Направления итогового сочинения 2021/2022




1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Темы по направлению ЧЕЛОВЕК ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ

Каким путём человек идёт к самому себе?

(«Отцы и дети» - Базаров – путешествие по кругу, путь мучительного самопознания через разочарование, крах теории; Аркадий Кирсанов – от подражательности, ложных теорий к гармонии и семейному счастью.

«Война и мир» Толстой – А. Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Марья Болконская

Лесков «Очарованный странник» - путь самопознания через Бога, христианские ценности)

Любовь как путь самопознания.

(«Отцы и дети» Тургенев – Базаров открывает в себе способность любить, меняется его отношение к миру, к родителям, к женщине;

«Обломов» Гончаров – любовь к Ольге Ильинской погружает Обломова в постоянный самоанализ, он признает себя недостойным Ольги.

«Война и мир» - Болконский и Наташа, Пьер и Элен, затем Наташа)

Что может исказить жизненный путь человека?

(«Судьба человека» Шолохов – война.

«Мцыри» Лермонтов – внешние обстоятельства, не зависящие от нашей воли.

«Отцы и дети», «Преступление и наказание» - ложные теории, приводящие к жизненному краху, пренебрежение окружающими людьми

«Леди Макбет Мценского уезда» Лесков – эгоизм, жестокость, готовность пойти на все ради удовлетворения своих желаний)

Какие цели важно ставить на жизненном пути?

Как обрести счастье?

(«Куст сирени» Куприн – любовь-самоотдача, поддержка, взаимопонимание.

«Дары волхвов» О Генри)

Чем путешествия обогащают личность?

(«Снежная королева» Андерсен, «Васюткино озеро» – помогают развить в себе стойкость, мужество, упорство в достижении цели.

«Уроки французского» Распутин – встречи с разными людьми, умение выживать во враждебной среде, справляться с трудностями, быть милосердным к тем, кто тебя обижает, уроки доброты, полученные от учителя.)

Зачем люди отправляются в путешествие?

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкин – трудный путь во имя высокой цели;

«Мцыри» Лермонтов – то же самое.

«Кому на Руси жить хорошо» - на поиски счастья и правды.

«Слово о полку Игореве» - из честолюбия, добыть себе славу победителя)

Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?

(«Васюткин озеро» В. Астафьев – долгая дорога в лесу, осознание своих ошибок, мужество, проявление лучших качеств – практический и духовны опыт.

«Уроки французского» Распутин – встречи с разными людьми, умение выживать во враждебной среде, справляться с трудностями, быть милосердным к тем, кто тебя обижает, уроки доброты, полученные от учителя

«Любовь к жизни» Дж. Лондон)

Путешествие — способ познания себя и мира.

(«Уроки французского» Распутин – встречи с разными людьми, умение выживать во враждебной среде, справляться с трудностями, быть милосердным к тем, кто тебя обижает, уроки доброты, полученные от учителя)?

Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?

(«Снежная королева» Андерсен – высокие моральные качества: доброта, неравнодушие, ответственность за близкого, умение прощать ошибки, сила духа, стремление бороться за другого человека до конца;

«Капитанская дочка» Пушкин – честь офицера и дворянина, порядочность, доброта, милосердие, храбрость, любовь)

Каковы цель и смысл жизни человека?

(«Чудесный доктор» Куприн + биография, музей Пирогова,

«В дурном обществе» Короленко» - помогать нуждающимся, не пройти мимо чужой беды, спасти человека от гибели)

Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?

(«Мцыри» Лермонтов – страстная мечта ведет героя по пути его трехдневных странствий – «Шинель» Гоголь – мечта убогая, принижающая личность)

Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?

Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?

Возможен ли жизненный путь без ошибок?

(«Отцы и дети» Тургенев – Базаров, его столкновение с реальностью, крах теории нигилизма, итог – он не находит своего места в жизни и погибает.

«Васюткин озеро» В. Астафьев – долгая дорога в лесу, осознание своих ошибок, мужество, проявление лучших качеств – практический и духовны опыт.

«Теплый хлеб» Паустовский – умение признать и исправить свою ошибку

«Война и мир» - Пьер Безухов: кутежи с Курагиным, женитьба на Элен, дуэль с Долоховым.

«Очарованный странник» Лесков – путь от грешника к праведнику через испытания и раскаяние, итог – желание умереть за других, высшая христианская добродетель)

Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?

(«Васюткин озеро» В. Астафьев – долгая дорога в лесу, осознание своих ошибок и выводы, мужество, проявление лучших качеств – практический и духовны опыт)

«Капитанская дочка» Пушкин – умение признавать свои ошибки, просить прощения.

«Теплый хлеб» Паустовский – умение признать и исправить свою ошибку

«Война и мир» - Пьер, Андрей Болконский, Наташа Ростова – умение признавать свои ошибки, делать выводы, исправлять

Раскаяние: Онегин – убийство Ленского, Понтий Пилат несправедливая казнь Иешуа; Кондратьев;

«Очарованный странник» Лесков - раскаяние, сознательный выбор трудного пути как наказание за собственные грехи, путь от грешника к праведнику)

P.S.

Н. Лесков «Очарованный странник»

"Евгений Онегин" (Путешествие Онегина), «Капитанская дочка» (глава «Вожатый»)?,

М. Лермонтов «Герой нашего времени»?

Н. Гоголь «Мёртвые души»

Н. Некрасов "В дороге", "Тройка", «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога»

Юрий Нагибин «Заброшенная дорога»

Пауло Коэльо «Алхимик», «Дневник мага», «Вероника решает умереть»

 

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

 

Темы по направлению ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ

Как ученый должен относиться к научным открытиям?

Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?

Какие научные открытия опасны?К чему могут привести научные открытия?

«Собачье сердце» Булгаков

«451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери

Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?

Меняются ли люди в условиях технического прогресса?

«451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери

«Прощание с Матёрой», «Пожар» В. Распутин

Можно ли обойтись без науки в современном мире?

Каким должен быть технический прогресс?

«Прощание с Матёрой», «Пожар» В. Распутин

 

Д. Глуховский «Метро»

 

 

3. Преступление и Наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

В. Быков «Сотников»

Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»?

Ф. Достоевский «ПиН», «Записки из мертвого дома»?

А.С. Пушкин «Борис Годунов»

Н.И. Куприн «Дознание»

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для 11-классника).

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

 

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?», «Размышления у парадного подъезда»

Н. Чернышевский «Что делать?»

Е. Замятин «Мы»

Т. Толстая «Кысь»

Сергей Снегов, «Диктатор»

Казалось бы, любая диктатура сразу отсылает нас к жанру антиутопии — ну что может быть положительного в диктаторе? Но Сергей Снегов смотрит на это явление по-другому, а точнее, по-другому показывает его нам.

В центре истории — государство Латания из как бы параллельного нам мира. Латания — большая империя, которая вот-вот развалится. Но в последний момент власть в стране захватывает полковник Гамов, и с этого момента начинает вести Латанию, да и весь остальной мир к светлому будущему.

Да, методы его сомнительны, да, он тот еще манипулятор. Но... Своей целью он ставит достижения миропорядка, свободного от любых войн. И для достижения этой цели он может быть как жесток, так и чрезвычайно милосерден.

 

Иван Ефремов, «Туманность Андромеды» (утопия), «Час Быка» (антиутопия)

Автор антиутопии «Час Быка» сначала создал прекрасный образ идеального будущего. Люди победили войны на своей родной планете и вовсю исследуют другие планеты.

Человек избавился от мелких страстей и пороков. Человеком будущего движут другие порывы: честность, вера в прогресс, желание справедливости. Они исследуют космос, вступают в контакт с инопланетянами (порой, недружественными) и, конечно, везде несут свет созидания.

Да, отчасти это звучит несколько наивно. Но роман действительно очень увлекательный — интересно наблюдать за тем, как люди из советского прошлого представляли себе будущее.

Олдос Хаксли «Остров»

«Голодные игры»

Антиутопия — один из самых популярных жанров в фантастике, а вот о его противоположности известно намного меньше. Думаю, такие произведения как "1984", "451' по Фаренгейту", "Заводной апельсин", известны каждому читающему человеку — это уже признанная классика.

 

Но есть немало не менее качественных книг, написанных в жанре утопии. В них показано идеальное общество, в котором человечеству удалось решить все свои проблемы и достичь всеобщего счастья, которого все так хотят.

Однако литературы не бывает без "конфликта", поэтому, конечно, даже идеальное общество с ними сталкивается — либо внутри себя, либо снаружи.

 

Олдос Хаксли, «Остров» (утопия), «О, дивный новый мир» (антиутопия)

По сюжету книги, английский журналист Уилл Фарнеби терпит кораблекрушение и в результате оказывается на неизвестном острове под названием Пала. На острове Уилл обнаруживает уникальное человеческое общество, в котором искоренены все проблемы, от которых страдает остальной мир.

Такое общество жители Палы смогли построить на основе концептов буддизма, индуизма и других религиозно-философских течений. Чем больше главный герой узнает об устройстве этого общества, тем больше он удивляется. Но в итоге и он сам начинает влиять на жителей Палы...

 

Герберт Уэллс «Люди как боги» (утопия)

Главный герой этой книги — тоже журналист. Его зовут Барнстейпл и он вместе с еще несколькими образованными англичанами попадает в параллельный мир, в котором человечество построило идеальное социалистическое общество.

Вот только социализм здесь не марксистский, а "настоящий", идейный. Англичанам нравится в новом мире, но вместе с ними туда приходят идеи из капиталистической Англии начала 20-го века.

Столкновение двух культур и цивилизаций и лежит в основе сюжета этого романа.

 

Герман Гессе «Игра в бисер»

Последняя книга нобелевского лауреата и выдающегося писателя, над которой он работал более 10 лет. Сложно описать сюжет этого произведения, потому что здесь много важных и интересных размышлений и идей, но не так много действия.

Действие романа разворачивается в вымышленной стране будущего — Касталии. Люди, населяющие эту страну, — умнейшие и талантливейшие во всем мире. Сюда попадают самые способные дети, проходят здесь блестящее обучение, а потом получаю возможность поучаствовать в уникальной интеллектуальной игре.

В центре истории — один из жителей Касталии по имени Кнехт. Мы наблюдаем за тем, как он юношей попал сюда на обучение, за его «карьерой», его откровениями, мыслями и разочарованиями...

 

 

В 2021 году будет отмечаться 200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова (10 декабря) и Ф.М. Достоевского (11 ноября), с произведениями которых связаны направления тем сочинения в этом году.

 

Темы по направлению ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Что значит быть совестливым человеком?

Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?

Что можно считать преступлением?

Война: преступление или подвиг.

В чём различие между ошибкой и преступлением?

В чем опасность преступлений?

Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?

Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?

Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?

Почему важны оправдательные приговоры?

Может ли преступление быть оправдано?

Совместимы ли гений и преступление?

Нужно ли быть милосердным к преступникам?

 

Темы по направлению КНИГА (МУЗЫКА, СПЕКТАКЛЬ, ФИЛЬМ)

Какая книга помогла Вам лучше понять себя?

Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?

Как Вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)?

«Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?

 

Темы по направлению КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО? – ВОПРОС ГРАЖДАНИНА

Всегда ли общество ценит достойных людей? («Юшка», «Мастер и Маргарита»)

Нужны ли перемены современному обществу? («Матрёнин двор», «Чучело»

Что такое общественная справедливость?

Бывает ли общественное мнение ошибочным?

Как связаны человек и государство?

Как связаны общество и государство?

Какие перемены опасны в обществе и государстве?

Каким образом можно улучшить общество?

Как можно улучшить государство?

Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

 

Источник: https://ctege.info/itogovoe-sochinenie-2022/temyi-itogovogo-sochineniya-2022.html

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: