Тоталитарный человек в тоталитарном государстве




 

Антропологический компонент тоталитаризма состоит в стремлении полной переделке и трансформации человека в соответствии со своими идеологическими установками. Важное место в комплексе идеи механизмов занимает жёсткий контроль над сознанием человека, его мыслями, помыслами, внутренним миром. На смену индивидуальности приходит тип человека с его однообразием, однозначностью, без индивидуальных особенностей. Если отсутствует разделение между государством и гражданским обществом, нет общественных институтов способных защитить человека, то последний становится простым винтиком в огромной партийно-государственной машине. Государства является единственным и конечным источником власти, поскольку оно обладает исключительным правом использования насилия. Государство по своей сущности интегрально и тоталитарно, в его рамках нет места частному в отрыве от публичного. Эта идея нашла доктринальное выражение в следующем афоризме Муссолини: "Всё внутри государства, ничего вне государства и ничего против государства".

Меры, принятые Гитлером это запрет на свободный выезд граждан из страны, "чистка" писателей и художников, издание закона об "имперских культурных гильдиях" писателей, художников, музыкантов который предусматривал запрет на издание, исполнение, выставки всех тех, кто не является членами гильдии; издание закона "об обеспечении единства партии и государства".

Нечто подобное было целенаправленно осуществлено и у нас в стране. В обоих случаях имеют место абсолютная власть над человеком, целенаправленная и всеохватывающая система духовного контроля и идеолого-пропагандистская машина, мифология и принципиальная аморальность или полное отрицание морального начала. В итоге характерным для обоих вариантов тоталитаризма было тотальное доминирование государства над обществом, уничтожение различий между государством и обществом.


Террор как сущностная характеристика тоталитаризма

 

Неизменным атрибутом тоталитаризма является тесная взаимосвязь между истиной и силой, где сила определяет истину. Нацистские лагеря смерти и советский ГУЛАГ составляют сущностную характеристику тоталитаризма. Отличительная особенность тоталитарного режима состоит в том, что здесь террор и страх используются не только как инструмент уничтожения и запугивания врагов и противников, но и как нормальный повседневно используемый инструмент управления массами. С этой целью постоянно культивируется и воспроизводится атмосфера гражданской войны.

Тотальность тоталитарного режима устанавливает всеохватывающий контроль над всеми сферами общественной жизни и государством, как бы полностью поглощая их. Подавляющая масса населения чуть ли не свято верит в основные цели, установки, ориентации постулируемые партийным руководством или фюрером-вождём: обе стороны как бы слиты в тотальном единстве для достижения цели. С этой точки зрения чисто тоталитарными можно считать сталинский режим в нашей стране и национал-социализм - в Германии.

Следует особо подчеркнуть, что тоталитаризм как особый общественно-политический феномен невозможен без массовой базы, массовости как таковой, растворение отдельного индивида в массе, толпе.

Суть тоталитаризма слитность, нерасчлененность, недифференцированность различных структур: социальных, экономических, политических, идеологических.


Вывод

 

Тоталитарное государство использовало всю свою мощь, чтобы утвердить версию своей идеологии в качестве единственно возможного мировоззрения.

Здесь, всё сводится к тому, чтобы добиться единства человека-массы, общества, государства, партии.

Тоталитаризм, будучи порождением XX века оказался жизнеспособным. Неоспорим факт близости и родства большевизма и фашизма по множеству важных параметров. С этой точки зрения поражает почти полная синхронность появления на исторической арене фашизма и большевизма, правого и левого вариантов тоталитаризма, которые за короткий период из незначительных групп превратились во влиятельные общественно-политические движения, которые сумели подчинить своему господству сотни миллионов людей, многие страны и народы.


Список литературы

 

1. Бердяев Н.А. Философия неравенства.

2. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен XX в.

3. Галкин А.А. Германский фашизм.

4. Джилас М. Лицо тоталитаризма.

5. Коренев Н. Третья империя в лицах.

6. Новгородцев П. Об общественном идеале.

A



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: