Понятие и история исследования профессиональной деформации социальных работников




К сегодняшнему дню не сформировалось единого и всеобъемлющего определения профессиональной деформации личности. Каждый автор по-своему подходит к объяснению данного явления. Для того, чтобы более глубоко рассмотреть проблему, стоящую перед нами в данной работе, стоит обратиться к истокам и проследить, как на протяжении столетий менялись представления о сущности феномена деформации.

То, как профессиональная деятельность влияет на формирование сознания человека, начало интересовать ещё античных философов. Тем не менее, активнее всего её начали обсуждать в конце XIX – начале XX в.в.

Само же определение профессиональной деформации впервые возникло в зарубежной литературе благодаря Х. Ландероку, который использовал этот термин в статье «Профессионализм: Исследования профессиональной деформации», опубликованной в 1915 г. в «Американском журнале социологии». Профессиональная деформация, согласно мнению исследователя,есть ничто иное, как изменение процессов мышления у отдельного человека и нездоровое оценивание важности его деятельности в общей работе всего трудового коллектива.

О причинах этого явления в 1936 г. заговорил Ганс Селье. В статье «Синдром, вызываемый разными поврежденными агентами», он писал о существовании целого ряда причин и факторов, вызывающих изменение поведения, неустойчивое состояние психики и напряжение, которое ведет к неадекватному, избирательному реагированию на происходящее.

В российскую литературу определение профессиональной деформации внёс известный социолог Питирим Александрович Сорокин в 1921 г. Исследователь считает, что профессиональная деформация подразумевает под собой обозначение негативного влияния профессиональной деятельности на человека. Им же была предложена первая социологическая программа для изучения профессиональных деформаций.

В своей работе «Психология профессий» Эвальд Фридрихович Зеер пишет о том, что деформацию стоит определять как некое деструктивное изменения личности в процессе выполнения деятельности. Как он считает, генезис феномена обусловлен такими факторами, как: разнонаправленные онтогенетические изменения, возрастная динамика, содержание профессии, социальная среда, жизненно важные события и случайные моменты. Он также подчеркивает, что в психологии труда меньше всего исследованы профессиональные деформации личности, несмотря на то, что С. Г. Геллерштейн еще в 1930-е гг. писал о появлении деформации тела и психики у работника при приспособлении к специфическим особенностям профессии, и отмечал, что деформация — это изменение, которое возникает в организме и носит стойкий характер. Зеер указывает на неизбежность деформации личности профессионала, отмечая то, что у каждой профессии существует свой «ансамбль» деформаций.

Исследователь говорит о том, что профессиональная деформация личности может проявляться в трех следующих формах:

1) собственная профессиональная деформация. Под воздействием постоянных эмоциональных и нервных нагрузок на психику человек стремится отгородиться от них и избежать их, автоматически включая психологическую защиту от разного рода потрясений, и в определенной степени этим деформирует личность;

2) приобретенная профессиональная деформация. Специалист в процессе своей профессиональной деятельности, направленной на преодоление отдельных проявлений отклоняющегося поведения, набирается негативного опыта;

3) выработанная профессиональная деформация. Приобретенная профессиональная деформация под воздействием продолжающейся профессиональной деятельности и специфических особенностей личности специалиста трансформируется в иную форму, существенно отличную от приобретенной.

Также им разработана классификация уровней профессиональных деформаций:

1) общепрофессиональные деформации, типичные для работников определенной профессии, например, для работников правоохранительных органов — синдром "асоциальной перцепции" (когда каждый индивид воспринимается как потенциальный нарушитель);

2) специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации, например, в юридических и правозащитных профессиях — у следователя — правовая подозрительность, у оперативного работника — актуальная агрессивность, у адвоката — профессиональная изворотливость; у прокурора -обвинительность;

3) профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности, когда происходит усиление отдельных черт характера — некоторые функционально нейтральные свойства личности трансформируются в профессионально отрицательные качества. В результате складываются профессиональные и личностно обусловленные комплексы:

- деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентации, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям);

- деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей — организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм);

- деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, ""должностная интервенция", доминантность, индифферентность);

4) индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций, например: сверхответственность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм и др.

Грановская Рада Михайловна подразумевает под профессиональной деформацией личностный путь развития, который так или иначе отклоняется от общепризнанных нравственных и профессиональных норм. Она убеждена, что деформации проявляются в стереотипных действиях. Сперва стереотипы увеличивают эффективность деятельности, затем их доминирование приводит к упрощённому восприятию ситуации, а также к снижению гибкости мышления и аналитических способностей.

О влиянии профессиональной деформации Грановская размышляет следующим образом: «На профессиональное общение существенное влияние оказывает самооценка человека. Всякое ее отклонение от адекватной ускоряет и усиливает профессиональную деформацию, которая обнаруживается в особенностях установки и стереотипах поведения, затрудняя общение. Профессиональные стереотипы, вообще говоря, есть неотъемлемое отражение достигнутого высокого уровня мастерства, т.е. проявление не только знаний, но и вполне автоматизировавшихся умений и навыков, управляемых подсознательными установками и даже не загружающими сознание. Они развиваются, как правило, из тех качеств, которые особенно полезны для данной профессии. Однако если слишком большая доля поведения строится на таких стереотипных действиях или эти специфические установки начинают распространяться на внепрофессиональные сферы, то это неблагоприятно влияет и на работу, и на общение в быту».

Сформированные упрощенные установки могут приводить к тому, что даже простое и очевидное решение новой задачи не замечается. Одна из форм профессиональной деформации проявляется в возникновении ложного представления, что и без новых знаний накопленные стереотипы обеспечивают необходимую скорость, точность, а главное — успешность деятельности. Ежедневно выполняя определенные задачи, специалист и не замечает, как начинает пользоваться стереотипными действиями. Закрепляется излишняя шаблонность в подходах, упрощенность во взглядах на рабочие проблемы, что приводит к снижению уровня специалиста, его деградации. Другая сторона деформации проявляется в перенесении профессиональных привычек, полезных в работе, на семейное и дружеское общение. Во время автоматизации действий образы, регулирующие процесс деятельности, становятся все более обобщенными, экономичными, быстрыми и бессознательными. Вместе с тем ежедневное выполнение стереотипных задач развивает ригидность мышления и поведения. Индивид не обращает внимание на отрицательные сигналы своего внепрофессионального окружения и, соответственно, не видит необходимости в изменении своего поведения. Ярким проявлением профессиональной деформации у военных служит развивающаяся со стажем работы ригидность поведения, мышления, ценностей и установок. Это приводит к затруднению установления и поддержания ими социальных связей, а их поведение характеризуется бедностью ролевого репертуара.

Со временем формируются и профессиональная усталость, обеднение репертуара способов выполнения деятельности, утрата профессиональных умений и навыков, снижение работоспособности. Изменения эмоционально-личностной сферы негативно сказываются на продуктивности труда, взаимодействии с другими людьми, а также на развитии самой личности. У человека вырабатывается стереотип поведения как в профессиональной деятельности, так и личной жизни.

Марина Анатольевна Воробьева, придерживаясь концепции профессиональных стрессов, утверждает, что самым распространенным стрессом, вызывающим профессиональные деформации, является информационный, так как неумение работать с большими объёмами информации в двадцать приводит к истощению всех сфер личности человека. Симптомы стресса проявляются во всех сферах психики: эмоциональной, когнитивной, мотивационной и поведенческой. Находясь в стрессе, человек испытывает тревогу, сопротивление, а после — истощение, то есть профессиональную деформацию в чистом виде. Рассматривая профессиональную деформацию сквозь призму концепции стресса можно сказать, что под влиянием хронического профессионального стресса у работников возникают стойкие изменения на уровне организма и личности. Такие изменения можно интерпретировать как результат адаптации работника к стрессорам в профессиональной деятельности. Воробьева говорит также о влиянии профессиональной среды не только на эмоциональную и поведенческую сферы, но и на когнитивную с мотивационной.

Галина Валерьевна Шишкова и Нина Ивановна Шаталова сошлись на том, что под профессиональной деформацией личности надо понимать дисфункциональные изменения поведения, возникающие под совместным воздействием внешних (социальных) и внутренних (личностных) факторов. Такими факторами могут быть противоречивая направленность поведения, социально-экономические отношения и формы жизнедеятельности в различных сферах: материальной, духовной, в политической и бытовой, а также во взаимоотношениях людей и т. п. В этом случае деформация происходит только в поведенческой сфере, все остальные сферы обозначаются как факторы, способствующие ее возникновению.

Профессиональные деформации — по определению Аиды Рамазановны Мусалаевой — это разрушение сформированных профессиональных качеств, нарушение уже усвоенных способов деятельности, появление стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых профессиональных технологий, новой профессии или специальности. Также это изменения в структуре личности при переходе от одной стадии профессионального становления к другой, которые также возникают при возрастных изменениях, физическом и нервном истощении. Таким образом, Мусалаева рассматривает профессиональные деформации как деструктивные изменения во время становления человека как профессионала, который проходит профессиональные кризисы, возникающие при преобразованиях профессиональной среды.

Ольга Борисовна Полякова же утверждает, что профессиональные деформации проявляются в образовании профессионально нежелательных качеств личности, изменяющих профессиональное поведение человека. Ученая акцентирует внимание на том, что эти деструктивные изменения личности возникают при многолетнем выполнении одной и той же устоявшейся профессиональной деятельности, в отличие от Мусалаевой, у которой они наоборот возникают при усвоении нового в профессии.

Юлия Михайловна Кузьмина и Аэлита Капитоновна Маркова также придерживаются мнения, что профессиональная деформация начинается с негативных изменений в профессиональной деятельности и поведении.

А. А. Картузова обозначила профессиональную деформацию личности как изменение качеств личности (ценностных ориентаций, стереотипов восприятия, характера, способов общения и поведения), которые происходят из-за длительного воздействия профессиональной деятельности. По итогу неразрывного единства сознания и специфической деятельности формируется профессиональный тип личности. Больше всего профессиональная деформация влияет на личностные особенности тех профессий, работа которых связана с людьми, и выражается у них в формальном, сугубо функциональном отношении к людям.

Кантимирова Ю. П. в своей статье связывает профессиональную деформацию личности с профессиональной адаптацией и указывает на то, что любая профессиональная деятельность уже на стадии освоения, а в дальнейшем при регулярном выполнении деформирует личность. В результате образуются такие формы профессиональной деформации, как профессиональные акцентуации и профессиональные деструкции, которые негативно сказываются на производительности и удовлетворенности трудом, функциональных и межличностных взаимодействиях с коллегами, а также на развитии личности субъекта труда.

Сергей Петрович Безносов под профессиональной деформацией личности понимает процесс и результат влияния субъектных качеств человека на целостную индивидуальность личности работника-профессионала, в результате которого у человека возникает неадекватный перенос сугубо деятельностных норм в сферу личностного общения, поведения, быта, делового общения с представителями других профессиональных цехов и мировоззрений. Исходя из этого, ученый делает акцент на необходимости разделения общего пространства жизнедеятельности человека на область жизни и область деятельности для выявления специфики профессиональной роли и лучшего понимания сущности феномена профессиональной деформации. С ним солидарен и Александр Фёдорович Караваев, подчеркивающий воздействие сугубо субъектных качеств человека как узкого специалиста на личностные свойства целостной индивидуальности.

Сегодня термин «профессиональная деформация» приобрел следующую трактовку. Профессиональная деформация - это деструкции, которые возникают в процессе выполнения профессиональной деятельности и негативно влияют на ее продуктивность, искажают личностные качества, способствуют накоплению негативных признаков. В широком смысле профессиональная деформация − это след, который профессиональная деятельность накладывает на человека. В узком смысле профессиональная деформация − это проявления в личности под влиянием некоторых особенностей профессиональной деятельности, таких психологических изменений, которые начинают негативно влиять на осуществление этой деятельности и на психологическую структуру самой личности. Эти изменения возникают вследствие неразрывного единства сознания и специфической деятельности, что приводит к формированию особого профессионального типа личности. Профессиональная деформация начинается с негативных изменений в профессиональной деятельности и в поведении. В дальнейшем происходят изменения в социально-психологической структуре личности работника. Проявляется профессиональная деформация в профессиональном жаргоне, манерах поведения и даже физическом облике. К основным негативным проявлениям профессиональных деформаций относятся психофизиологические изменения, стереотипы профессиональной деятельности, стагнация профессионального развития, акцентуации характера и психологические защиты.

Анатолий Николаевич Сухов в «Основах психосоциальной работы с населением» пишет, что под профессиональной деформацией личности часто подразумевают процесс и результат негативных изменений психических процессов, качеств, состояний, свойств и иных психических образований личности под влиянием среды, где осуществляется ее жизнедеятельность, характеризующихся различной степенью или уровнем проявления в зависимости от скорости, широты и глубины деформации, приводящей к неадекватному поведению и поступкам в профессиональной деятельности. [26, с.7]. Он предполагает, что основными «симптомами» выступают утрата эмпатии, проявление равнодушия, отсутствие чувствительности к человеческим переживаниям, грубость и самодовольство, жесткие профессиональные установки, безразличие и безответственность. Также происходит существенное снижение самоконтроля, явное проявление акцентуаций и категоричности. Специалист, попавший под влияние профессиональной деформации, становится уязвимым и подверженным появлению стереотипов, пресыщению общением и проецированием негативных ситуаций, возникающих в ходе профессиональной деятельности на себя и на своих близких. Помимо этого, проявлениями также могут служить излишний самоконтроль, цинизм и эмоциональная холодность.

С точки зрения психологии личности феномен профессиональной деформации можно рассмотреть как проникновение «Я-профессионального» в «Я-человеческое», имея в виду, что при профессиональной деформации воздействие профессиональных рамок и установок не ограничивается исключительно профессиональной сферой. Можно сказать, что после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного «выправления», поэтому даже в личной жизни человек продолжает нести на себе «деформирующий отпечаток» своей профессии. Наибольшее влияние оказывает деформация на личностные особенности представителей группы профессий «человек-человек»: педагог, психолог, врач, работник социальной службы и т.д.

В современных условиях специалисты социальной работы являются профессиональной группой, особенно подверженной профессиональной деформации, так как испытывают большие эмоциональные нагрузки в процессе профессиональной деятельности. Специалисты социальной работы постоянно сталкиваются с негативными переживаниями, оказываются в большей или меньшей степени вовлеченными в них, в связи с чем они находятся в зоне риска для собственной эмоциональной устойчивости. Испытывающий эмпатию и сопереживающий клиенту специалист социальной работы как бы принимает в себя особенности личности своего партнера по общению и его проблемы, что является небезопасным для его психического здоровья. Развитию профессиональной деформации также способствуют:

1) изменение мотивации трудовой деятельности;

2) возникающие стереотипы и штампы мышления, поведения и деятельности;

3) эмоциональная напряжённость профессионального труда;

4) монотонность, однообразие, жёстко структурированный характер труда;

5) утрата перспектив профессионального роста;

6) снижение уровня интеллекта специалиста;

7) различные акцентуации характера личности, которые вплетаются в ткань индивидуального стиля деятельности;

8) возрастные изменения, связанные со старением.

Основными факторами негативного влияния трудового процесса на личность социального работника являются когнитивные, поведенческие, аффективно-мотивационные и другие стереотипы. На профессиональную деформацию личности специалиста социальной работы влияет группа личностных, организационных, ролевых факторов, которые действуют в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что в каждом отдельном случае предсказать стопроцентное возникновение профессиональной деформации практически невозможно. Обычно причина профессиональной деформации – это комбинация вредоносных факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или сглаживать их влияние.

Полноценная профессиональная деятельность выражается в том, что социальный работник как субъект труда призван самостоятельно и творчески подходить к определению и решению профессиональных задач; достигать результатов, соответствующих стандартам; уметь анализировать и регулировать технологические процессы и т.д. Отклонения и нарушения в профессиональном развитии могут иметь сложную динамику проявления в процессе труда:

— отставание в профессиональном развитии по сравнению с возрастными социальными нормами (запоздалое профессиональное самоопределение, несоответствующий выбор профессии);

— несформированность профессиональной деятельности, необходимых нравственных представлений, недостаточный профессионализм и квалификация и др.;

— упрощенность профессиональной деятельности, мотивационная недостаточность, слабая удовлетворенность трудом;

— ценностная дезориентация и потеря нравственных ориентиров в труде;

— рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития;

— ослабление профессиональных данных (уменьшение профессиональных способностей, снижение работоспособности и т.д.);

— утрата трудовых и профессиональных умений и навыков, профессионализма и квалификации, временная потеря трудоспособности, резкое снижение эффективности труда и удовлетворенности трудом;

— отклонение от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, проявления деформации личности (эмоциональное истощение, стремление манипулировать людьми), деформация профессионального сознания и др.;

— прекращение профессионального развития из-за профессионального заболевания, длительной или постоянной нетрудоспособности.

Эти и другие отклонения в профессиональном развитии приводят к депрофессионализации.

Фирсов рассматривает следующие виды профессиональной деформации специалиста социальной работы: профессиональный стресс, эмоционально-мотивационное утомление, состояния психической напряженности, состояние нервного перенапряжения, эмоциональное истощение, синдром «сострадательной усталости», равнодушие и другие.

Профессиональные деформации личности, такие, как временные состояния психической усталости, эмоциональной напряженности, стрессы могут привести к негативным изменениям личности.

Профессиональная деятельность претерпевает значительные искажения в особо неблагоприятных и экстремальных условиях труда, которые могут вызывать рассогласование разных систем организма и психики. Деятельность в особых условиях анализируется с помощью таких параметров, как особенности экстремальных факторов, функциональные психические состояния и психологические качества личности.

Экстремальные ситуации часто сопровождаются стрессом, когда у социального работника возникает острый внутренний конфликт между жесткими требованиями, которые налагает на него ответственность, и объективная невозможность выполнить их. Стресс как состояние психической напряженности, вызванное трудностями, опасностями, в целом мобилизует человека на их преодоление. Однако если стресс превышает критический уровень, то он превращается в дистресс, снижающий результаты труда, подрывающий здоровье человека. Различают стрессы профессиональные, личностные, стрессы ответственности и т.д.

К профессиональным стрессам можно отнести вхождение в новую профессиональную среду; ситуацию нововведений и конфликтов в этой сфере; ситуации изменения требований к профессии, внутренних кризисов; ситуации, связанные с профессиональным ростом, с карьерой и др. Так, ситуация нововведений и конфликтов в профессиональной сфере может способствовать появлению у человека таких стрессовых проявлений, как беспомощность, подверженность конфликтам, эмоциональная напряженность, снижение работоспособности, уровня самокритичности.

В США в последние годы проводились исследования факторов, приводящих к стрессовым ситуациям работников детских социальных служб, которые испытывают сильнейшую эмоциональную нагрузку. Улаживание труднейших обстоятельств, ограниченные ресурсы, требовательные клиенты, низкая зарплата и постоянно изменяющиеся внешние условия — все это делает стресс профессиональным заболеванием социального работника. Поэтому необходимость обучения приемам снятия стрессовых нагрузок получает первостепенное место.

Личностные стрессы социального работника могут быть вызваны такими факторами, как ситуации изменения или утраты социального статуса; ситуация потери работы; ситуация риска; ситуации с экстремальными условиями; неопределенные ситуации и т.п.

Психологи изучают, например, как человек принимает нужные решения в нетипичной ситуации, какие психологические качества ему необходимы, какие негативные качества возникают у него в экстремальной ситуации и т.д.

С этим связаны и так называемые «стрессы ответственности». Ответственность — это категория этики и права, отражающая особое правовое и моральное отношение социального работника к клиенту; соотношение способности с возможностью выполнять свои функции. Этическая ответственность социального работника перед своей профессией связана с сохранением ценностей и предназначением профессии, с использованием и развитием знаний социальной работы. Нормативными документами установлены границы ответственности работника для защиты и утверждения достоинства и чести своей профессии, противостояния негативным явлениям в практике социальной работы.

Учет и предвидение этих опасностей может помочь ему поддерживать работоспособность и сохранять профессиональное долголетие.

Одним из таких состояний является эмоционально-мотивационное утомление, при котором появляются субъективные переживания усталости, мотивационная и эмоциональная неустойчивость. Это может привести к хроническому переутомлению. Трудовое утомление понимается как комплекс соответствующих физиологических сдвигов в организме, вызванных процессом труда, понижающих работоспособность и создающих конфликт между внешними требованиями работы и снизившимися возможностями человека, для преодоления которого организм мобилизует внутренние ресурсы и переходит на более высокий уровень энергетического функционирования. Утомление сопровождается раздражительностью, снижением интереса к работе, мотивационной и эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью и другими явлениями. Возможно появление неврозов и соматических нарушений психогенного характера, могут возникнуть изменения личности — эпизодическая конфликтность, вялость, повышенная эмоциональная лабильность. На стадии выраженного переутомления все это приобретает устойчивые черты — интровертность, замкнутость, агрессивность, тревожность, депрессивность, сужение круга значимых мотивов.

К неблагоприятным факторам профессиональной деятельности относятся и состояния психической напряженности, вызванные конфликтами, трудностями в решении сложных социальных проблем, приводящими к ощущениям дискомфорта, тревоги, фрустрации, пессимистические настроения. Существуют различные научные подходы к определению сущности и видов психической напряженности. Некоторые ученые различают два вида таких состояний: напряжение, вызывающее положительный, мобилизующий эффект и напряженность, которая характеризуется понижением устойчивости психических и двигательных функций вплоть до дезинтеграции личности. Другие проводят различие между эмоциональным напряжением как нормальным состоянием и эмоциональной напряженностью как предпаталогическим состоянием. Выделяются следующие виды психической напряженности:

· перцептивная (возникающая, например, в случае больших затруднений при восприятии необходимой информации);

· интеллектуальная (при невозможности найти адекватный способ решения или выход из критической ситуации);

· эмоциональная (при возникновении эмоций, дезорганизующих деятельность);

· волевая (при неспособности человека проявить сознательное усилие и овладеть ситуацией);

· мотивационная (связанная с борьбой мотивов, например выполнить долг или уклониться от опасности и риска).

Психическая напряженность классифицируется и по характеру нарушений деятельности.

Так, тормозная форма напряженности характеризуется замедленным выполнением интеллектуальных операций, когда затрудняется переключение внимания, формирование новых навыков, перестройка старых, снижается способность выполнять привычные действия в новых условиях.

Импульсивная форма напряженности проявляется зачастую в увеличении количества ошибочных действий при сохранении или даже увеличении темпа работы; наблюдается склонность к малоосмысленным импульсивным действиям, спешка, суетливость, забывание инструкций, что характерно для социальных работников с недостаточно сформированными профессиональными навыками.

При генерализованной форме напряженности наблюдается сильное возбуждение, ухудшение качества исполнения, двигательная дискоординация, сопровождающиеся снижением темпа работы, приводящим иногда к срыву деятельности, к безразличию, возникновению чувства обреченности, депрессии.

С учетом мотивации и эмоций человека были дополнительно выделены:

· операциональная напряженность, характеризующаяся относительно нейтральным подходом к процессу деятельности, преобладание процессуального мотива, поглощенность делом, что оптимально влияет на деятельность;

· эмоциональная напряженность, выражающаяся в интенсивных эмоциональных переживаниях в ходе деятельности, мотиве самоутверждения, отвлечении от содержания деятельности, снижением ее эффективности12.

По мнению некоторых исследователей, признаками эмоциональной напряженности являются нарушение координации движения, а также психические нарушения — сужение объема памяти, снижение внимания, замедление реакции, неверная оценка ситуации13. Хроническая эмоциональная напряженность способствует появлению негативных черт, частично сходных с признаками, характерными для переутомления (интровертность, агрессивность, высокая тревожность, неудовлетворенность собой, сворачивание межличностных контактов, неврозы)14.

Следующим неблагоприятным фактором в труде социального работника являются профессиональные кризисы, неоднократно проявляющиеся в течение всей профессиональной деятельности, в том числе и у высокопрофессиональных специалистов. Они могут возникать, например, на начальном этапе профессиональной деятельности, при переходе к смежной специальности внутри профессии, при необходимости переквалификации и т. д.

При кризисе наблюдается снижение профессиональной самооценки, может проявляться ощущение исчерпанности своих возможностей (синдром «конечной остановки» по Л.Питеру15), страх идти даже на оправданный риск, усиление защитных мотивов, снижение интереса к дальнейшему росту или, наоборот, стремление занять место, не соответствующее уровню своей компетенции.

Если человеку не удается преодолеть кризисное состояние, могут возникнуть личностные деформации, характеризующиеся угасанием позитивных установок, усилением негативного отношения к себе или к другим.

Профессиональные деформации в ряде случаев могут возникать по причине самой специфики деятельности. Как показывают исследования, примерно у пятой части работников социальной сферы наблюдается так называемый синдром «сострадательной усталости», выражающийся в безразличии и депрессии. Как правило, этот профессиональный недуг возникает у тех, кто постоянно имеет дело со страданиями людей.

Другим проявлением деформации личности, вызванной теми же условиями, могут стать равнодушие, черствость, цинизм.

В общем виде существуют две составляющих профессиональной деформации:

· Во-первых, это изначальные склонности. Задолго до вступления личности в трудовую деятельность у неё формируются определённые черты и особенности, которые присущи представителям той или иной профессии. Они могут быть осознанными и приниматься как желательные. И напротив – могут подавляться и скрываться человеком, являясь неосознанными.

· Во-вторых, это сама профессиональная деятельность, развивающая особенности личности.

 

Если говорить об уровнях профессиональной деформации, то в большинстве исследований принято выделять [2, с. 272]:

1. общепрофессиональные деформации (примером может служить синдром «вседозволенности» у менеджеров);

2. специальные профессиональные деформации (так, у медиков различных специализаций может развиваться цинизм, чёрствость);

3. профессионально-типологические деформации – то есть, деформации, детерминированные психологическими особенностями личности: темпераментом, характером, способностями (например, деформации, развивающиеся на основе некоторых способностей коммуникативных и организаторских способностей: нарциссизм, комплекс превосходства, завышенная самооценка);

4. индивидуальные деформации (например, гиперактивность, профессиональный энтузиазм, трудовой фанатизм).

Основными причинами, в результате которых возникают деформации, являются:

· Однообразие трудовой деятельности;

· Недостаточность признания со стороны руководства, коллег и клиентов и при этом несоразмерное вкладывание личностных ресурсов;

· Жёсткие временные рамки и непосильные сроки выполнения работы;

· Излишняя критика со стороны коллег;

· Нехватка условий для развития и самореализации;

· Наличие неразрешённых межличностных и внутриличностных конфликтов, напряжённость в трудовом коллективе.

Не лишним будет упомянуть и о том, что существуют частные случаи профессиональной деформации. Под ними подразумеваются административный восторг, управленческая эрозия и синдром эмоционального выгорания.

Административным восторгом называют своеобразное психологическое состояние, которое проявляется как чрезмерное упоение своей властью, приводящее к её злоупотреблению и административному произволу. Часто это явление служит верным спутником профессиональной деформации у руководителей различного уровня.

У человека, находящегося в состоянии административного восторга, возникает мнение, что присвоенная ему роль позволяет лично определять правых и неправых в любом конфликте и беспощадно наказывать того, кого он посчитал виновным. Типичной чертой «восторженного» мировосприятия личности является понимание зловредного характера своих действий, которое уравновешивается твёрдым убеждением в том, что все его действия направлены только на всеобщее благо. При этом, зачастую, чем ниже должность руководящего, тем бесцеремоннее его поведение в отношении тех, кто от него так или иначе зависит. [16, с. 8-15]

Управленческая эрозия (иначе говоря «порча» властью) есть ничто иное, как особый психологический процесс, при котором эффективность деятельности субъектов власти со временем уменьшается, что приводит к чрезмерной рациональности и эгоцентричности руководителей. Продолжительное пребывание сотрудника в качестве руководителя становится главной причиной того, что решения, принимаемые им, все менее обоснованными, рациональными и эффективными.

Наиболее всего риску подвержены те, кто занимают наивысшие должности. Человек в этом случае стремится к доминированию гораздо больше, нежели чем думает о поставленной задаче. Личное удовольствие заменяет общественную пользу. Стремление к власти у такого руководителя подчиняется тем же законам, что и наркомания. Увеличение объёма полномочий никогда не дает ему полного удовлетворения, а лишь вызывает большее стремление к постоянному влиянию на подчинённых. «Испорченные» властью руководители, желая оправдать свои шаги, могут создавать мифы о врагах и всяческих угрозах для организации.

Зарождение феномена управленческой эрозии и его последующее развитие никак не связаны со стилем управления. Ей оди



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: