Психические нарушения обусловлены нарушением гештальта, связанным с потерей равновесия с самим собой (нарушения саморегуляции) и со средой.
Основная характеристика гештальт- подхода: гештальт-терапевт и его клиент остаются партнерами, участвующими в аутентичных отношениях.
Консультативный процесс:
Цели психологической помощи – организация условий для научения творческой реализации актуальных потребностей в активном взаимодействии со средой.
Данная цель разделятся на вспомогательные:
1. формирование актуального самопознания, способного опознавать актуальные потребности
2. сдвиг локус контроля в интернальную сторону, поощрение независимости
3. выявление незавершенных гештальтов и создание условий для их завершения.
Позиция психолога: Психолог является «фасилитатором» процессов и при этом временно становится интегрированным в гштальт процессы клиента.
Необходимо определенное количество времени для отработки скопившихся чувств и выработки новых паттернов для адекватного удовлетворения потребности.
Задачи психолога: облегчение выражения этих чувств и активация личностных резервов клиента, ведущих к личностному росту.
Позиция клиента: Клиенту отводится активная роль.
Задачи клиента:
· осознавание собственных паттернов поведения
· активная интерпретация
· научение находиться в ситуации «здсь-и-сейчас»
· переживание чувств, их вербализация
Средства (техники и процедуры):
· восприятие «здсь-и-сейчас»
· гештальт-эксперимент, его подготовка и проведение в процессе консультирования
· речевые изменения
· диалоговые упражнения («техника пустого стула», ролевые игры и др.)
· беседы с частью своего «Я»
· диалог «верхней собаки» (авторитарной, директивной) и «нижней собаки» (пассивной, с чувством вины, ищущей поощрения)
· директивы
· «делание кругов»
· принятие на себя ответственности
· проективные игры
· обращение в противоположное
· преувеличение/преуменьшение
· фиксированное ощущение
· техника «побудьте с Вашим чувством»
· работа со сновидениями и др.
Техники в гештальт-терапии (гештальт-эксперименты или игры):
· «Пустой стул» («гештальт-диалог», «экспериментальный диалог», «диссоциированный диалог»)
на ее основе разработаны методы «Беседа с частью своего «Я»», «Собак сверху-собака снизу».
Основой техники является психодраматическое разыгрывание диалога двух, часто противоположных, позиций клиента.
· «Хождение по кругу» применяется при групповой работе, для активизации членов группы, повышения энергии в группе, снижения неадекватной проекции и ретрофлексии.
· «Перевертыш». Направлена на расширение поведенческого диапазона клиента.
· «Экспериментальное преувеличение». Направлено на самосознание через гиперболизацию любых телесных и эмоциональных процессов, происходящих с клиентом.
· «Принятие ответственности». Техника направлена на принятие ответственности за происходящие события.
· «Бег по кругу» - используется в ситуации нехватки энергии клиента для осуществления действия или осознания потребности либо когда возникает ощущение пробуксовывания процесса консультирования, хождения по кругу.
Вспомогательные средства в гештальт-терапии:
· техники психодраматического разыгрывания
· арт-средства
· работа с игрушками
· аудио- и видеотехники
· работа с фотографией и др.
Результат: Человек завершает незаконченные ранее гештальты, т.е. научается удовлетворять собственные потребности, принимает себя целиком, достигает целостности.
Признаки завершения гештальта:
1. Повышение общей энергии жизни, наличие позитивной энергии возбуждения.
2. Высокий уровень качества энергии. вовлеченной в деятельность.
3. Принятие всего многообразия собственных качеств.
4. Позитивная оценка всех своих качеств и проявлений.
Профессиональные требования к консультанту:
· аутентичность
· конгруэнтность
· умение находиться в диалоге
· личностная автономия
· открытость
Достоинства:
· Помогает человеку объединить все аспекты жизни, разрешать прошлые проблемы.
· Подход делает упор на действие и активность.
· Применим при определенных аффективных расстройствах.
· Гибок в использовании методов.
Недостатки:
· Недостаток надежной теоретической базы, неопределенность.
· Подход не принимает во внимание пассивное научение, сторонится тестирования и диагностики.
· Эгоцентричность подхода.