Рембрандт Харменсван Рейн (1606-1669)




Голландия 17 век.

Голландию XVII в. принято называть "образцовой капиталистической страной". Она вела обширную колониальную торговлю, имела мощный флот, кораблестроение было одной из ведущих отраслей промышленности. Даже английские судовладельцы часто делали заказы голландским верфям. На протяжении всего XVII столетия она является ведущей экономической державой Европы.

В этот период Голландия одновременно и важнейший центр европейской культуры. Борьба за национальную независимость, победа бюргерства определили характер голландской культуры XVII в. Протестантизм, вытеснивший полностью влияние католической церкви, привел к тому, что духовенство в Голландии не имело подобного влияния на искусство, как в Испании или Италии. Духовная атмосфера благоприятствовала развитию философии, естественных наук, математики. Отсутствие католического духовенства имело огромные последствия для развития голландского искусства. У голландских художников был другой заказчик: бюргеры, украшавшие не дворцы и виллы, а скромные жилища или общественные здания, поэтому и картины в Голландии этой поры не имеют таких размеров, как полотна Рубенса, и решают преимущественно станковые, а не монументально-декоративные задачи. В Голландии церковь не играла роли заказчика произведений искусства: храмы не украшались алтарными образами, ибо кальвинизм отвергал всякий намек на роскошь; протестантские церкви были просты по архитектуре и никак не украшены внутри.

Главное достижение голландского искусства XVII в. - станковая живопись (что такое станковая живопись? –>живопись, созданная на станке мольберте, т.е. не монументальная, не декоративная, а именно картины). Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Трудолюбие, усердие, любовь к порядку и чистоте нашли отражение в картинах, изображающих голландский быт. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого в истории получили наименование "малых голландцев " - то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин, а может быть, и за то и за другое.

Творчество Рембрандта совпало с расцветом твор­чества в XVII веке. И этот расцвет искусства XVII века, или так называемой школы «малых голландцев», произо­шел как-то очень бурно, мгновенно, после победы голландской революции над испанцами. Голланд­цы очень настрадались в этой войне, они были со­вершенно измучены. Они испытали на себе все ужасы войны: голод, холод, раны, смерть, потерю близких. Всякая война, даже самая справедливая, несет разрушение, и, как и в любой войне, страдает простой народ. И когда эта война закончилась, когда в Голландии воцарился мир, гол­ландцы стали упиваться своей счастливой мирной жизнью. Они хотели, чтобы эта мирная, благопо­лучная, трудовая, чистая, красивая жизнь не конча­лась никогда. И голландские художники всегда от­ражали это стремление голландцев к изображению идеализированному, то есть не совсем такой жизни, какой она была на са­мом деле здесь и сейчас, но такой, какой они хотели бы видеть ее на своих портретах, в своих уютных и чистых домах. Голландцы хотели видеть милых де­вушек, музицирующих, играющих на клавесинах и гитарах, читающих любовные письма, а если и бо­леющих, то слегка.

Голландские художники были замечательными художниками, это была особенная удивительная школа, представители которой назывались «малыми голландцами». Однако тот, о ком мы поговорим сегодня, сильно отличался от них.

Рембрандт Харменсван Рейн (1606-1669)

15 июля 1606 года в семье почтенного и зажиточного лейденского мельника родился восьмой ребенок, крещенный под именем Рембрандт. Мальчик ра­но обнаружил склонность к искус­ству живописи и, чтобы развивать его талант, родители отдали сына для обучения первоначальным прави­лам рисования. В возрасте 14 лет одаренный юноша поступил в Лейде­нский университет.

Приблизительно в 1620-1623 го­дах Рембрандт определился в мастер­скую известного лейденского живо­писца Якоба ванСваненбурга, а затем продолжил обучение у знаме­нитого художника Питера Ластмана. «Отец тогда счел за лучшее от­дать его уже известному художнику Питеру Ластману, жившему в Ам­стердаме, для дальнейшего усовершен­ствования. Здесь он пробыл полгода, стал совершенно самостоятель­ным художником и имел такой успех, что вскоре стал одним из величайших художников своего века».

Он оставил потомкам огромное художественное наследие: около 800 картин ипортретов, 300 офортов и 2 000 рисунков. Каждое из его произведений — свидетельство высочайшего мастерства и художественной правды. Жизненный и творческий путь этого замечательного художника был трагичен: от блиста­тельной карьеры, всеобщего признания, богатства, счастливой семейной жизни к полному забвению, одиночеству и нищете. Живший в эпоху барокко, Рембрандт был её ярчайшим предста­вителем, сумевшим выразить все противоречия и характерные черты своего времени.

В историю мировой живописи Рембрандт вошёл как блестящий мастер автопортрета. Из года в год, иногда изо дня в день он изображал себя то весёлым или грустным, то рассерженным или равнодушным. В ста (!) созданных им автопортретах в живописи и графике — история его жизни, биография души, исповедь художника.В ранних произведениях он внимательно, глазами постороннего, рассматривает себя в зеркале, подмечая малейшие внешние перемены. Поначалу он много экспериментировал, меняя выражения лица, позы, движения, используя различный формат, эффектные композиции, контрасты светотени. Мы видим то простодушного паренька с мельницы, то светского кавалера и озорного гуляку. (будем смотреть на них по хронологии)

Главным принципом его творче­ского метода стало искусство свето-тени, в котором ему, пожалуй, не было равных. Однако вернее будет сказать, что Рембрандт — мастер не свето­тени, он был мастером проступания из тени. Как будто бы есть черное зеркальное стекло, черное зер­кало или темное, закопченное стекло, и вы начина­ете его протирать, протирать, протирать и вдруг видите, как там, за тем стеклом, начинается какое-то золотистое свечение, и на вас начинают наплывать образы.

Его учителями в отношении работы со светом были караваджисты. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта:

«Притча о неразумном богаче» (1627), Притча о неразумном богаче – одна из притчИисуса Христа содержащаяся в Евангелии от Луки. В ней рассказано о человеке, который богатство своё решил употребить для развлечений и накопительства, не зная, что вскоре умрет:

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

«Симеон и Анна в Храме» (1628),

«Христос в Эммаусе»(1629).

Вообще значительное место в творчестве Рембрандта занимают картины на библейские и мифологические темы. Художника особенно привлекала возможность откликнуться на вечные проблемы бытия, показать их теснейшую связь с современной действительностью.

Например, в этот же период времени были написаны картины на уже известные вам сюжеты (Самсон и Далила, Воскрешение Лазаря)

В 1631г. Рембрандт перебрался в Амстердам. Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества этюдов мужских и женских голов, в которых он исследует своеобразие каждой модели, экспериментирует с подвижной мимикой лиц. Эти небольшие произведения, впоследствии ошибочно принимавшиеся за изображения отца и матери художника, стали настоящей школой Рембрандта-портретиста. Именно портретная живопись позволяла в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и тем самым добиться коммерческого успеха.В первые амстердамские годы видное место в творчестве Рембрандта занимает жанр автопортрета; изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах, он намечает новые пути развития своего искусства.

Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета:

“Урок анатомии доктора Тульпа” (1632).

Центральная фигура картины — доктор Николас Тульп, который показывает собравшимся устройство мускулатуры руки человека. Труп — АдриаанАдриаанс по прозвищу АрисКиндт (Малыш). В своё время он тяжело ранил в Утрехте тюремного охранника и в Амстердаме избил и ограбил человека. За это 31 января 1632 года он был повешен и передан для публичной аутопсии амстердамской гильдиихирургов. При подготовке к уроку анатомии гильдия хирургов, по обыкновению тех времен, заказала Рембрандту групповой портрет, который служил прославлению изображённых на нем.

Рембрандт изобразил на своем полотне персонажей иначе, чем его предшественники. Как правило, персонажи изображались сидящими рядами и смотрящими не на тело, а прямо на зрителя. Художник изобразил хирургов в профиль или полуоборот и сгруппировал их в форме пирамиды, причем главный персонаж расположен не на её вершине.

Помимо этого он намеренно подчеркнул неподдельный интерес собравшихся. Два человека наклонились вперед, их осанка и взгляды указывают на то, что они непременно хотят все увидеть как можно ближе и точнее, при этом с трудом верится в то, что оба хирурга действительно увлеклись происходящим церемониальным действом и пытаются утолить свой научный интерес. Маловероятно, чтобы собравшиеся сидели так близко к месту действа, Рембрандт сконцентрировал происходящее на узком пространстве, окружив мертвеца напряжённым вниманием и жизнью.

Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. В 1634г.он вступил в бракСаскиейванЭйленбюрх, юной дочерью покойного бургомистра, представителя богатого и благородного семейства. Саския получилабогатое приданое, доходы от которого могли сделать жизнь молодоженов безбедной и обеспеченной. Этот брак открывает перед художником двери особняков зажиточных бюргеров. Заказы сыплются к нему один за другим; не менее полусотни портретов датируются именно первыми годами пребывания Рембрандта в Амстердаме.

Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк, который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства. Это были не только картины итальянских мастеров и гравюры, но также античная скульптура, оружие, музыкальные инструменты.

К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии — иногда в домашней обстановке, лежащей в постели, иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры », 1634). В 1641 году у них родился сын Титус; ещё трое детей умерли в младенчестве. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине

«Блудный сын в таверне » («Автопортрет с Саскией на коленях»).

Притча о блудном сыне: У одного человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Всталипошелкотцусвоему. Икогдаонбылещёдалеко, увиделегоотецегоисжалился; и, побежав, палемунашеюицеловалего. Сынжесказалему: отче! ясогрешилпротивнебаипред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.Старшийжесынегобылнаполе; ивозвращаясь, когдаприблизилсякдому, услышалпениеиликование; и, призваводногоизслуг, спросил: чтоэтотакое? Онсказалему: браттвойпришел, иотецтвойзаколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

На картине Рембрандт играет роль блудного сына, расточающего «имение своё с блудницами», элегантно одетого в камзол со шпагой, шляпу с пером, высоко поднимающего хрустальный бокал с вином. На коленях у него сидит Саския, тоже в богатой одежде в роли блудницы. На столе видно блюдо с павлином, символом тщеславия. А также это автопортрет, рассказывающий нам, какой счастливый был Рембрандт в тот период его жизни.

Саския умерла через год после рождения сына, и в жизни Рембрандта начался период непрерывных личных утрат.

Видимо, художник продолжал жить на широкую ногу, как прежде. Семейство покойной Саскиивысказывало озабоченность тем, как он распорядился её приданым. Няня Титуса, ГертьеДиркс, подала на него в суд за нарушение обещания жениться; ради улаживания этого инцидента художнику пришлось раскошелиться.

В конце 1640-х Рембрандт сошёлся со своей молодой служанкой ХендрикьеСтоффелс, образ которой мелькает во многих портретных работах этого периода: «Флора» (1654), «Купающаяся женщина» (1654), «Хендрикье у окна» (1655). В эти годы Рембрандт отходит от тем, имеющих грандиозное национальное либо общечеловеческое звучание. Живописные работы этого периода немногочисленны.

В 1653 году, испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу, после чего заявил в 1656 г. о банкротстве. После распродажи в 1657—58 гг. дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, оставался Титус; именно его изображения наиболее многочисленны. На одних он предстаёт принцем из волшебной сказки, на других — сотканным из солнечных лучей ангелом. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы; его самого не стало годом позже.

Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Художник останавливается на редких библейских сюжетах. Его влекут такие моменты бытия, когда человеческие переживания проявляются с наибольшей силой.

Вот наиболее драматические работы последнего периода творчества Рембрандта:

“Артаксеркс, Аман и Эсфирь”

На картине изображено событие, описанное в Книге Есфирь, Глава 7. Иудейка Эсфирь, жена персидского царя Артаксеркса, уговорила царя прийти с царедворцем Аманом, врагом иудеев, на приготовленный ею пир. На нём она сообщает мужу, о том, как коварен и безжалостен с её народом Аман. Композиционно три персонажа картины разделены на две группы. В правой части полотна расположены сидящие рядом Артаксеркс и пышно одетая Эсфирь, они выделены светом. Слева далеко от супругов в тени — Аман. Это самый кульминационный момент драмы. Эсфирь только что закончила свою речь и даже не успела опустить руки. Артаксеркс сомкнул губы и решительно сжал скипетр, сейчас он встанет и в гневе уйдет. Аманужепонял, чтообречён и, сгорбившись, опустилглаза.

На золотом блюде художник разместил ближе к Аману яблоко, а перед Артаксерксом и Эсфирью по грозди винограда. Яблоко может быть интерпретировано как символ греха, а виноград — как символ жизни и плодородия.

“Отречение Петра”

На картине изображён момент отречения апостола Петра, Один из эпизодов Страстей Христовых. Во время тайной вечери Христос предсказал Петру, что тот трижды отречётся от него сегодня, прежде чем запоёт петух.

Служанка держит свечу, освещая лицо Петра, чтобы удостовериться, что он был с Иисусом, но Пётр отрицает это. На переднем плане Рембрандт изобразил служанку с солдатами и отрекающегося Петра, а на заднем плане в правом верхнем углу — Христа со связанными сзади руками, который может лишь наблюдать предательство перед тем, как его уведут.

“Возвращение блудного сына”

– одна из самых известных картин Рембрандта. Художник вновь возвращается к теме Блудного сына. На картине изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, осердился и не хотел войти. На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. В левой части картины изображён спиной к зрителю коленопреклонённый блудный сын. Его лица не видно. Отец нежно касается плеч сына, приобнимая его. Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нём наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа.

Бритая, будто у каторжника, голова блудного сына и его потрёпанная одежда свидетельствуют о падении. Воротник хранит намёк на былую роскошь. Туфли изношены. В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом. Глубина пространства передаётся последовательным ослаблением светотеневых и цветовых контрастов, начиная от первого плана. Фактически она строится фигурами свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно в полумраке».

Также у него есть огромное количество картин на уже знакомые вам сюжеты:

· Мифологические: «Похищение Европы», «Даная»

· Библейские: «Сусанна и старцы», Святое семейство», «Пир Валтасара», «Давид с головой Голиафа перед Саулом”, “снятие с креста”, “Поклонение волхвов”



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: