РОЛЬ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В XXI ВЕКЕ




 

Аннотация: В данной статье раскрывается роль современного Отечественного законодательства в регулировании права человека на благоприятную окружающую среду. Делается вывод о необходимости более основательного регулирования проблемы разумного потребления природных ресурсов.

Ключевые слова: разумное потребление; благоприятная окружающая среда; Основной Закон; Гражданский кодекс; злоупотребление правом.

 

Вопрос разумного потребления энергии и природных ресурсов является одним из глобальных вызовов XXI века, и в настоящее время возникла проблема разумного расходования энергии и регулирования процесса разумного потребления со стороны права.

Следует отметить, что помимо закрепления прав человека в законодательстве, не менее важно определить и место человека в природе. Одно из важнейших прав человека, право на благоприятную окружающую среду, как и любое субъективное право, включает в себя следующие правомочия: правомочие на собственное поведение в границах поля свободы (например, право отдыха на открытом воздухе с соблюдением известных правил и запретов); правомочие требовать от обязанного лица и третьих лиц не препятствовать правомерной реали­зации соответствующего субъективного права; правомочие на защиту в случае нарушения субъективного права; правомочие не злоупотреблять субъ­ективным правом или каким-то отдельным его пра­вомочием, что в контексте рассматриваемого субъективного права представляет особую важность.[1] Что касается обязанности соблюдения законодательства в части обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду, то в данной обязанности можно выделить следующие правомочия: необходимость не нарушать соответствующее законодательство; необходимость не препятствовать другому субъекту пользоваться своим субъективным правом на благоприятную окружающую среду; необходимость правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного субъекта; необходимость нести ответственность за противоправное поведение, к примеру, возместить ущерб.[2] Также можно добавить обязанность предпринимать активные действия, направленные на сохранение и оживление природы.

Нельзя утверждать, что со стороны права вопросы разумного потребления и защиты окружающей среды абсолютно игнорируются. В системе законодательства существует комплекс законов, регулирующих практику охраны окружающей среды, правовой статус человека в его взаимоотношениях с окружающей средой. Базис правового регулирования разумного потребления заложен в Основном Законе нашей страны. На законодательном уровне за каждым человеком закреплено право на благоприятную окружающую среду [3], важность которого не может подвергаться сомнению. Названное право можно толковать также как обязанность всех остальных субъектов права (лиц правообязанных), а в целом - всего российского общества, не причинять вреда окружающей среде, что будет достижимо только в ситуации разумного потребления природных ресурсов и энергии. Если же здоровью либо имуществу человека в результате совершения экологического правонарушения был причинён ущерб, то данный урон должен быть в обязательном порядке возмещён, поскольку на уровне Основного Закона гарантируется право на компенсацию такого ущерба.

На уголовно-правовом уровне установлена правовая ответственность за экологические преступления. В ныне действующем Уголовном кодексе, в отличие от его предшественника, данному виду преступлений специально посвящена отдельная глава[4]. Данное нововведение было продиктовано неуклонно возрастающими потребностями человечества и невозможностью природы обеспечить в полном объёме эти потребности, вследствие чего над всем миром вообще и над Россией в частности нависла угроза важнейшим интересам будущих поколений людей.

Административное законодательство также не обходит данный вопрос стороной. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях содержится глава 8, посвящённая вопросу правового регулирования охраны окружающей среды и устанавливающая административную ответственность за правонарушения в данной сфере.[5]

В свете принципа равноправия российское государство декларирует равенство перед законом и судом всех граждан без какой-либо дискриминации, официально признаёт наличие прав и свобод человека и гражданина, закрепляя соответствующие перечни прав и свобод в Основном Законе и конкретизируя в отраслевом законодательстве, гарантирует соблюдение в своей деятельности и защиту неотъемлемых прав любого человека и гражданина, способствует социальной справедливости в социуме. На высшем уровне закреплено положение о человеке, его правах и свободах как о руководящей нравственной ценности российского общества, обязательном императиве для деятельности всех государственных органов и должностных лиц.

Однако, к сожалению, некоторые личности «толкуют» указанное положение чересчур расширительно, абсолютизируя его и подразумевая под ним вседозволенность, вследствие чего злоупотребляют своими правами. Возможно, этому также способствует то обстоятельство, что в нынешней Конституции не содержится главы, которая была бы посвящена непосредственно обязанностям человека и гражданина, тем временем, упоминания об обязанностях не содержится и в наименовании главы, посвящённой правовому статусу личности. Можно предположить, что подобная ситуация, которая может быть названа нарушением юридической техники, приводит к тому, что некоторые граждане начинают преувеличивать значение собственных прав и свобод, а о соответствующих правах и свободах окружающих и о своих обязанностях по отношению к другим субъектам права и к окружающей природе невольно забывают, не находя их для себя столь важными. Следуя этой логике, они могут не придавать большой значимости важнейшему праву окружающих людей на благоприятную окружающую среду и обязанности загладить причинённый ущерб.

В связи с этим на законодательном уровне установлен запрет на злоупотребление правом, что представляется весьма обоснованным и актуальным для любого исторического отрезка времени и для современного - тем более. В частности, данное действие воспрещается Гражданским кодексом Российской Федерации, этот вопрос урегулирован в Кодексе достаточно детально[6], включен данный запрет и в Трудовой кодекс [7]. Можно сказать, что законодательно закреплено разумное использование гражданских прав. Предположу, что закреплённый в Гражданском кодексе запрет на злоупотребление правом в сфере охраны окружающей среды можно трактовать и как воспрещение причинения вреда окружающей среде, что также является одним из проявлений злоупотребления правом, в частности, правом на отдых.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что нельзя утверждать, что решение проблемы разумного потребления природных ресурсов явно недостаточно отражено в текущем законодательстве. Вместе с тем, на современном этапе представляется необходимым более детальное регулирование данного вопроса на уровне отраслевого законодательства с целью максимально эффективного обеспечения одного из ключевых прав каждого человека – а именно права на проживание в благоприятной окружающей среде, поскольку в правовом государстве, к достижению которого мы все стремимся, все важнейшие общественные отношения должны быть урегулированы правом. Представляется необходимым ужесточить юридическую ответственность за нарушение права человека на благоприятную окружающую среду, а также систематизировать законодательст во, собрать в единый законодательный сборник все правовые нормы об охране окружающей среды для осуществления комплексного правового регулирования данной проблемы. Можно обратить внимание на опыт субъектов РФ, в частности, на Республику Татарстан, где имеется свой Экологический кодекс, и на опыт зарубежных стран, таких как Франция, Швеция, или СНГ (Казахстан). Исходя из обладания российской Конституцией и федеральным законодательством таким свойством права, как прямое действие, простирающееся на всю страну, хотелось бы надеяться на успешную реализацию закреплённых в данных нормативно-правовых актах правовых норм. Значительна роль и правовой просвещённости населения об актуальном законодательстве, о своих правах и коррелирующих им обязанностях.

Стоит особенно подчеркнуть, что в вопросе разумного потребления важно участие не только органов государственной власти, выражающееся в принятии ими соответствующих нормативно-правовых актов, установлении пределов осуществления прав, ограничивающих неразумное и неправомерное поведение, закреплении обязанностей и ответственности. Данную проблему можно и нужно именовать совместным делом всего гражданского общества, а задачу охраны природы и разумного потребления её ресурсов - всеобщей обязанностью общества и гражданским долгом каждого человека.

 

Список литературы

1. Бакулина Л.Т. Проблемы теории права и правореализации: учебник / Отв. ред. Л.Т. Бакулина. - М.: Статут, 2017 - 384 с.

2. Погодин А.В. Субъективное право в правореализации не существует в чистом виде. – Право и государство: теория и практика. – 2015. - № 10 (130). С. 10 – 12.

3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон Рос. Федерации от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (с послед. измен. на 2 авг. 2019 г. № 317-ФЗ): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20 дек. 2001 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2001 г.: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ; принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 июля 2019 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 июля 2019 г.: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 2 авг. 2019 г. № 317-Ф3. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 15.10.2019). Гл. 8.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ (с послед. измен. на 2 авг. 2019 г. № 292-ФЗ): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2001 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2001 г.: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 30 дек. 2001 г. № 197-Ф3; принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 25 июля 2019 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 июля 2019 г.: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 2 авг. 2019 г. № 292-Ф3. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения 15.10.2019).

6. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с послед. измен. на 2 авг. 2019 г. № 308-ФЗ): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 мая 1996 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 5 июня 1996 г.: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ; принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 18 июля 2019 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 июля 2019 г.: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 2 авг. 2019 г. № 308-Ф3. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 15.10.2019).

7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноя. 1994 г. № 51-ФЗ (с послед. измен. на 18 июля 2019 г. № 177-ФЗ) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 окт. 2019 г.): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 окт. 1994 г.: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 30 ноя. 1994 г. № 51-Ф3; принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 26 июня 2019 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 10 июля 2019 г.: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 18 июля 2019 г. № 177-Ф3. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 15.10.2019).


[1] Погодин А.В. Субъективное право в правореализации не существует в чистом виде. – Право и государство: теория и практика. – 2015. - № 10 (130). С. 12.

[2] Проблемы теории права и правореализации: учебник / Отв. ред. Л.Т. Бакулина. - М.: Статут, 2017 – С. 158.

[3] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398. Ст. 42.

[4] Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с послед. измен. на 2 авг. 2019 г. № 308-ФЗ): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 мая 1996 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 5 июня 1996 г.: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ; принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 18 июля 2019 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 июля 2019 г.: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 2 авг. 2019 г. № 308-Ф3. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 15.10.2019). Гл. 26.

[5] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон Рос. Федерации от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (с послед. измен. на 2 авг. 2019 г. № 317-ФЗ): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20 дек. 2001 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2001 г.: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ; принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 июля 2019 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 июля 2019 г.: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 2 авг. 2019 г. № 317-Ф3. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 15.10.2019). Гл. 8.

[6] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноя. 1994 г. № 51-ФЗ (с послед. измен. на 18 июля 2019 г. № 177-ФЗ) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 окт. 2019 г.): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 окт. 1994 г.: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 30 ноя. 1994 г. № 51-Ф3; принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 26 июня 2019 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 10 июля 2019 г.: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 18 июля 2019 г. № 177-Ф3. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 15.10.2019). Ст. 10.

[7] Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ (с послед. измен. на 2 авг. 2019 г. № 292-ФЗ): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2001 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2001 г.: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 30 дек. 2001 г. № 197-Ф3; принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 25 июля 2019 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 июля 2019 г.: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 2 авг. 2019 г. № 292-Ф3. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения 15.10.2019). Ст. 3 абз. 2 – 4.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: