Тема: Ознакомление с «Моделью человеческого потенциала» американского психолого Джозефа Рензулли. Роль способностей для развития творческого потенциала




Наряду с проблематикой интеллектуальной одаренности внимание специалистов привлекают и проблемы творческой одаренности. Исследователи пришли к мысли о возможности рассмотрения интеллекта и креативности как составляющих интегральной, общей одаренности.

Подобное понимание одаренности как сочетания уровней развития интеллекта и креативности, в свою очередь, подтолкнуло специалистов к необходимости включения во вновь создаваемую структуру одаренности еще и личностных факторов. Представления об одаренности, учитывающие уровень развития интеллекта, уровень развития креативности и личностные характеристики, наиболее распространены на сегодняшний день.

Одна из самых популярных концепций такого рода — «модель человеческого потенциала», предложенная американским психологом Джозефом Рензулли. Она наиболее точно отражает современное понимание этого явления. Большинство других современных моделей включают в себя факторы, которые были выделены Дж. Рензулли (Ф. Монке, А. Таненбаум, Э.П. Торренс, Дж. Фельдхусен и др.).

 

Одной из наиболее известных концепций одаренности в американской и мировой психологии является теория трех колец Дж. Рензулли или «Трехкольцевая модель одаренности Дж. Рензулли»

Основываясь на большом эмпирическом материале, Джозеф Рензулли и его сотрудники разработали составную концепцию одаренности, которая включает когнитивный и другие факторы. Они описывают одаренность как «взаимодействие трех групп человеческих качеств: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, высокая увлеченность выполняемой задачей и высокий уровень креативности. Одаренные и талантливые дети - это дети, которые обладают данными характеристиками или способны развить и реализовать их в любой полезной деятельности» (Renzulli et al., 1981, p.27).

Рензулли подчеркивает, что ни одна из этих характеристик сама по себе недостаточна, чтобы «создать одаренность». Напротив, «это взаимодействие между группами - необходимый элемент для творческого продуктивного достижения»

Дж. Рензулли считает, что поведение человека отражает взаимодействие между тремя основными группами человеческих качеств. Он пишет: «Эти группы представляют собой общие и/ или специальные способности выше среднего, высокий уровень включенности в задачу и высокий уровень креативности» (Рензулли, Рис, 1997. С. 214). Одаренный человек обладает этой системой качеств, способен к ее развитию и приложению к любой потенциально ценной области человеческой деятельности.

Таким образом, Дж. Рензулли не ограничивает понятие одаренности только высоким интеллектом или даже его сочетанием с креативностью. Он делает акцент сразу на трех характеристиках, определяющих понятие «потенциал личности». К ним относятся: доминирующая мотивация, выдающиеся способности (интеллект) и креативность. По утверждению автора, люди, имеющие способности к развитию взаимодействия выделенных факторов, требуют широкой вариативности образовательных возможностей. Анализируя современную образовательную практику, он подчеркивает, что обычно педагогика таких возможностей не предлагает.

Представляют интерес не только выделенные Дж. Рензулли факторы одаренности, но и описание процесса взаимозависимости и взаимодействия между ними. Наиболее наглядна предложенная им графическая схема, на которой потенциал личности предстает в виде трех взаимно пересекающихся окружностей (см. рис. 3). Каждая окружность символизирует один из трех выделенных факторов. Одаренность выступает как результат взаимного наложения трех факторов, что и символизируют три пересекающиеся окружности.

Малая модель человеческого потенциала Дж. Рензулли (см. Cline Starr Ed. D., 1989)

Важнейшей отличительной чертой подхода Дж. Рензулли является то, что он допускает возможность существенного расширения контингента одаренных. Особенно наглядно это видно при сравнении с тем небольшим процентом (2—3% от общего числа) детей, который обычно выявляют при помощи тестов интеллекта, креативности или достижений.

Модель Дж. Рензулли не относится к числу многофакторных, но при этом требует распознавания не только выдающихся интеллектуальных способностей и уровня развития, определяемого в основном по тестам достижений, но и других факторов, отражающих специфику когнитивных и поведенческих характеристик одаренного человека. Как следует из анализа элементов, составляющих эту модель, факторы включают много типов способностей и потенций, которые часто не могут быть измерены так же точно, как, например IQ или учебные достижения.

Дж. Рензулли пишет в одной из своих работ: «Факт, что эти способности могут быть развиты в различной степени у гораздо большей части популяции, чем та, которая обычно включается в специальные программы, создает тот императив, который мы рассматриваем в целостном понятии одаренность» (Рензулли, Рис, 1997. С. 215). Такой подход к выявлению одаренных и развитию умственных способностей позволяет отойти от традиционной практики, ориентированной только на уровень интеллектуальной или творческой одаренности — в этом случае часть детей называют одаренными, а остальные попадают в категорию неодаренных. Дж. Рензулли предлагает использовать прилагательное «одаренный» не как констатацию факта, а как характеристику перспективы развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: