Б.2.1. Пример расширенной версии процесса




На рис. 7 представлена более подробная версия процесса «изготовление изделия», изображенного на рис. 6. Она иллюстрирует ключевые расширения семантической осно­вы описания бизнес-процесса, используемые в этой книге. Они почерпнуты из литературы по управлению бизнесом, бизнес-информа­тики и практического опыта.

 

 


 

 

   


 

   

 


Функциональные потоки дополняются уп­равляющими элементами в виде событий и сообщений. Это позволяет более адекватно описать последовательность выполнения процесса. События описывают изменения ус­ловий и то, что произошло в результате неко­торого события, что, в свою очередь, активи­зирует следующую функцию. Помимо про­стых событий, имеются также и сложные. Например, для функции «изготовление изде­лия» нужно завершить планирование и иметь в наличии необходимые детали. Эта за­висимость выражается с помощью логичес­кого оператора «И» между указанными собы­тиями.

Управляющие потоки регулируют акти­визацию событий в соответствии с разумной логикой процесса. Наряду с логическими свя­зями можно использовать последовательные, параллельные, альтернативные и комбини­рованные методы. Управляющие потоки реа­лизуются в виде событий и сообщений, кото­рые они активизируют, после чего информа­ция о начале события передается следующему элементу процесса. На рисун­ках сообщения обозначены символом «кон­верт». Они определяют реакцию функций на события. Кроме информации о начале собы­тия, сообщения могут содержать дополни­тельные атрибуты (Scheer. ARIS - Business Process Modeling. 1998).

После того как события «производствен­ный план составлен» и «заказ (поставщику) обработан» посредством соответствующих сообщений- активизировали функцию «изго­товление изделия», происходит событие «из­делие выполнено». Таким образом, данный процесс завершается, и это событие посред­ством сообщений активизирует наступление последующих событий.

Здесь иллюстрируются только события.

имеющие отношение к непрерывному биз-

нес-процессу. Такие события называются релевантными.

Потоки функций, управляемые события­ми, известны также под названием Event-driven Process Chain (EPC) — событийные диаграммы процесса. Метод ЕРС разработан в 1992 году Институтом информаци систем (Iwi) при Университете Заарланда (Гер­мания) совместно с сотрудниками SAP в рамках проекта научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, фи­нансировавшегося фирмой SAP AG (Keller, Nuttgens, Scheer. Semantische Ргогерто- dellierung. 1992). Сейчас этот метод является • одним из ключевых компонентов, модуля, предназначенного для описания моделей в системе SAP R/3. Метод ЕРС не проводит жесткого разграничения между описанными здесь потоками. В частности, выходной и уп­равляющий потоки часто могут объединять­ся, а сообщения не используются. Возможно, именно это упрощение способствовало ус­пешному применению метода ЕРС в реаль­ной практике. Несколько позже мы остано­вимся на нем подробнее.

На рис. 7 более детально представлено формирование конечного результата (выхо­да) из отдельных выходов путём их объеди­нения и последующей трансформацией. Да­лее термин «выход» будет употребляться также как синоним понятия «продукт».

В сфере производства производственные факторы действуют в различных комбинаци­ях. Согласно теории производства, предло­женной Гутенбергом, основными факторами являются производственные ресурсы, чело­веческие ресурсы, материальные ресурсы (сырье, материалы, заготовки) и управление. Разработанная Гутенбергом теория произ­водства относится к созданию материального выхода. Однако, принимая во внимание воз­растающую роль функций обслуживания в промышленном производстве, в данной рабо­те нам нужен общий подход, в равной мере применимый и к сфере услуг. Кроме того, со­гласно концепции управления информацион­ными ресурсами, информация сама по себе считается производственным фактором (Zirnrriermanri e t al. Produktionsfaktor Information. 1972; Horton. Information Management Workbook. 1981; Krcmar. Informationsmanagement. 1997).

Эти потребности учитываются в своевременной теории коммерческого производства, расширяющей понятие производственных факторов (см. рис. 8). Вообще, любой объект, необходимый для выполнения процесса

 


   

«производство», — будь то материал, услуга или информация — рассматривается как производственный фактор. Понятие «произ­водство» употребляется и в более широком контексте, включая создание нефизического выхода, т.е. услуг (Kern. Industrielle Produktionswirtschaft. 1992, с. 12).

На рис. 7 фактор «производственные ре­сурсы» представлен соответствующей маши­ной, компьютерной системой (рабочей стан­цией) для управления производственным процессом и компьютером, управляющим данной машиной.

Человеческий ресурс (на выходе или вхо­де), относящийся к объекту (выход, связан­ный с объектом), представлен с добавлением категории «оператор машины».

Управление (планирование и контроллинг объединенного процесса) определяется стремлением к цели «высокое качество» — одному из ключевых компонентов выполне­ния процесса. Аспекты, относящиеся к орга­низационной структуре, показаны в привяз­ке к функциям организационных единиц (в

данном случае — производственного цеха).

Использование материалов как факторов
объектов иллюстрирует соответствующий
материал. Факторами объектов могут быть
также поточные объекты, бесплатные и пре­
доставляемые заказчиком, например, ткань,
предоставляемая красильной фабрикой. В
качестве других примеров поточных объек-­
тов можно привести пациентов больницы или
клиентов парикмахерской (Corsten.
Dienstleistungsproduktion. 1994).

«Производственные планы» рассматрива­ются как нефизическне материалы (услуги), представляющие собой выход предшествую­щих функций планирования производства. На этом этапе выясняются имеющиеся мощ­ности и выполняются другие виды проверки. Иллюстрацией этих услуг служит документ с названием «производственный план». В тео­рии бизнеса не прекращается дискуссия о принципах отнесения услуг к произведенно­му продукту (Farny. Produkrions- und Kostentheorie. 1965; Muller. In formati-onsprodukte. 1995). В этой монографии мы рассматриваем их как отдельные факторы.

 

 

— именно поэтому на рис. 8 они представле­ны как составная часть обрабатываемого объекта.

Существуют также дополнительные фак­торы, которые, будучи вспомогательными ус­лугами, имеют лишь косвенное отношение к производству. Сюда же относятся обще­ственные услуги и воздействие на окружаю­щую среду.

Услуги, предоставляемые внешними партнерами» относятся к производству (на­пример, ремонтные услуги), но они не имеют отношения к нефизическому входу, напря­мую связанному с обрабатываемым объек­том, как это обозначено на нашей схеме.

Во всем остальном для целей этой работы можно ограничиться упрошенной классифи­кацией, приведенной на рис. 9,

Для создания выхода требуется дополни­тельная информация о процессе, Эта инфор­мация представлена на рис. 7 объектом дан­ных «график работ», Графики работ влияют на процесс. Поскольку они не являются ре­зультатом соответствующего бизнес-процес­са, а хранятся скорее в качестве эталонных данных, их нельзя рассматривать как инфор­мационные услуги в рамках данного процес­са.

ARIS-модель бизнес-процесса позволяет разграничить события, активизирующие уп­равляющий поток посредством сообщений, и поток выходов. Следует отметить, что при практическом моделировании потоки управ­ления и выходов в целях упрощения можно объединять. Это имеет смысл, когда в каче­стве выходов рассматриваются информаци­онные объекты, например, документация на заказ или счета-фактуры. Такой принцип по­зволяет приравнять активизирующее собы­тие к информационным объектам. Однако для приложений, где требуется более точное описание сообщений (например, в системах \vorkflow) или точное прослеживание потока материальных выходов (например, в произ­водственных процессах), разграничение по­токов является обязательным условием.

 

 


 

 

   


 

Р

 

 


Рис. 9. Классификация типов выхода и входа

В ARIS-модели бизнес-процесса вычленя­ются следующие виды потоков:

— Организационные потоки. Характери­зуют управление организационными единицами и их обязанности.

— Целевые потоки. Характеризуют кон­цептуальные и бизнес-цели» которых требуется достичь в результате выпол­нения того или иного процесса или дей­ствия. Цели ставит руководство.

— Управляющие потоки. Управляют логи­ческой последовательностью выполне­ния функций посредством событий и сообщений. Функции процесса реали­зуют потоки, например путем добавления к входному потоку какого-либо компонента, необходимого для создания выхода. В управляющих потоках каж­дый процесс активизируется одним или несколькими сообщениями. Однако каждый процесс, в свою очередь тоже по­рождает одно или более сообщений.

 

— Потоки выходов. Мы можем разграни­чить потоки материальных выходов и потоки услуг. Потоки услуг могут функ-ционировать сами по себе, тогда как по­токи материальных выходов обычно управляются и сопровождаются пото­ками услуг. Услуги подразделяются на информационные (создание и предос­тавление информации) и прочие. Пото­ки финансовых ресурсов являются ком­понентами потоков выходов. Различные услуги до определенной степени допус­кают замещение. Это позволяет заме- нять физические услуги (например, вы­дачу денежной наличности) информационными (например, переводом электронных «денег»).

— Потоки ресурсов. Отображают «достав­ку» используемого выхода — потенци­ального фактора «ресурсы». Понятие «ресурсы» охватывает как производ­ственное оборудование, так и компью­терные средства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: