Известные личности в музыке и искусстве Эстонии.




Почти 40 лет каждое утро Эстонии начиналось Гимном ЭССР, музыку которого написал Г.Эрнесакс. В своем песенном творчестве он сохранил эстонские песенные традиции и талантливо развил их.

Оперное наследие композитора включает оперы «Пюхаярв», «Берег бурь», «Рука об руку» и другие. Как педагог Таллиннской консерватории профессор Г.Эрнесакс соединил в себе теоретика, практика и творца. Ученикам было у кого и чему учиться.

Свой жизненный и творческий опыт Г.Эрнесакс изложил в книгах: «Уста поют, а сердце беспокойно», «Так времени крутилось колесо», «Зов», «Волна поднимается» и «На песенных дорогах».


Эстонские музыканты Лойт и Эрнесакс.

24 января 1993 года на 85-м году жизни перестало биться сердце маэстро, патриарха эстонской песни, талантливого сына эстонского народа Густава Эрнесакса.

2. К семнадцати годам Артур Ринне получил хорошую общеобразовательную, трудовую, музыкальную и вокальную подготовку. Это и определило его жизненный выбор — судьбу артиста.

В 1927 году юноша становится студентом Таллиннской консерватории, вскоре хористом, а потом и солистом театра «Эстония». В 1950 году он не по своей воле, в качестве репрессированного, покидает Эстонию. Его путь лежал на восток. Ночью, через решетку окна тюремного вагона промелькнул город юности Тапа, а потом и город детства — Нарва. Милая сердцу Эстония, которую он так любил, осталась позади. Впереди были мгла и мрак вдали от родины, от друзей, от искусства. Артист должен был превратиться в заключенное существо под номером, без личного «я» и собственного достоинства.

Однако шесть лет заключения не сломили мягкого от природы, доброго по натуре, но стойкого Ринне. Реабилитация в 1956 году вернула артиста на родину светлым, радостным. И в то же время тревожным было возвращение. Но отечество и родной театр «Эстония» не забыли его. Это дало силы для творчества и расширило круг его деятельности — работа в качестве режиссера в опере и на телевидении, создание сценариев телефильмов, написание книг и, конечно, концерты, концерты… В 1960 году творческие заслуги Артура Ринне были отмечены присвоением почетного звания «Заслуженный деятель искусств ЭССР».

Велико творческое наследие А.Ринне. Как оперный певец он известен исполнением ролей Фигаро («Севильский цирюльник»), Тонио («Паяцы»), Папачено («Волшебная флейта»), Риголетто («Риголетто»). Им созданы телефильмы: «Вечер вальса», «День полный песен», «Поет Георг Отс». Личная и творческая дружба с Георгом Отсом связывала Артура Ринне многие годы. Четыре долгоиграющих диска отражают концертную, эстрадную деятельность артиста. А.Ринне — автор книг «Когда я был маленьким», «Песни и годы», «И кукушка прокукует».

Умер Артур Ринне 31 января 1984 года в Таллинне. Певец умер, а «песни Ринне» продолжают звучать, умер артист, но не умерло его творчество, оно продолжает жить.

3. Рудольф Тобиас — жизнь — музыка

Став огнем, я свет давал,
Свет давал, но угасал…
(Из армянской лирики)

После окончания консерватории Рудольф семь лет прожил в Петербурге, где совершенствовался во многих сферах музыкальной деятельности: как органист, хоровой дирижер, преподаватель музыкальных учебных заведений, репетитор солистов Мариинской оперы, да еще частные уроки и, конечно же, сочинение музыки.

Тоска по родине вернула Р.Тобиаса в Эстонию в 1905 году. И он поселился в Тарту, где вскоре возглавил музыкальную жизнь Эстонии. Как выдающийся органист-виртуоз и замечательный пианист он часто выступает в эти годы с концертами во многих городах своего отечества.

В 1908 году Р.Тобиас покидает Эстонию. Почему? Как профессиональный музыкант и композитор он созрел для выхода на высокий европейский уровень. Его влечет жажда познания высот европейской музыкальной культуры, стремление к общению с другими композиторами, поиск своего места в этой культуре. Его путь лежит в Париж, Мюнхен, Прагу, Дрезден, Лейпциг и, наконец, в Берлин.

В 1910 году Рудольф Тобиас стал профессором композиции Шарлот-тенбургского высшего музыкального училища. В 1912 году он становится преподавателем музыкальной теории Берлинского королевского высшего музыкального училища. Так эстонский музыкант стал профессором начужбине. Природа щедро одарила его талантом, но судьба обрекла на короткую жизнь. Болезнь. Жизнь угасает. Преждевременная смерть 29 октября 1918 года на 46-м году жизни.

За свою короткую жизнь Р.Тобиас успел сделать многое. Центральное место в его творческом наследии занимают вокально-симфонические произведения: две оратории — «По ту сторону Иордана» и «Послания Ионы»; две кантаты — «Иоанн Дамаскин» и «Экклезия».

В Берлине композитор работал над оперой на сюжет эстонского национального эпоса «Калевипоэг», но опера не была закончена. Крупными симфоническими творениями являются «Патетическая увертюра», «Каприччио на эстонскую тему» и «Концертная пьеса». 12 хоральных прелюдий исполняются на органе. Для симфонического оркестра и струнных инструментов им написан целый ряд произведений. В числе вокальных — более тридцати сольных и хоровых песен: «Цветущее море», «Молодые кузнецы», «Черные розы», «Похититель сердца», «На дороге» и другие.

Эстония чтит память своего сына. На 50-кроновой эстонской купюре -портрет Рудольфа Тобиаса, а в городе Хаапсалу — памятник композитору. Красивое умное лицо, волнистые волосы, а в глазах печаль — хочется жить. Таким он и был.

Улица Рудольфа Тобиаса

В 2008 году исполнилось девяносто лет со дня кончины композитора Рудольфа Тобиаса. Несмотря на то, что большая часть его творческой деятельности прошла за пределами родины, в истории эстонской культуры он занимает особое место как автор первых крупных симфонических произведений, как первый эстонский музыкант-исполнитель, концерты которого звучали с европейских сцен.

 

 

А. Лайкмаа. «Старый Айтсам». Пастель. 1940. Тартуский художественный музей.

С 1932 года и до конца жизни художник жил в деревне Таэбла близ Хаапсалу. Умер Антс Лайкмаа 19 ноября 1942 года на 77-м году жизни. Покой художника охраняют ели, когда-то посаженные им самим.

Смерть соединила его с эстонской природой навечно, ее красоте он щедро отдавал свой талант и энергию. А.Лайкмаа вписал яркую страницу в историю эстонского искусства.

 

Кристьян Рауд — художник самобытного таланта

Рисуя ветку, надо слышать, как свистит ветер.
Тин Нун.

У истоков возникновения и становления эстонского изобразительного искусства неоценимое значение имела творческая деятельность Кристьяна Рауда. Он имеет выдающиеся заслуги перед своим народом как художник, педагог и основатель Эстонского народного музея.
Кристьян и его брат-близнец Пауль родились 22 октября 1865 года в деревне Кирику прихода Виру-Яагупи. Детство и юные годы братьев прошли в Мерикюла, где отец работал полевым объездчиком. Он рано умер.

Уже в ранние годы у братьев пробудился интерес к рисованию. Впоследствии оба стали художниками.С девяти лет Кристьян учился в сельской, потом в приходской школах и Раквереском уездном училище. Обучение велось на немецком языке. Образование было продолжено в Тарту — сначала в реальном училище, а затем в семинарии, где готовили школьных учителей.

В Тарту началась трудовая деятельность К.Рауда в качестве школьного учителя. В 1892 году он уехал в Петербург и вскоре по совету выдающегося эстонского художника профессора Иохана Кёлера поступает в Петербургскую академию художеств. Быстро пролетели 4 года учебы в столице.

Из Петербурга он отправляется в Германию, сначала в Дюссельдорф, затем в Мюнхен, где совершенствуется в своем мастерстве.

Рисунки сделаны в символической, обобщающей манере, проникнуты духом седой старины. Калевипоэг везде в свершении, деянии.

Рисунки Кристьяна Рауда будят мысль, заставляют думать, искать ответы на вопросы, поставленные художником.

Почему лишь два цвета — белый и черный?
Художник изображал прошлое своего отечества, а оно у Эстонии далеко не цветастое.

Рисунки Кристьяна Рауда — это Эстония, ее народ, ее история. Эстонский народ не забыл своего самого народного художника. В 1968 году в Таллинне открыт памятник художнику в виде монументальной гранитной глыбы с рельефами на темы эпоса.

 

 

Адамсон- его прекрасные творения украшают не только Таллинн…


«Адамсон с честью связал свое имя на вечные времена с Таллинном»
(Из выступления Антса Лайкмаа на открытии памятника
«Русалка»).

Скульптуру красит вид, а человека — деяние его.
Пифагор.

7 сентября 1893 года в Балтийском море при переходе из Ревеля в Гельсингфорс во время 9-балльного шторма погиб российский броненосец береговой обороны «Русалка». В бурных водах морской стихии погибла вся команда корабля -177 человек, в том числе 12 офицеров во главе с капитаном II ранга Виктором Христофоровичем Иенишем.

Через 9 лет после рокового дня, 7 сентября 1902 года, в Ревеле на берегу моря состоялось открытие памятника погибшим морякам. Высокую гранитную скалу венчала бронзовая фигура ангела с крестом в правой поднятой руке. Нижняя часть памятника изображала нос корабля в борьбе с бушующим морем. В бронзе и камне выражена великая мощь стихии. Это прекрасный реквием погибшим морякам. Памятник посвящен трагедии, но наполняет душу жизнелюбием. Так образно выразить трагедию через красоту мог только человек, обладающий великим даром художника.

Известный эстонский художник Антс Лайкмаа так отозвался о памятнике: «По моему мнению, Таллинн приобрел памятник, которому может позавидовать любой большой город».

Выдающийся эстонский скульптор Амандус Хейнрих Адамсон родился 12 ноября 1855 года вблизи Палдиски, недалеко от Таллинна. Здесь прошли его детство и юность.

В 1876-1879 годах Адамсон учился в Петербургской академии художеств. С 1879 по 1891 год — совершенствовался в Париже. В 1891 году он вернулся в Петербург и работал как свободный художник и педагог в училище Штиглица. В Петербурге оп прожил в общей сложности 28 лет. В 1918 году академик А.Адамсон вернулся в Эстонию, в Палдиски, и жил здесь до конца своей жизни.

Художник, рожденный на берегу моря, в семье моряка, да и сам ходивший в юности в море, неизбежно должен был отразить эту тему в своем творчестве. Шедеврами являются скульптуры А.Адамсона «Рыбак с острова Муху» (1892г.), «В тревожном ожидании» (1897г.), «Слушая голос моря» (1901г.), «Последний вздох корабля» (1926г.).

А.Адамсона очень лирично. Это удивительно красивые, гармоничные композиции «Вечное торжество любви» (1889г.), «Рассвет и сумерки» (1895г.), «Юность исчезает» (1919г.), «Жена художника Е.Адамсон», «Купальщица» (1928г.). В этих поэтичных женских образах трактуются вечные общечеловеческие темы любви, юности, старости. Ряд работ посвящен эстонской мифологии: «Калевипоэг и Рогатый» (1896г.), «Калевипоэг у ворот ада» (1922г.). Интересно то, что натурщиком, с которого скульптор ваял Кале-випоэга, был первый эстонский чемпион мира Георг Лурих.

Амандус Адамсон — автор ряда монументов. «Русалка» считается в Эстонии самым красивым памятником.

Март Саар (1882-1963), композитор, пианист, органист, педагог, 1952- народный артист Эстонской ССР. Ученик Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Лядова (композиция). Хоровые и сольные песни, фортепианные пьесы, в том числе 28 прелюдий. В ряде сочинений использовал древний эстонский рунический фольклор. 1943-1956 - профессор Таллиннской консерватории. Важным моментом стало проведение в 1947 году певческого праздника, которое послужило восстановлению мирового хорового движения. К счастью, певческий праздник прошёл за год до печальных событий в связи с оперой Мурадели "Дружба народов" в 1948 году и вытекающих последствий резкой реакции на это произведение для творческой интеллигенции всего СССР, в том числе и ЭССР.

 

Гео́рг Ка́рлович Отс (эст. Georg Ots; 1920 — 1975) — эстрадный и оперный певец (баритон). Народный артист СССР (1960). Лауреат двух Сталинских (1950, 1952) и Государственной премии СССР (1968).

Творчество

Голос Отса — лирический баритон большого диапазона, с блестящими мощными верхними нотами, красивого мягкого тембра. Покорял слушателей спокойной, очень благородной академической манерой пения, большим чувством достоинства, безупречным вкусом, особой манерой произношения. Очень хорошо владел русским языком, но в его речи был лёгкий акцент, придававший пению особое очарование. При всей своей невозмутимости был очень обаятелен, демонстрировал чувство юмора там, где это было уместно[6].

Певец работал в разных жанрах с большим успехом. Кроме баритоновых оперных партий с блеском исполнял оперетточные. Особую популярность ему принесла роль Мистера Икс в фильме «Мистер Икс» (СССР, 1958) — экранизации оперетты Имре Кальмана «Принцесса цирка». Отс показал своего героя Этьена Вердье личностью безукоризненной чести, достоинства, мужества, аристократом духа, человеком тонкой и романтичной душевной организации. Фильм имел огромный успех, после его выхода ария «Мистера Икс», первоначально предназначенная для тенора, стала распространённой у певцов-баритонов, а оперетта И. Кальмана «Принцесса цирка» вошла в репертуары практически всех музыкально-драматических театров СССР.

На эстраде пел главным образом песни героической тематики, посвящённые войне композиторов Э.С. Колмановского, А.П. Долуханяна. Одна из известнейших его песен — «Хотят ли русские войны» (Э.С. Колмановского и Е.А. Евтушенко). Изящно и доверительно пел лирические песни Э.С. Колмановского, М.И. Блантера, Б.А. Мокроусова, В.П. Соловьёва-Седого и др. Кроме того, имел обширный камерный репертуар. Пел на 20 языках. Помимо русского, эстонского, немецкого, финского, французского и итальянского, которыми он владел, пел на украинском, литовском, латышском, татарском, армянском, молдавском, сербохорватском, албанском, венгерском, румынском, испанском, английском, монгольском и других языках[6].

Песня «Сааремааский вальс» композитора Р. Валгре является самой популярной и любимой из исполнявшихся Отсом на эстонском и финском языках. Уже после восстановления государственной независимости Эстонии в 1991 году и последовавшим за этим отвержением всего советского, популярности песне не убавило присутствие в ней строчки «…ты молоденький воин с золотой звёздой» («…kuldtärniga nooruke sõjamees sa.») — песня продолжает звучать в радиоэфире и телевизионных передачах.

Личная скромность, благородство, элегантность и изящество Отса были настолько искренними, что ни при его жизни, ни после смерти не появилось ни одной издевательской пародии на него.

Георг Отс иногда выступал в дуэте со своим отцом Карлом Отсом. Карл Хансович обладал крепким звонким драматическим тенором, звучавшим свежо и мощно даже в преклонном возрасте. Голоса отца и сына прекрасно сочетались по тембру[6].

Анне Вески родилась 27 февраля 1956 г. в эстонском городке Рапла в семье Ильмара-Тыниса Ваарманна (эст. Ilmar-Tõnis Vaarmann; 1927—2005) и Эллен Ваарманн (эст. Ellen Vaarmann), 1930—1988; в девичестве Таммессон (эст. Tammesson). Там же она окончила музыкальную школу, после которой поступила в Таллинский политехнический институт. По окончании обучения работала на заводе и была принята на работу в эстрадную студию при Филармонии, где стала выступать с ансамблем «Мобиле».

Первая эстрадная композиция (1980) — «Королева розового сада».

В 1979—1981 годах Анне Вески пела в составе группы «Витамин», а в 1982—1983 годах выступала с ансамблем «Мюзик Сейф». В конце 1983 года она вошла в состав ансамбля «Нэмо»[2].

В 1984 году на Международном музыкальном фестивале в Сопоте Анне Вески получила две премии: за песню Позади крутой поворот и за лучшее исполнение польской песни Полька. В 1986 году впервые выходит в финал фестиваля «Песня года».

Исполнительница песен «Позади крутой поворот», «Возьми меня с собой», «Радоваться жизни», «Милый, горячо любимый», «Межсезонье», «Продлись, счастье» (музыка В. Севастьянова, слова А. Римициана), «Ни о чём не жалейте» (А.Исааков — А.Дементьев) «Ангелы здесь больше не живут», «А он мне нравится», «Листья жёлтые над городом кружатся», «Самба с Марадоной», «Праздник снегопада», «Прости за любовь», «Не виновата я», «Листья ушедшего лета».

Гуннар Грапс (эст. Gunnar Graps; 27 ноября 1951, Тарту — 17 мая 2004, Таллин) — советский и эстонский певец и музыкант (барабанщик), легенда эстонского рока. Один из пионеров Хэви-метал / хард-рока в СССР и Эстонии, которого сравнивали с Миком Джаггером и Элисом Купером, называя «Железным человеком» (эст. Raudmees). Начинал свою карьеру в 1965 году с группой «Микронид», позже играл в ансамблях «Руя» и «Орнамент». В декабре 1977 Грапсом была образована группа «Магнетик бэнд». В разное время группа играла джаз-рок, ритм-энд-блюз и хард-рок.

В 1980 году на рок-фестивале «Весенние ритмы» в Тбилиси группа получила первую премию, а две песни — «Трубадур на магистрали» и «Леди блюз» попали на вышедший после фестиваля двойной альбом. В 1981 гОду группа выступила на Ереванском международном поп-рок фестивале, о них написал журнал «Тайм».[ источник не указан 177 дней ] В 1982 из фонограмм разных лет был составлен первый альбом «Магнетик бэнд» — «Розы для папы». Через год группа была запрещена, но её состав оказался устойчивым и с января по август 1984 под новым названием — «Группа Гуннара Грапса» — продолжал работать и даже выступил на фестивале в Тарту.

В 1988 г. на «Мелодии» вышел второй альбом — «Горение», выполненный в жанре хэви-метал. После распада СССР группа редко выезжала за пределы Эстонии.

В 1989 году Грапс эмигрировал в США, где пытался проявить себя в местной музыкальной сфере. Попытка не увенчалась успехом, в результате музыканту приходилось перебиваться случайными заработками. Вернувшись в 1992 году в Эстонию, Грапс работал музыкальным редактором на Эстонском радио и музыкантом на пароме, перевозившем пассажиров в Хельсинки и Стокгольм.

Летом 1993 года Грапс был арестован за перевозку анаболиков и провёл два месяца в шведской тюрьме. Выйдя на свободу, записал альбом «Пустые пазухи», включающий как новые песни, так и ранее неопубликованные записи «Магнетик бэнда», но альбом не получил широкого хождения. Поступления от дальнейших альбомов Грапса тоже были незначительными. В 2003 году у музыканта появилась надежда отправиться в гастрольный тур по России.[ источник не указан 177 дней ] Но этой затее не суждено было воплотиться в реальность из-за болезни и смерти Грапса.

Умер от инфаркта у себя дома на улице Моони в Таллине. Похоронен в Таллине на кладбище Рахумяэ.

Та́нель Па́дар (эст. Tanel Padar; род. 27 октября 1980, Хальяла, Раквереский район, Эстонская ССР) — эстонский рок-музыкант и поп-певец, в дуэте с Дэйвом Бентоном победил в конкурсе песни Евровидение 2001 в Копенгагене.

Учился игре на кларнете и саксофоне, пел в церковном и детском хоре, а также в хоре мальчиков, увлекался народной музыкой и спортивными танцами.

Является создателем ансамбля «Speed free», выпустившего свой первый диск «Woman Knows» в мае 2001 года. Все песни для ансамбля Падар писал сам.

После совместной с Дэйвом Бентоном победы в конкурсе Евровидение-2001 становится одним из самых знаменитых рок-музыкантов Эстонии. На конкурсе Бентон и Падар исполняли песню «Everybody», в выступлении участвовала также группа «2XL».

В 2003 году создал ансамбль «The Sun», с которым в 2006 году получил в Эстонии призы в 5 из 15 категорий, в том числе приз «Лучший альбом» года и «Лучший ансамбль года».

Один из двух ведущих Eesti otsib superstaari третьего сезона.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: