Задание 24 ЕГЭ
Фонетические:
Аллитерация - повтор согласных, создающий образ. Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши - стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей.
Ассонанс - повтор гласных, создающий образ. Люблю березу русскую то светлую, то грустную - передает легкую грусть, нежность.
Лексические (тропы):
Эпитет - красочное, образное определение в переносном значении. Подчеркивает наиболее существенные признаки. Содержит элемент сравнения. И вы не смоете всей вашей черной кровью/ Поэта праведную кровь. Парус одинокий; весёлый ветер; болтушка сорока; жадно всматривается.
Сравнение - выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Чаще всего сравнение оформляется в виде сравнительных оборотов, начинающегося с союзов: как, точно, словно, будто, как будто, что. Как море бесшумное, волнуется все войско.Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.
Метафора - троп, на основе сходства двух явлений. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов. Летят алмазные фонтаны/С веселым шумом к облакам -(сверкающие, как алмаз);Сонное озеро, слов моих сухие листья, луковки церквей, теплый прием, цепь гор, хвост поезда.
Метонимия - замена одного слова другим, смежным по значению. Эй ты, шляпа! (человек в шляпе) Читая Булгакова.. (его книги) Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева.
Синекдоха - разновидность метонимии: целое выявляется через свою часть или наоборот. Каждую копейку в дом несет (деньги). И слышно было до рассвета, как ликовал француз (французская армия).
|
Аллегория - изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ. Лиса - аллегория хитрости, заяц - трусости.
Ирония - слово или выражение, употребленное в смысле, противоположном прямому. Такой ты умный! (=глупый).
Олицетворение - неодушевленному предмету приписываются свойства живого существа. Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки.О ком ты воешь, ветер ночной, о чём сетуешь безумно?.
Гипербола - преувеличение. В сто сорок солнц закат пылал.
Литота - преуменьшение. Ваш шпиц, прелестный шпиц, - Не более наперстка;Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить, Чтоб на сеете сиротиночке Беспечально век прожить.
Перифраз(а) - слово или выражение заменяется синонимичным, чтобы избежать повтора. Лев = царь зверей. Нефть = черное золото. Утро года = весна.
Синонимы - 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста. 1) Победить-одолеть; бежать -мчаться.2) Останкинская игла (башня); говор (ропот) волн; шум (шелест) листвы.
Антонимы - слова, имеющие противоположенные значения. Коварство и любовь;Белей лишь блеск, чернее тень.
Архаизм - устаревшее слово или оборот речи. Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился..
Диалектизм - слово или оборот бытующие в определённой местности, социальной группе или профессии. Петух - кочет, ковшик - корчик, разравнивать граблями - скородить.
Жаргонизм - речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений. «Чуять» - из жаргона охотников, «амба»- из морского.
|
Неологизм - слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий. «Бездарь» вместо «бездарность».
Афоризм - обобщённая, глубокая мысль автора, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор. «У сильного всегда бессильный виноват»
Фразеологизм - лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. Бить баклуши, положа руку на сердце, закадычный друг, щекотливое положение.
Стилистические фигуры:
Анафора - повтор частей в начале строк (единоначатие). Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод,Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы..
Эпифора - повтор частей, одинаковое синтаксическое построение конца предложений. Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.
Композиционный стык - повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.
Антитеза - противопоставление. Волос длинный - ум короткий; Я вчера задыхался от счастья, а сегодня кричу от боли.
Градация - расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака. На лице светились, горели, сияли огромные синие глаза. Но ты должен понять это одиночество, принять его, сдружиться с ним и духовно преодолеть..
|
Оксюморон - соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга. Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной.Мёртвые души, живой труп, горячий снег.
Инверсия - изменение обычного порядка слов. Обычно:определение + подлежащее + обстоятельство + глагол-сказуемое + дополнение. Он пришёл - пришёл он; Досадно было, боя ждали..
Параллелизм - сравнение в форме сопоставления. 1)прямой: Травой зарастают могилы - давностью 2)отрицательный, в котором подчёркнуто совпадение основных признаков сопоставляемых явлений: То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит - То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит.
Эллипсис - пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста. Мужики - за топоры! (пропущено слово «взялись»).
Парцелляция - членение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложения.
Пример: И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Многосоюзие - однородные члены или предложения, соединенные повторяющимися союзами. Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове дорога! И как чудна она сама, эта дорога.
Бессоюзие - однородные члены предложения соединяются без помощи союзов. Швед, русский колет, рубит, режет..
Риторический вопрос - вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя. Какой русский не любит быстрой езды? = «все русские любят».
Риторическое обращение - обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения. Прощай, немытая Россия!
Умолчание - намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу. Но слушай: если я должна тебе..кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена.
Парадокс - суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению. Трус умирает много раз, храбрец - только однажды.
Оценочная лексика - прямая авторская оценка событий, явлений, предметов. Пушкин - это чудо.
Экспрессивная лексика Слова выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д. Дурочка, сыночек, глупышка, рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач.
Пример
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка..
Список терминов:
1) парцелляция
2) книжные слова
3) разговорные слова
4) ряд однородных членов
5) контекстные синонимы
6) анафора
7) риторическое восклицание
8) эпитет
9) синтаксический параллелизм
«Размышляя над поставленной проблемой и выражая свои чувства, Е. А. Лаптев использует разнообразные средства выразительности: так, в предложении 1 он использует троп — (А)_____ («бурная дискуссия»). Синтаксическое средство — (Б)_____ (в предложении 8) и лексическое средство — (В)_____ («шпана» в предложении 13 — «разбойники» в предложении 15) — погружают нас в атмосферу послевоенного детства рассказчика, а (Г)_____ («поковылял», «расшвырял», «стукнул») помогают создать зримое представление о произошедшем случае».
(1)В одной из недавних телепередач, где велась бурная дискуссия о проблемах современного образования, модная телезвезда разразилась гневной тирадой в адрес учителей. (2)По её твёрдому убеждению, все они —это люди несостоявшиеся, неудачники, проигравшие борьбу за успех, они пришли в школу единственно для того, чтобы отомстить бедным детям за свою сломанную судьбу. (З)Признаюсь: меня, человека уже пожилого, выросшего в послевоенные годы, эти слова ошеломили, будто бы какой-то нечестивец посмел прилюдно надругаться над святыней. (4)В первый момент мне показалось, что происходящее — сцена из какого-то фильма и телезвезда просто-напросто играет отрицательную роль. (5)Но, к сожалению, это был не фильм, и, к ещё большему сожалению, почему-то никто из публики не счёл возможным сказать хоть слово в защиту учителей.
(6)...Шёл апрель 1947 года. (7)Мы, разлучённые войной со своими отцами, росли без царя в голове, не признавая ни законов, ни правил. (8)Голод, постоянные лишения, суровые жизненные условия — всё это наложило свой отпечаток на наши характеры. (9)Тогда считалось нормальным всячески показывать своё пренебрежение к учителям, и чем более дерзко ты себя вёл, тем больше тебя уважали в мальчишеской компании.
(10)Учитель физики Иван Васильевич Матвеев пришёл к нам в седьмой класс. (11)Ходил он медленно, с усилием опираясь на палочку, и когда нечаянно задевал раненой ногой угол парты, то лицо чуть заметно вздрагивало от боли.
(12)В конце месяца он, получив расчёт, возвращался с работы. (13)Его встретила местная шпана, чтобы отобрать деньги. (14)Учитель, невысокий крепыш, переложил палочку из правой руки в левую, затем двумя пальцами —указательным и средним — легонько стукнул главаря по верхней губе. (15)Тот рухнул на землю, учитель посмотрел на оцепеневших разбойников и поковылял дальше. (16)Весть о том, что учитель шутя расшвырял целую банду, моментально разнеслась по всему городку, а поскольку Иван Васильевич вёл физику в нашем классе, то все семиклассники в той или иной мере считали себя сопричастными этому подвигу. (17)Мы даже освоили несколько характерных жестов своего учителя, говорить стали медленно, протяжно, видом своим показывая, что учитель поделился с нами секретными приёмами и теперь не приведи Бог кому-нибудь нас обидеть.
(18)Однажды я увидел, как Иван Васильевич, спускаясь со школьного крыльца, подал руку идущей следом учительнице математики. (19)Та смущённо покраснела и поблагодарила физика. (20)В тот же день, повинуясь безотчётному желанию во всём походить на учителя, я подал руку своей маме, когда она переходила по шаткой лесенке через теплотрассу. (21)Мама удивлённо улыбнулась, потом обняла меня и сказала, ласково глядя повлажневшими глазами: «Спасибо, милый! (22)Ты у меня уже совсем большой!»
(23)Стараясь казаться взрослыми, табаком мы начали баловаться чуть ли не с шести лет. (24)Но, когда поняли, что наш учитель не курит, многие, в том числе и я, оставили эту вредную привычку. (25)Как-то раз Петька Фёдоров ругнулся матом — дело обычное для нас. (26)Иван Васильевич, услышав неприличное слово, шёпотом сказал Петьке:
(27)— Это называется мужская слабость.
(28)С той поры я старательно избегал нецензурных слов в своей речи...
(29)Мысленно оглядываясь на прожитые годы, я понимаю, как много правильного, мудрого и необходимого подарил мне этот великий человек. (30)Даже сегодня мне ещё хочется держаться за его крепкую руку, которая ведёт меня по дороге жизни.
«Размышляя над поставленной проблемой и выражая свои чувства, Е. А. Лаптев использует разнообразные средства выразительности: так, в предложении 1 он использует троп — эпитет («бурная» — образное определение). Синтаксическое средство — ряд однородных членов (в предложении 8 есть однородные подлежащие «голод, лишения, условия») и лексическое средство — контекстные синонимы («шпана» в предложении 13 — «разбойники» в предложении 15) — погружают нас в атмосферу послевоенного детства рассказчика, а разговорные слова («поковылял», «расшвырял», «стукнул») помогают создать зримое представление о произошедшем случае».
Ответ: 8,4,5,3.
Тестовые варианты
Пример 1. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка..
Список терминов:
1) контекстные антонимы
2) цитирование
3) анафора
4) просторечная лексика
5) вопросительные предложения
6) общенаучные термины
7) метафора
8) диалектизмы
9) риторическое обращение
«Разговор о смысле человеческой жизни А. Адамович начинает с ряда вопросов, которые привлекают внимание читателя к главной проблеме текста. Автор широко использует лексическое средство — (А)_____ («существование», «существо», «материя», «истина» и др.). Рассуждая о том, что такое «настоящее», автор в предложении 24 использует такой троп, как (Б)_____ («данный миг всего лишь мостик...»). Синтаксическое средство — (В)_____ (например, предложения 17, 18, 22) — помогает автору текста не только усилить эмоциональный фон, но и показать остроту и значимость поднятой проблемы. Аргументируя свой взгляд на проблему, автор использует приём — (Г)_____ (в предложении 13)».
(1)...Так в чём же смысл человеческого существования? (2)Не в вопросе ли заключён ответ? (3)Не в том ли смысл появления человека на земле и во Вселенной, чтобы кто-то спрашивал? (4)Себя и целый мир: зачем мы и всё зачем? (5)Если верно, что человек — осознавшая себя материя, своё существование осознавшая, себя увидевшая со стороны материя, так кому же, кроме как человеку, спрашивать: зачем? зачем? зачем?..
(6)С камня не спросится, что он камень, с чайки не спросится, что она чайка... (7)С человека спросится.
(8)«Червь, — написал один из героев Даниила Гранина, — для того, чтобы „делать землю"».
(9)«Человек, — скажем мы, — чтобы спрашивать». (10)И за червя, и за самоё землю спрашивать: зачем всё? (11)Зачем земля и зачем червь, «делающий землю»? (12)И самое главное «зачем» — зачем я, человек?
(13)«Простое размышление о смысле жизни, — говорил Альберт Швейцер, — уже само по себе имеет ценность». (14)Человек смотрит в небо, на звёзды — это ему необходимо потому, что он — человек. (15)Он смотрит не как вершина горы, дерево, кошка. (16)И смотрит, спрашивая и за себя, и за гору, и за кошку: что и зачем?
(17)А что же сегодня главное, какие вопросы самые актуальные? (18)Не вечные ли и есть самые актуальные? (19)Да, те самые, о которых часто думалось: обождут, на то они и «вечные»!
(20)Вопрос жизни и смерти? — подумаешь, нам бы ваши заботы!
(21)Теперь это наша забота, именно наша — о жизни и смерти самой планеты, во-первых, и, во-вторых, человечества, человека на ней. (22)И есть ли что важнее и актуальнее таких вот вечных вопросов?
(23)Настоящее — то, что всегда охотно приносилось в жертву чему-то: иногда — прошлому, а иногда — будущему. (24)Ведь данный миг всего лишь мостик, чтобы «консерваторам» уходить в уютное, милое для них прошлое, а «революционерам» рваться и увлекать за собой в будущее.
(25)И люди, что живут сегодня, обязательно хуже вчерашних. (26)И уж наверняка далеко им до тех, которые завтра придут!
(27)Но никогда не было так очевидно, что на них, на теперешних людях, всё сошлось. (28)Каковы они ни есть, но, несомненно, от них зависит, сохранится ли жизнь.
(29)Сегодня особенно ощутима истина: без прошлого человек не весь, без устремлённости в будущее человеку невозможно, но главный смысл человеческого существования всё-таки в том, чтобы вечно продолжалось настоящее — жил и продолжался человек. (30)Смысл жизни — в самой жизни. (31)Ведь действительно может оказаться, что человек — единственное во Вселенной существо, которое сознаёт своё существование и спрашивает, спрашивает — о смысле и целях собственного бытия!
(32)А это зачем? — можно спросить. (33)— Зачем, чтобы спрашивали?
(34)Давайте подождём миллиарды годиков и узнаем ответы на все «зачем». (35)Главное — не оборвать цепь, не позволить прекратиться жизни...
Пример 2: Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка..
Список терминов:
1) литота
2) эпитет
3) лексический повтор
4) фразеологизм
5) антонимы
6) однородные члены предложения
7) диалектизмы
8) риторический вопрос
9) вопросно-ответная форма изложения
«Известный журналист В. Песков рассказывает о том, как были отравлены лоси и птицы. Троп — (А)_____ («жутковатая... тишина») — и синтаксическое средство — (Б)_____ (предложения 16, 22) — помогают выразить отношение автора к гибели животных, в которой виноваты люди. В то же время журналист отмечает, что есть и те, кому небезразлично состояние лесов, кто стремится защитить природу. Автор также использует лексическое средство — (В)_____ (в предложениях 11—12) и такой приём, как (Г)_____ (предложения 23—25)».
(1)Кустарник и мелколесье. (2)Жутковатая предвечерняя тишина. (З)Молчаливые заросли. (4)Большая стая сорок поднялась в одном, другом месте. (5)По этому пиршеству сорок и ворон находили в лесу погибших лосей и птиц. (6)Что же случилось?
(7)Недавно над этими местами летал самолёт и опрыскивал лес химической жидкостью. (8)Было задумано расширить площадь лугов. (9)Подсчитали, что корчевать живой лес дороже, чем отравить его с самолёта, а потом уж корчевать. (10)Дело не новое, оно привлекательно дешевизной и потому считается прогрессивным и выгодным. (11)Несомненно, есть в этом деле значительные плюсы. (12)Но есть и очень большие минусы. (13)Их не всегда замечают. (14)А ведь здесь погибло двадцать семь лосей, загублены тетерева, мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей. (15)Гибнут насекомые, многие из которых — наши друзья. (16)Какой бухгалтер возьмётся теперь подсчитывать выгоду операции?! (17)И это ещё не всё. (18)Тысячи людей большого города едут в лес. (19)Пение птиц, всякое проявление жизни составляют радость этих прогулок. (20)Встреча же с крупным зверем человеку иногда запоминается на всю жизнь. (21)Прикиньте же, скольким людям не встретятся двадцать семь лосей. (22)Какой бухгалтерией измеряется эта потеря?
(23)Что же, не нашлось человека, который мог бы предвидеть беду? (24)Совсем наоборот. (25)3асыпали соответствующие учреждения письмами. (26)А там своё суждение. «(27)У нас план. (28)И чего шум подняли? (29)Вещество вполне безопасное. (30)Ничего не случится с вашим зверьём».
(31)Святыми глазами теперь глядят ответственные чиновники на тех, кто бил тревогу:
(32) — Мы? (33) Л оси погибли от чего-то другого. (34)У нас есть инструкция. (35)Вот, читайте: «Данное вещество токсично для человека и животных. (Зб)Если не соблюдать осторожность, могут быть отравления, а также понижается качество молока у коров...» (37)Вот видите, качество молока... (38)Про лосей же ни слова...
(39) — Но ведь можно было об этом догадаться. (40)Предупреждали же...
(41) — Мы согласно инструкции...
(42)Вот и весь разговор.
(43)...В деле, где сходятся природа и химия, нами руководить должны Осторожность, Мудрость, Любовь к нашей матери-земле, живому, что украшает жизнь и радует человека. (44)Мы не должны забывать в любом деле о самом главном — о человеческом здоровье, не должны пренебрегать счастьем слышать пение птиц, видеть цветы у дороги, бабочку на подоконнике и зверя в лесу...
Пример 3: Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка..
Список терминов:
1) метафора
2) сравнение
3) противопоставление
4) фразеологизм
5) цитирование
6) ряды однородных членов
7) эмоционально-оценочная лексика
8) риторическое обращение
9) вопросно-ответная форма изложения
«Излагая свои взгляды, автор предпочитает воздействовать прежде всего на разум читателя, приводя факты и стараясь убедительно интерпретировать их. Этому служат вводные конструкции, а также такие приёмы, как (А)_____ (в предложениях 4, 24, 30), позволяющее опереться на мнение известных деятелей культуры, и (Б)_____ (предложения 18—19). Вместе с тем Н. Лебедев выражает своё отношение к обсуждаемым вопросам, поэтому в тексте используются такие лексические средства, как (В)_____ («чтиво» в предложении 14), и (Г)_____ («разводят руками» в предложении 15)».
(1)Владимир Солоухин в одном из стихотворений высказывает мысль, что того, кто несёт в руках цветы, можно не опасаться, ибо человек с цветами в руках зла совершить не может.
(2)Думается, то же можно сказать и о человеке, несущем в руках томик Пушкина или Чехова. (З)Ибо человек, читающий такие книги, есть человек разумный, человек нравственный.
(4)Известны слова Горького: «Любите книгу — источник знания». (5)К этому следовало бы добавить, что хорошая книга — это и средство воспитания чувств, духовного возвышения личности, это мир человеческих переживаний. (6)А кроме того, книга приобщает к красоте родной речи.
(7)В России литературно-просветительские традиции всегда были сильны. (8)Иван Сытин, крестьянский сын, который основал во второй половине XIX века издательство в Москве, многие книги продавал по очень низкой цене, может быть, себе в убыток, чтобы они были доступны народу. (9)А благодаря издателю Павленкову в начале XX века появилось две тысячи бесплатных деревенских библиотек.
(10)В целом мы были и, хочется надеяться, остаёмся более начитанным народом, чем многие другие. (11)И всё-таки всё чаще задаёшь себе вопрос: «А будут ли наши дети читать Пушкина?» (12)Хотя книжный прилавок стал неизмеримо богаче и разнообразнее, круг нашего чтения, как показывают социологические исследования, заметно изменился. (13)Пользуются спросом специальная литература и книги, содержащие разного рода практические советы. (14)Что же касается «художественной» литературы, то развлекательное чтиво: детективы, приключения, «семейные» романы — явно потеснило всё прочее. (15)«Спрос определяет предложение», — разводят руками издатели.
(16)Да, современному человеку, озабоченному материальными и прочими проблемами, не до серьёзного чтения. (17)Читает он преимущественно в транспорте, по дороге на работу и с работы. (18)А что можно читать в автобусной сутолоке? (19)Желание отвлечься, снять нервное напряжение заставляет предпочесть лёгкое чтение, не требующее размышлений и глубокого проникновения в текст.
(20)Мощными конкурентами книги стали кино и телевидение. (21)Кинорежиссёр Ролан Быков вспоминал о встрече с кинозрителями, на которой одна женщина хвалила кинематограф за выпуск фильма «Война и мир». (22)Она расценила это как великую заботу о наших детях, которым просто не прочитать четыре толстенных тома. (23)А теперь они пойдут в кино и всё увидят. (24)«В зале смеялись, — говорил Быков, — но это было давно».
(25)Чем опасна замена книги фильмом? (26)Дело не только в том, что литературные шедевры не всегда превращаются в шедевры кинематографические. (27)В отличие от других видов искусства, литература требует не чувственного, а интеллектуального постижения. (28)Читатель создаёт образы героев, проникает в подтекст произведения работой мысли. (29)Превращение телевидения в основной канал информации, как утверждают психологи, свидетельствует о том, что мы переходим на образно-подсознательное восприятие в ущерб рациональному. (30)Ещё в XVIII веке французский философ Дидро говорил: «Кто мало читает, тот перестаёт мыслить».
(31)Вопрос «Будут ли наши дети читать Пушкина?» символичен: в нём звучит беспокойство о нашем будущем. (32)Ведь оно зависит от нравственного облика, духовного мира тех, кто сегодня сидит за школьной партой или в университетской аудитории. (ЗЗ)Им определять судьбу нашей цивилизации в XXI веке.
(34)Так сделаем же всё, чтобы наши дети читали Пушкина!
Пример 4: Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка..
Список терминов:
1) антитеза
2) метафора
3) сравнение
4) анафора
5) ряд однородных членов
6) лексический повтор
7) риторический вопрос
8) риторическое восклицание
9) эпитет
«Автор, рассказывая историю своего героя, использует разнообразные средства выразительности, которые усиливают эмоциональное воздействие на читателя. Это приём — (А)_____ (в предложениях 23—24, 24—25), а также тропы: (Б)_____ («будто фиолетовое покрывало» в предложениях 41, 48), (В)_____ («стеклянные глаза» в предложении 24) и (Г)_____ («по лабиринтам боли» в предложении 31)».
(1)Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун. (2)Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую антилопу.
—(3)Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! — недоверчиво отмахивались от него. — (4)Откуда в наших местах антилопы?
—(5)Да я лично видел! (6)Она в лощине паслась!
—(7)Так, может, это не антилопа, а северный олень или мамонт?! —вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде. (8)Смеясь, мужики стали расходиться. (9)Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин. (10)Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его:
—(11)Ты точно антилопу видел?
—(12)Точно! (13)Видел! (14)Мамой клянусь! — пастух неуклюже перекрестился. — (15)А зачем тебе, Колёк, антилопа? (16)Лето ведь — мясо испортится!
—(17)Мне не мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! (18)Дочкау меня сильно хворает, уже третий год.
(19)Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину. (20)Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. (21)Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов антилопы. (22)Он знал, что ничего не найдёт. (23)Так уж, видно, суждено. (24)Суждено видеть стеклянные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль. (25)Боль, похожая на большую чёрную кошку.
(26)Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. (27)Нужно было возвращаться назад. (28)Савушкин спустился с холма и заплакал. (29)По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу... (ЗО)Она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет. (31)И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли.
(32)Вдруг Савушкин замер. (33)В овражке, прорытом вешними водами, стояла антилопа. (34)Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати. (35)Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. (Зб)Антилопа смотрела на него, но почему-то не убегала.
—(37)Стой, стой, миленькая, стой! — шёпотом уговаривал её Савушкин. (38)Он шагнул влево и увидел рядом с антилопой детёныша. (39)Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморённый жарой, устало смотрел куда-то в сторону. (40)Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца. (41)Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. (42)Савушкин вздохнул и попятился назад...
(43)Солнце жгло прокалённую землю. (44)Дочка сидела на крыльце и ела землянику, которую он нарвал в овраге перед самым селом.
—(45)Вкусно, миленькая?
—(46)Вкусно!
(47)Савушкин наклонился и погладил её мягкие волосы. (48)На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень.
Пример 5: Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка..
Список терминов:
1) эпитет
2) сравнение
3) литота
4) парцелляция
5) экспрессивно-оценочные слова
6) диалектизм
7) вопросительное предложение
8) разговорные синтаксические конструкции
9) метафора
«Автор, передавая речевую манеру персонажа, использует синтаксическое средство выразительности — (А)_____ (предложения 14, 18). Для описания внутреннего состояния героини используются тропы: (Б)_____ («глаза светились от счастья» в предложении 31) и (В)_____ («тоскливое разочарование» в предложении 29). Такое синтаксическое средство, как (Г)_____ (в предложении 36), обретает в тексте особую значимость».
(1)Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой, как обычно, в половине девятого. (2)Он работал в сервисной мастерской, в самом центре города. (З)Чтобы оправдать горючее, по дороге домой он делал остановку возле центрального рынка и подхватывал, если, конечно, повезёт, попутчика. (4)Сегодня ему несказанно повезло, душа от радости пела, и он, едва разувшись, даже не помыв руки, сразу же помчался на кухню рассказывать об удивительном происшествии.
(5)Жена стояла возле раковины и мыла посуду. (6)Дочь с недовольным видом допивала чай и, капризно оттопырив нижнюю губу, спрашивала:
(7)— Мам, а почему нельзя?
(8)— Потому что... — раздражённо отвечала мать. (9)— Вон у отца отпрашивайся!
(10)Плетёнкин нетерпеливо махнул рукой, прося тишины, и, взвизгивая от радости, чем всегда раздражал жену, начал рассказывать.
(11)— Представляете, еду я сегодня мимо центрального рынка, тормозит меня какая-то женщина... (12)Просит, чтобы я её подвёз до заводоуправления. (13)Я гляжу: кожаное пальто, сапожки стильные, ну, и на лицо такая, видно, что ухоженная... (14)Я сразу ей: триста!.. (15)Она даже рот открыла. (16)Ну, ничего, села, довёз я её до управления. (17)Она выходит и даёт мне пятьсот рублей... (18)Я такой: «Так, а вот сдачи-то у меня нет!» (19)Она посмотрела на меня, пожала плечиками и говорит: «Ладно, сдачу оставьте себе!» (20)Представляешь, как повезло!
(21)— Да-а! (22)Были бы все пассажиры такие! — протянула жена. (23)— Ты иди мой руки и давай садись ужинать...
(24)Плетёнкин закрылся в ванной и начал намыливать руки, вновь и вновь прокручивая подробности всего происшедшего. (25)Густые чёрные волосы, тонкие пальцы с обручальным кольцом, слегка отрешённый взгляд... (26)Такой взгляд бывает у людей, которые что-то потеряли, а теперь смотрят туда, где должна бы лежать пропавшая вещь, прекрасно зная, что там её не найдут.
(27)И вдруг он вспомнил её! (28)Это была Наташа Абросимова, она училась в параллельном классе. (29)Конечно, она изменилась: была невидной дурнушкой, а теперь стала настоящей дамой, но тоскливое разочарование в глазах осталось. (30)Однажды в одиннадцатом классе он вызвался проводить её, вёл тихими улочками, чтобы их не видели вместе. (31)У неё глаза светились от счастья, и, когда он попросил написать за него сочинение на конкурс «Ты и твой город», она тут же согласилась. (32)Плетёнкин занял первое место, получил бесплатную путёвку в Петербург, а после этого уже не обращал внимания на очкастую дурнушку. (33)И только на выпускном балу, выпив шампанского, он в порыве слезливой сентиментальности попытался ей что-то объяснить, а она смотрела на него с той же усталой тоской, с какой смотрела и сегодня.
(34)— Ну, получается, что я обманул тебя!
(35)— Меня? — она улыбнулась. (36)— Разве ты меня обманул?
(37)— А кого же! — сказал он и глупо ухмыльнулся. (38)Она молча ушла.
(39)...Плетёнкин хмуро намыливал руки. (40)Он подумал, что обязательно встретит её и вернёт ей двести, нет, не двести, а все пятьсот рублей... (41)Но с отчаянием понял, что никогда не сделает этого.
(42)— Ты чего там застрял? (43)Всё стынет на столе! — потеряв терпение, крикнула из кухни жена.
(44)«Разве ты меня обманул?» — вновь вспомнилось ему, и он поплёлся есть остывающий суп.