Формирование основных аппликатурных навыков.




 

1.Каждый зрелый музыкант хорошо понимает значение аппликатуры. Правильный выбор пальцев, во-первых, помогает осуществлению художественных задач, во-вторых, способствует преодолению многих трудностей. Часто удачно найденная аппликатура позволяет сэкономить немало времени и найти более короткий путь к достижению цели.

 

2.С первых лет обучения необходимо воспитывать в учениках сознательное отношение к аппликатуре. Нужно объяснять, что в аппликатурных вопросах нет несущественных мелочей. Очень часто от кажущейся «мелочи» зависит удобство или неудобство аппликатуры, ее соответствие или несоответствие характеру музыки.

Важно бороться с невнимательным отношением к обозначенным в нотах пальцам. Однако настаивать на безусловном выполнении пальцев, проставленных в нотах, было бы неправильно, так как часто она оказывается неудачной либо не подходит ученику в силу его индивидуальных особенностей.

Роль педагога в выборе аппликатуры должна быть активной, руководящей. Обозначая пальцы нужно выписывать их лишь в местах, где возникает неясность. Лучше делать это в присутствии ученика, предоставляя ему возможность обдумывания и принятия решения.

Как можно раньше следует научить ученика самого подыскивать пальцы, наиболее удачные в том, или ином случае. Полезно давать домой задания по расстановке аппликатуры.

 

3. Чтобы это было возможным с самого начала обучения необходимо постепенно знакомить учащегося с основными аппликатурными принципами, научить понимать аппликатурную логику.

Алексеев:

-необходимо стремиться к естественной последовательности пальцев, понять, что следующие друг за другом клавиши обычно нажимаются поочерёдно каждым пальцем, что пропуск одной клавиши обычно вызывает пропуск и соответствующего пальца. В дальнейшем нужно показать, как в связи с некоторыми видами изложения от этой привычки приходится отказываться;

-в секвенционных построениях надо играть одинаковые группы одними и теми же пальцами, это способствует быстроте и прочности запоминания;

- рука по возможности должна находиться в естественном собранном положении;

- при выборе аппликатуры нужно руководствоваться естественными особенностями пальцев (первый, более тяжёлый, уместно (если это возможно) применять при извлечении насыщенных звуков; четвёртый – там, где требуется утончённость звучания). Этот принцип был разработан пианистами-романтиками[1];

-один из важный аппликатурных принципов – соответствие пальцев рук в расходящихся или параллельных пассажах; это часто даёт возможность быстрее освоить пассаж;

- при игре повторяющихся звуков достижению большей связности способствует игра разными пальцами; если звуки должны звучать с одинаковой силой – лучше играть их одним пальцем.

- существуют более сложные виды аппликатур: скольжение, перекладывание, беззвучная подмена пальцев на клавише – чаще всего эти виды встречаются в полифонической музыке, встречаются так же у композиторов – романтиков.

При перекладывании пальцев нужно заботиться о гибкости запястья и слуховой контроле, для достижения полной связности.

Работать над беззвучной заменой пальцев полезно путём упражнения (например «Е.Ф, Гнесиной из «Подготовительных упражнений» или «Новой формулы» В.И.Сафонова).

При скольжении важно найти нужный уровень наклона пальца и не слишком прижимать ту клавишу, с которой палец должен соскальзывать.

 

Либерман:

- аппликатуру нужно сознательно выбирать, причём чтобы не заучить неверные пальцы, играя в медленном темпе, нужно выбирать её в начальной стадии работы; Не следует слепо доверять тому, что написано в нотах, так как бывают «плохие» аппликатуры;

-аппликатуру надо выбирать, играя в быстром темпе. Если какой-то отрывок вызывает сомнения, следует поучить его немного и попробовать в быстром темпе одной, потом другой аппликатурой; соединить его с предыдущим и с последующим отрывками. Если аппликатура удовлетворяет, записать ее. Опытные пианисты именно так и поступают, в отличие от значительной части учащихся;

-в быстрых пальцевых последовательностях нужно стремиться к тому, чтобы один и тот же палец употреблялся по возможности реже;

- нужно владеть аппликатурной дисциплиной, то есть придерживаться правил, которые используются в гаммах, арпеджио, аккордах и не нарушать их (см. ниже «аппликатурные правила»);

-необходимо уметь правильно играть аппликатуру в аккомпанементах, когда бас играется пятым пальцем, а нижний звук аккорда следует играть не 5-м, а 3-м или 4-м пальцем;

-употреблять на черные клавиши в басах пятый палец и ставить его поперёк черной клавиши. Тогда им попасть легче, чем на белые;

- в начале обучения 1ый палец не употребляется на черных клавишах, однако по мере взросления от этого запрета необходимо отказаться;

-в отрывках на staccato аппликатуру нужно выбирать и выучивать так же тщательно, как и в моментах legato.

 

Нейгауз:

Наилучшая аппликатура та, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку. Три принципа:

-удобство музыкально-смысловое, которое может совершенно не совпадать с удобством физическим;

-изменчивость аппликатуры, в связи со стилем автора;

-удобство для данной руки с её индивидуальными особенностями и намерениями пианиста.

 

Хорошая аппликатура – серьёзная техническая проблема. Умение найти её приходит с опытом, а опыт накапливается в процессе постоянной и тщательной сознательной работы.

 

Аппликатурные правила:

Существует два основных аппликатурных правила, которые не подлежат нарушению:

1.Применять 1 палец на чёрной клавише запрещено.

2.В пределах одной позиции пальцы следуют по порядку. Исключение – мелодический cis, fis, где на вершине за 1 следует 3 для возможности осуществления поворота.

Гаммы от белых идут по формуле 3+4 (4+3), исключение Фа мажор и фа минор для правой, Си мажор и си минор для левой, где порядок обратный.

Гаммы от чёрных для правой руки идут по принципу – первая белая клавиша после чёрных берётся 1 пальцем, для левой – последняя белая после чёрных берётся первым пальцем.

 

Аппликатура хроматической гаммы, помимо традиционной, существует в совершенно различных вариантах.

 

Немецкая (её приписывают К. Черни),

 

французская (её охотно использовал Калькбреннер),

 

английская (восходит к Крамеру),

 

 

листовская.

 

Аппликатура коротких арпеджио и аккордов:

- в секстаккорде всегда 4 палец;

- в трезвучии для левой и квартсекстаккорде для правой – четвёртый берётся там, где образуется малая терция между 1 и 3 ступенью (для левой), между 3 и 5 ступенью (для правой). Исключения для левой руки в трезвучиях, в тональностях До, Соль, Фа, - 4 палец; для правой руки в квартсекстаккордах, в тональностях ля, ми, ре - 4 палец.

- в кварте до и после пятого всегда третий.

Аппликатура длинных арпеджио:

-при игре от белых клавиш сохраняется аппликатура коротких арпеджио;

- при игре от чёрных начинает в правой руке 1ый палец на первой белой клавише, в левой руке 1ый палец на последней белой клавише.

 

 


[1] «Пальцы устроены различным образом и лучше не пытаться уничтожать прелесть специальной аппликатуры каждого пальца, а напротив - ее совершенствовать, развивать. Каждый палец имеет силу, которая соответствует его природе. Большой палец - самый сильный, пятый палец- опора внешней стороны руки, третий палец, более свободный - главная точка опоры, четвертый - самый слабый, как бы сиамский близнец третьего, соединенный с ним одной и той же связкой » Фридерик Шопен.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: