Август_Вильгельм ШЕЕР
БИЗНЕС-процессы
Основные понятия
Теория
Методы
Весть-МетаТехнолгия
Москва 1999
А. Преимущества ARIS для пользователя
Аббревиатура ARIS расшифровывается как «Архитектура интегрированных информационных систем» («Architecture of Integrated Information Systems»). В области информационных технологий (ИТ) понятие «архитектура» служит для описания:
— их типа,
— функциональных свойств,
— взаимоотношений между отдельными
«кирпичиками» информационной системы.
Термин «архитектура» широко употребляется в концепциях ИТ. В области информационных технологий термин «архитектура», прочно ассоциируется с такими понятиями, как планирование, регламентация, структуризация и координация деятельности деловых партнеров. Все эти понятия типичны для информационных систем. В таком значении термин «архитектура» употребляется также для описания аппаратных систем и баз данных.
Сегодня существенно возросла роль моделирования бизнес-процессов. Модели бизнес-процессов, построенные на базе концепции ARIS, находят применение даже в таких классических областях ведения бизнеса, как пооперационное исчисление стоимости, организация и реорганизация процессов, управление качеством. Это ведет к тому, чтс моде- лирование бизнес-процессов все чаше рассматривается как еще один аспект управления бизнесом»
Полуконцептуальные графические методы, такие как организационные диаграммы или сетевые графики, широко применяются в сфере управления бизнесом.
Концепция ARIS прежде всего позволяет зафиксировать широкий спектр описательных аспектов бизнес-процессов, подобрать способы для их рассмотрения, определить возможные наложения методов и выявить пробелы в описании. Преимущества ARIS очевидны как при решении административных и организационных вопросов бизнеса, так и при проектировании компьютеризованных информационных систем.
А. 1. Преимущества для
управления бизнесом и организационных процессов
Формулировка глобальной цели, или целевая корпоративная установка, определяет содержание и форму производственного процесса, а также использование его материаль-
ного выхода (результата) и услуг путем сочетания производственных факторов. Выполнение этих задач зависит от множества субъектов и технических средств, которые должны тесно взаимодействовать. Правила, необходимые для достижения корпоратив-
ной цели, и формируют организацию.
Структурная (функциональная) или иерархическая организация характеризуется постоянными (статическими) правилами, такими как иерархия или топология предприятия. Это касается отношений между подразделениями, примерами которых могут служить управление, выход, информационные или коммуникационные технологии. Эти отношения описываются с помощью простых инструментов, включая организационные диаграммы.
Бизнес-процесс для предприятия представляет собой непрерывную серию задач, решение которых осуществляется с целью создания выхода (результата).
Бизнес-процессы позволяют добиваться высокой эффективности деятельности предприятия, фокусируя внимание на запросах потребителей. Поэтому важно максимально повысить значимость бизнес-процесса и увязать с ним многочисленные функции.
В центре внимания бизнес-процессов всегда стоят вопросы управления бизнесом. Их цели поддаются строгому определению (например, сократить цикл бизнес-процесса «разработка продукта» на 30%), и они являются объектами учета стоимости (пооперационного определения стоимости).
Среди многочисленных проблем, которые можно решить в результате оптимизации бизнес-процессов, назовем лишь следующие:
— изменение структуры процесса путем введения одновременно выполняемых задач, что позволяет устранить лишние циклы и сделать структуру более рациональной,
— изменение структуры организационной отчетности и повышение квалификации сотрудников путем комплексного совершенствования процесса,
— сокращение объема документации, рационализация и ускорение документооборота и потока данных,
— рассмотрение возможных мер по привлечению внешних ресурсов (т.е. по передаче функции создания выхода внешнему исполнителю),
— внедрение новых производственных и ИТ-ресурсов для улучшения функций обработки.
Во избежание «зацикливания» на определенных методах концепция ARIS не привязывается к какому-то конкретному методу, она обеспечивает общее описание бизнес-процесса. В частности, ARIS не имеет конкурентов в области создания моделей управления производством на уровне предприятия.