Музыка. Старшая группа. Тема «Народное творчество».




Уважаемые мамы и папы!

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где под руководством педагога ребенок старается проявлять себя в исполнении песни, танца, передаче образа игры, составлении пляски-импровизации, сочинении и подборе мелодии при игре на музыкальных инструментах. Детей отталкивает все монотонное и скучное, поэтому для них имеет значение занимательный характер проведения занятия. Поэтому важно построить занятие на игровых ситуациях, поскольку игра – насущная потребность ребенка, путь к познанию мира, школа жизни. В игре дети находят выход своей неуемной фантазии, огромной энергии, проявляют в полной мере свои способности. Музыкально-игровая деятельность способствует как музыкальному, так и общему развитию детей, помогает воспринимать и любить музыку, развивает музыкальный слух, музыкальные способности, закрепляет представления детей и вызывает интерес к окружающему их миру, обогащает кругозор. Исключительно большое значение имеет музыкально-игровая деятельность для общего физического развития двигательных умений: правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться согласованно с музыкой.

 

Программа музыкального воспитания детей дошкольников рекомендует познакомить детей с народным творчеством. Это песенки, русские народные потешки, заклички, пляски и хороводы, народные игры и игра на народных музыкальных инструментах. Произведения народного творчества создавались не одним человеком и не сразу, а на протяжении многих жизней многих людей, и передавались от человека к человеку, из уст в уста. И произошло это благодаря удобству и простоте музыкального языка народной песни, заклички, пляски. Музыкальный фольклор отражал все детали ежедневного быта человека на Руси. От рождения до смерти любая работа и любой отдых, празднование и горе находили свое отражение в простых и понятных интонациях народной мелодии. Поэтому русские народные считалки, потешки, удобны для восприятия и исполнения даже маленькому ребенку. Кроме доступного музыкального языка, ценность народного творчества еще и в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Народные произведения воспитывают у детей интерес и любовь к народному творчеству.

 

Цель: Приобщать детей к музыкальному народному творчеству.

Задачи:

- развивать познавательный интерес у детей, воспитывать положительное отношение к истокам русской культуры,

- познакомить детей с русскими народными прибаутками, песнями, играми, пословицами.

- продолжить работу над развитием у детей координации голоса и слуха, слухового восприятия.

- развивать творческие возможности детей, фантазию, их индивидуальность.

- совершенствовать исполнительские умения (в движении, пении, игре на музыкальных инструментах)

- познакомить с репродукцией картины Б.М. Кустодиева «Деревенский праздник».

 

Материал:

- «Машина времени» (из большого конструктора, коробок, стульев и др. предметов).

- Репродукция картины Б.М. Кустодиева «Деревенский праздник».

- Музыкальные инструменты (ложки (2 пары), барабан, бубен, металлофон или другие шумовые инструменты).

Музыкальный репертуар:

1. Русские народные мелодии: «Пойду ль я, выйду ль я», «Ах ты, берёза», «Как у наших у ворот» (в исполнении оркестра народных инструментов).

2. Русские народные песни: «Во поле берёза стояла», «Как пошли наши подружки», «Я на горку шла»; потешки: «Солнышко», «Барашеньки».

3. Русская народная колыбельная «Котя – котенька, коток».

 

Ход 1 занятия «Русские народные песни».

Дать музыкальный сигнал (н-р, колокольчиком), и пригласить ребёнка покататься «на машине времени». Можно сделать «машину времени» из конструктора, коробок, стульев или просто сесть за воображаемую машину.

Приготовиться к полёту, сказать, что отправляемся в прошлое, переносимся через 100 лет. Нажимаем на рычаги, озвучивая включение: звукоподражание мотору, затем короткими звуками, пропевая снизу вверх, и усиливая громкость («у»), сначала медленно, переходя в «сирену» (долгий звук вверх-вниз). Пусть ребёнок сам озвучит ход «машины времени», поиграет голосом. «Машина времени» перенесла в далёкое прошлое, в русскую деревню, на праздник.

Репродукция картины Б.М. Кустодиева «Деревенский праздник».

Рассмотреть с ребёнком. Художник изобразил праздничное гулянье на фоне уютных деревенских изб, перед которыми красуются своим ярким осенним нарядом берёзы. Настроение картины – приподнятое, радостное, праздничное. Мы даже, как - будто, слышим плясовые наигрыши или хороводные песни. Послушаем (включить запись или спеть самим).

«Во поле берёза стояла» рус. нар. песня.

Можно подпевать песню или только припев. Сказать, что это хороводная песня: девушки водили хоровод и пели хором нежную, ласковую песню про берёзку. Любили на празднике и плясать под весёлую русскую мелодию.

«Пойду ль я, выйду ль я» рус. нар. мелодия.

Включить запись, предложить ребёнку потанцевать, использовать движения русской пляски: «распашонка», пружинка, «присядка», выбрасывание ног, «полочка» руками с притопами, кружение, выставление ноги на пятку, удары по пяткам ладонями поочерёдно и др.

Похвалить ребёнка за весёлый танец. Предложить присесть, побеседовать о том, как жили на Руси много лет назад. Люди жили в деревнях: много работали в поле, растили хлеб, вели домашнее хозяйство, работали на огороде. Было очень трудно, но песня помогала людям жить. Ведь недаром сложили пословицы: «Беседа дорогу коротает, а песня – работу», «Соловья за песни кормят». Конечно, вставали люди рано, когда еще солнышко спало.

Про солнышко сложено много песенок, вот одна из них.

«Солнышко»

«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко.

Твои детки плачут, по камушкам скачут».

Спеть с ребёнком, затем спеть с движениями (руки вверх, «окошечко», «кулачки» у глаз, прыжки). Затем сыграть на шумовом инструменте.

Песня помогала в работе: н-р, собирали в лесу ягоды и пели.

«Как пошли наши подружки в лес по ягоды гулять.

Дело, дело, дело, да. В лес по ягоды гулять» или

«Я на горку шла, тяжело несла.

Уморилась, уморилась, уморилася».

А, когда день завершался, мамочка или бабушка укладывали детей спать, напевая ласковую колыбельную песню.

Русская народная колыбельная «Котя – котенька, коток».

Послушать с ребёнком или спеть.

«Котя-котенька, коток, котя – беленький хвосток.

Приди, котя, ночевать, нашу деточку качать».

Давай споём игрушкам (берут по игрушке, качают и поют).

В праздничный день все взрослые и дети одевали нарядную одежду, выходили на улицу, пели русские народные песни, играли на музыкальных инструментах, плясали.

«Русские народные мелодии» в исполнении оркестра народных инструментов. Предложить сыграть на ложках (расписных или обычных).

Игра «Повтори за мной» (русская нар. мелодия «Пойду ль я, выйду ль я»).

Взрослый начинает стучать ложками перед собой (4 раза), затем ребёнок. Повторить. Можно сделать: 4- по коленям двумя руками, 2 медленных удара перед собой, 2 - по коленям; 1 удар,1 – по коленям; поочередно руками по коленям; «радугу»: быстрые удары слева направо по дуге и др.

А дети играли в русские народные игры.

Игра «Барашеньки» (песенка исполняется на одном звуке по высоте).

«Барашеньки, крутороженьки, - руки на поясе, идти топающим шагом.

По горам ходили, по долам бродили.

В «скрипочку» играли, Ваню поджидали, - «играют» на скрипке, поклон.

(говорят)

Ваня, Ваня, простота, купил лошадь без хвоста, - пружинка на месте.

Сел он задом – наперёд, – прыжком повернуться спиной.

И поехал в огород. - хлопки. «Ваня» догоняет играющих.

Итог занятия: Вспомнить название русских народных песен, которые прозвучали. Похвалить ребёнка за любознательность и активность!

Отправиться домой на «машине времени».

 

2 занятие «Русские народные музыкальные инструменты».

Материал:

- Игрушки, предметы для рисования (бумага, карандаш, фломастеры, цветная бумага).

- Музыкальные инструменты (ложки (2 пары), барабан, бубен, металлофон или другие шумовые инструменты или игрушки-самоделки).

Музыкальный репертуар:

1. Русские народные мелодии: «Пойду ль я, выйду ль я», «Ах ты, берёза», «Как у наших у ворот» (в исполнении оркестра народных инструментов).

2. Русские народные песни: «Во поле берёза стояла», «Как пошли наши подружки», «Я на горку шла»; потешки: «Солнышко», «Барашеньки».

3. Видео «Русские народные инструменты» (eucilnica).

Ход:

Сыграть на металлофоне «Барашеньки » на одном звуке. Сказать, что игрушки заскучали, пора отправиться в страну русских народных музыкальных инструментов. Но для этого надо спеть русские народные песенки: «Барашеньки» (ребёнок может сыграть на металлофоне, взрослый – на бубне); «Солнышко» (с движением).

Затем «поколдовать»: закрыть глаза, сказать волшебные слова: «Раз, два, три! В страну музыкальных инструментов попади!». Звон колокольчика, дети открывают глаза и смотрят

видеоматериал «Русские народные инструменты».

После просмотра побеседовать (какие инструменты запомнили, как на них играют, какой инструмент больше всего понравился, есть ли дома или в детском саду какие-нибудь из этих инструментов и т.д.).

Повторный просмотр видео («играем с музыкантами» (показываем руками) (по желанию ребёнка). Загадать загадки:

  1. Треугольная доска, а на ней три волоска.

Волосок – тонкий, голосок – звонкий.

(Балалайка )

  1. Заливается трёхрядка, и народ идёт вприсядку!

А трёхрядка неплоха – есть и кнопки и меха.

И весёлые старушки под неё поют частушки.

(Гармошка)

  1. Деревянная подружка, без неё мы, как без рук.
    На досуге – веселушка, и накормит всех вокруг.
    Кашу прямо носит в рот, и обжечься не даёт.

(Ложка)

  1. Приложил к губам я трубку — полилась по лесу трель,

Инструмент тот очень хрупкий, называется...

(Свирель)

5. Мы собрали хоровод. Пригласили весь народ,

Дополняет наш кружок пастуший….

(Рожок)

6. А Садко на них играл и душевно напевал,

Перебрал он много струн, вышел из моря Нептун.

(Гусли)

В стране музыкальных инструментов очень весело: все поют и танцуют.

Танцевальное творчество под русскую народную мелодию.

Использовать движения русской пляски: «распашонка», полуприсядка, пружинка, выбрасывание ног, «полочка» руками с притопами, кружение, выставление ноги на пятку, удары по пяткам ладонями поочерёдно и др.

Предложить ребёнку нарисовать музыкальный инструмент (н-р, балалайку, гармонь, рожок и т.д.) или сложить из бумаги (н-р, гармошку).

«Рисуем русский народный инструмент».

«Во поле берёза стояла» рус. нар. песня (спеть, подыгрывая на инструменте).

«Игра на ложках» (расписных или обычных). Игра «Повтори за мной» (русская народная мелодия «Пойду ль я, выйду ль я»).

Взрослый начинает стучать ложками перед собой (4 раза), затем ребёнок. Повторить. Можно сделать: 4- по коленям двумя руками, 2 медленных удара перед собой, 2 - по коленям; 1 удар,1 – по коленям; поочередно руками по коленям; «радугу»: быстрые удары слева направо по дуге и др.

Поблагодарить ребёнка за сообразительность и желание быть музыкантом!

 

Итог недели: «Музыкальная сказка» (н-р, «Колобок», «Теремок»)

Прочитать сказку. Предложить рассказать её с использованием музыкальных инструментов. Можно взять те, что есть дома, и сделать самим. Н-р, маракасы из киндера – сюрприза, бутылочек и коробочек (из-под йогурта, сметаны). Положить внутрь крышки, пробки, семечки, крупу, горох и т.д.

Распределить роли; обсудить, какой инструмент будет озвучивать персонаж. Н-р, медведь – барабан, волк – бубен, лиса – маракас и т.д. Рассказать сказку игрушкам, взрослым.

Разученную сказку записать на видео и показать бабушке и дедушке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: