ПОНЯТИЕ О ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ
Информационная грамотность — это набор компетенций, необходимых для получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и представления информации, используемой для анализа проблем и принятия решения. Информационно грамотные люди обладают следующими базовыми навыками: критическое мышление, умение анализировать информацию и использовать ее для самовыражения, способность к независимому обучению, созданию информации, готовность быть информированным гражданином и профессионалом, участвовать в государственной деятельности и демократических процессах, протекающих в обществе[Н.И. Гендина,1999]. Информационно грамотные люди знают, как собирать, использовать, организовывать, синтезировать и создавать информацию и данные в соответствии с этическими стандартами. Эти компетенции применимы в любом учебном контексте, в том числе в образовательной или профессиональной среде или для саморазвития. Информационная грамотность включает следующие навыки:
1.Выявление/осознание информационных потребностей: Что я хочу найти? Какую проблему я пытаюсь решить?
2.Выявление источников информации: Что использовать: Интернет, книги или телевидение? Использовать первичные, вторичные или третичные источники?
3.Определение местоположения или поиск информации: Где следует искать информацию? К кому обратиться за помощью?
4.Анализ и оценка качества информации: Как узнать, насколько надежна данная информация?
5.Организация, хранение или архивирование информации: Как эффективно организовать информацию, полученную из многочисленных источников?
6.Использование информации в соответствии с этическими нормами, эффективное и результативное: Как мне следует действовать, чтобы соблюсти авторские права создателей информации?
7.Создание и обмен новыми знаниями: Как можно представить мою информацию? Информационно грамотный человек также знает, когда следует прекратить поиск информации. Невозможно собрать все доступные данные. Информационная грамотность позволяет установить момент, когда собрано достаточное количество информации и достигнута точка насыщения, после достижения, которой новая информация не усваивается, несмотря на то, что есть еще множество других источников.
С термином «информационная грамотность» тесно связана «информационная культура».
Информационная культура рассматривается, как одна из составляющих общей культуры человека. Информационная культура предполагает возможность и готовность учеников самостоятельно работать с информацией любого вида: текстовой, звуковой, графической.[Н.Г. Витковская,2004]
2.КРИТЕРИИ ДИАГНОСТИКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ.
Критериями диагностики информационной компетенции у обучающихся являются:
1.Работа с источниками информации.
· Знание о том, какие источники информации существуют.
· Умение использовать различные источники информации.
· Умение использовать компьютерные технологии.
· Умение найти нужный источник информации не только в учебных задачах, но и в реальной жизненной ситуации.
2. Обработка и представление результатов.
§ Умение выделять недостоверные и сомнительные элементы.
§ Умение находить альтернативную и дополнительную информацию.
§ Умение обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать полученную информацию и выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его.
§ Умение описать и представить результаты своей работы.
3. Использование компьютерных технологий.
o Умение читать текстовые документы на компьютере, работать с текстом на компьютере, работать с текстом в различных форматах.
o Умение вводить и оформлять текст на компьютере. Умение работать со средствами Интернета.
Формирование информационной грамотности – одна из актуальных задач всего образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику работы учебных заведений, зависит успешность социализации учащихся в будущем.[Н.И. Гендина, 1999]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, информационная грамотность в новом образовательном стандарте рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов.
Новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции, требуют от учителя другого подхода. Преподаватель должен стать координатором информационного потока. Следовательно, ему необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Педагог, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап обучения можно оживить внедрением новых технических средств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Витковская, Н.Г. Формирование информационной компетентности студентов вузов.– Н.Новгород, 2004.
2. Гендина, Н. И. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования. – Кемерово, 1999.
3. Информационная культура в структуре новой парадигмы образования/Под ред. Н.И. Гендиной. – Кемерово: Изд-во Кемеровской гос. академии культуры и искусств, 1999. – 205 с.