Учебно-методический комплекс организации и проведения уроков технологии




Техническое творчество является непосредственным трудом по материализации в своеобразной форме законов и свойств природных явлений. Будут специфической формой мыслительной деятельности, оно способствует развитию знаний человека об объективном мире.

Техническое творчество позволяет не только отражать и воспроизводить, существующую природную реальность, но и создавать новую - техническую среду общества – своеобразную материальную среду жизнедеятельности людей. В процессе технического творчества происходит проверка научных знании, их подтверждение или опровержение, а также постановка новых научных проблем и сбор фактического материала как экспериментальной основы новых исследований. Применительно к техническому творчеству учащихся в его развитии к своей высшей форме - изобретательству - важно разработать такое его содержание, определить такие формы и методы включения учащихся в эту деятельность, чтобы развить у них черты личности, обеспечивающие творчество, вооружить их изобретательскими умениями, необходимыми техническими знаниями, соответствующими современному уровню развития техники и человеческого общества.

В отличие от Т. Рибо и П.К. Энгельмейера, американский психолог Д. Росман впервые обратил внимание исследователей на такие важные элементы процесса технического творчества, как усмотрение потребности и анализ её с использованием сбора информации, отведя ему самостоятельное место в структуре изобретательства. Схема творческого процесса изобретательства, опубликованная Д. Росманом в книге "Психология изобретательства" в включает в себя семь этапов:

1. Усмотрение потребности или трудности.

2. Анализ этой потребности или трудности.

3. Просмотр доступной информации.

4. Формулировку всех объективных решений.

5. Критический анализ этих решений.

6. Рождение новой идеи - изобретения.

7.Экспериментирование, предполагающее подтверждение правильности идеи и её конечное воплощение в вещах.

Эта схема оказала большое влияние практически на все более поздние структуры процесса технического творчества и технического творчества учащихся вплоть до наших дней.

По современным представлениям, человек постоянно находится под воздействием трёх полей: гравитационного, энергетического и информационного. Со стороны информационного поля на человека воздействуют различные потоки информации: сенсорный поток, который воспринимается органами чувств через первую сигнальную систему; вербальный поток устных и письменных слов (вторая сигнальная система); структурный поток, компонентами которого являются вода, пища, вдыхаемый воздух.

Под термином «информация» в настоящее время понимают сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях. Информацию подразделяют на общественно-политическую, научно-техническую, патентную и т.д. В процессе технического творчества особенно значимой является научно-техническая и ещё в большей степени патентная информация.

Научно-техническая информация – это сведения об объектах науки и техники, их параметрах, свойствах и состояниях.

Патентная информация – это сведения о существующих технических решениях, признанных изобретениями или претендующих на такое признание.

Информация всегда предполагает существование её источника (для научно-технической и патентной информации это информационные и патентные бюллетени, реферативные журналы, описания изобретений и т.д.) и её потребителей (получателей).

Деятельность, включающая в себя систематическое исследование источников научно-технической и патентной информации (информации о технических решениях), анализ и классификацию необходимых для творческого процесса сведений, называется сбором научно-технической и патентной информации (сбором информации о существующих технических решениях).

Эту деятельность в процессе технического творчества многие исследователи, в отличие от Д. Росмана, не считают собственно творческой, исключают из структуры технического творчества и рассматривают как необязательный, вспомогательный, а иногда и ненужный, мешающий элемент. Ряду авторов не удалось чётко сформулировать своё отношение к роли и месту сбора информации в структуре технического творчества. Так, Г.С. Альтшуллер в 1961 г., критикуя схему работы над изобретением, предложенную Д. Росманом, писал: «В один ряд поставлены совершенно различные процессы, например, просмотр информации и рождение идеи изобретения. Получить информацию можно в библиотеке; тут в принципе всё просто и ясно. Иначе обстоит дело с рождением идеи». Ряд исследователей согласился с такой оценкой. Но уже в 1969г. Г.С. Альтшуллер предложил структурную схему процесса изобретательского творчества, включающую шесть стадий, каждая из которых может быть пройдена на 5 различных уровнях творчества. И одной из стадий был сбор информации, творческий характер которого (ранее вообще отрицавшийся автором) мог быть оценен по 5-уровневои шкале.

Однако в той же работе Г.С. Альтшуллер вновь высказывает сомнения в необходимости сбора информации в творческом процессе. Он высказывает мысль, что при создании изобретений 4-го или 5-го уровней условия задачи расширяются настолько, что становится невозможным определить, какую именно патентную информацию необходимо использовать.

И видимо, поэтому в своём алгоритме решения изобретательских задач (в различных его версиях) Г.С. Альтшуллер то вводит в явном виде в разных частях и шагах алгоритма элементы сбора информации о существующих технических решениях, то вновь исключает их из творческих стадий. При этом необходимо отметить: анализ работ Г.С. Альтшуллера показал, что всё же во всех предлагаемых им технологиях изобретательства сбор информации обязательно присутствует в явном или неявном виде. Например, разработанные им принципы разрешения технических противоречии были подучены в результате анализа более 40 тыс. существующих решений. С развитием техники будут появляться всё новые принципы разрешения технических противоречии (в своих первых работах Г.С. Альтшуллер говорил о 35 принципах в последних же речь идёт уже о существовании более 200 таких принципов, из которых наиболее популярны 40), а для их выявления необходимо проводить постоянный сбор информации о всё новых и новых технических решениях. Очевидно, что вся разрабатываемая Г.С. Альтшуллером методика изобретательства базируется на постоянной работе автора по сбору патентной информации и её анализу, о чём автор неоднократно упоминает в свою публикациях. Мы считаем необходимым процитировать некоторые его высказывания. «...Имея картотеку на 500-600 примеров, можно приступать к решению задач с твёрдой уверенностью в том, что вы быстро найдёте правильный ответ... Заменяйте примеры аналогичными, но более чёткими. Источники примеров – патентные материалы, техническая литература, журналы (специальные и научно-популярные), газеты, производственный опыт и т.д.

Исключительно важную роль в предварительной подготовке изобретателя играет изучение патентной литературы.

Чтение патентной литературы повышает творческое мастерство изобретателя».

В работах В.П. Пархоменко, В.А. Пяткова, А.В. Чуса различные формы сбора информации также вводятся в структуру технического творчества на различных его этапах, но опять же в качестве вспомогательных, технических, нетворческих структурных единиц.

2. Разработка урока по технологии с применением национально-регионального компонента в средней школе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: