Информации в бухгалтерском учете.




 

Учетные объекты в бухгалтерском учете показываются своеобразным специфическим образом. Каждый объект рассматривается с двух сторон, полюсов или взглядов. Первый взгляд на объект бухгалтерского учета – показать, что он представляет собой в так называемом натурально-вещественном виде. Второй взгляд на тот же объект показывает за счет каких источников был сформирован, приобретен и существует данный объект. И в первом и во втором случае рассматривается один и тот же объект. Денежное выражение в натуральном виде соответствует денежному выражению потраченных на него финансовых вложений. Следовательно, первый взгляд равен второму в денежном эквиваленте.

Исходя из первого взгляда, экономическая теория учетные объекты предлагает рассматривать как основные, оборотные и отвлеченные. В свою очередь второй взгляд свидетельствует о собственном или заемном финансировании приобретения и следовательно существования объектов бухгалтерского учета.

Непосредственно, бухгалтерский учет, совокупность основных, оборотных и отвлеченных средств называет АКТИВАМИ организации, а собственных и заемных средств – ПАССИВАМИ.

По внешнему виду бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, состоящую из двух колонок: левая называется активом, а правая — пассивом. В актив записываются средства, которыми располагает предприятие организация с указанием, где они размещены, а в пассив — источники формирования этих средств с указанием откуда они получены.

 

А К Т И В (имущество организации) П А С С И В (источники формирования имущества)
  Внеоборотные активы (основной капитал) Оборотные активы (оборотный капитал)   сумма (руб.)   сумма (руб.)   Собственный капитал Заемный капитал   сумма (руб.)   сумма (руб.)  
БАЛАНС сумма (руб.) БАЛАНС сумма (руб.)

 

Поскольку каждому виду средств имеющемуся на предприятии соответствует определенный источник их образования, то итоговая сумма актива равна итоговой сумме пассива: это основное правило баланса и критерий его безошибочности. Нельзя потратить или вложить в производство средства, которых не было, и нельзя не показать в отчетности те средства, которые остались неистраченными.

Следовательно, если учет ведется безошибочно и в хозяйстве нет хищений и злоупотреблений, то сумма средств в активе должна быть равна сумме средств в пассиве.

Контрольное значение бухгалтерского учета заключается в равенстве активов организации ее пассивам:

АКТИВЫ= ПАССИВЫ

Какие бы хозяйственные операции с учетными объектами не проводились, как бы не изменялись соотношение и размеры различных видов активов и пассивов, рассмотренное равенство сохраняется всегда. В этом и состоит сущность балансового метода отражения информации, а приведенное равенство называется балансом.

Актив и пассив баланса подразделяются на разделы и статьи. Каждая статья баланса объединяет однородную группу средств: в активе — основные средства производства, сырье, готовые изделия, в пассиве — уставный капитал, кредиты, прибыль и т. д.

Баланс составляется, как правило, на 1-е число нового месяца, квартала, года.

Документы бухгалтерского баланса включают в себя:

а) собственно бланк баланса в виде таблицы;

б) отчет о прибылях и убытках. Такой отчет характеризует финансовые результаты деятельности организации (счет “Прибыли и убытки”) за отчетный период. Он должен содержать основные числовые данные: выручка от реализации товаров, продукции, выполненных работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость), акцизов и иных налогов и обязательных платежей (нетто-выручка); себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов), коммерческие расходы, управленческие расходы, другие показатели;

в) приложения к бухгалтерскому балансу, предусмотренные нормативными актами;

г) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту (банки, предприятия с иностранными инвестициями, открытые акционерные общества и др.);

д) пояснительную записку к годовой бухгалтерской отчетности; она должна содержать основную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методы оценки и существенные статьи бухгалтерской отчетности. В пояснительной записке должно сообщаться с соответствующим обоснованием о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации. В противном случае игнорирование правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства о бухгалтерском учете. В пояснительной записке организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (а при его отсутствии в штате — бухгалтером) организации.

Для субъектов малого предпринимательства установлен упрощенный порядок ведения документов бухгалтерской отчетности. Указанные хозяйствующие субъекты обязаны вести книги учета доходов и расходов, регистрируемые в налоговом органе, в которых отражаются следующие сведения: наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), вид осуществляемой деятельности (только для индивидуальных предпринимателей), местонахождение, номера расчетных и иных счетов, открытых в учреждениях банков. На книгу учета доходов и расходов распространяются правила обращения с отчетностью, установленные действующими нормативными актами Российской Федерации. Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства также устанавливаются Минфином России.

По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период субъект малого предпринимательства представляет в налоговый орган вместо бухгалтерского баланса расчет подлежащего уплате единого налога и выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период.

Методика заполнения бухгалтерских документов, счетов и отчетности в бухгалтерском учете осуществляется на основании четырех правил. Каждое правило соответствует отдельному типу (виду) хозяйственных операций.

Каждая хозяйственная операция изменяет или размер имущества (активов) организации, или величину источников его (их) формирования, или одновременно и величину имущества и источники его формирования.

Операции первого типа изменяют состав имущества, т.е. затрагивают только актив баланса.

Операции второго типа изменяют источники формирования имущества предприятия, т.е. затрагивают только пассив баланса.

Операции третьего типа изменяют одновременно величину имущества и источники его формирования, при этом изменения происходят в сторону увеличения.

Операции четвертого типа изменяют одновременно вели­чину имущества и источники его формирования, при этом изменения происходят в сторону уменьшения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: