Организация и методики исследования.




СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования профессиональной деформации социальных работников

1.1. Понятие и виды профессиональной деформации социальных работников, история исследования

1.2. Организация и методики исследования профессиональной деформации социальных работников

Глава 2. Эмпирический анализ профессиональной деформации социальных работников

2.1. Эмпирические характеристики профессиональной деформации социальных работников

2.2. Факторы, влияющие на возникновение профессиональной деформации социальных работников

2.3. Анализ психосоциальной деятельности по преодолению профессиональной деформации социальных работников

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


 

Введение

Актуальность исследования. Значительное место в жизни человека принадлежит профессиональной деятельности. Ей отведена особая роль в социальном формировании человека, его образа жизни и поведения. При этом ее роль носит не только позитивный, но и порой негативный и даже разрушительный характер по отношению к личности исполнителя. Аксиому о том, что профессия человека накладывает в той или иной мере неизгладимый отпечаток на его сознание и жизнедеятельность, не оспаривали и не опровергали никогда. Все виды деятельности человека на поприще избранной им профессии могут и должны способствовать гармоничному развитию личности, совершенствованию ее нравственного и физического облика. Но специфика профессиональной деятельности, при определённых условиях, может вызвать развитие негативных явлений в психологической структуре личности, деформировать ее.

В каждой профессии существуют свои комплексы психотравмирующих факторов, имеющих как общую, так и специфическую природу. Наиболее глубокие негативные поражения личности работника свойственны профессиям типа «человек – человек». Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.

Состояние и степень разработанности проблемы. Феномен профессиональной деформации исследуется широко как зарубежными (Х. Ландерок, Г. Селье, Х. Дж. Фрейденбергер, Дж. Гринберг, Б. Перлман, Е. Хартман, М. Буриш), так и отечественными учеными (П.А. Сорокин, Э.Ф. Зеер, Е.С. Кузьмин, В.Е. Орёл, Е.И. Рогов, Д.Г. Трунов, В.В. Бойко, Р.М. Грановская, А.А. Крылов, М.В. Фирсов, А.Н. Сухов). Проблема влияния профессии на личность периодически возникает в фокусе внимания исследователей, но до настоящего времени остается актуальной и недостаточно разработанной. Об этом писали еще древние философы, но особенно часто эта проблема обсуждалась в конце XIX и начале XX века, когда в основном уже отпочковались от философии все основные отрасли науки со своими предметами исследований, понятийными и терминологическими аппаратами, средствами познания окружающего мира. В трудах многих выдающихся психологов достаточно полно исследованы психологические вопросы о связи категории деятельности и личности. В меньшей степени разработаны проблемы взаимосвязи отдельных, частных видов деятельности - учения, игры, познания, общения и труда в рамках конкретных профессий. Имеется ряд работ о влиянии труда на свойства личности и множество конкретных исследований этой взаимосвязи в отдельных отраслях. В них обнаружены многочисленные существенные взаимосвязи между содержанием определенного труда и типичными качествами личности деятеля.

В начале XX века известный социолог Питирим Сорокин для обозначения особого социально-психологического феномена ввел в научный оборот специальное выражение «профессиональная деформация». В числе ученых, в той или иной степени занимавшихся и занимающихся разработкой проблемы профессиональной деформации личности, можно назвать В.В. Бойко, Р.М. Грановскую, А.А. Крылова, Е.С. Кузьмина, В.Е. Орла, Е.И. Рогова, Д.Г. Трунова и других.

Большинство исследований в этой области направлены на комплексное изучение проявления профессиональной деформации у специалистов, работающих в социальной сфере. При этом исследователи отдают предпочтение изучению данного явления у представителей педагогических и юридических профессий. Недостаточно исследований в сфере социальной работы. Следовательно, можно говорить о том, что изучение профессиональной деформации личности у работников социальной сферы приобретает сегодня новое значение.

Помимо этого, на фоне большого числа исследований, посвященных изучению профессиональной деформации личности, вопрос о различиях в проявлении этого феномена у специалистов родственных профессий остается недостаточно изученным.

В связи с нерешёнными вопросами, возникает проблема, заключающаяся в том, что деформация до сих пор остается серьёзным препятствием в становлении и развитии специалиста, в силу различных обстоятельств поздно обнаруживающего у себя те или иные симптомы данного феномена. В результате ухудшается качество работы специалиста, появляются безразличие, грубость и чёрствость, препятствующие продуктивному взаимодействию как с клиентами, так и с коллегами. Помимо этого профессиональная деформация может оказать существенное влияние на личную жизнь социального работника, негативно сказаться на его отношении к близким людям, стать причиной постоянных конфликтов и напряжённости.

Объект исследования – профессиональная деформация специалиста социальной работы.

Предмет исследования – психосоциальные технологии как условие преодоления профессиональной деформации социального работника.

Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать, с помощью каких психосоциальных технологий можно свести к минимуму влияние профессиональной деформации на личность специалиста социальной работы.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать разнообразие подходов к определению понятия «профессиональная деформация».

2. Осуществить набор психодиагностических методик для изучения характеристик профессиональной деформации социальных работников.

3. Выявить факторы, влияющие на возникновение профессиональной деформации социальных работников.

4. Проанализировать и систематизировать психосоциальные технологии в практике преодоления профессиональной деформации социальных работников.

В качестве гипотез исследования в данной работе выдвигаются следующие суждения:

1) В числе основных факторов риска возникновения профессиональной деформации социального работника можно выделить низкий уровень социально-психологической компетентности личности, низкий уровень стрессоустойчивости, высокий уровень эмпатических способностей.

2) Освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре её личности.

3) Применение психосоциальных технологий помогает в преодолении профессиональной деформации социальных работников.

Теоретико-методологической основой исследования послужили основные положения о закономерностях возникновения и развития феноменов профессиональной деформации и эмоционального выгорания, а также концептуальные идеи, позволяющие осуществлять борьбу и профилактику в работах П.А. Сорокина, Э.Ф Зеера, Х. Дж. Фрейденбергера, Дж. Гринберга, Б. Перлмана, Е. Хартмана, М. Буриша А.Н. Сухова, В.В. Бойко, Р.М. Грановской, М.В. Фирсова и других.

Организация и методики исследования.

Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап – информационно-аналитический, в ходе которого был проведен теоретико-методологический анализ научной литературы, касающейся проблемы профессиональной деформации личности специалиста социальной работы. Были проанализированы существующие зарубежные и отечественные подходы к определению эмоционального выгорания. Исследование данного феномена осуществляется исследователями на различных основаниях; ими рассматриваются виды и формы профессиональной деформации, а также выявляются причины и факторы, обуславливающие её развитие и возникновение.

Осуществлен подбор психодиагностических методик обследования специалистов социальной работы. В ходе исследования были применены:

1) Опросник К. Маслач и С. Джексон на выгорание

2) Методика «Экспресс-оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак)

3) Диагностика эмпатических способностей Юсупова

4) Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: