ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ (Ф. ПЕРЛЗ)




 

Психические нарушения обусловлены нарушением гештальта, связанным с потерей равновесия с самим собой (нарушения саморегуляции) и со средой.

 

Основная характеристика гештальт- подхода: гештальт-терапевт и его клиент остаются партнерами, участвующими в аутентичных отношениях.

 

Консультативный процесс:

Цели психологической помощи – организация условий для научения творческой реализации актуальных потребностей в активном взаимодействии со средой.

 

Данная цель разделятся на вспомогательные:

1. формирование актуального самопознания, способного опознавать актуальные потребности

2. сдвиг локус контроля в интернальную сторону, поощрение независимости

3. выявление незавершенных гештальтов и создание условий для их завершения.

Позиция психолога: Психолог является «фасилитатором» процессов и при этом временно становится интегрированным в гштальт процессы клиента.

 

Необходимо определенное количество времени для отработки скопившихся чувств и выработки новых паттернов для адекватного удовлетворения потребности.

 

Задачи психолога: облегчение выражения этих чувств и активация личностных резервов клиента, ведущих к личностному росту.

 

Позиция клиента: Клиенту отводится активная роль.

 

Задачи клиента:

· осознавание собственных паттернов поведения

· активная интерпретация

· научение находиться в ситуации «здсь-и-сейчас»

· переживание чувств, их вербализация

 

Средства (техники и процедуры):

· восприятие «здсь-и-сейчас»

· гештальт-эксперимент, его подготовка и проведение в процессе консультирования

· речевые изменения

· диалоговые упражнения («техника пустого стула», ролевые игры и др.)

· беседы с частью своего «Я»

· диалог «верхней собаки» (авторитарной, директивной) и «нижней собаки» (пассивной, с чувством вины, ищущей поощрения)

· директивы

· «делание кругов»

· принятие на себя ответственности

· проективные игры

· обращение в противоположное

· преувеличение/преуменьшение

· фиксированное ощущение

· техника «побудьте с Вашим чувством»

· работа со сновидениями и др.

 

Техники в гештальт-терапии (гештальт-эксперименты или игры):

· «Пустой стул» («гештальт-диалог», «экспериментальный диалог», «диссоциированный диалог»)

на ее основе разработаны методы «Беседа с частью своего «Я»», «Собак сверху-собака снизу».

Основой техники является психодраматическое разыгрывание диалога двух, часто противоположных, позиций клиента.

 

· «Хождение по кругу» применяется при групповой работе, для активизации членов группы, повышения энергии в группе, снижения неадекватной проекции и ретрофлексии.

 

· «Перевертыш». Направлена на расширение поведенческого диапазона клиента.

 

· «Экспериментальное преувеличение». Направлено на самосознание через гиперболизацию любых телесных и эмоциональных процессов, происходящих с клиентом.

 

· «Принятие ответственности». Техника направлена на принятие ответственности за происходящие события.

· «Бег по кругу» - используется в ситуации нехватки энергии клиента для осуществления действия или осознания потребности либо когда возникает ощущение пробуксовывания процесса консультирования, хождения по кругу.

Вспомогательные средства в гештальт-терапии:

· техники психодраматического разыгрывания

· арт-средства

· работа с игрушками

· аудио- и видеотехники

· работа с фотографией и др.

 

Результат: Человек завершает незаконченные ранее гештальты, т.е. научается удовлетворять собственные потребности, принимает себя целиком, достигает целостности.

 

Признаки завершения гештальта:

1. Повышение общей энергии жизни, наличие позитивной энергии возбуждения.

2. Высокий уровень качества энергии. вовлеченной в деятельность.

3. Принятие всего многообразия собственных качеств.

4. Позитивная оценка всех своих качеств и проявлений.

 

Профессиональные требования к консультанту:

· аутентичность

· конгруэнтность

· умение находиться в диалоге

· личностная автономия

· открытость

 

Достоинства:

· Помогает человеку объединить все аспекты жизни, разрешать прошлые проблемы.

· Подход делает упор на действие и активность.

· Применим при определенных аффективных расстройствах.

· Гибок в использовании методов.

 

Недостатки:

· Недостаток надежной теоретической базы, неопределенность.

· Подход не принимает во внимание пассивное научение, сторонится тестирования и диагностики.

· Эгоцентричность подхода.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: