Раздел II. ПРОДЮСЕРСТВО В ТЕАТРЕ




Тема 1. Из истории театрально-музыкальных проектов

Еще в недавнее время театральное искусство находилось в упадке. Люди посещали театр не часто, что способствовало снижению доходов в американских и западных театральных учреждениях, а как следствие — отсутствие их развития. А в Беларуси это привело к убыткам (хотя до сих пор театр в РБ является «нерентабельным бизнесом»). Из-за недостатка средств на исполнение качественных декораций и костюмов, театры не имели возможности делать новые постановки на высоком художественном уровне и привлекать зрителей на представления. Они еще в большей степени стали зависеть от поддержки государства.

На протяжении полувека Армирования белорусского театрального музыкального искусства жанр оперетты не признавался серьезным жанром. Неоднократно со стороны государства говорилось о ненужности данного жанра и необходимость убрать его из нашей жизни. Сторонниками их была и пресса. Немногие журналисты сразу оценили и признали музыкальную комедию. Немногие также понимали, насколько музыкальная комедия может быть прибыльной.

Благодаря развитию и популяризации этого жанра в Америке музыкальную комедию стали приветствовать и ценить на Западе. К сожалению, в РБ до сих пор музкомедию не признают, как в Европе, но благодаря успехам ее в западных странах сейчас в Беларуси этот жанр уже стоит наравне с драматическим. Наверное, различие в восприятии данного жанра на западе и в РБ состоит в том, что большинство людей практически не понимает, что такое мюзикл. Хотя, как и на западе, у нас его очень любят, несмотря на редкое появление на сцене. Музыкальная комедия по своей сути есть матрица. Мюзикл и музыкальная комедия — очень схожие по определению жанры. Музыкальная комедия сочетает в себе инструментальную музыку с вокальной (сольной или хоровой), танец и текст. Мюзикл включает в себя элементы эстрады, оперетты и балета, психологизм и драматизм. Но не исключает использование оркестровой музыки. В музыкальной комедии также присутствуют балетные номера (например, в Белорусском Государственном музыкальном театре все спектакли используют танцы и балет). Таким образом, мюзикл по форме схож с музыкальной комедией. Но люди еще не до конца понимают сходства и различия между этими жанрами.

Создание спектакля очень волнующий и интригующий, интересующий любой ум, любое воображение, процесс.

В настоящее время шоу-бизнес актуальное занятие. Каждый день на любом телеканале показывают яркие проекты, как обыкновенный человек может стать известным и богатым благодаря участию в музыкальном, театральном шоу, либо кинопроекте. Но процесс создания и организации таких проектов очень сложен, дорогостоящ, требует определенных человеческих качеств и таланта. Кроме того, организатор должен обладать еще и знаниями в области искусств.

К сожалению, научной литературы о подобных коммерческих проектах очень мало в РБ. Если об истории театра писали много, например, «История белорусского театра» в 3-х томах, «Три века русской сцены» А.Г. Морова, «Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения» Т.Н. Бояджиева и многие другие, а о музыкальном драматическом театре несколько человек (Ювченко Н.А., Коленько Р. («Вопросы культуры и искусства Белоруссии», 1986), Фомин В.), то по театрально-музыкальным постановкам литература есть только на западе.

Около сорока пяти лет тому назад автор «Книги об оперетте» Отто Шнайдерайт начал ее с шутливых парадоксов:

«Оперетта — наиболее известный вид искусства.

Оперетта — наименее известный вид искусства.

Оперетта известна всем, потому что всем известны оперетты.

Оперетта не известна никому, потому что никто не знает, что такое оперетта».

Эти фразы можно применить и к мюзиклу. Они очень популярны — «Вейстсайдская история», «Моя прекрасная леди», «Хелло, Долли!» — эти и другие названия известны миллионной аудитории во всем мире. Некоторые песни из этих мюзиклов стали популярными шлягерами: «Я танцевать хочу» — песня Элизы из музыкальной комедии «Моя прекрасная леди», «Хелло, Долли!» из одноименного мюзикла и другие. За последние тридцать лет были созданы и советские мюзиклы, например, Ю. Семеняка «Рябиновые короли» и «Поет «Жаворонок». Однако в то время понятия мюзикл и оперетта не разграничивали. Но и в настоящее время существует ряд мнений по поводу идентичности и различия этих понятий.4

Musical — мюзикл — сокращенная форма понятий Musical comedy (музыкальная комедия) и Musical play (музыкальная пьеса, музыкальное представление). Мюзикл один из самых молодых жанров современного музыкального театра. Некоторые считают его американской разновидностью оперетты. Но именно в американском музыкальном театре произошел тот качественный скачок, который позволяет рассматривать мюзикл как самостоятельный сценический жанр, хотя и находящийся в отношениях близкого родства и преемственности с опереттой.

Главное же отличие мюзикла от оперетты состоит в том, что либретто мюзикла наполнено психологизмом и драматизмом, и отражает ситуации реальной жизни.

Жанровая природа мюзикла во многом обусловлена практикой театрального предпринимательства в США. Между тем условия работы театров здесь иные, чем те, что издавна сложились в Европе.

Европейские театры, как правило, получают регулярную дотацию от государства или городского муниципалитета, иногда сразу из двух источников. Коммерческая сторона дела обычно не выдвигается на первый план. Что касается наших театров, то посвящать зрителей в проблемы финансового положения учреждения, говорить публично о доходах актеров, о стоимости отдельных спектаклей у нас не принято. Театр в нашей стране — это, прежде всего, учреждение культуры.

По иному обстоит дело в США, где театр является коммерческим предприятием. Именно благодаря этому обстоятельству репутация театра в США в последние десятилетия сильно выросла. Притягательная сила того или иного спектакля в глазах американской публики находится в зависимости от расходов на его постановку и приносимых им доходов.

В Европе театр — это собственное здание, постоянная труппа, кадры и репертуар. В системе американского коммерческого театра постоянно лишь то, что театральные здания принадлежат некоторым концернам, которые сдают их отдельным предпринимателям.

Идея мюзикла часто исходит от продюсера. Например, после долгих поисков ему приходит в голову мысль сделать спектакль по какому-либо роману, пьесе, киносценарию либо серии комиксов из обычной газеты. После того как он заручился согласием юридического владельца произведения и располагает договором на обработку, нанимаются авторы. Обычно продюсер нанимает для постановки режиссера (stage manager или stage director), но во всех вопросах, особенно при распределении ролей, решающее слово остается за продюсером. Наняв сразу же двух-трех подходящих исполнителей (чем известнее имена, тем больше шансов на финансирование постановки и привлечения внимания публики), продюсер приступает к составлению сметы. В нее он включает расходы на: декорации, костюмы, аренду репетиционных помещений или театрального здания, заработную плату актеров, размножение нотных и текстовых материалов, выпуск плакатов, афиш, их распространение, рекламу в печати, на радио, телевидении, налоги... Проблема финансирования встает каждый раз при новой постановке. Иногда продюсер, если он богат, берет весь риск за постановку на себя. Но сейчас, при все более и более растущих постановочных расходах, стало уже почти невозможным одному лицу располагать такими огромными средствами и вкладывать их в дело. Например, на постановку «Моей прекрасной леди» в 1956 году было затрачено 400 000 долларов. Добыть необходимую сумму для постановки помогают лица, живущие на доходы от вкладов своих капиталов в театральные постановки. На бродвейском жаргоне их именуют ангелами (angels) или добродетелями (backers). Информация о готовящихся и нуждающихся в финансировании мюзиклах публикуется в специальном биржевом бюллетене. В США вкладывать деньги в искусство стало делом моды.

Например, еще лет двадцать назад, если продюсер не успевал сделать себе имя предыдущей постановкой, не имел возможности выставить достаточное количество звезд, или авторы недостаточно были известны, и поэтому продюсер не располагал необходимой для постановки суммой, тогда организовалось прослушивание (auditions) нового произведения. Его устраивали по возможности в каком-нибудь фешенебельном заведении, где авторы и некоторые исполнители в официальных рамках за чашкой чая исполняли мюзикл потенциальным финансистам. Иногда для того, чтобы сколотить нужную сумму, приходилось организовать несколько таких прослушиваний.

Когда, наконец, у продюсера составлена смета и добыты средства, а у авторов готов первоначальный вариант мюзикла, начинается комплектование труппы. Заключение договоров с исполнителями главных ролей происходит обычно в знаменитых и дорогих ресторанах за бокалом коктейля или шампанского. В специализированных журналах («Шоу-бизнес», «Вэрайэти») появляются объявления о найме исполнителей на второстепенные роли, артистов хора и балета. В пустующем зрительном зале продюсер, режиссер, дирижер, балетмейстер и авторы просматривают сотни претендентов. Окончание просмотра и заключение договоров означает, что ансамбль для постановки укомплектован. Но только в ходе репетиций формируется ансамбль и на практике выясняется правильность подбора актеров. Если промах в выборе актера выясняется только на премьере, то это означает верный провал всего шоу. Репетиционный период длится всего лишь четыре-пять недель, ибо каждый репетиционный день означает для продюсера финансовый убыток, поэтому репетиции носят исключительно напряженный характер. Между продюсером, постановщиками, финансистами возникают ожесточенные распри по поводу отдельных сцен. Поэтому некоторые номера переделываются, переоркестровываются. Накануне премьеры мюзикла газеты и журналы постоянно публикуют репортажи из-за кулис. Страницы, отведенные шоу полны интервью с авторами, постановщиками, продюсерами, ведущими актерами.

По завершении репетиций ансамбль выезжает на три-четыре недели в провинции с так называемыми пробными спектаклями (tryouts). На этих выездных спектаклях продюсер, постановщик, хореограф регистрируют любую, даже самую малейшую реакцию зала. От всего, что не воздействует на зрителя, отказываются. Только на таких испытательных спектаклях рождается настоящий мюзикл.

Подлинная судьба американского мюзикла выясняется после премьеры на «Бродвее» в Нью-Йорке. В афише на первом месте всегда стоит имя продюсера. Успех мюзиклов, поставленных под его руководством, должен служить гарантией публике и при постановке нового произведения. Далее следует имя и фамилия главного исполнителя. Только после них указываются сведения об авторах и постановочной бригаде.

Большую роль в судьбе мюзикла играют критики нью-йоркских газет, ибо мнение многих зрителей зависит от того, что на следующее утро после премьеры скажет «Нью-Йорк тайме». Если в газетах помещены положительные оценки ведущих критиков, то сотни тысяч ньюйоркцев придут на новый мюзикл. Затем труппа покажет его во многих городах США, потом его поставят в Лондоне, Сиднее, Новой Зеландии и в странах европейского материка. Наконец, продюсер заключит договор с Голливудом на съемки музыкального фильма по спектаклю.

Успешной считается постановка, выдержавшая до 500 представлений. Чтобы оправдались постановочные расходы, мюзикл должен идти в течение года. Но такой успех выпадает не часто. Так мюзикл «Кэли» был снят уже после единственного спектакля.

Однако есть много мюзиклов, добившихся большой популярности и принесших большие доходы, как в США, так и в России. Это мюзиклы: «Чикаго», «Призрак оперы», «Хелло, Долли!», «В джазе только девушки» (или «Некоторые любят погорячее»), «Моя прекрасная леди», «Собор Парижской богоматери» и многие другие которые впоследствии были экранизированы.

Таким образом, у авторов, постановщиков мюзиклов в США нет никакой уверенности в завтрашнем дне, новые произведения рождаются в атмосфере беспрестанного беспокойства и тревоги. Стоимость билетов постоянно поднимается из-за дороговизны постановки. Высокая цена билетов для состоятельной публики служит своего рода приманкой, а менее состоятельную оставляет за дверями театра. Наиболее успешные мюзиклы экранизируются, популяризируются через кинотеатры и телевидение и становятся классикой. Задача продюсера — распознать перспективное произведение еще на этапе литературного сценария и сделать яркое, неординарное, шикарное, богатое и прибыльное шоу.

 

Тема 2. ТЕАТРАЛЬНО-МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОДЮСИРОВАНИЕ
В БЕЛАРУСИ

По сравнению с американским методом производства музыкальных комедий, белорусский не носит коммерческого характера. Все театрально-музыкальные проекты скооперировались в театре. Театр в РБ всегда был и есть государственной сферой. Поэтому большой прибыли и самофинансирования у нас нет и никогда не было. Это обусловлено историческими предпосылками.

Возникновение в Беларуси такого жанрового театра было связано со скрытыми потребностями простых людей в таком виде развлечения. Именно в 1917 году, когда в государстве сменилась власть с императора на рабоче-крестьянскую партию, последняя занялась воплощением своих интересов и интересов того, коими представителями они были — простого люда. Так как театр, представлявший собой несколько театральных трупп по всему государству, только организовался, и у него не было, как такового, опыта, естественно, что не все было гладко на его пути: и противоречия власти и неудачные «однодневные постановки». В 1962 году, когда был организован Театр музыкальной комедии и в его состав уже вошли артисты, режиссеры и композиторы с опытом в этом жанре, его постановки вышли на новый уровень. Стали появляться и белорусские оперетты и хорошо поставленные зарубежные, которые не сходили со сцены десятилетия.

В Беларуси существует постоянный театр с собственным зданием, труппой, штатом других сотрудников, организующих работу театра, режиссеры, директор и репертуар. Новые спектакли ставятся примерно два раза в год. В 90-е годы премьеры выходили четыре раза в год. Но это не означает, что сейчас происходит спад. Наоборот. Выходит более качественный продукт. Этому театр обязан Исаеву А.Н., настоящему директору Театра музыкальной комедии г. Минска.

Господин Исаев стал директором в 2001 году. Его деятельность является ярчайшим примером удачного продюсирования в сфере театрально-музыкальных проектов. Этот человек за пять лет сумел поставить театр на другую ступень, сделал здание театра достойным помещением для показа спектаклей театра, способствовал показам других коммерческих проектов на сцене театра и многое другое. Кроме того, он возобновил поездки театра за границу. В январе 2006 года труппа театра отправилась на гастроли в Испанию. Там они показали концертный вариант оперетты И. Кальмана «Летучая мышь». Не исключено, что вскоре театр снова будет приглашен на гастроли в Испанию. А Исаев А.Н. сделает все для того, чтобы театр побывал в каждой западной стране. Задача продюсера — не только выбрать проект, но и сделать его качественным продуктом. Для этого необходимы деньги. Директор Государственного музыкального театра сумел аргументировать необходимость развития театра, как его репертуара, так и его внешнего и внутреннего вида. Таким образом, Исаев А.Н., директор театра музкомедии, актер, солист театра является еще и ярким продюсером в Республике Беларусь.

В Беларуси, к сожалению, продюсерство не развито. Термин «продюсерство» (от английского produce — производить) зарождается в США и означает комплекс действий по выбору наиболее перспективного проекта, организации его создания и воплощению в реальности, нахождению инвестиций, подбору участников, контролю над всей деятельностью проекта и юридической ответственности. «Продюсер» (от английского producer — производитель) является организатором проекта, финансистом либо предпринимателем, привлекающим финансовые средства в нужном объеме, контролирующим всю «жизнь» проекта.

Продюсерство развито на западе и особенно в США. Американские продюсеры умеют производить и воплощать продукт искусства, делая его еще и прибыльным. Это связано с большим опытом и экономическим положением страны. В РБ проект является коммерческим только на этапе задумки (либо на бумаге). В процессе его производства появляются непредвиденные расходы, либо не поступают денежные средства, либо актеры не справляются со своей работой и в результате получается не качественный продукт, а самодеятельность или среднего уровня постановка. Таковыми являются не все проекты. Например, в белорусском кинематографе созданы хорошие фильмы («В августе 44-го», «Песня Розы» Пташука М.Н.). Кстати именно этот режиссер мог бы стать человеком, который возродил наш кинематограф. Его пригласили в Голливуд после того, как он снял картину для американцев «Песня Розы», государственный заказ РФ поступил на фильм «Авианосец». Но, к сожалению, он не успел реализовать свои планы. Премию «Ника» он получил посмертно. Михаил Николаевич Пташук в каком-то роде тоже был продюсером. Он выбирал сценарии, в которых он видел незаурядность и искал деньги для съемок. Кино — это дорогое искусство и Пташук М.Н. умел «добывать» средства на постановку, а результат был восхитительным.

У нас развит студенческий театр. Студенты Белорусской государственной Академии искусств и Белорусского государственного Университета культуры показывают на сцене своих ВУЗов достойные спектакли. Как правило, в таких больших работах участвуют молодые люди и девушки старших курсов актерского факультета. Например, в Академии искусств режиссером спектакля иногда выступает педагог по мастерству либо режиссуре, или студент.

Тема 3. ВИДЫДОГОВОРА. РАЙДЕР

ДОГОВОР

г. Минск

«» 2001 г.

в лице

действующего на основании Устава и именуемого в дальнейшем «ИСПОЛНИТЕЛЬ», с одной стороны, и ГУ Музыкальная капелла «Сонорус», именуемая в дальнейшем «ЗАКАЗЧИК «, в лице _________________________

с другой стороны, заключили настоящий Договор о швкеследующем:

1. «ИСОЭЛ1-ИГЕЛЬ» обязуется выполнить следующие работы:

2. Место проведения работ

3. Срок проведения ___

4 Оплата за выполненную работу производятся « ЗАКАЗЧИКОМ «в указанные сроки.

5. Сумма договора_

6. Во всем остальном стороны руководствуются законодательными актами РБ.

7. Дополнительные условия _______________________________

8. Юридические адреса сторон

« ИСПОЛНИТЕЛЬ»

«ЗАКАЗЧИК»

Музыкальная капелла «Сонорус» р/с 301221-5720026 Ленинское отд. Белинвестбанка. г. Минск, код 763, УНН '100942869 ОСЛО 37364814

«ИСПОЛНИТЕЛЬ»

Подписи сторон:

«ЗАКАЗЧИК»

Райдеры

«ПЕСНЯРЫ»

RIDER-List of Stage, FOH and Outboard equipment

канал инструмент разрыв (insert) линия микрофонный вход
  Kick compressor / gate   AKG D-l 12 или Beyerdinamic TG-X50
  Snare compressor / gate   Sennheiser MD 421 или Shure SM98A или Shure SM57
  Hi-hat     Shure SM81 или Beyerdinamic MCE-81
  Altl     Sennheiser MD 421 или Shure SM98A или Shure SM57
  Alt2     Sennheiser MD 421 или Shure SM98A или Shure SM57
  Tom     Sennheiser MD 421 или Shure SM98A или Shure SM57
  Overhead L.     Shure SM81
  Overhead R     Shure SM81
  E.Guitar 1 compressor / gate LINE Можно снимать микрофоном или через D-BOX
  E.Guitar 2 compressor / gate LINE Можно снимать микрофоном или через D-BOX
  Bass Guitar compressor / gate LINE  
  1 keyb. L.   LINE  
  1 keyb R   LINE  
  2 keyb. L.   LINE  

 

  2 keyb. R.   LINE '
  Vocal     AKG C5900 или SHURE SM58 или Beyerdinamic M700TG
  Vocal     AKG C5900 или SHURE SM58 или Beyerdinamic M700TG
  Vocal     AKG C5900 или SHURE SM58 или Beyerdinamic M700TG
  Vocal     AKG C5900 или SHURE SM58 или Beyerdinamic M700TG
  Vocal     AKG C5900 или SHURE SM58 или Beyerdinamic M700TG
  Vocal     AKG C5900 или SHURE SM58 или Beyerdinamic M700TG
  Vocal     AKG C5900 или SHURE SM58 или Beyerdinamic M700TG
  Vocal     AKG C5900 или SHURE SM58 или Beyerdinamic M700TG
группа назначение Разрыв (insert)
GR. 1 Vocal Compr / Limiter +SPL Vhalizer (или Maximizer, Enhancer, Exciter)
GR. 2 Vocal Compr / Limiter +SPL Vitalizer (или Maximizer, Enhancer, Exciter)
GR.3 Drums L. Compr / Limiter
GL4 Drums R. Compr / Limiter

Необходимы 3 стерео — входа (3 stereo — returns) в микшерную консоль:

 

ПРИБОРЫОБРАБОТКИ ЗВУКА:

1 — (Concert Hall): TC Electronic, Lexicon



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: