Ребята, пригласите меня в свою группу в контакте.
.
Ответов «5»
Ответа «4»
Ответа «3»
После теоретического материала.
Тема урока: Наука и образование.
На данном уроке речь будет идти о науке и ее роли в жизни общества, а также посвящен вопросам образования.
– Что такое наука?
– Влияют ли научные открытия на развитие общества? Докажите.
– Как общество способствует развитию науки?
Изучение нового материала.
Наукой принято называть теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.
Науку относят к духовной сфере культуры, т. к. основной причиной ее формирования и развития явилось стремление людей познать окружающий мир и целенаправленное преобразование окружающего мира.
От других сфер духовной культуры науку отличают следующие особенности
1) обязательное экспериментальное подтверждение теоретических результатов;
2) объективность, независимость научных знаний от конкретного человека, народа или общества;
3) особый (математический) язык описания действительности.
Наука учит нас сомневаться во всем, что не доказано опытом. Объективность и рациональность науки определяют основное противоречие научного способа познания. Оно заключается в том, что научное познание делит мир на части, области, элементы, которые можно описывать математически, исследовать приборами. Ученый отказывается от целостного воззрения на мир ради получения точного математического результата, который можно вычислить и воспроизвести.
Целью научной деятельности является познание явлений и процессов в окружающей действительности на основе научных методов.
|
Задачи научной деятельности
1. Описание (происходит выделение отдельных областей природы, существенных признаков объектов, качеств и свойств различных явлений).
2. Систематизация накопленного материала (направлена на деление всех объектов и явлений на особые классы, разделы, типы по тем или иным признакам описания.
3. Объяснение (происходит выдвижение гипотез и разработка научных теорий).
4. Предсказание (знание законов позволяет предсказывать поведение разных объектов, протекание различных процессов).
5. Применение полученных знаний в общественной жизни.
На примере какого-нибудь открытия показать действие задач научной деятельности.
Отрасли научного знания:
1) естественные науки (естествознание);
2) гуманитарные науки;
3) технические науки.
– Что является объектом исследования в каждой отрасли научного знания?
3. Образование.
Образование – целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков либо по их совершенствованию. Если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других, то говорят о самообразовании.
Целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.
В ходе процесса обучения происходит передача учащимся накопленного предшествующими поколениями опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий.
|
4. Функции образования
1. Создание условий и предпосылок для социальной мобильности человека или социальной группы.
2. Сохранение и распространение культурных достижений общества из поколения в поколение.
– Что вы знаете о появлении первых школ и как там велось образование?
Пять тысяч лет назад в Шумере имелась система образования. Воспитание было семейным, обучение – общественным. Выделялись основные направления обучения: религиозное, гуманитарное, естественно-научное, техническое. В школах использовали задачники с решениями и ответами, словари.
Классические формы общего образования сложились в античности. Это древнегреческие гимназии, лицеи, римские школы. В них изучались письмо, чтение, счет, риторика, философия.
XII–XIII вв. – появились университеты. Основными формами обучения были чтение, разбор текста и диспут. Занятия велись по принципу «вопрос – ответ».
В XVIII в. создаются специальные профессиональные учебные заведения, технические и инженерные школы.
XVII–XIX вв. – складывается педагогика, – отдельная отрасль научных знаний о воспитании и обучении.
– Что вам известно о традициях образования в России?
В нашем обществе развитие системы образования проходило по тому же пути, что и в других странах, – от семьи к церкви и государству, с выделением образования в самостоятельную сферу общественной жизни в тесной связи с наукой.
– Вспомните, какие традиции образования существовали в России?
(Крещение Руси Ярослав Мудрый 1631 г. – открытие православной школы при Киево-Печерском монастыре реформы Петра I XIX в. – несколько типов школ среднего уровня советская школа.)
|
Обучение, воспитание и развитие личности составляет сферу образования. Ее важнейшей частью является система образования.
Система образования включает образовательные учреждения разных типов, направлений и уровней образования, а также органы управления и обеспечения их деятельности.
5. Основные звенья современной российской системы образования
Профессиональное образование: послевузовское (аспирантура, докторантура), высшее (институты, университеты, академии), среднее (техникумы, колледжи), начальное (профессиональное училище, курсы).
Среднее общее образование: полное среднее общее образование (старшая школа, 10–11 классы); основное общее образование (основная школа, 5–9 классы); начальное общее образование (младшая школа, 1–4 классы).
Дошкольное образование (ясли, сад).
Помимо этих звеньев существуют еще учреждения дополнительного образования детей:
– учреждения коррекционного образования, для детей с нарушением или задержкой в развитии, инвалидов;
– образовательные учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей;
– школы для малолетних правонарушителей в колониях;
– учреждения дополнительного образования взрослых (переподготовки, повышения квалификации кадров).
Государственные и муниципальные образовательные учреждения, а также негосударственные.
Характерные особенности современного образования:
а) интеграция – тесная связь разных областей знаний;
б) информатизация – активное использование информационных технологий, компьютеров;
в) развитие непрерывного образования без отрыва работника от основной работы;
г) развитие дистанционного образования – без непосредственного контакта преподавателя и ученика.
Под системой образования понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих ее функционирование.
Характер системы образования в любом государстве определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны.
Принципы образовательной политики в РФ:
1) гуманистический характер образования;
2) приоритет общечеловеческих ценностей;
3) право личности на свободное развитие;
4) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
5) общедоступность образования;
6) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
7) светский характер образования в государственных учреждениях;
8) свобода и плюрализм в образовании;
9) демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
Задания.
1. Дайте определение науки.
2. Какие задачи стоят перед научными деятелями?
3. Какие отрасли научного знания вам известны?
4..Напишите систему образования в современном обществе?
5. Какие функции выполняет образование.
6. Выпишите основные звенья современной российской системы образования.