Общефилософский аспект диалектики и материализма




РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Гуманитарный факультет

Кафедра политологии и международных отношений

Политические отношения и политический процесс в России

К КРАСНОВСКИМ ЧТЕНИЯМ

Родион Капанадзе

Статья

«Диалектический материализм как метод изучения политических процессов и явлений»

Москва 2018 г.

О значении методологии в политических науках и гуманитарном знании.

Любая наука, в идеальном её понимании, применяется и используется человеком для того, чтобы получить ответы на интересующие его вопросы и сделать жизнь цивилизации наиболее благоприятной для дальнейшего развития. Среди гуманитарных наук политические науки занимают особое место, т.к. предметом их изучения является политика и всё, что она в себя включает. Но политика – это явление не отдельно взятое, политику творят и осуществляют люди, при этом имея абсолютно разный социальный статус: олигархи и бедняки, государственники и оппозиционеры, сотрудники государственных структур и простые граждане. Даже неучастие в выборах – это уже участие в политическом процессе страны т.к. гражданин проявляет игнорирование к политическому институту, а значит он уже что-то делает в политическом измерении, реагирует. Поэтому без людей политики быть не может.

Человечество же как цивилизация, человек как вид Homo sapiens, постоянно изменяется на протяжении всего своего существования. И сложность в изучении человека состоит в том, «что он живет не единой, а двоякой жизнью т.к. имеет сознание»[1], человеком движет социальное и биологическое начала. К изучению политических процессов не применим, например, закон тяготения, и не только потому, что он не из области политической науки, а потому, что он действителен и работоспособен без человека. Сложность изучения политических наук в системе гуманитарного знания состоит в том, что трудно выявить какой-либо закон в человеческих отношениях, т.к. все люди разные и находятся в постоянном самодвижении на протяжении всего социо-исторического измерения. И главная задача любой политической, гуманитарной науки состоит в том, чтобы выявить законы человеческого бытия, его свойства, реакции и особенности развития. А для того, чтобы выявить и изучить определенные законы политического развития, необходим наиболее подходящий метод изучения данного предмета.

Общефилософский аспект диалектики и материализма

В ноябре, в годовщину Великой октябрьской социалистической революции принято, по разным аспектам и в разном ключе – положительном или отрицательном, вспоминать советское прошлое нашего государства. В советской историографии политического и философского характера в изучении общественных процессах неизменно верным является применение метода диалектического материализма. Существует множество различных методов изучения политических явлений: структурно-функциональный, бихевиористский метод, институциональный и пр., но метод диалектического материализма всегда занимает особое положение и порождает самые ожесточенные дискуссии. Почему же диалектический материализм является верным и адекватным методологическим инструментарием в политическом контексте?

Одна из важнейших основ диалектики – это единство двух начал, двух категорий: бытие и небытие, свет и тьма, добро и зло, форма и содержание, количество и качество и пр. – а также их взаимодействие и самодвижение, и переходы одной категории в другую. В этом мире всё имеет своё самодвижение: атомы сталкиваются и разъединяются друг с другом, люди находятся в непрерывном взаимодействии, государства, природа и пр., а диалектика занимается изучением изменчивого в его естественной среде, в среде постоянного самодвижения.[2] А самодвижения – это свойство любой материи, человека в том числе. Таким образом диалектика отражает два основных свойства существования человека – его двойственности как существа, одаренного сознанием, и его непрерывном изменении, и именно по этой логике и политические отношения и процессы также изменяются, вслед за людьми.

Основное свойство материализма – это определение общественного сознания общественным бытием, т.е. окружающей средой, окружающими факторами, равнозначно тому, как базис определяет надстройку, ведь базис – экономическая составляющая, а надстройка – идеологическая, сознательная. Также есть известные три закона: единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, и закон отрицания отрицания, все адекватно применимы к изучению политической реальности.

Уникальность метода диамата заключается в том, что эта концепция ставит собой задачу ответить на главный вопрос «на основе чего проистекает исторический процесс, что является движущей силой развития общества?». Марксистская концепция говорит о том, что классовая борьба: социальное самодвижение как концепция непрерывной борьбы, взаимодействия в количественных показателях рождает новые качества общественного устройства и социальной реальности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: