РАЗДЕЛ I. ТЕАТРАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ




Г.М. СТРАДОВ

 

 

продюсерство в театре

 

Курс лекций

Минск 2008

 

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 3

РАЗДЕЛ I. ТЕАТРАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. 3

Тема 1. Идея для театра. 3

Тема 2. МЕНЕДЖЕР ДЛЯ ИДЕИ.. 7

Тема 3. ОБУЧЕНИЕ И ПОДГОТОВКА АРТ-МЕНЕДЖЕРОВ.. 9

Тема 4. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА.. 13

Тема 5. ПОДБОР ПЕРСОНАЛА И АКТЕРОВ.. 16

Тема 6. ИНДУСТРИЯ КУЛЬТУРЫИ МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 19

Тема 7. АГЕНТСТВО МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ... 26

Тема 8. АРТИТИСТЫИ ПРОДЮСЕРЫ: СОТРУДНИЧЕСТВО ИЛИ КОНФЛИКТ. 28

Тема 9. СМЕЖНОЕ ПРАВО В МИРОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ.. 29

Тема 10. СОВРЕМЕННАЯ АНТРЕПРИЗА. 4 МИФА.. 39

Тема 11. РОЛЬ КРИТИКА В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ИСКУССТВ.. 50

Раздел II. ПРОДЮСЕРСТВО В ТЕАТРЕ.. 56

Тема 1. ИЗ ИСТОРИИ ТЕАТРАЛЬНО-МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ.. 56

Тема 2. ТЕАТРАЛЬНО-МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОДЮСИРОВАНИЕ В БЕЛАРУСИ.. 63

Тема 3. ВИДЫДОГОВОРА. РАЙДЕР. 65

ЛИТЕРАТУРА................................................................................................................................. 74

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Основная цель курса «ПРОДЮСЕРСТВО В ТЕАТРЕ» — сформировать у студентов базовые представления о законах театрального творчества и бизнеса, мотивации карьеры в театре, истории менеджмента, обучению и подготовке арт-менеджеров.

Курс включает изучение основных функций театрального менеджмента, креативного подхода в создании, организации и планирования проекта от первой идеи до полного воплощения его на сценической площадке.

Будущие продюсеры должны иметь четкое видение сложного и необыкновенно интересного процесса рождения спектаклиума.

Цель курса «ПРОДЮСЕРСТВО В ТЕАТРЕ» — дать студентам представление об Агентствах маркетинговых исследований, смежных правах в мировом законодательстве, четырех мифах современной антрепризы, роли критика в развитии современного рынка искусств, истории мировых мюзиклов.

Курс ориентирован на ознакомление с принципами подбора персонала и актеров. Роли арт-менеджера и коммерческого директора в руководстве, контроле воплощения творческой идеи драматурга-автора в жизнь и ее образно-пластическом решении.

 

 

РАЗДЕЛ I. ТЕАТРАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Тема 1. Идея для театра

Ежегодно в Америке и Европе ставятся тысячи пьес и мюзиклов. Некоторые театральные компания приглашают для работы профессионалов, которые этим зарабатывают себе на жизнь. БОЛЬШИНСТВО же использует студентов и любителей. Одни постановки успешны с точки зрения интереса публики, достигают высокого художественного уровня или служат определенным коммерческим целям, например, получения дохода.

Другие же терпят неудачу во всех направлениях. Этот факт широко известен, но все-таки огромное количество людей и на постсоветском пространстве продолжает стремиться сделать карьеру в театре или смежных областях. Почему? Что мотивирует человека на карьеру в театральном бизнесе? Попробуем разобраться в этом вопросе.

 

Идея, стоящая за театральной карьерой, постановкой или организацией — это, прежде всего, ответ на вопрос «почему». Любой театр, пьеса или постановка начинается как чья-то личная идея. Но дальше идеи начинают свою собственную жизнь, передаваясь от человека к человеку. Если случается провал, что в театре бывает нередко, то причиной может быть то, что первоначальная идея была потеряна, изменена или скомпрометирована. Или же мотивация, стоящая за идеей, была нечетко понята.

МОТИВ СЛАВЫ

Наиболее заметными представителями Мира искусства, разумеется, являются актеры и исполнители — эти чарующие фигуры на сцене или экране, чья магия так завораживает нас. Замечено, что большинство людей, занятых в исполнительских видах искусства, начинают именно из желания стать исполнителями, и, конечно же, знаменитыми.

Любой театр, пьеса или постановка начинается как чья-то личная идея.

Нет ничего плохого в надежде достичь в своей профессии выдающихся результатов. Действительно, человек, у которого такая мотивация отсутствует, вряд ли далеко продвинется. А для артиста сильное «эго» вместе с полным посвящением себя творческому процессу является самым главным. Это особенно необходимо в исполнительском искусстве, где успех зависит от сотрудничества многих людей. Люди почему-то полагают, что актеры могут играть, имея меньшую подготовку, чем другие деятели искусства, с намного более коротким периодом обучения и за гораздо меньшую зарплату. Артисты, которые желают добиться успеха в серьезной музыке, опере или танце, должны потратить огромное количество времени, денег и энергии, прежде чем они посмеют надеяться на прослушивание в лидирующей профессиональной организации. Большинство звезд и хитов, которым приписывается «успех за одну ночь», на самом деле являются результатом долгих лет тяжелой работы и самопожертвования.

Помимо поиска славы в широком смысле, люди включаются в театральную деятельность, чтобы получить признание и престиж. Например, если вы являетесь продюсером на Бродвее или в местном театре, то это может открыть вам двери в определенные социальные круги. Многие средства для развития сценического искусства были приобретены за счет щедрых даров состоятельных меценатов, которые хотели утвердить свое социальное положение, увидев свои имена «высеченными в граните».

МОТИВ ДЕНЕГ

Можно предположить, что «сделать деньги» было первоначальной целью производства по крайней мере половины всей театральной продукции в Америке. Однако получение выгоды — не самая лучшая мотивация, если вы надеетесь создать что-то стоящее с художественной точки зрения. Статистика убедительно показывает, как мало реального дохода приносит театральная деятельность, будь это Бродвей или провинциальный театр.

Коммерческое инвестирование в деятельность театра, как ставки на скачках, подразумевает повышенную степень риска, и здесь нет большого различия между профессиональным инвестором и новичком. В театре есть продюсеры, сценаристы, декораторы, актеры и менеджеры, чьи профессиональные качества поддерживаются солидными достижениями. Это делает их проекты менее рискованными, чем проекты остальных. Кроме того, для обеспеченного человека подобное инвестирование может быть более увлекательным способом потерять деньги, чем за день на скачках. Это может принести психологическое вознаграждение — в связи с включением в творческий процесс, социальное вознаграждение — знакомство с интересными и заслуженными людьми, или культурное — когда проект оказывается успешным с точки зрения искусства.

Если большинство шоу на Бродвее стремится получить доход, то местные и любительские театры также имеют цель превышения дохода над расходами, даже когда шоу организовано некоммерческой организацией. Зачастую целью становится получение денег для каких-либо конкретных нужд: новая форма для футбольной команды, музыкальные инструменты для школьной группы, организация путешествия класса в столицу, новый танцевальный зал в клубе. Такие попытки, конечно, мотивированы причинами, имеющими мало отношения к театральному искусству.

МОТИВ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ

Любое искусство имеет как социальную, так и образовательную ценность, но чтобы быть настоящим искусством, оно должно отражать универсальные истины бытия. Театр, ориентированный на оказание услуг, включает такое разнообразие форм, как:

- промышленная выставка (с намерением продемонстрировать или прорекламировать произведенную продукцию, например, машины или обувь);

- драма-терапия (психологический прием, посредством которого пациенты могут выразить или обозначить свои проблемы через изображение придуманных характеров);

- ролевая игра (в которой участники сознательно принимают роли, чтобы достичь более полного понимания какой-либо жизненной ситуации, нежели могли бы обеспечить книга или лекция);

- агитационно-пропагандистская деятельность (с намерением распространить определенную точку зрения посредством театрализованной агитации, тем самым поощрить аудиторию к будущим действиям);

- партизанский театр (также политичный по содержанию и пропагандистский по цели).

За исключением промышленных выставок, эти типы театров обычно не привлекают профессиональных актеров. Сами представления обычно происходят вне традиционного театрального пространства, и аудитория не платит за вход. Художественные достижения при таких условиях обычно являются вторичными.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ

Не каждый, кто работает в театре, должен стараться быть артистом, но каждый должен обладать представлением о гуманистической природе искусства и его конечного продукта. Это является первейшей необходимостью для профессиональных и любительских театров. Американцам традиционно нравится придавать материальную, социальную и политическую ценность как своей собственности, так и своей деятельности. Можно надеяться, что новые поколения будут больше ценить качество жизни с позиций красоты и радости, чем материальных благ. В поисках более глубокого понимания жизни, люди могут прийти к осознанию гуманизирующей силы искусства и его способности раздвигать границы сознания и постигать смысл существования человека.

 

Тема 2. МЕНЕДЖЕР ДЛЯ ИДЕИ

Театральные менеджеры первого столетия существования профессионального театра в Америке, примерно с 1750 по 1850, были довольно наивными в отношении финансовых моментов, которые влияют на успешный переход от аграрной к индустриальной нации. Бизнесмены, которые сменили их и управляли американским профессиональным театром в течение следующего столетия, примерно с 1850 по 1950, в какой-то момент покидали «живой» театр и переходили в более прибыльные коммерческие предприятия. К концу 1950-х гг. — на границе третьего столетия существования американского театра — начала появляться новая порода арт-менеджеров.

Много лет назад Джордж Бернард Шоу определил роль менеджера таким образом: «...Каждый художественный руководитель в театре должен работать рука об руку с жестким бизнесменом, чья основная работа будет состоять в том, чтобы урезать все расходы бюджета наполовину». Примечательно, что созданный менеджерами второго столетия образ прижимистого, скупого, похожего на Плюшкина или Скруджа театрального менеджера и продюсера сохраняется по сей день. Но сегодня мы подходим к пониманию, что, при безусловной важности экономики, если театр хочет выжить, менеджер должен принимать на себя и художественную ответственность. Доклад группы экспертов Фонда Рокфеллера «Исполнительское искусство: проблемы и перспективы», опубликованный в 1965 году, обозначил новые виды ответственности, определяя хорошего арт-менеджера как «человека, хорошо разбирающегося! в искусстве, которым он занимается; импресарио, исследователя рынка, дипломата, просветителя, эксперта по связям с общественностью, проницательного человека с опытом, служителя общества, неутомимого — но законопослушного — лидера, тирана и вечного студента искусства».

Коммерческое инвестирование в деятельность театра, как ставки на скачках, подразумевает повышенную степень риска.

Очевидно, что это неординарное существо! Но ведь и искусство — неординарная деятельность.

Современный арт-менеджер должен быть человеком, имеющим вкус, чувствительным и эрудированным, чьи склонности и образование позволяют ему искать, распознавать и развивать художественную оригинальность, в какой бы форме она ни появилась. Это может потребовать от человека стать инициатором и «двигателем», Дягилевым, Марго Джонс. Новые управленческие, финансовые и рекламные технологии в искусстве могут не иметь никакой ценности, если они не подкреплены такими качествами.

Как хороший арбитр, менеджер должен быть способен постоянно следить за мячом и линией ворот, а также доверять правилам и наслаждаться игрой. Когда лидеры теряют цель, следующие за ними практически всегда делают то же самое. Для того, чтобы заслужить уважение и установить власть, основанную на общем согласии, необходимо обладать обостренным чувством справедливости, проявляющимся в готовности пожертвовать личными интересами ради блага других и ради достижения художественных целей.

Тема 3. ОБУЧЕНИЕ И ПОДГОТОВКА АРТ-МЕНЕДЖЕРОВ

Какой вид подготовки способен сформировать человека с качествами и способностями, необходимыми для успешного управления театром в XXI веке?

Основные образцы поведения, симпатии и направления, которые в конечном итоге составляют стиль жизни, развиваются рано. Формальное образование может только выделить и расширить врожденные и приобретенные склонности. Мы можем обучить врачей, музыкантов и менеджеров необходимым им навыкам, но мы не может создать ученого или гуманиста как такового. В искусстве необходим широчайший запас человеческой впечатлительности, глубокие знания потребностей жизни, инстинктивная отзывчивость на движения человеческого сердца. Раннее и продолжительное приобщение к искусству, сопоставление различных мировых культур также может расширить гуманистическую направленность.

Наиболее ценным качеством является непреодолимое интеллектуальное любопытство...

Нет ничего удивительного, когда ребенок двенадцати лет хочет стать актером или балериной, но было бы более чем странно, если бы ребенок захотел стать арт-менеджером. Действительно, даже для учащегося колледжа, выбравшего карьеру в арт-менеджменте, это решение казалось бы преждевременным. Точно так же, как педиатр должен сначала освоить общую медицину, театральный менеджер должен сначала изучить искусство. Первые менеджеры американского театра, как и американские практикующие врачи двести лет назад, не имели ни ресурсов, ни знаний, чтобы прийти к узкой специализации. Они все занимались «общей практикой». Менеджеры следующего столетия, скорее фокусники и шарлатаны, были неудачниками с профессиональной точки зрения, специалистами «без портфеля». Современные арт-менеджеры должны быть хорошо обучены профессии, которой они служат, и привержены ее идеям.

Образование высокого качества, на любом уровне и за любую цену, получить сложно. Наиболее ценным качеством является непреодолимое интеллектуальное любопытство, без которого невозможно жить полной и осмысленной жизнью. На самом деле, это любопытство (пытливость) является такой мотивационной силой, которая может побудить человека преодолевать огромное множество препятствий, в том числе и несоответствующее или слабое образование. А если эта сила умножена на энергию и решительность, тогда можно ожидать достижения выдающихся результатов.

Поскольку сосредоточенность на театральном менеджменте в начале обучения может привести к некоторой ограниченности восприятия, необходим хотя бы один учебный курс для того, чтобы дать студентам возможность понять, что арт-менеджмент является практически осуществимым выбором карьеры.

Не так много людей в наше время добиваются профессионального статуса и лидерства без преимуществ, которое имеет базовое профессиональное образование. После его получения открываются следующие возможности для выбора карьеры:

- продолжить образование на более высоком уровне;

- попытаться получить подготовку на рабочем месте;

- поступить в интернатуру;

- посещать специализированные симпозиумы, семинары и конференции;

- путешествовать и руководствоваться своими собственными замыслами;

- совмещать что-либо или все из перечисленного выше.

Не каждый готов или способен продолжать свое обучение после окончания высшего учебного заведения. Магистерские программы по бизнес-администрированию в высшей школе бизнеса или магистерские программы по финансовому менеджменту, специализирующиеся на арт-администрировании, могут быть вполне реальной альтернативой.

Магистерская программа по арт-менеджменту продолжается от 2 до 3 лет и включает опыт практической работы под профессиональным наблюдением (руководством) в организациях исполнительских искусств, курсы по экономике, праву, бизнесу и гуманитарным предметам, а также несколько специальных семинаров, непосредственно связанных с искусством, которые преподаются профессионалами-практиками. Работа в классе делает акцент на аналитике и оригинальности мышления; текущая практика ставит проблемы и проверяет новые теории.

Вместо того чтобы продолжать образование, можно прямо выйти на рынок труда и даже основать свой собственный бизнес или театральную компанию. Этот подход часто являет собой слишком долгий путь к успеху и требует изрядной доли везения, чтобы пробиться без предварительного профессионального образования.

Стажировки (интернатуры) в организациях искусств сейчас воспринимается как неотъемлемая часть их деятельности. Практически любая компания или организация — коммерческая или некоммерческая — имеет или хотела бы иметь стажеров, работающих в различных направлениях. Ими могут быть студенты вузов или пожилые люди, на основе оплаты труда или без нее, краткосрочно или долгосрочно, профессионально или непрофессионально заинтересованные в искусстве. Практически каждый человек может пройти стажировку в организации, связанной с искусством. Но лучше, если у интерна есть руководитель-советник (глава учебной программы, профессионал из какой-либо организации, связанной с искусством), который может помочь попасть на правильную позицию в подходящей организации, урегулировать возникающие проблемы и содействовать в переходе в штат.

Симпозиумы, семинары и конференции, посвященные определенным аспектам арт-менеджмента (финансам, маркетингу, фандрайзингу и т. д.) или конкретным процедурам (подсчет расходов, графический дизайн, корпоративные грантовые исследования и т. д.), часто предлагаются в различных частях страны множеством организаций, сообществ, ассоциаций, советов и колледжей искусств. Они обеспечивают новичкам «погружение» в среду, студентам факультетов арт-менеджмента — получение дополнительного образования, практикующим профессионалам — возможность освежить свои знания. Эти краткие сессии, однако, не претендуют на замену собой более традиционных методов обучения.

Поездка молодого человека за рубеж, чтобы «окончательно сформировать характер», является традиционной частью образовательного процесса на протяжении веков. Путешествие, которое включается в себя некоторые виды формального и неформального обучения, надолго останется в памяти. Знакомство с иностранными культурами и языками также является большим преимуществом для менеджера, поскольку искусство становится все более интернациональным благодаря туризму, фестивалям, культурному обмену и широкому использованию средств массовой информации.

Наконец, имеет значение и непрерывно продолжающееся образование. Для занятого профессионала очень легко настолько погрузиться в ежедневную работу, что совсем не остается времени на продолжение и профессионального, и личностного развития, которое требует чтения, посещения представлений и выставок, посещения семинаров и симпозиумов, чтобы идти в ногу со временем и держаться на высоком уровне профессионализма.

РОЛЬ ПРОДЮСЕРА И СОВЕТА ПОПЕЧИТЕЛЕЙ

Продюсер в коммерческом театре и совет попечителей в некоммерческой компании или организации, связанной с искусством, имеют общую характеристику. Они оба несут ответственность за деятельность, которую начинают, и в разной степени включены в такие фундаментальные функции менеджмента, как планирование, организация, финансирование, отбор персонала, руководство и контроль.

Продюсер или совет несет финансовую (и личную) ответственность за финансовую и правовую деятельность компании или организации, которой они руководят. Исполнительные сотрудники ответственны за свои методы ведения бизнеса, но продюсер и совет дают начало этому бизнесу, определяют его цели и, в конце концов, именно они принимают почести или критику за результаты.

Продюсеры и попечители могут делегировать обязанности и ответственность, но они всегда должны заботиться о позиции, которую они занимают на вершине организационной иерархии и об особых обязательствах, которые ей сопутствует.

 

Тема 4. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

В наступившую эпоху огромных центров исполнительских видов искусства, пышных мюзиклов с автоматизированными сценическими эффектами, легко забыть, что по своей сути театр — это очень простой процесс.

Всего четыре элемента необходимы для создания театрального представления:

1) творческий материал (идея, сценарий, рукопись);

2) человек, который интерпретирует материал (актер, танцор, певец, священник);

3) место для показа материала (театр, двор, улица, церковь, поляна в лесу);

4) аудитория, которая смотрит (воспринимает; представление.

Чем больше это театральное действие формализовано, тем больше оно требует персонала, оборудования и денег. От первого театрального фестиваля Дионисия в Афинах в 535 г. до н. э. примерно до Второй мировой войны, большинство компаний и предприятий, связанных с исполнительскими видами искусства, могли быть организованы и достаточно хорошо управляемы одним артистом-менеджером с небольшой группой работников, или, в случае коммерческой деятельности, — независимым продюсером или импресарио.

По своей сути театр — это очень простой процесс. Но в связи с движением в экономике от индивидов к корпорациям общей собственности, со сложным налоговым законодательством и другими государственными правилами, с растущей силой профсоюзов, продюсеру или художественному руководителю предприятия любого масштаба, имеющего отношение к исполнительским видам искусства, требуется главный менеджер, который способен действовать в подобных условиях. С начала 1970-х гг. под влиянием роста модернизирующих технологий, в больших компаниях возникла необходимость нанимать дополнительный персонал для менеджмента, состоящий из специалистов по финансам, маркетингу, связям с общественностью, фандрайзингу, туризму и развитию.

До какой бы степени ни разделялась ответственность, менеджер — это человек, который участвует в соединении двух или более элементов из перечисленных выше, тем самым содействуя воплощению в жизнь театрального представления. С точки зрения экономиста, это человек, помогающий соединить трудовой ресурс и капитал с целью получения конечного продукта. Для социолога театральный менеджер может быть кем-то, кто оказывает влияние на организационное поведение в данной внутренней или внешней театральной среде, кто сводит вместе идею, артиста, место и аудиторию. Более конкретно, менеджер выполняет следующие функции:

1) планирование;

2) организация;

3)отбор персонала;

4) руководство;

5) контроль.

Таким образом, менеджер — это человек, который принимает решения, в противоположность тому, кто только дает советы или высказывает мнение. В соответствии с этим определением, юристы и бухгалтеры не являются менеджерами. Точно так же не являются менеджерами профессиональные консультанты и эксперты, поскольку они, по большей части, только дают советы, с помощью которых менеджер может принимать решения.

Что же включает процесс принятия решений?

Менеджер — это человек, который сводит вместе идею, артиста, место и аудиторию.

ПЛАНИРОВАНИЕ

Коммерческий продюсер решает, что именно (драма, комедия, мюзикл, шоу одного актера) и где (театр, парк, кабаре, тур) будет произведен конечный продукт. Совет попечителей некоммерческого театра определяет миссию или главную художественную цель, политику и задачи для компании. Принимая эти факторы как данное, исполнительные менеджеры должны затем придумать наилучшую стратегию для достижения максимального успеха. Это требует определения приоритетов, установления основных сроков и составления бюджета. Во время первоначального процесса планирования менеджеры по персоналу обычно работают в тесной связи с продюсером или советом для того, чтобы быть уверенными, что мотивационная идея или миссия не «затеряется». Поскольку решения, принимаемые на этой стадии, могут играть значительную роль в осуществлении проекта, они не должны быть слишком категоричными. Творческие проекты имеют тенденцию органически расти и развиваться, и в большинстве случаев с расширением персонала компании и с художественным развитием проекта многие планы подвергаются изменениям.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ

После того, как общий план выработан, доступные ресурсы должны быть организованы с целью максимизации их ценности и полезности. Например, как должны делегироваться полномочия и ответственность? На этой стадии хорошо бы создать схему организации, отражающую все рабочие должности и цели подчинения.

 

Эта схема тоже может изменяться, когда с расширением персонала и его профессиональной ориентации можно обнаружить, что кто-то может справляться с двойной работой, или что двум ценным работникам лучше работать порознь, или какая-то должность не является необходимой. В связи с этим может быть полезным выработать рабочие руководства, инструкции, предназначенные для описания круга обязанностей каждого специалиста, причем описание должно быть таким четким, чтобы' любой, прочитав его, мог выполнить необходимую работу без предварительной подготовки. По этой причине рабочие инструкции являются чем-то типа «книги для чайников». Если для проекта или театра работники подбираются в первый раз, инструкции обычно пишутся первым человеком, который находится на позиции непосредственного начальника, а затем пересматриваются и дополняются его последователями.

Тема 5. ПОДБОР ПЕРСОНАЛА И АКТЕРОВ

Прерогативой коммерческого директора является не только подбор главного менеджера и лидирующих артистов, но также и обладание «правом вето» на все принятия и увольнения, связанные с реализацией проекта. В действительности, некоторые продюсеры играют очень активную роль, в то время как другие оставляют все, за исключением выбора пьесы и финансирования, на откуп главному менеджеру. В некоммерческих театрах совет, нанимает одного-двух людей для художественного и административного руководства, а затем позволяет им принимать участие в отборе пьес и персонала. Если же компания не справляется с поставленной задачей, следует заменить имеющихся лидеров теми, кто более привержен линии совета. Однако совету не следует вмешиваться напрямую в отбор актеров либо другой процесс принятия решений о приеме на работу, за исключением подбора высшего персонала. В коммерческом секторе отведенное нанятым работникам время значительно короче, нежели в некоммерческом — возможно, потому, что репутация продюсера зависит от успеха или провала его последнего шоу, в то время как репутация некоммерческого театра основывается больше на успехе или провале последнего сезона.

Подбор персонала и актеров является долгим, сложным процессом. Первейшей задачей должно быть установление единства и принципа командной работы, как на сцене, так и вне ее. В обеих областях более целесообразно находить людям подходящий для них тип работы и роли, нежели подгонять типы работы и роли под имеющихся людей. Естественно, что при этом должна сохраняться верность главной, мотивирующей идее. Трудность заключается в том, чтобы найти решение, которое повышает качество какой-либо работы без уступок со стороны проекта. Творческая энергия — самая сложная из всех, когда речь идет о ее применении в ежедневной работе.

РУКОВОДСТВО (НАБЛЮДЕНИЕ)

Когда работники входят в организацию, они должны быть правильно сориентированы, подготовлены и обеспечены постоянным наблюдением. Эффективное руководство кадрами ставит своей целью ориентирование всех работников в одном направлении, поощрение каждого на достижение главных целей проекта, на понимание результата, на то, чтобы идти дружно «в ногу» под одними знаменами.

После того, как главные цели определены, пьеса или сезон выбран, финансирование получено и персонал с актерами набраны, все последующие решения являются вторичными. Нравится это кому-то или нет, но все главные решения уже приняты и являются бесповоротными. Многие проекты потерпели поражение просто из-за того, что их первоначальный замысел был забыт или поставлен под угрозу на пути своего претворения в жизнь. Хороший руководитель должен пристально следить за конечной целью и поощрять командную работу и активность, необходимые для ее достижения.

КОНТРОЛЬ

Контроль над проектом имеет отношение к анализу и корректировке слабых сторон и к осознанию и укреплению сильных. Здесь имеет значение проверка и балансировка, сдвиги и адаптация, изучение и оценка, замедление и ускорение — но всегда подталкивание проекта к намеченной цели.

Участие менеджера в контроле означает объективность и способность держать свои симпатии и антипатии в подчинении художественным целям проекта. К сожалению, внесение изменений или корректировок в управление организацией обычно приводит к тому, что задевает интересы одного или более людей. Обеспечение продуктивной критики, подталкивание работника к переподготовке, смещение работников старой закваски на более низкие или менее оплачиваемые должности, увольнение сотрудника — это не те обязанности, которым рады большинство менеджеров.

Но они являются неотъемлемой частью процесса, который принято называть «контроль за продукцией». Поскольку человек является главным в художественной работе, то в театре задеть чьи-то чувства может быть более болезненным,

Хороший руководитель должен пристально следить за конечной целью и поощрять командную работу и активность, необходимые для ее достижения, нежели в других предприятиях, где конечный результат оценивается более рационально. Однако иногда бывает необходимо уволить директора или ведущую актрису, или менеджера по маркетингу, или вахтера. Настоящий профессионализм заключается в том, чтобы заметить, когда в проекте начинаются проблемы, почему они возникают и что конкретно можно сделать, чтобы поправить дела.

Идеальный менеджер для театрального проекта не обязательно обладает ученой степенью и даже основным образованием в сфере экономики, менеджмента или искусства. Идеальный менеджер для идеи — это тот, кто воплощает эту идею в жизнь и заставляет ее работать.

Реальный менеджер для театрального проекта не обязательно обладает ученой степенью и даже основным образованием в сфере ЭКОНОМИКИ, менеджмента ИЛИ искусства, идеальный менеджер для идей — это тот, кто воплощает эту идею в жизнь, заставляет ее работать.

 

Тема 6. ИНДУСТРИЯ КУЛЬТУРЫИ МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Маркетинговые исследования связывают организацию или проект с потребителем через информацию, необходимую для принятия менеджерских решений, а также являются составной частью всех этапов информационно-управленческого процесса, включая определение требуемой информации, сбор, обработку и анализ информация

 

Анализ ситуации

Уже более десяти лет страна живет в условиях рынка. За это время произошли глобальные изменения в экономике, социальной сфере, отношениях между людьми, произошла переоценка ценностей. Изменилась и сфера культуры. Многие организации культуры и искусств сегодня испытывают потребность в изучении аудитории, конкурентов, состояния рынка искусств. Вузы культуры продолжают подготовку специалистов, невостребованных рынком и обществом, так как не знают реального спроса на рынке труда индустрии культуры. Отсутствие регулярного проведения маркетинговых исследований в сфере культуры и искусства очевидны. Театры, музеи, фестивали, галереи не знают своей аудитории, не знают, какую цену назначать на билеты, какой сервис предложить потребителю и т. д. И как следствие, мы имеем полупустые концертные залы, нашумевший в прессе финансовый провал мюзиклов «Норд-Ост» и «Чикаго», невозможность планирования элементарной рекламной кампании, выстраивания отношений со спонсорами. Даже в тех секторах индустрии культуры, которые связаны с производством товаров, а именно — с выпуском оборудования, компакт-дисков, с книгоизданием, — маркетинговые исследования проводятся спорадически и то лишь накануне или во время проведения выставок.

В обязанности любого руководителя входит принятие решений. Насколько они будут правильными, зависит от точности предоставленной ему информации. Как получить такую информацию? Ответ очевиден: прежде всего — провести маркетинговые исследования.

Большинство специалистов сходится в оценке динамики роста рынка маркетинговых исследований и консалтинга. Вот уже три года подряд эксперты говорят о росте на 30-50% за год. Ожидания на ближайший год также весьма радужные — рост на 30-35%. Эти оценки основаны на том очевидном факте, что потенциал рынка в настоящее время задействован менее чем на четверть.

Так что потенциально рынок маркетинговых исследований и консалтинга может расти в ближайшие 3—5 лет не то что на 35, а на 95% в год.

При наличии нескольких сотен компаний, предлагающих маркетинговые исследования; отмечается отсутствие интереса этих компаний к индустрии культуры в силу специфичности и незначительного сегмента рынка. Та информация, которая предлагается Государственным информационным вычислительным центром Министерства культуры, Государственным институтом искусствознания и Институтом социальной экономики, не востребована «игроками» на рынке культурных индустрии, так как не нацелена на решение конкретных проблем конкретных организаций и проектов, а предоставляет статистическую и социологическою информации узкого сегмента рынка индустрии культуры. Проще говоря, эту информацию организации культуры и руководители независимых проектов не готовы купить.

Таким образом, в сфере маркетинговых исследований четко проступают очертания никем пока не занятой ниши. Причины ее возникновения следующие:

- стоимость исследовательских услуг маркетинговых компаний, слишком высокая для организаций культуры и независимых проектов;

- специфика рынка искусств, где невозможно применять традиционные методики исследований;

- содержание специалистов дорого для маркетинговых кампаний по причине редких заказов;

- организациям культуры трудно содержать маркетинговые отделы из-за высокой стоимости специалистов.

Вывод: необходимо специализированное агентство или другая организация, которая заполнит данную нишу.

Перспективные направления исследовательской деятельности

Исследования в области бизнеса:

- характеристика отрасли и тенденций ее развития;

- изучение возможностей приобретения/диверсификации;

- анализ различных долей рынка;

- исследование в области внутренней политики работы с персоналом.

Ценообразование:

- анализ затрат;

- анализ прибыли;

- эластичность цены;

- анализ спроса:

а) потенциал рынка;

б) возможности сбыта;

в) прогноз сбыта;

- анализ цен конкурентов. Продукт:

- разработка концепции и ее проверка;

- создание и тестирование нового культурного продукта;

- тестирование рынка;

- проверка существующих продуктов;

- тестирование дизайна упаковки;

- изучение продуктов конкурентов. Распределение:

- изучение расположения мест потребления культурных продуктов.

- анализ работы каналов распределения.

- изучение степени охвата различных каналов.

- изучение возможности экспорта. Продвижение:

- исследования в области мотивации покупателей;

- исследования в области СМИ;

- тестирование текстов рекламных сообщений;

- анализ эффективности рекламы:

а) до начала рекламной кампании;

б) во время рекламной кампании;

- анализ рекламы конкурентов;

- анализ имиджа товаров;

- анализ возможности стимулирования персонала, занятого реализацией;

- анализ территориальной структуры персонала, занятого реализацией;

- изучение возможностей выплаты премий, предоставления к



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: