Схема обследования пациента.




Понятие о болезни.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия при отсутствии болезней и патологических состояний.

Наиболее полно отражающим сущность болезни является определение: болезнь — это патологический процесс, протекающий в организме человека в результате воздействия болезнетворных факторов (биологических, социальных, физических, иммунологических, химических и др.)

Болезнь характеризуется: повреждением организма (нарушение анатомической целостности или функционального состояния ткани, органа, части тела, отсутствие фермента) и реакцией организма на повреждение. Болезнь нельзя рассматривать только как биологичес­кое явление, т.к. она вызывает не только физические, но и психические страдания.

В развитии болезни различают четыре стадии, или пе­риода:

1. Латентный (инкубационный) — период от первого воздействия причины болезни до ее первых клинических проявлений;

2. Продромальный — период появления неспецифичес­ких признаков болезни (до развертывания полной клинической картины). Диагностика в этот период имеет большое значение, так как раннее лечение обусловливает благоприятный исход болезни.

3. Период развития болезни — появление специфических признаков болезни, полного развертывания клиничес­кой картины болезни. Возможны стертые формы, которые не сопровождаются выраженными признаками.

4. Период выздоровления (реконвалесценции) — исчез­новения признаков болезни, полное восстановление тру­доспособности. Полное выздоровление не всегда является окончательным. Возможно развитие осложнений, т. е. изменений в органах и системах, ранее не вовлеченных в патологический процесс.

Течение болезни может быть острым, подострым и хроническим.

Острое течение болезни ограничено во времени (одна, две недели), имеет острое начало и быстрое развитие симптомов (грипп, острый бронхит). Для подострого течения характерно более медленное, длительное развитие болезни, но оно также ограничено во времени. Хроническая болезнь не излечивается, она течет всю жизнь.

На протяжении течения хронического заболевания вы­деляется фаза обострения, когда имеются все признаки заболевания, а также фаза ремиссии, когда все признаки хронического заболева­ния минимальны или отсутствуют и больной считает себя практически здоровым

Полное выздоровление при хроническом те­чении болезни возможно значительно реже, чем при ост­ром течении.

Исходы болезни:

- выздоровление;

- летальный (смертельный) исход, которому предшествует терминальное состояние;

- ограничение или утрата трудоспособности, инвалидность.

Прогноз болезни — это предсказание исхода заболева­ния. Прогноз зависит от вида болезни, тяжести его тече­ния, наличия осложнений, ее влияния на деятельность жизненно важных органов и систем человека. Он может быть благоприятным (предполагается выздоровление), сомнительным (неуверенность в благоприятном исходе) и неблагоприятным (предположение о летальном исходе). Так, например, при легком течении очаговой пневмонии прогноз благоприятный, при осложненном течении крупозной пневмо­нии — сомнительный, а в IV стадии рака — неблагопри­ятный.

Этиология — учение о причинах болезни. Среди причин выделяют не­сколько основных групп:

Биологические причины — это возбудители болезней (бактерии, вирусы, грибки, простейшие), черви (гельмин­ты), кровососущие насекомые (мухи, комары, клещи), пе­реносчики возбудителей болезни от больных людей к здо­ровым.

Механические причины — травмы, переломы, ушибы, сотрясения, ранения.

Физические причины — воздействие температуры (ожо­ги, отморожения, тепловые удары), воздействия влаги, элек­трического тока, ионизирующей радиации, света и т. д.

Химические причины — твердые или жидкие, пылевые, ядовитые газообразные вещества (острые или хронические отравления). Это промышленные вредности.

Алиментарные причины' - переедание, злоупотребление острой, горячей, жирной пищей, употребление недоброка­чественной пищи, отравление грибами.

Психические причины: воздействия на центральную нервную систему, психику в виде острых и хронических стрессовых травм. Неправильное поведение, слово у посте­ли больного может вызвать ятрогенное заболевание (ятрогения).

Социальные причины: неудовлетворительные условия жизни, труда, снижающие сопротивляемость организма к вредным различным воздействиям.

Генетические причины (наследственные): генетическая предрасположенность или наличие нарушений в хромосом­ных системах. Генетически обусловленные болезни: гемо­филия, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца и др. На наследственную предрасположенность можно влиять профилактическими мероприятиями. Люди с генетической предрасположенностью не обречены на болезнь. Просто при равных с другими обстоятельствами возможность заболеть у них более высокая.

Факторы риска это воздействие на организм различных болезнетворных причин, которое в значительной степени повышает вероятность возникновения или развития болезни.

Патогенез — учение о механизмах развития, течения и исходах заболевания.

Изучение патогенеза имеет большое практическое зна­чение. Зная патогенез болезни, можно успешно вмешивать­ся в ее развитие, ломая те или иные звенья процесса при помощи химиотерапевтических средств, антибиотиков, оперативных вмешательств и др. Современная терапия яв­ляется в основном патогенетической, преследующей зада­чу — пресечь развитие процесса или изменить в благопри­ятную сторону его течение.

Каждая болезнь проявляется соответствую­щими признаками, которые делятся на симптомы и син­дромы.

Симптомпризнак болезни.

Например, кашель — симптом бронхита; жажда — один из симптомов сахарного диабета; боль в сердце — стенокардии; одышка — сердечной недостаточ­ности.

Различают симптомы: субъективные и объективные.

Субъективные симптомы представляют собой ощущения пациента. Это отражение в сознании пациента патологических изменений в организме. Например, боль разной локализации, головокружение, тошнота и др.

Объективные симптомы выявляются при исследовании больного: осмотре, паль­пации, перкуссии и аускультации. Например, отеки, уве­личение печени, селезенки, шумы в сердце, хрипы в лег­ких и др.

Синдромсовокупность тесно связанных между собою симптомов, отражающих те или иные патологические из­менения в системах и тканях. Примеры: отечный синдром (отеки, асцит, анасарка, бледность или цианоз кожи); бронхоспастический (удушье, кашель, хрипы при аускуль­тации); синдром шока (слабость, влажность кожи, ните­видный пульс, низкое АД).

Диагностика — это наука распознавания болезней. Термин «диагностика» включает в себя обследование пациента и определение диагноза.

 

Диагноз — это краткое заключение о сущ­ности заболевания.

Диагностика включает в себя следующие этапы:

- Во-первых, жалобы, изучение истории заболевания и жизни па­циента (анамнез).

- Во-вторых, изучается морфологический статус пациента: индивидуальные особенности строения тела пациента, морфологии его органов (величина, форма, положение), выявление патологии внутренних органов. Достигается это методами клинического обследования па­циента.

- В-третьих, изучаются функциональные особеннос­ти пациента по системам (система кровообращения, дыхания, пищеварения и т.д. - физиология конкретного чело­века). Достигается это функциональными пробами, дополни­тельными методами исследования.

Исходя из обнаруженного симптома или син­дрома, проводится более детальное обследование для уточ­нения места поражения, выясняются причины, сущность патологического процесса, имея в виду диагностику болез­ни как нозологической единицы. Помогают решить задачу диагностики клинико-лабораторные и инструментальные методы обследования.

Диагноз всегда динамичен, он не является законченной, застывшей формулой, а изменяется вместе с развитием бо­лезни.

Немаловажное условие успеха диагностики — со­ответствующая обстановка, правильная организация ис­следования и особенно — доверие пациента к медицинскому работнику.

Важнейшим правилом диагностики является наблюде­ние за симптомами болезни в динамике, во времени, в из­менении и развитии с учетом направления патологическо­го процесса. Различают:

· предварительный диагноз, кото­рый ставится обычно только при наличии части информа­ции, полученной при обследовании пациента (его жалобы, анамнез, объективное обследование, частично-инструмен­тальное) и преимущественно на предварительных этапах обследования в поликлинике, приемном отделении.

· Клинический диагноз состоит из диагноза основного заболевания, осложнения основного заболевания и сопутствующих диагнозов.

· Окон­чательный (клинический) диагноз выставляют, когда име­ются все данные о пациенте, в том числе и лабораторно-инструментальные исследования и в результате диффе­ренциального диагноза.

· Дифференциальный диагноз — это исключение всех предположенных диагнозов, имеющих не­которое сходство с данным диагнозом по отдельным симптомам.

В своей деятельности медицинский работник должен стараться из­бегать ошибок, недостатков, которые чреваты неправиль­ным диагнозом, источником ятрогении.

1) 30% ошибок в диагностике бывает из-за кратко собранного анамнеза;

2) переоценка дополни­тельных методов обследования пациента и недооценка объективных — причина неверного диагноза;

3) абсолютизация лекарственной терапии и полипрогмазия могут стать источником ошибки;

4) избыточная информа­ция пациента о возможной патологии органов при допол­нительном обследовании («жалуюсь на ишемию..., на пло­хую ЭКГ» и др.) может вызвать недоверие к медицинскому работнику, ко­торый утверждает, что пациент здоров.

 

Схема обследования пациента.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: