Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии посредством включения в урок национально-регионального компонента.




Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. Способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность.

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Трудовое обучение - обязательное условие и составная часть обучения, воспитания и развития ребенка на начальной ступени общеобразовательной школы, это важное средство творческого и эстетического развития детей.

Вопросами трудового обучения и воспитания учащихся школ занимались такие видные ученые, как Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.В.Луначарский, С.Л.Рубинштейн.

Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Все это способствует развитию индивидуальных и творческих способностей ребенка в школе. Стремление к творчеству характерно для учащихся начальной школы.

Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации.

Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

Существуют различные подходы к проблеме развития творческих способностей. По мнению А.В.Хуторского, Л.М.Фридмана, Д.Б.Богоявленской, А.М.Матюшкина, В.И.Дружинина и многих других отечественных и зарубежных ученых, обучение и развитие человека взаимосвязаны с его творчеством: развивается лишь тот, кто создает и творит новое (для себя или для других), кто выходит за рамки предопределенного, реализует потенциальные возможности своего внутреннего мира.

Для образовательной практики наиболее интересным представляется «модель творческих способностей учащихся» А.В.Хуторского, где акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития

методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий.

Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования. Для этого необходима специальная образовательная технология, которая бы позволяла развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика, сохраняя при этом массовость образования. Такую технологию обеспечивает подход, связанный с развитием творческой одаренности учащихся.

Народное искусство - это устоявшиеся формы творчества этносов, отвечающие определенным критериям, среди которых выступают в первую очередь каноны и традиции, уникальность ручного труда и вариативность. Сакральный смысл привел к сложению определенных канонов, ставших со временем традициями. Существуют определенные типы национальной одежды, а также предметы, связанные с рождением ребенка, со свадебными, погребальными и промысловыми обрядами.

У каждого народа сложились свои художественные традиции, отвечающие этническим, психическим и ментальным особенностям каждого этноса, исторически сложившиеся в определенных природно-климатических условиях. Эти традиции проявляются в предметах материальной культуры - одежде, утвари, жилище и т.п., а также в ритуальных предметах. Характерной особенностью является то, что украшению многих вещей уделяется не меньше внимания и времени, чем их изготовлению.

Обращение к изучению творческого наследия предшествующих поколений и, в частности, хантыйского народа, особенно актуально в наш суетной век. Наше искусство станет от этого богаче, красочнее и многограннее. На протяжении многих веков по крупицам собирались и передавались по наследству секреты народного художественного мастерства.

Окружающая природа, национальный быт, народные обычаи, фольклор, люди, которые своим трудом преображают суровый край, - это та питательная среда, которая служит источником вдохновения не только для взрослых, но и для юных художников.

Среди рукоделий народов севера, в частности ханты, видное место занимает вышивка нитками по ткани. Распространение южнохантыйской вышивки совпадает с районами обильного произрастания крапивы. Вышивка бытовала в южных районах, на реках Иртыш, Салым, Демьянка и главным образом, Конде и ее притоках. Это обусловлено тем, что вышивали на крапивном холсте, который отличается способностью к отбеливанию и крепостью. Реже, и в более поздних работах встречаются льняные и конопляные холсты. Иногда основа и уток тканей бывали из разных нитей: крапивных и конопляных. Но в любом случае, для вышивки предпочиталась ткань домашнего производства, причем особенное внимание уделялось правильности переплетения основы с утком, так как нити ткани служили канвой для вышивки. При изучении литературы я выяснила, что у северных народов существует несколько приёмов вышивки, которые можно использовать на уроке технологии:

-первый прием считался самым старинным видом вышивания - «керем-ханч» - (от хант. – кередем - перевернуть, повернуть). Вышивается мелкими параллельными стежками, вплотную соприкасающимися друг к другу. Таким образом, получается непрерывная красная или синяя черта, т.к. для вышивания использовались два цвета нити. Отличительная черта этой техники вышивки состоит в том, что на лицевой стороне рисунок не заполняется шитьем. Отсюда вероятно она получила свое название. Вышитые полотна состоят из геометрических узоров, часто встречаются солярные знаки. В изделиях данный вид техники совмещается с другими видами.

-второй прием «ханда-ханч»- остяцкая вышивка, узор. Первоначально черной или коричневой шерстяной нитью наносится контур мелкими параллельными стежками в виде ступенчатой или зигзагообразной линией. Часто вершины полученных углов украшают стежками, отходящими в сторону или завитками из нескольких стежков. На изнаночной стороне получается такой же рисунок, как на лицевой стороне. Затем крупными параллельными стежками заполняют контур с лицевой стороны сплошь цветной шерстью. Цветовая гамма богатая. Применялись в этом виде вышивке все цвета, использующиеся в южнохантыйской вышивке, синий и черный, зеленый, красный, желтый.

-третий прием «руть-ханч»-«русский узор» или вышивка квадратами. Этот прием напоминает «ханда-ханч», вышивается мелкими стежками одинаковой длины. Рисунок состоит из ряда мелких квадратиков, соприкасающихся концами диагоналей. Вершины углов заполняются завитками из нескольких стежков в сторону. Шерстяные нити употребляются красного, cинего, желтого и зеленого цвета. Данный прием вышивания встречается только на хантыйской одежде. Для декорирования используются орнаменты, состоящие из изобразительных элементов – деревьев и птиц.

-четвертый прием - «севем-ханч»- плетеная вышивка. Выполняется мелкими крестиками. Крестики соприкасаются иногда одним концом, двумя или четырьмя. Особенностью данного вида вышивки является плотный узор, сплошь закрывающий фон. Для вышивания использовали все цвета шерстяных нитей. Орнаменты составляют изображения птиц и деревьев.

-пятый прием - «ектемь-ханч» - собирать. Название свое получил оттого, что набирается сразу много нитей ткани на иглу. Напоминает этот прием вышивки «керемь-ханч», но отличается применением более крупных стежков, вроде тех, что которые употребляют при заполнении контура вышивки «ханда-ханч».

Глина относится к разряду наиболее доступных природных материалов. Археологические исследования свидетельствуют о том, что в прошлом керамическое производство было широко развито на территории современной Югры. Из глины делали разнообразные сосуды, формы для выплавки металлических изделий, мелкую скульптуру, пряслица, грузила. Но уже для XVII века такие изделия являются редкими. Повсеместно сохранилась лишь традиция изготовления из глины грузила. Производство керамических изделий (сосудов, игрушек) еще некоторое время назад существовало в русских поселениях. Керамические сосуды в основном изготавливались для собственных нужд. При этом применялись приемы ручной лепки.

Так, известно, что в Ханты-Мансийском районе в 1940-50-е годы действовал кирпичный завод, где делали кирпич трех видов: для внутренней кладки, керамический и глазурированный. Для кирпича использовали местную синюю глину. В течение года глина вылеживалась в глинозапасниках. В результате она разлагалась, обретала серый цвет и превращалась в мелкие жесткие комки. Местное название такой глины -"орешник".

На заводе, в том числе, делали кухонную посуду: кринки, корчаги, ладки, горшки, миски, кувшины, сковородки, «бражники». Для этого использовали более пластичную, с меньшим содержанием песка глину с красноватым оттенком. В 1930-1950-е гг. кроме кирпича и гончарной посуды на заводе делали игрушки – свистульки ("пикульки"), декоративные копилки и миниатюрную скульптуру. Скульптура покрывалась подглазурной росписью. Свистульки были лепными, а миниатюрная скульптура отливалась по форме. К настоящему времени этот вид ремесла считается утраченным. Исторические знания позволяют вводить в урок лепку свистулек, посуды, миниатюрную скульптуру.

Один из видов рукоделия коренных народов севера является вышивка бисером. Бисер, бисерные украшения и украшенные бисером предметы являются неотъемлемой частью традиционной культуры хантов и манси. В настоящее время появилось много новых предметов, изготовленных и украшенных бисером - это и заколки для волос, и кошельки, и сумочки и т.д.

По техническому исполнению бисерные украшения разделяются на вышитые и плетеные (нанизанные). Вышивкой бисером украшается одежда, головные уборы, обувь, пояса, накостные и нагрудные украшения, рукавицы, охотничьи маски. Обычно бисером вышивают полосы из ткани, которые затем нашивают на одежду. По плотности и технике нашивки бисера различается несколько способов. Так, например, бисерины пришивают по 1-5 в виде строчки или орнамента, стежком с двумя-тремя нанизанными бисеринами, крестом из пяти бисерин и т.д. В технике бисерного плетения в XIX-XX вв. делали съемные украшения, такие, как шейно-нагрудные и накостные. В качестве съемных нашейных украшений использовались и простые бисерные низки, к которым крепились крестики. В конце XX века из бисера стали плести и перстни, и браслеты, и медальоны. Плетеные бисерные полосы нашивали на плечевую одежду, меховую обувь, на пояса. В настоящее время наиболее распространено бисерное плетение, основу которого составляет ромбическая ячейка из четырех или восьми бисерин. Розеточная основа этой техники позволяет вести плетение в разных направлениях и создавать прямолинейные ленточные и медальонные орнаменты из бисера разных цветов.

Вышивка и плетение бисером относятся к наиболее распространенным художественным промыслам. На территории Югры эти занятия известны у хантов и манси повсеместно, но при этом для каждой локальной группы характерны свои приемы и определенный набор бисерных изделий.

Техника бисероплетения требует тонкого понимания красоты, безукоризненного вкуса, художественного такта, фантазии и, конечно, мастерства; воспитывает усидчивость, терпение. Бисероплетение - достаточно сложное и кропотливое занятие, оно требует большого внимания и аккуратности. Этот вид творчества воспитывает навыки самостоятельности, умение работать сосредоточенно, не отвлекаясь, длительное время повторять бесконечный ряд одних и тех же движений, находя в этом своеобразную красоту и ритмику. Данный вид творчества, на сегодняшний день, является востребованным, так как он имеет долгосрочную направленность, при дальнейшем его совершенствовании и материальной поддержке, он окажет содействие по возрождению народного творчества. Бисероплетение - не новый, но очень интересный вид рукоделия.

Внедрение в урок технологии национально-регионального компонента предполагает развитие мыслительной и практической деятельности, ценностного отношения к своей стране, региону, городу, семье, активизации познавательного интереса к предмету, развитию творческого потенциала школьников. Исходя из вышесказанного были выделены следующие этапы развития творческих способностей учащихся средней школы.

 

 

Заключение

Национально-региональный компонент курса "Технология" призвана помочь не только сохранению богатства и традиций народного декоративно-прикладного творчества, но и его развитию.

Реализация такого вида урока, помимо знаний о народных промыслах и овладения практическими умениями и навыками, создает условия для расширения культурного кругозора учащихся.

Также возможно применение интегрированного урока, предусматривающие экскурсии на выставки декоративно-прикладного искусства и в Музей народной культуры, которые пробуждают интерес учащихся к жизни, к работе, к знаниям, он учится использовать ум, проявлять волю и характер, утонченно чувствовать прекрасное, быть стойким. Каждая приобретенная крупинка знания подтолкнет ученика к освоению новых знаний, к достижению интеллектуальных высот.

Использование на занятиях по технологии материала, знакомящего учащихся с национальными обычаями и традициями в производственной и бытовой сферах, повышает их познавательный интерес, расширяет возможности для проявления творческого начала. Использование на уроках технологии национально-регионального компонента существенно влияет на развитие творческих способностей обучающихся, обеспечивает качественный показатель обученности, способствует развитию разносторонне развитой личности.

 

Список использованной литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов/ Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2006. – 345 с.

2. Арнольдов, А. М. Введение в культурологию: учеб. пособие для сред. проф. учреждений. – М.: Аспект-Пресс, 2007. – 290 с.

3. Блонский, П.П. Избранные произведения/ П.П. Блонский. – М.: АСТ-Пресс, 2005.– 386с.

4. Землянская, Е.Н. Учебные проекты учащихся средней школы / Е.Н. Землянская // ПИШ. – 2005.– С. 23-26

5. Каргин, А.С. Народное художественное творчество. Структура, формы, свойства/ А.С. Каргин. – М.: АСТ – Искусство, 2005. – 206 с.

6. Кравцова, Е.Е. Психологические особенности среднего школьного возраста/ Е.Е. Кравцова. – М.: Владос, 2005. – 286 с.

7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации// Вестник образования. – 2003. – С. 4-10

8. Соловьев, Ю.А. Природная мастерская/ Ю.А. Соловьев // Коллекция идей. – 2008.– С. 38-41

9. Петрушина, С.В. Изучение элементов русской народной культуры на уроках трудового обучения/ С.В. Петрушина // Средняя школа. – 2005. – С. 64-65

10. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-4 кл.: авт.-сост. Т.Я. Шпикалова // Программы общеобразовательных учреждений России. – М.: Просвещение, 2007. – 163 с.

11. Хотунцев, Ю.Л. Русская культура в образовательной области «Технология»/ Ю.Л. Хотунцев // Школа и производство. – 2005. – С.67-69

12. Яковлева, Е.А. Развитие творческого потенциала у школьников среднего возраста / Е.А. Яковлева // Вопросы психологии. –2006. – С. 28-32

Размещено на

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: