кружились в воздухе и садились на землю. Вскоре снег засыпал зайца и ежика. (Девочки-Снежинки смыкают круг вокруг Зайца и Ежика.) Но вот снова выглянуло солнце. (Девочка-Тучка убегает от Солнца). Оно засветило ярко-ярко. (Солнце «направляет лучи» на Снежинок.) И снежинки растаяли. А друзья, освободившись от снега, отряхнулись, обрадовались солнцу, запрыгали и побежали каждый своей дорогой.

Заяц и Еж уходят под музыку, машут ребятам на прощание лапками.

П е д а г о г. Ребята, мы разыграли сказку. Герои сказки не сказали ни слова, все исполняли молча. Такая игра на сцене называется пантомима – это игра без слов, в которой используются только жесты, мимика и пластика тела. Эту сказку мы сыграем еще раз на следующем занятии.

 

Занятие 3. Сказка «Зайчик и Ежик»

Цель. Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

Ход занятия

1. Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке».

2. Репетиция сказки «Зайчик и ежик».

Дети в творческом полукруге.

П е д а г о г. Сегодня мы начнем занятие с ритмопластики. Встаньте в круг и под музыку выполняйте движения, которые я буду вам показывать.

Звучит марш (размер четыре четверти). Педагог показывает движения: на счет один – руки вперед, на счет два – руки в стороны, на счет три – руки вверх, на счет четыре – руки вниз. Дети повторяют движения.

Затем педагог меняет движения: на счет один – правая рука вперед, левая в сторону; на счет два – левая рука вперед, правая в сторону; на счет три – левая рука вперед, правая вниз; на счет четыре – левая рука вниз. Дети повторяют движения.

Упражнение выполняется очень медленно; сначала можно отрепетировать движения рук, а затем повторить синхронно.

Упражнение «Медведи в клетке».

Это упражнение развивает ловкость и координацию движений. Дети-«медвежата» встают на колени, затем садятся на пятки, ладони кладут на пол – они сидят в клетке и пытаются выбраться из нее к маме в лес. Педагог произносит слова, дети выполняют соответствующие движения.

П е д а г о г. Правую руку вперед, затем левую. (Не поднимая головы, вытянуть вперед правую руку по полу, потом левую руку.) К себе, к себе. (По очереди вернуть руки в исходное положение.) В стороны, в стороны. (Вытянуть руки по полу в стороны: сначала правую, потом левую.) К себе, к себе. (По очереди вернуть руки в исходное положение.) Правую руку вперед, левую ногу назад. (Опираясь на левую руку, подняться с пяток, потянуться правой рукой вперед, левой прямой ногой назад (как бы пытаясь «раздвинуть» прутья клетки).) Сесть. (Вернуться в исходное положение.) Левую руку вперед, правую ногу назад. (Опираясь на правую руку, подняться с пяток, потянуться левой рукой вперед, правой прямой ногой назад; потянуться.) Ничего не получилось… (Вернуться в исходное положение, уткнуть носы в тыльные стороны ладоней и «заплакать».)

Репетиция сказки «Зайчик и ежик».

П е д а г о г. Зайчик добрый, и его надо играть весело, задорно. Он все время в движении. Ежик – труженик, ходит медленно; он очень ласковый, всех угощает; в данной сцене он угощает зайчика яблоком. Солнце – это всегда хорошо; когда на небе яркое солнце без туч, то у всех на земле замечательное настроение, поэтому Солнцу надо широко расставить в стороны руки, широко раскрыть глаза и улыбнуться. Исполнитель роли Ветра должен быть серьезным и быстро двигаться. Снежинки все время в движении, кружатся.

Роль ведущего исполняет педагог.

 

Занятие 4. Сказка Ш. Перро «Красная Шапочка»

Цель. Познакомить детей со сказкой Ш. Перро «Красная Шапочка».

Ход занятия

1. Чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка».

2. Беседа о прочитанной сказке.

После организационного момента педагог говорит: «Кто из вас, ребята, знает сказку „Красная Шапочка“? Почему вам понравилась девочка, которую соседи прозвали Красная Шапочка? Кто вам не понравился в сказке? Вы хотите сыграть эту сказку? (Да!) Для того чтобы сыграть эту сказку, необходимо знать ее содержание. Ребята, которые будут играть Красную Шапочку, бабушку, маму, дровосеков, должны знать слова наизусть; без знания слов сказка не получится».

Педагог читает детям сказку, затем задает им вопросы: «Кто такие дровосеки? Как дровосеки узнали, что Красная Шапочка попала в беду? Можно ли сказать, что Красная Шапочка смелая, храбрая, любопытная?»

Если дети не отвечают на поставленные вопросы, то педагог помогает им, объясняет значение слов «смелый», «храбрый», «любопытный».

 

Занятие 5. Репетиция сказки «Красная Шапочка»

Цель. Объяснить детям значение слова «событие»; продолжать работу над сказкой, обращая внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность). Совершенствовать технику речи, правильную артикуляцию гласных и согласных.

Ход занятия

1. Упражнение для голоса «Воробьи».

2. Беседа о театральной терминологии.

3. Репетиция сказки «Красная Шапочка».

Дети в творческом полукруге. Педагог говорит им: «Представьте, что вы воробьи. Вы прыгаете около удочки с насаженным на крючок червяком и чирикаете:

Упражнение повторяется несколько раз.

Затем педагог объясняет детям значение слова «событие»: «Событие – это то, что произошло, происходило, и то, что будет происходить. Например, мама купила вам игрушку. Это для вас событие, вы получили удовольствие, радость. Так и в сказке „Красная Шапочка“ есть несколько событий. Первое событие – „Знакомство с героиней сказки“. Автор рассказывает, почему девочку прозвали соседи Красной Шапочкой, что эта девочка очень хорошая, ее любят мама и бабушка. Второе событие – „В гости к бабушке“. Мама дает дочке пирожок и горшочек масла для бабушки, просит Красную Шапочку узнать о ее здоровье».

Первое событие – текст от автора, его читает педагог. Ребята начинают исполнять II событие. Педагог делает замечания по ходу действия.

Педагог читает текст от автора после слов: «А бабушка еще больше любила девочку».

Дочка (из дома). Мама, я погуляю.

Мама. Иди, только недолго, ты мне будешь нужна.

Девочка. Хорошо, мама! (Выбегает за ворота.)

(Мама печет пироги.)

Педагог читает текст от автора до слов матери: «Дочка, Красная Шапочка! Вот егоза!»

Красная Шапочка (кричит). Иду, мама!

Мама. Сходи-ка ты, Красная Шапочка, к бабушке, отнеси ей пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она.

П е д а г о г. Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке в другую деревню. Идет она лесом и слышит, что где-то близко стучат топорами дровосеки. Сцену «Работа дровосеков» мы будем репетировать в следующий раз.

 

Занятие 6. Репетиция сказки «Красная Шапочка»

Цель. Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию.

Ход занятия

1. Работа над дикцией.

2. Репетиция события «Работа дровосеков».

Дети в творческом полукруге. Педагог предлагает им вполголоса и шепотом четко произнести скороговорки:

Затем дети произносят скороговорки с различной громкостью (тихо, вполголоса, громко).

Репетиция III события «Работа дровосеков».

На сцену выходят исполнители ролей дровосеков. У них в руках воображаемые топоры. Звучит музыка из кинофильма «Высота». Педагог поет:

Припев

(Пантомима – рубка леса.)

Припев

(Пантомима – рубка леса.)

Дети под музыку выполняют соответствующие тексту песни пластические действия: идут по кругу; остановившись в полукруге, изображают холод и зной, рубку леса; делают зарядку – руки в стороны, садятся на пол; изображают чистку зубов и еду, показывают танцевальные движения и вновь изображают рубку леса, идут по кругу и машут одной рукой зрителям.

 

Занятие 7. Репетиция сказки «Красная Шапочка»

Цель. Совершенствовать память, внимание, общение детей. Работать над голосом.

Ход занятия

1. Работа над дыханием, артикуляцией.

2. Работа над голосом.

3. Репетиция I, II и III событий сказки «Красная Шапочка».

Дети в творческом полукруге.

Педагог проводит упражнение на дыхание «Насос» и упражнение на артикуляцию гласных и, э, и, о, у, ы вместе со звонкими и глухими согласными, например: би, бэ, ба, бо, бу, бы; пи, пэ, па, по, пу, пы; ви, вэ, ва, во, ву, вы; фи, фэ, фа, фо, фу, фы.

Работа над скороговорками.

Педагог приглашает ребят на сцену, напоминает, что дровосеки – парни бравые, они умеют петь и танцевать, хорошо работать. Педагог читает первый куплет, дети повторяют слова, затем звучит мелодия, дети слушают и потихоньку напевают. Далее педагог подсказывает действия дровосеков по первому куплету и припеву, а дети выполняют их. На припеве ребята вслух считают: «Раз, два, три!», взмахивают топорами, наклоняются и кладут руку на пояс на счет четыре.

Педагог ставит сценические задачи дровосеков во втором куплете и припеве. Дети выполняют пластические действия. После репетиции события «Работа дровосеков» репетируют I и II события сказки.

 

Занятие 8. Театральные игры

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.

Ход занятия

1. Игра «Веселые обезьянки».

2. Игра «Поварята».

Игра «Веселые обезьянки».

П е д а г о г. Представьте, что вы все обезьянки и сидите в клетке в зоопарке. Одного из вас мы выбираем на роль посетителя зоопарка. Он будет стоять в центре и делать различные движения и жесты. «Обезьянки» передразнивают посетителя, точно повторяют его жесты и движения.

С помощью считалки выбирают «посетителя»:

«Посетители» в течение игры меняются несколько раз.

Игра «Поварята».

Дети делятся на две команды (рассчитываются на первый-второй). Первая команда готовит первое блюдо, а вторая – салат. Каждый ребенок придумывает, каким продуктом он будет: луком, морковью, свеклой, капустой, петрушкой, перцем, солью и т. п. – для первого блюда; картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом и т. п. – для салата.

Затем все дети становятся в круг – получается «кастрюля» – и поют песню (импровизация):

Дети останавливаются, а ведущий (педагог) по очереди называет, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок входит в круг. Когда все «компоненты» блюда окажутся в круге, ведущий предлагает приготовить другое блюдо.

 

Занятие 9. Действия с воображаемыми предметами

Цель. Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене согласованно.

Ход занятия

1. Беседа на тему «Действия с воображаемыми предметами».

2. Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем».

Беседа о действиях с воображаемыми предметами.

П е д а г о г. Ребята, на сцене часто актеры действуют с воображаемыми предметами. Они представляют, как это происходит в жизни, и проделывают необходимые физические действия. Так, играя с воображаемым мячом, нужно представить себе, какой он: большой или маленький, легкий или тяжелый, чистый или грязный. Разные ощущения мы переживаем, когда поднимаем хрустальную вазу или ведро с водой, срываем цветы ромашки или шиповника. Сначала мы будем выполнять действия с предметами, а потом повторим эти же действия без предметов.

Педагог приглашает на сцену ребенка (по желанию). На столе стоит крынка, в ней вода. Нужно взять крынку и налить воду в стакан. Ребенок последовательно выполняет действия. Педагог обращает внимание детей на объем крынки и стакана. Проделав несколько раз действия с предметами, ребенок выполняет эти же действия без предметов. Педагог приглашает еще несколько желающих выполнить это упражнение.

Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем».

Комната делится пополам шнуром. С одной стороны находятся 6 ребят, выбранных с помощью считалки, – «дедушка и пятеро внучат». С другой стороны – остальные дети и педагог; они будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».

Д е т и. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!

Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где вы побывали? Что вы повидали?

Д е т и. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!

Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если отгадка дана неправильно, дети называют верный ответ и после слов педагога: «Раз, два, три – догони!» бегут за шнур, в свою половину комнаты, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока ребята не пересекли линию.

После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата». В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, рубят топором дрова и т. п. Педагог хвалит детей за правильные действия с воображаемыми предметами, которые они показывали в загадках.

 

Занятие 10. Репетиция сказки «Красная Шапочка»

Цель. Продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать чувство правды и веры в предлагаемые обстоятельства.

Ход занятия

1. Упражнение на дыхание и на артикуляцию согласных.

2. Репетиция I, II, III эпизодов сказки «Красная Шапочка».

Дети сидят в творческом полукруге. Упражнение на дыхание «Цветочный магазин» (медленный вдох).

П е д а г о г. Представьте, что мы оказались в цветочном магазине. Воздух наполнен запахами различных цветов. Нужно определить, запах какого цветка преобладает. Назовите этот цветок. А теперь проследите за дыханием. Заметили, как медленно, спокойно, глубоко вы вдохнули; как бесшумно воздух вливается через расширенные ноздри? Не торопитесь! Надо ведь во время вдоха угадать запах. Повторите упражнение.

Упражнение на артикуляцию согласных: свистящие и шипящие звуки – с, з, ш, ж, ч, щ, ц (си, сэ, са, со, су, сы; зи, зз, за, зо, зу, зы; си-си, сэ-сэ, са-са, со-со, су-су, сы-сы; зи-зи, зэ-зэ, за-за, зо-зо, зу-зу, зы-зы; ши, шэ, ша, шо, шу, шы; жи, жэ, жа, жо, жу, жы; ги, гэ, га, го, гу, гы; щи, щэ, ща, що, щу, щы; ци, цэ, ца, цо, цу, цы).

Работа над скороговорками:

Репетиция I, II, III событий сказки «Красная Шапочка».

Предварительно педагог задает детям вопросы: «Какая задача у ведущего спектакля? (Познакомить зрителей с героиней сказки „Красная Шапочка“.) Какая задача у мамы?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: