Программа государственного экзамена




по направлению подготовки бакалавров 070600 «Дизайн»

 

г. Ханты-Мансийск 2013 г.

 

1. Общие требования к государственному экзамену

Согласно государственному образовательному стандарту (ГОС ВПО) образовательной программы по направлению подготовки бакалавров 070600 «Дизайн», раздел 7.1.3. «Требования к государственному экзамену».

Государственный экзамен должен обеспечить возможность глубокой и многосторонней проверки знаний, усвоенных студентом во время обучения.

Экзаменационные билеты должны включать наиболее важные вопросы, имеющие либо междисциплинарный характер, либо находящиеся на стыке таких дисциплин, как «История» и «История искусств», «История искусств» и «История дизайна», «Философия» и «История искусств» и др.

В программу государственного экзамена вошли вопросы по следующим дисциплинам «Философия», «История дизайна», «Теория и методология проектирования в дизайне».

Содержание программы отлажено в трех отдельных блоках, которые включают в себя вопросы вышеназванных дисциплин в объеме, необходимом для решения творческих и научно-методических задач, стоящих перед художниками декоративно-прикладного искусства.

Программа государственного экзамена по направлению подготовки бакалавров 070600 «Дизайн» полностью отвечает требованиям, предъявляемым к требованиям к выпускнику по образовательной программе (ГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров 070600 «Дизайн»).

Требования к знаниям:

 

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации.

в области гуманитарного и социально-экономического знания:

- выпускник должен обладать знаниями, полученными при изучении гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также уметь применять их в своей профессиональной деятельности;

по общепрофессиональным дисциплинам:

- ориентироваться в специальной литературе, как по профилю своего вида искусства, так и смежных областях художественного творчества;

- обладать знаниями основных закономерностей развития искусства;

- понимать специфику выразительных средств различных видов искусства;

- владеть практическими навыками различных видов изобразительного искусства.

по специальным дисциплинам:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии;

- обладать основами теоретических знаний и практических навыков, необходимых дизайнеру;

- уметь всесторонне анализировать конечные результаты деятельности дизайнера;

- иметь опыт реализации художественного замысла в практической деятельности дизайнера;

- иметь реальные представления о процессе художественно-промышленного производства;

- обладать знаниями методов организации творческой и производственной деятельности коллектива, умениями передавать собственный опыт и навыки по созданию художественно-промышленных ценностей.

 

2.Порядок проведения государственного экзамена

 

2.1 Нормативные положения (допуск, пересдача и т.д)

Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации (от 25.03.2003 № 1155) «Положение о текущем контроле, промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации обучающихся; в УралГАХА от 23.10.2003г.)

2.2 Форма проведения экзамена, продолжительность.

Государственной экзамен проводится в сроки, предусмотренные учебным планом по направлению подготовки бакалавров 070600 «Дизайн» и графиком учебного процесса.

Итоговый государственный экзамен проводится в устной форме. Экзаменуемые получают экзаменационные билеты, содержащие три вопроса, составленные в соответствии с утвержденной программой экзамена.

До проведения экзамена проводятся консультации по всем дисциплинам: «Философия», «История дизайна», «Теория и методология проектирования в дизайне».

2.3 Критерии формирования оценки, сроки доведения оценок до студентов.
Результаты государственного экзамена оцениваются по пятибалльной системе в соответствии с рейтинговой шкалой, установленной «Положением об оценки знаний студентов УралГАХА». Результаты экзамена объявляются в тот же день. Все решения государственной экзаменационной комиссии оформляются протоколами.

Возможность апелляции.

Апелляции по экзамену принимаются в день объявления оценок. Апелляции, поданные после указанного срока, -не принимаются. Ответ на апелляцию дается аттестационной комиссией не позднее 18 часов следующего дня.

 

3.Содержание программы

 

 

Блок 1. Теория и методология дизайн-проектирования.

1. Дизайн как проектная деятельность, отличия проектной деятельности от научной, художественной, производственной деятельности. Специфика дизайна среди других видов проектной деятельности.

2. Дизайн как средство коммуникации между различными сферами, определяющими производство и потребление в современном мире.

3. Основные виды современного дизайна, их общность, различия, взаимосвязи. Типология проектных задач в зависимости от вида дизайна.

4. Тип и прототип в дизайне, представления о прототипическом и непрототипическом проектировании. Культурный прототип как источник дизайнерских решений. Проблема инноваций в дизайне.

5. Дизайн-проектирование как процесс. Нормативные и содержательные этапы процесса проектирования.

6. Стратегии и тактики в дизайн-проектировании, их характеристики и разновидности.

7. Основные методологические подходы в дизайн-проектировании, их сущность, специфика возможности использования в практической деятельности. Системное и комплексное проектирование, средовой подход.

8. Дизайн программа как метод решения сложных проектных задач. Структура и этапы разработки дизайн программы, проектные типологии и классификации.

9. Особенности проектного мышления (критика, анализ, проблематизация, целеполагание, концептуализация, экспертная оценка и др.), их место в процессе дизайн-проектирования.

10. Основные категории проектной деятельности в дизайне: функция, морфология, проектный образ. Взаимосвязь категорий «функция», «морфология», «проектный образ» в процессе реального проектирования.

11. Понятие функции, основные виды функционального анализа, специфика функционального проектирования, функционализм как одно из ведущих теоретических и творческих направлений в дизайне.

  1. Понятие морфологии, основные виды морфологического анализа, представления о процессах формообразования, художественная и технологическая формы, взаимосвязи формы и конструкции, морфологические направления в дизайн-проектировании.
  2. Понятие образа в искусстве и в дизайне. Отличие проектного образа от художественного. Различные подходы к созданию проектного образа (на примере творчества ведущих дизайнеров). Творческие концепции и стили в дизайне.
  3. Экономические основы дизайна. Дизайн в системе маркетинга. Ориентация дизайна на систему потребления: типологии потребителей и проблемы ассортимента. Понятие и принципы построения фирменного стиля.
  4. Эргономические принципы дизайн-проектирования. Основные положения инженерной психологии при проектировании рабочих мест, жилых и общественных пространств, товаров массового потребления, одежды, объектов графического дизайна.

 

Рекомендуемая литература

1. Адамс С. Путеводитель по стилю «Движение искусств и ремесел».-М.2000

2. Актуальные проблемы архитектуры и дизайна.- Екатеринбург.2003

3. Воронов Н.В. Заглавие Дизайн: русская версия.- М.; Тюмень.2003

4. Воронов Н.В. Российский дизайн Т.1-2.- М.2001

5. Глазычев В.Л. О дизайне.- М. 1970

6. Грашин А.А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды. -М.2004

7. Даниляк В.И., Мунинов В.М., Федоров М.В. Эргодизайн, качество, конкурентоспособность.- М 1990

8. Дизайн на Западе.- М.1992

9. Дизайн:Основные положения. Виды дизайна. Особенности дизайнерского проектирования. Мастера и теоретики.- М. 2004

10. Комплексное художественное конструирование и вопросы системного подхода в дизайне.- М. 1977

11. Лазарев Е.И. Дизайн машин.- Л. 1988.

12. Материалы по истории художественного конструирования.- М.1972

13. Методика художественного конструирования.- М. 1978

14. Методика художественного конструирования.- М. 1983

15. Минервин Г.Б., Мунипов В.М., О красоте машин и вещей.- М.1981

16. Михайлов С.М. История дизайна.- М.2004

17. Михайлов С.М. Основы дизайна.- М.2002

18. Назаров Ю.В. Постсоветский дизайн (1987-2000). Проблемы, тенденции, перспективы, региональные особенности.- М.2002

19. Нельсон Д. Проблемы дизайна.- М. 1971

20. Основные термины дизайна.- М. 1989

21. Папанек В. Дизайн для реального мира.- М.2004

22. Проблемы дизайна.- М.2003

23. Рунге В.Ф. Основы теории и методологии дизайна.- М.2003

24. Рябушкин А.В. Развитие жилой среды.- М. 1796

25. Создано в России: промышленный дизайн.- М. 2004

26. Сомов Ю.С. Композиция в технике.- М.1987

27. Теоретические проблемы дизайна.- М.1979

28. Уральская школа дизайна.- М. 1989

29. Хан-Магомедов С.О. пионеры советского дизайна.- М.1995

30. Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн.- М.1985.

31. Хрестоматия по инженерной психологии.- М.1991

32. Черневич Е.В. Язык графического дизайна.- М. 1975

33. Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование.- М 2004

34. Элементы дизайна. Развитие дизайна и элементов стиля от Ренессанса до Постмодернизма.- М. 2004

 

Блок 2 История дизайна

  1. Предметная среда в проектах Баухауза 1920-х гг.
  2. Американский коммерческий дизайн 1930-хгг.
  3. Проекты Ульмской школы для фирмы «Браун» и литейно-геометрический стиль 50х-60х гг.
  4. «Скульптурный» стиль в дизайне Италии 60 - х гг и его представители.
  5. Проекты жилых ячеек и мебели Д.Коломбо 60-х гг.
  6. Основные принципы постмодернизма в дизайне 80х-90х гг.
  7. Дизайнерские проекты группы «Мемфис».
  8. Концепции «индастриал-дизайна» в европейском дизайне 60х-70х гг.
  9. Особенности развития отечественного дизайна1920-х гг.
  10. Проектные идеи метфака Вхутемаса 1920-х гг.
  11. Советский транспортный дизайн 1930-х гг.
  12. «Линейно-геометрический» стиль в предметной среде 1960-х гг.
  13. Типовая жилая ячейка и дизайн мебели 1960-х гг.
  14. Деятельность Снеженской студии 1970х-1980х гг.
  15. Жилая среда в проектах дизайнеров 1970х-1980х гг.

 

 

Рекомендуемая литература

 

1. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна/С.О. Хан-Магомедов.- М.: Галарт, 1995.-424 с.: ил.- ISBN 5- 296-00012-1.

2. Советский дизайн 1962-1965/ВНИИТЭ, Гос. ком Совета министров СССР по науке и технике. - М.: ВНИИТЭ, 1968.- 166 с.:ил.

3. Михайлов С.М. История дизайна: Учеб. Для вузов. Т.2: Дизайн индустриального и постиндустриального общества/ С.М. Михайлов. - М.: Союз Дизайнеров России, 2002. – 270с.: ил. – Библиогр. В конце гл. – ISBN 5-901512-09-Х

4. Михайлов С.М. История дизайна: Учеб. Для вузов. Т. 1: Становление дизайна как самостоятельного вида проектно-художественной деятельности/- М.: Союз Дизайнеров России, 2002.- 270с.: ил.- Библиогр. В конце гл. – ISBN 5-901512-08-1

5. Михайлов С.М. История дизайна: краткий курс: учеб. для вузов./ С.М.Михайлов. А.С. Михайлова.- М.: Союз дизайнеров России, 2004. – 289 с.: ил.- библиогр. В конце глав.- ISBN 5-901512-11-1

6. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество: Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры ХХ века/ В.Р. Аронов.- М.: Советский художник,1987. -230 с.: ил.

7. Ковешникова Н.А. Дизайн: История и теория: чеб. пособие. –М.: Омега, 005.- 224 с

8. Хрестоматия по дизайну. – Тюмень: Институт дизайна, 2005.- 1056 с., ил.

9. Коник М.А. Архив одной мастерской. Сенежские опыты: учебное пособие. – М: Индекс Дизайн, 2003- 324 с., ил.- Библиограф.: с 32

10. Михайлов С.М. Основы дизайна: Учеб.- М.: Союз Дизайнеров, 2002.- 240с., ил.- библиограф. В конце гл.

11. Воронов Н.В. Дизайн: русская версия.- М.; Тюмень, Б.и., 2003.- 2008 с., ил.- библиограф.: с 206-207

12. Воронов Н.В. Очерки истории отечественного дизайна: Т.2.- М.: Союз Дизайнеров, 2001. – 392 с., ил. - Библиограф. В конце гл.

13. Воронов Н.В. Российский дизайн: Очерки истории отечественного дизайна: Т.1. –М.: Союз Дизайнеров, 2001.- 424с., ил. – Библиограф. В конце гл.

14. Дизайн: Иллюстрированный словарь- справочник: Под общ. Ред. Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко.- М.: «Архитектура-с», 2004, 288 с..ил.

 

 

Блок 3. Философия

1. Природа и сущность философского знания. Предмет философии. Мифология и философия как способы освоения мира.

2. Диалектика как способ представления философского знания. Исторически-конкретные варианты диалектики и формулировка законов диалектики: Гераклит, Сократу К.Маркс, Вл. Соловьев.

3. Натурфилософия «Книги перемен» Мир и человек в свете взаимодействия дуальных сил. Структура и диалектика; «Книги перемен»

4. Основные понятия философии даосизма. Дао как закон. Дао как пустота. Влияние даосизма на художественную практику стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

5. Этно-политическое учение Конфуция о человеке и обществе. «Благородный муж» как
модель идеального гражданина. Необходимые черты благородного мужа.

6. Учение Платона об идеях. Онтология, проблема устройства мира. Мир идей и мир вещей.
Основные характеристики идей.

7. Этика Платона. Структура души и виды добродетели. Учение Платона о душе.
Доказательства бессмертия души. Проблема познания. Эстетика Платона. Проблема
прекрасного.

8. Метафизика Аристотеля. Категории. Учение Аристотеля о четырех видах причин. Эстетика Аристотеля. Трактовка мимезиса Аристотелем.

9. Специфика средневековой философской мысли. Формирование христианской картины мира в ранней средневековой философии. Основные проблемы и идеи философии Августина
Блаженного

10. Характерные черты и проблематика философии Нового времени. Учение Р.Декарта о методе познания и его актуальность для различных сфер теории и практики. Методологическая роль сомнения. Границы рационализма Р.Декарта.

11. Философия И.Канта. Основные вопросы философии Канта. Гносеология Канта. Активность субъекта познания. Необходимость определения априорных форм в познавательном
процессе.

12. «Философия жизни» Ф.Ницше. Учение о переоценке ценностей. Критика христианских
ценностей. Трактовка культуры. Учение о сверхчеловеке.

13. Национальные особенности основные проблемы русской философии. Онтологизм,
космизм, этическая направленность, мессианизм как модусы русской философской мысли.
Философия всеединства Владимира Соловьева. Представления об устройстве мира. Место и
роль человека в мировых процессах.

14. Учение Н.Л.Бердяева о человеке. «Свобода» и «творчество» как основные понятия
философии Бердяева. Трактовка культуры и техники. Антроподицея.

15. Основные положения философии экзистенциализма.Рассмотрение взглядов (текста)
отдельного автора по выбору: С. Киркегор. А.Камю. Ж.П. Сартр, М.Хайдегтер.

 

Рекомендуемая литература

1. Древнекитайская философия. Т. 1-2 М. 1972

2. Переломов JT.C. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М. 1993.

3. Хрестоматия по философии. Учеб.пособие / Составители Алексеев П.В., Панин А.В. М. 1997. раздел 1.

4. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая книга перемен Ицзии. М. 1993.

5. Бон гард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М. 1993.

6. Малявин В.В. Традиционная эстетика в странах Дальнего Востока. М. 1997.

7. Чанышев А.Н. Философия древнего мира.-М. 1999

8. Платон. Диалоги. М- 1986.

9. Асмус В.Ф. Античная философия. М.-1998.

10. Богомолов А.С. Античная философия. М.-1985. С.164-195.

11. Канке В.А. Основы философии. Учебник. М.-2000. разд. 1

12. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.-1993.

13. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М.-1993.

14. Аристотель. Соч. В 4-х т. Т. 2. М. 1978. С. 51-90

15. Никитина Н.Н. Мимезис в эстетике Аристотеля. М. 1990

16. Августин Блаженный. Исповедь. :М. 1992

17. История философии в кратком изложении. М. 1991

18. Соколов В.В. Средневековая философия. М. 1979.

19. КинтаИ. Критика чистого разума. Соч. в 6-ти т. Т.З. М 1964
20. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М. 1973.

21. Гулыга А. Немецкая классическая философия. М. 1986.

22. Соколов В.В. Европейская философия XV - XVII вв. Учеб. Пособие. М. 1984

23. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М. 1990

24. Современная западная философия. Словарь. М. 1991.

25. Соловьев В.ССочинения в 2-х т. Т. 2М. 1988.С.289-324, 548-555

26. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М. 1991. С. 30-160.

27. Галактионов А.А. Никандров П.Ф. Русская философия IX-XIX вв. М. 1989.

28. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. Т.2.Ч.1.Л.1991.С.7-71

29. Бердяев Н.Л. Философия свободы. Смысл творчества. М. 1989.

30. Хайдеггер М. Исток художественного творения. Сартр Ж-П. что такое литература? //
зарубежная эстетика и теория литературы. М. 1987.

31. Камю А. Бунтующий человек. М. 1990

32. Киркегор С. Долг и наслаждение. Киев. 1994.

33. Хайдеггер М. Искусство и пространство // Самосознание европейской культуры XX века. М. 1991.

34.Сартр Ж-П. Стена. Избранные произведения. М. 1992.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: