по направлению подготовки бакалавров 070600 «Дизайн»
г. Ханты-Мансийск 2013 г.
1. Общие требования к государственному экзамену
Согласно государственному образовательному стандарту (ГОС ВПО) образовательной программы по направлению подготовки бакалавров 070600 «Дизайн», раздел 7.1.3. «Требования к государственному экзамену».
Государственный экзамен должен обеспечить возможность глубокой и многосторонней проверки знаний, усвоенных студентом во время обучения.
Экзаменационные билеты должны включать наиболее важные вопросы, имеющие либо междисциплинарный характер, либо находящиеся на стыке таких дисциплин, как «История» и «История искусств», «История искусств» и «История дизайна», «Философия» и «История искусств» и др.
В программу государственного экзамена вошли вопросы по следующим дисциплинам «Философия», «История дизайна», «Теория и методология проектирования в дизайне».
Содержание программы отлажено в трех отдельных блоках, которые включают в себя вопросы вышеназванных дисциплин в объеме, необходимом для решения творческих и научно-методических задач, стоящих перед художниками декоративно-прикладного искусства.
Программа государственного экзамена по направлению подготовки бакалавров 070600 «Дизайн» полностью отвечает требованиям, предъявляемым к требованиям к выпускнику по образовательной программе (ГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров 070600 «Дизайн»).
Требования к знаниям:
Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации.
в области гуманитарного и социально-экономического знания:
- выпускник должен обладать знаниями, полученными при изучении гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также уметь применять их в своей профессиональной деятельности;
по общепрофессиональным дисциплинам:
- ориентироваться в специальной литературе, как по профилю своего вида искусства, так и смежных областях художественного творчества;
- обладать знаниями основных закономерностей развития искусства;
- понимать специфику выразительных средств различных видов искусства;
- владеть практическими навыками различных видов изобразительного искусства.
по специальным дисциплинам:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии;
- обладать основами теоретических знаний и практических навыков, необходимых дизайнеру;
- уметь всесторонне анализировать конечные результаты деятельности дизайнера;
- иметь опыт реализации художественного замысла в практической деятельности дизайнера;
- иметь реальные представления о процессе художественно-промышленного производства;
- обладать знаниями методов организации творческой и производственной деятельности коллектива, умениями передавать собственный опыт и навыки по созданию художественно-промышленных ценностей.
2.Порядок проведения государственного экзамена
2.1 Нормативные положения (допуск, пересдача и т.д)
Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации (от 25.03.2003 № 1155) «Положение о текущем контроле, промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации обучающихся; в УралГАХА от 23.10.2003г.)
2.2 Форма проведения экзамена, продолжительность.
Государственной экзамен проводится в сроки, предусмотренные учебным планом по направлению подготовки бакалавров 070600 «Дизайн» и графиком учебного процесса.
Итоговый государственный экзамен проводится в устной форме. Экзаменуемые получают экзаменационные билеты, содержащие три вопроса, составленные в соответствии с утвержденной программой экзамена.
До проведения экзамена проводятся консультации по всем дисциплинам: «Философия», «История дизайна», «Теория и методология проектирования в дизайне».
2.3 Критерии формирования оценки, сроки доведения оценок до студентов.
Результаты государственного экзамена оцениваются по пятибалльной системе в соответствии с рейтинговой шкалой, установленной «Положением об оценки знаний студентов УралГАХА». Результаты экзамена объявляются в тот же день. Все решения государственной экзаменационной комиссии оформляются протоколами.
Возможность апелляции.
Апелляции по экзамену принимаются в день объявления оценок. Апелляции, поданные после указанного срока, -не принимаются. Ответ на апелляцию дается аттестационной комиссией не позднее 18 часов следующего дня.
3.Содержание программы
Блок 1. Теория и методология дизайн-проектирования.
1. Дизайн как проектная деятельность, отличия проектной деятельности от научной, художественной, производственной деятельности. Специфика дизайна среди других видов проектной деятельности.
2. Дизайн как средство коммуникации между различными сферами, определяющими производство и потребление в современном мире.
3. Основные виды современного дизайна, их общность, различия, взаимосвязи. Типология проектных задач в зависимости от вида дизайна.
4. Тип и прототип в дизайне, представления о прототипическом и непрототипическом проектировании. Культурный прототип как источник дизайнерских решений. Проблема инноваций в дизайне.
5. Дизайн-проектирование как процесс. Нормативные и содержательные этапы процесса проектирования.
6. Стратегии и тактики в дизайн-проектировании, их характеристики и разновидности.
7. Основные методологические подходы в дизайн-проектировании, их сущность, специфика возможности использования в практической деятельности. Системное и комплексное проектирование, средовой подход.
8. Дизайн программа как метод решения сложных проектных задач. Структура и этапы разработки дизайн программы, проектные типологии и классификации.
9. Особенности проектного мышления (критика, анализ, проблематизация, целеполагание, концептуализация, экспертная оценка и др.), их место в процессе дизайн-проектирования.
10. Основные категории проектной деятельности в дизайне: функция, морфология, проектный образ. Взаимосвязь категорий «функция», «морфология», «проектный образ» в процессе реального проектирования.
11. Понятие функции, основные виды функционального анализа, специфика функционального проектирования, функционализм как одно из ведущих теоретических и творческих направлений в дизайне.
- Понятие морфологии, основные виды морфологического анализа, представления о процессах формообразования, художественная и технологическая формы, взаимосвязи формы и конструкции, морфологические направления в дизайн-проектировании.
- Понятие образа в искусстве и в дизайне. Отличие проектного образа от художественного. Различные подходы к созданию проектного образа (на примере творчества ведущих дизайнеров). Творческие концепции и стили в дизайне.
- Экономические основы дизайна. Дизайн в системе маркетинга. Ориентация дизайна на систему потребления: типологии потребителей и проблемы ассортимента. Понятие и принципы построения фирменного стиля.
- Эргономические принципы дизайн-проектирования. Основные положения инженерной психологии при проектировании рабочих мест, жилых и общественных пространств, товаров массового потребления, одежды, объектов графического дизайна.
Рекомендуемая литература
1. Адамс С. Путеводитель по стилю «Движение искусств и ремесел».-М.2000
2. Актуальные проблемы архитектуры и дизайна.- Екатеринбург.2003
3. Воронов Н.В. Заглавие Дизайн: русская версия.- М.; Тюмень.2003
4. Воронов Н.В. Российский дизайн Т.1-2.- М.2001
5. Глазычев В.Л. О дизайне.- М. 1970
6. Грашин А.А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды. -М.2004
7. Даниляк В.И., Мунинов В.М., Федоров М.В. Эргодизайн, качество, конкурентоспособность.- М 1990
8. Дизайн на Западе.- М.1992
9. Дизайн:Основные положения. Виды дизайна. Особенности дизайнерского проектирования. Мастера и теоретики.- М. 2004
10. Комплексное художественное конструирование и вопросы системного подхода в дизайне.- М. 1977
11. Лазарев Е.И. Дизайн машин.- Л. 1988.
12. Материалы по истории художественного конструирования.- М.1972
13. Методика художественного конструирования.- М. 1978
14. Методика художественного конструирования.- М. 1983
15. Минервин Г.Б., Мунипов В.М., О красоте машин и вещей.- М.1981
16. Михайлов С.М. История дизайна.- М.2004
17. Михайлов С.М. Основы дизайна.- М.2002
18. Назаров Ю.В. Постсоветский дизайн (1987-2000). Проблемы, тенденции, перспективы, региональные особенности.- М.2002
19. Нельсон Д. Проблемы дизайна.- М. 1971
20. Основные термины дизайна.- М. 1989
21. Папанек В. Дизайн для реального мира.- М.2004
22. Проблемы дизайна.- М.2003
23. Рунге В.Ф. Основы теории и методологии дизайна.- М.2003
24. Рябушкин А.В. Развитие жилой среды.- М. 1796
25. Создано в России: промышленный дизайн.- М. 2004
26. Сомов Ю.С. Композиция в технике.- М.1987
27. Теоретические проблемы дизайна.- М.1979
28. Уральская школа дизайна.- М. 1989
29. Хан-Магомедов С.О. пионеры советского дизайна.- М.1995
30. Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн.- М.1985.
31. Хрестоматия по инженерной психологии.- М.1991
32. Черневич Е.В. Язык графического дизайна.- М. 1975
33. Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование.- М 2004
34. Элементы дизайна. Развитие дизайна и элементов стиля от Ренессанса до Постмодернизма.- М. 2004
Блок 2 История дизайна
- Предметная среда в проектах Баухауза 1920-х гг.
- Американский коммерческий дизайн 1930-хгг.
- Проекты Ульмской школы для фирмы «Браун» и литейно-геометрический стиль 50х-60х гг.
- «Скульптурный» стиль в дизайне Италии 60 - х гг и его представители.
- Проекты жилых ячеек и мебели Д.Коломбо 60-х гг.
- Основные принципы постмодернизма в дизайне 80х-90х гг.
- Дизайнерские проекты группы «Мемфис».
- Концепции «индастриал-дизайна» в европейском дизайне 60х-70х гг.
- Особенности развития отечественного дизайна1920-х гг.
- Проектные идеи метфака Вхутемаса 1920-х гг.
- Советский транспортный дизайн 1930-х гг.
- «Линейно-геометрический» стиль в предметной среде 1960-х гг.
- Типовая жилая ячейка и дизайн мебели 1960-х гг.
- Деятельность Снеженской студии 1970х-1980х гг.
- Жилая среда в проектах дизайнеров 1970х-1980х гг.
Рекомендуемая литература
1. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна/С.О. Хан-Магомедов.- М.: Галарт, 1995.-424 с.: ил.- ISBN 5- 296-00012-1.
2. Советский дизайн 1962-1965/ВНИИТЭ, Гос. ком Совета министров СССР по науке и технике. - М.: ВНИИТЭ, 1968.- 166 с.:ил.
3. Михайлов С.М. История дизайна: Учеб. Для вузов. Т.2: Дизайн индустриального и постиндустриального общества/ С.М. Михайлов. - М.: Союз Дизайнеров России, 2002. – 270с.: ил. – Библиогр. В конце гл. – ISBN 5-901512-09-Х
4. Михайлов С.М. История дизайна: Учеб. Для вузов. Т. 1: Становление дизайна как самостоятельного вида проектно-художественной деятельности/- М.: Союз Дизайнеров России, 2002.- 270с.: ил.- Библиогр. В конце гл. – ISBN 5-901512-08-1
5. Михайлов С.М. История дизайна: краткий курс: учеб. для вузов./ С.М.Михайлов. А.С. Михайлова.- М.: Союз дизайнеров России, 2004. – 289 с.: ил.- библиогр. В конце глав.- ISBN 5-901512-11-1
6. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество: Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры ХХ века/ В.Р. Аронов.- М.: Советский художник,1987. -230 с.: ил.
7. Ковешникова Н.А. Дизайн: История и теория: чеб. пособие. –М.: Омега, 005.- 224 с
8. Хрестоматия по дизайну. – Тюмень: Институт дизайна, 2005.- 1056 с., ил.
9. Коник М.А. Архив одной мастерской. Сенежские опыты: учебное пособие. – М: Индекс Дизайн, 2003- 324 с., ил.- Библиограф.: с 32
10. Михайлов С.М. Основы дизайна: Учеб.- М.: Союз Дизайнеров, 2002.- 240с., ил.- библиограф. В конце гл.
11. Воронов Н.В. Дизайн: русская версия.- М.; Тюмень, Б.и., 2003.- 2008 с., ил.- библиограф.: с 206-207
12. Воронов Н.В. Очерки истории отечественного дизайна: Т.2.- М.: Союз Дизайнеров, 2001. – 392 с., ил. - Библиограф. В конце гл.
13. Воронов Н.В. Российский дизайн: Очерки истории отечественного дизайна: Т.1. –М.: Союз Дизайнеров, 2001.- 424с., ил. – Библиограф. В конце гл.
14. Дизайн: Иллюстрированный словарь- справочник: Под общ. Ред. Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко.- М.: «Архитектура-с», 2004, 288 с..ил.
Блок 3. Философия
1. Природа и сущность философского знания. Предмет философии. Мифология и философия как способы освоения мира.
2. Диалектика как способ представления философского знания. Исторически-конкретные варианты диалектики и формулировка законов диалектики: Гераклит, Сократу К.Маркс, Вл. Соловьев.
3. Натурфилософия «Книги перемен» Мир и человек в свете взаимодействия дуальных сил. Структура и диалектика; «Книги перемен»
4. Основные понятия философии даосизма. Дао как закон. Дао как пустота. Влияние даосизма на художественную практику стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
5. Этно-политическое учение Конфуция о человеке и обществе. «Благородный муж» как
модель идеального гражданина. Необходимые черты благородного мужа.
6. Учение Платона об идеях. Онтология, проблема устройства мира. Мир идей и мир вещей.
Основные характеристики идей.
7. Этика Платона. Структура души и виды добродетели. Учение Платона о душе.
Доказательства бессмертия души. Проблема познания. Эстетика Платона. Проблема
прекрасного.
8. Метафизика Аристотеля. Категории. Учение Аристотеля о четырех видах причин. Эстетика Аристотеля. Трактовка мимезиса Аристотелем.
9. Специфика средневековой философской мысли. Формирование христианской картины мира в ранней средневековой философии. Основные проблемы и идеи философии Августина
Блаженного
10. Характерные черты и проблематика философии Нового времени. Учение Р.Декарта о методе познания и его актуальность для различных сфер теории и практики. Методологическая роль сомнения. Границы рационализма Р.Декарта.
11. Философия И.Канта. Основные вопросы философии Канта. Гносеология Канта. Активность субъекта познания. Необходимость определения априорных форм в познавательном
процессе.
12. «Философия жизни» Ф.Ницше. Учение о переоценке ценностей. Критика христианских
ценностей. Трактовка культуры. Учение о сверхчеловеке.
13. Национальные особенности основные проблемы русской философии. Онтологизм,
космизм, этическая направленность, мессианизм как модусы русской философской мысли.
Философия всеединства Владимира Соловьева. Представления об устройстве мира. Место и
роль человека в мировых процессах.
14. Учение Н.Л.Бердяева о человеке. «Свобода» и «творчество» как основные понятия
философии Бердяева. Трактовка культуры и техники. Антроподицея.
15. Основные положения философии экзистенциализма.Рассмотрение взглядов (текста)
отдельного автора по выбору: С. Киркегор. А.Камю. Ж.П. Сартр, М.Хайдегтер.
Рекомендуемая литература
1. Древнекитайская философия. Т. 1-2 М. 1972
2. Переломов JT.C. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М. 1993.
3. Хрестоматия по философии. Учеб.пособие / Составители Алексеев П.В., Панин А.В. М. 1997. раздел 1.
4. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая книга перемен Ицзии. М. 1993.
5. Бон гард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М. 1993.
6. Малявин В.В. Традиционная эстетика в странах Дальнего Востока. М. 1997.
7. Чанышев А.Н. Философия древнего мира.-М. 1999
8. Платон. Диалоги. М- 1986.
9. Асмус В.Ф. Античная философия. М.-1998.
10. Богомолов А.С. Античная философия. М.-1985. С.164-195.
11. Канке В.А. Основы философии. Учебник. М.-2000. разд. 1
12. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.-1993.
13. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М.-1993.
14. Аристотель. Соч. В 4-х т. Т. 2. М. 1978. С. 51-90
15. Никитина Н.Н. Мимезис в эстетике Аристотеля. М. 1990
16. Августин Блаженный. Исповедь. :М. 1992
17. История философии в кратком изложении. М. 1991
18. Соколов В.В. Средневековая философия. М. 1979.
19. КинтаИ. Критика чистого разума. Соч. в 6-ти т. Т.З. М 1964
20. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М. 1973.
21. Гулыга А. Немецкая классическая философия. М. 1986.
22. Соколов В.В. Европейская философия XV - XVII вв. Учеб. Пособие. М. 1984
23. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М. 1990
24. Современная западная философия. Словарь. М. 1991.
25. Соловьев В.ССочинения в 2-х т. Т. 2М. 1988.С.289-324, 548-555
26. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М. 1991. С. 30-160.
27. Галактионов А.А. Никандров П.Ф. Русская философия IX-XIX вв. М. 1989.
28. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. Т.2.Ч.1.Л.1991.С.7-71
29. Бердяев Н.Л. Философия свободы. Смысл творчества. М. 1989.
30. Хайдеггер М. Исток художественного творения. Сартр Ж-П. что такое литература? //
зарубежная эстетика и теория литературы. М. 1987.
31. Камю А. Бунтующий человек. М. 1990
32. Киркегор С. Долг и наслаждение. Киев. 1994.
33. Хайдеггер М. Искусство и пространство // Самосознание европейской культуры XX века. М. 1991.
34.Сартр Ж-П. Стена. Избранные произведения. М. 1992.