Основные славянские боги




История украинской культуры

Текст для подготовки к семинару

 

Славянская мифология

Слово "Бог" во всех славянских языках имеет общий индоевропейский корень: "Богават", "Бог-вана" - вечное существо. Появление пантеона богов в славянском язычестве стало следствием его эволюции.

Древние славяне имели свой особый хорошо разработанный религиозный календарь. Его характерной чертой была тесная связь с природой и земледелием, он охватывал весь хозяйственный цикл. Все праздники в этом календаре были связаны с одной идеей: чествование Солнца и сопутствующих его богов, борьба лета с зимой, тепла с холодом. Все это составляет основу земледелия, главного занятия крестьянина. Сложился этот календарь у полян, которые в числе первых славянских племен перешли к земледелию. (Поляне – восточнославянское племенное объединение, проживавшее в Приднепровье и низовьях притоков Днепра (Припяти и Роси) в VI–IX вв. н. э). Религиозный календарь полян претерпел немало воздействий: восточной и западной культуры, римских влияний, Черноморско-Дунайских культур. От римской праздничной культуры древние славяне переняли русалии, коляду, новогодние карнавалы и т.д.

В самом общем виде эволюцию славянского пантеона исследователи представляют так: сначала у праславян были распространены древние анимистические культы, затем (в трипольский период) наступила очередь аграрных культов, связанных с богиней Матерью-Землей, со II тысячелетия до н. е. начали формироваться культы мужских божеств, олицетворявших собой Вселенную. Пантеон богов, непосредственно предшествовавший крещению Руси, сформировался, вероятно, после VI в. н. э. Он органично вобрал в себя как поклонение духам, которым нашлось место на его низших ступенях, так и поклонение Богине-Земле, богам Вселенной. Возглавили этот пантеон боги, которым поклонялась княжеско-дружинная верхушка тогдашнего древнеславянского общества.

О языческом древнеславянском пантеоне, который по уровню «зрелости» соответствовал развитому политеизму, национально-государственной религии, мы читаем в датированном 980 годом сообщении «Повести временных лет», что было связано с деятельностью князя Владимира I Святославича (980-1015):

"И стал Владимир княжить в Киеве один. И поставил кумиры на холме, вне двора теремного: Перуна деревянного, а голова его [была] серебряная, а ус - золотой, и Хорса, и Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им люди [жертвы], называя их богами, и приводили своих сыновей и жертвовали бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими, и осквернялась кровью земля Русская и холм тот".

Профессор Е. Аничков утверждает, что Киевская Русь имела три религии: князь и его дружина своим главным богом считали Перуна, купцы и мещане признавали своего бога торговли – Велеса, "Скотьего бога", простой народ этих богов не признавал, но имел собственных идолов. Когда киевские князья завоевывали другие народы, то боги этих покоренных народов включались в пантеон своих богов и были подчиненными относительно главного княжеского бога. Пантеон Владимировых богов, по мнению Е. Аничкова, имел целью политически объединить племена Киевской Руси. Это были исключительно княжеско-дружинные боги, во главе которых стоял Перун.

Основной пантеон славянских богов дополнял ряд божеств низшего ранга: Лель, Леля, Дивания, Дана, русалии, домовые, водяные, лешие и др. У каждого из них люди искали мудрости, обращались к ним за счастьем, гадали, приносили жертвы. Каждое из этих божеств было покровителем определенного вида деятельности, рода, семьи. Подчеркнем, что для славян не практиковалось принесение людей в жертву богам.

В мировоззрении древних славян, по мнению многих ученых, никогда не доминировало зло, предпочтение отдавалось добру. Эти две силы олицетворяли Белобог и Чернобог. Один был рожден светом, другой - тьмой, первый строил, второй разрушал.

Вместе с верованием в разных богов древние славяне обожествляли различных духов и силы природы: Солнце, Луну, звезды, град, воздух, ветер и др. Ежегодно 25 декабря пышно отмечалось славянами Рождество Вселенной - время, когда родилась триада светил: Солнце, Луна и Заря. Главным божеством триады выступал Месяц, которого называли Дидух (у иранцев Дадва - бог-творец). Народный обычай сохраняет празднование «Щедрого вечора», «Святвечора», «Сочельника» - святого рождения Месяца. В этот вечер лепились пироги как жертвенное блюдо богу, устраивались сеяние и пение щедривок, т.е. величальных гимнов богу как обладателю воды, растительного и животного мира.

Особое уважение древние славяне отдавали деревьям и птицам, которые считались основателями или покровителями какого-то рода, племени (проявление тотемизма). Первое место в чествовании занимал дуб, особенно старый, - символ прочности; ясень - символ Перуна; клен и липа - символы супругов; береза ​​- символ чистой Матери-Природы.

Священными считались птицы и животные. В частности, кукушка - предсказательница будущего; голубь - символ любви; ласточка - судьба человека; вороны - священные птицы мудрости; сова - символ смерти и тьмы. Многим птицам приписывался дар пророчества.

Из животных священными считались лошади и волы, а из насекомых - пчела и солнышко.

Древние славяне верили в бессмертие души, но весьма своеобразно. Они считали, что после смерти покойника в зависимости от его добродетелей, душа могла вселиться в раба, стать добрым духом дерева, птицы или животного, могла вселяться в другого человека. Независимо от перевоплощений души, она всегда отзывалась добром на призыв человека.

Одна из самых больших в мире украинская писанка-монумент в г. Вегревиль (Vegreville ) штат Альберта, Канада

Мифологические воззрения древних славян включают мифы о сотворении мира из яйца-райца. Солнце в этих мифах изображалось в образе Жар-птицы, которую хочет похитить злой волшебник (Зимний холод). Жар-птица успевает снести золотое яйцо, которое становится весной новым источником света и тепла, пробуждает и воскрешает природу. Оно озаряет, согревает землю, разгоняет туманы, вызывает обильные дожди. Вследствие этого наступает весна, а затем – лето. Из яйца-райца появляется все живое на Земле. Некоторые исследователи считают, что представление о сакральном характере яйца как возрождение души умершего была характерна для культуры скифов. Например, покойников скифы хоронили в яйцевидных курганах, а погребальные ниши осыпали желтой глиной вроде желтка. С представлением о том, что яйцо является источником всего живого, связан обычай расписывать писанки к Пасхе. В Украине очень развито писанкарство как разновидность изобразительного искусства. В дни Пасхальных праздников писанки дарят в сопровождении обрядового целования с пожеланием здоровья и долголетия. В поминальные дни украинцы на могилы родственников кладут писанки и пасху, чтя память о своих предков.

Универсальным синтезом уровней славянской мифологии выступает Дерево мира. В славянских фольклорных текстах эту функцию выполняют береза​​, явор, дуб, сосна, рябина, яблоня. К трем основным частям мирового дерева, согласно мифологии, относятся различные животные: к вершине и ветвям дерева - птицы (сокол, соловей), Солнце и Месяц, к стволу - пчелы, к корням - хтонические животные (змеи, бобры). Мировое дерево в целом сравнивается с человеком, особенно женщиной. С помощью мирового дерева в образной форме моделируется тройная вертикальная структура мира - три царства: небо, земля, подземелье; четырехмерная горизонтальная структура: север, запад, юг, восток; жизнь и смерть. В календарных обрядах зеленый цвет и цветущее дерево формировало восприятие целостной картины мира.

Итак, религиозные верования древних славян максимально приближались к жизненным реалиям и отражали в мифологической форме стремление к единению с природой, окружающей средой, их охраной. Они формировали мнение о том, что добрые силы всегда имеют преимущество над злыми, что только мир и согласие позволяют достойно продолжать жизнь, обеспечивают процветание рода или племени.

Довольно часто коллективные ритуалы проходили под открытым небом, хотя древние славяне со скифских времен знали и тип закрытого святилища - капища (возможно, от "кап" - идол, кумир). Конечно, такие святилища были ограждены валом с частоколом, а в середине стояла деревянная статуя бога, размещались жертвенник и горел жертвенный огонь. Пережженные кости жертвенных животных и пепел сносили в расположенный неподалеку зольник.

Ярким примером подобного святилища может считаться капище богов Владимира. Остатки этого культового сооружения языческого времени были найдены в 1975 г. неподалеку от Андреевской церкви в Киеве. В плане оно представляло собой прямоугольник (7 х 1,75 м) с шестью закругленными симметричными выступами (диаметр двух больших равен 2 м, малых - 1 м), примыкавшими к святилищу с севера, востока, юга. Именно на этих выступлениях находились постаменты богов.

Известным образцом языческого кумира по праву считается известный Збручский идол, случайно найденный в 1848 в водах притока Днестра реки Збруч. Этот идол представляет собой известковую колонну 2,67 м четырехгранной формы с рисунками на каждом из сторон. Капище этого идола располагался в 5 км от с. Городница Гусятинского района Тернопольской области, в лесу, на самом высоком в этой местности холме Богите.

Збручский образ был создан из местного известняка, на горе Богит к началу XIII в. Хронологическая дата создания столба (статуи) совпадает с периодом существования языческого Збручанского культового центра. Збручанский Свитовид хранится в Краковском археологическом музее. В Кракове, Львове, Киеве, Гусятине, Москве есть копии статуи в натуральную величину; также в Тернополе (областной краеведческий музей). Согласно исследованиям, столб в виде статуи Святовита не был сброшен в Збруч воинственными христианами. Хорошее состояние памятника свидетельствует о том, что ее спрятали для сохранения в водах реки сами язычники-верующие, ведь на скульптуре нет каких-либо следов повреждения или надругательства, как это было со многими другими дохристианскими изображениями богов.

По реконструкциям, по определенным четким следам, в центре капища на горе Богит стоял идол, вероятно, бога Свитовида до того, как попал на дно Збруча. Капище располагалось на высоте 417 м над уровнем моря, имело форму круга диаметром почти 17 м. Вокруг него обнаружили восемь жертвенных ям.

Идол представляет собой четырехгранный столб высотой 2,67 м, разделенный на три уровня-яруса, соответствующие представлениям славян-язычников о трех мирах - небо, землю и потусторонний мир. Верхняя часть статуи оформлена в виде округлой шапки с меховой оторочкой, под шапкой - четыре лица. Скульптура разделена на три горизонтальные ярусы. Высота верхнего яруса - 160 см, среднего - 40 см, нижнего 67 см. Таким образом, статуя имеет 12 отдельных секций. Одна секция нижнего яруса пустая, на других 11-ти есть по одному изображению. 3 яруса отражают три сферы бытия – Яв - Прав- Нав. Нижний ярус изображает Наву (подземное божество, потусторонний мир), средний - Яву (мир людей, видимый мир), верхний - Праву (мир богов, высший мир).

На верхнем ярусе изображены две женщины и двое мужчин в длинной подпоясанной одежде. Одна женщина изображена с рогом, другая - с кольцом. Мужчины соответственно изображены один - с конем и мечом, другой - с солярным знаком на одежде, с шестью лучами внутри него.

Средний ярус схож с верхним, но его фигуры значительно меньше. Фигуры также разделяются по полу – под женскими фигурами верхнего ряда также изображены женские, под мужскими – мужские. Одежда людей среднего яруса также длинная, но без пояса. Фигуры изображены с разведенными руками, будто образуют круг.

Согласно взглядам академика Б. А. Рыбакова (1908-2001) с четырех сторон идола под общей шапкой многоликого Свитовида высекли верховных славянских богов - Ладу, Мокошу, Перуна и Даждьбога. Перстень держит Лада - богиня весны, урожая и любви. Была опекуншей брака. С рогом в руке - богиня судьбы Макошь. Меч-молнию и коня мы видим на картинке Перуна - покровителя грозы, грома и других небесных явлений, а также войны. На четвертой фигуры едва заметно проступает колесо-солнце. Это атрибут Дажбога - покровителя плодовитости и солнечного света, или даже самого Солнца. Также это божество с солярным символом может быть определено как Хорс, бог Солнца (а также Луны). Скорее всего, изображен именно Даждьбог, для которого солнечный круг был только определяющим символом, из-за чего Солнце изображено не в руках, а на одежде божества.

Нижний ярус имеет высоту 67 см. На нем - усатый мужчина, стоящий на коленях, как будто подпирает верхние ярусы (держит на руках). Предполагают, что это Велес – покровитель подземного царства мертвых, а также бог скотоводства и торговли. Он изображен как основа, на которой держится мироздание.

Кумир (идол) соответствует славянскому Роду-Святовиту, Хорсу, Дажбогу как главному солнечному божеству, изображавшемуся с четырьмя лицами.

Согласно древней ведической традиции - четыре образа на трех этажах времени прошлого-настоящего-будущего отражают 4 варны (слои общества) - волхвов, правителей и воинов, купцов, хозяев - земледельцев и ремесленников.

Славянская мифология характерна тем, что она – всеобъемлющая и представляет собой не отдельную область народного представления о мире и вселенной (как фантазия или религия), а находит воплощение даже в быту – будь то обряды, ритуалы, культы или земледельческий календарь. Поэтому, несмотря на то, что языческое мировоззрение было практически уничтожено, мифология продолжает жить в образах, символике, ритуалах и в самом языке.

 

Основные славянские боги

 

СВАРОГ – сын Рода, бог неба, родоначальник богов природных сил – Даждьбога, Стрибога, Перуна.

Имя «Сварог» происходит от древнерусского «Сварга» (Небеса), где корень «свар» означает «творение», а также «горение» и «жар». Иными словами, Сварог – это «Небесный Творец», «Небесный Огонь».

Сварог по некоторым легендам – Бог-создатель Мидгард – Земли (в отличие от Рода, создателя Вселенной), и к его имени восходит слово «сварганить», правда, за годы христианства оно приобрело уничижительный оттенок.

Дерев’яний ідол Сварога або Святовита, який був встановлений в Арконі польськими язичниками в 90-х роках ХХ ст.

Иногда изображался в виде воина на коне, с четырьмя головами, символизирующими четыре стороны света и с рогом изобилия в руке. На острове Рюген (он же - знаменитый остров Руян) в Арконе стоял огромный храм этого Бога.

Єпископ Абасалон скидає ідола слов'янського бога Святовита в Арконі. Картина Лоріцен Туксом.

У древних славян Сваргог является богом-творцом Вселенной, мужским воплощением Рода, Богом неба и небесного огня. Он – Прабог, властелин мира, отец украинского пантеона богов. От Сварога, Бога света и небесного огня, происходят другие боги – его сыновья Сварожичи.

В давние времена Сварог изображался лишь символически, потому что он был собирательным понятием для всех Богов-месяцев, но позже его изображали в виде мужчины с золотыми руками и топориком в них, или с молотом в Небесной кузнице. Его называли – прекраснорукий, он есть Бог-художник. Именно от этого образа происходит украинское выражение "золотые руки", которым обозначают мастеров какого-то дела.

Сварог является воплощением космических истоков Света, Огня, Воздуха (Эфира), а также Отцом зодиакальных созвездий, которые получили имена Сварожичей (отчество). Древняя чешский книга " Mater Verborum " - "Мать Слов" - переводит наше имя Сварог словом Зодиак. Итак, Круг Сварога означает годовой круг созвездий, то есть календарь. Культ, подобный Сварогу, имела и Древняя Греция, однако нигде не ставили ему идолов как единому Богу. Существовали статуи двенадцати богам-созвездиям. Римляне имели зодиакальный круг с изображением животных (собственно знаков зодиака) вокруг Юпитера, статуя которого находилась в центре. Возможно, в греческой мифологии годовой круг соответствовал двенадцати титанам. Один из них носит имя Гиперион, что тождественно украинской Перуну или зодиакальному созвездию Стрельца. В Византийском хронографе Иоанна Малалы (VI -VII вв.) есть упоминания о Гефесте и его сыне Гелиосе. Летописец, переводя этот отрывок, называет Гефеста Сварогом, а его сына Гелиоса - Дажбогом.

Этимологически, имя Сварог происходит из санскритского (древнеарийского) корня svar -, что означает голос, звук, нота, от которых происходят слова со значением: звучать, петь, сиять, блестеть, ругать, а также Солнце, солнечное сияние, небо. Иногда его называют Зварог, от чего происходит название праздника Зворожины, который на Поднепровье помнили еще в начале XX века. Сварог также заведует Раем (Ирием), который также называют Луки Сварожьи.

Существовали и имена, производные от Сварога, которыми назывались люди, рожденные в январе: Сваруна - возможно от санскритского «свару» - жертвенный столб; также санскритское Сваруши - собственная воля, желание, радость, вдохновение.

Знак Сварога-солнца - Свасти (свастика). Эти изображения являются самыми популярными в эпоху бронзы. Свасти обозначала годовое движение Солнца, символизировала мужскую способность к оплодотворению. Животными, символизирующими Сварога были золоторогий бык, вепрь, лошадь, и сокол Варагна.

Культ Сварога зародился, вероятно, на грани Бронзового и Железного веков. Его знали уже киммерийцы и скифы-пахари. В Украине распространены названия с корнем «свар» на значительной территории: древнее городище Саварка, Свароме на Киевщине, село Саварка на Роси, село Сварычев в Ивано-Франковской области и т.п. Есть подобные названия и

).
Слов'янські прикраси, що були знайдені німецькими археологами на острові Рю́ген (остров в Балтійському мор і, найбільший в межах Германии

в соседних странах: Сварха и Сваравис в Прибалтике, Сварехова гора на Балканах, Сваров в Чехии, Сварчец, Сваречев, Сварины, Сварове в Польше.

Изображений Сварога не найдено, однако есть основания считать некоторые формы равносторонних, особенно косых, крестов (языческих, казацких) символами Сварога. Сварожьим знаком издавна считались и различные формы свастики - сварги, которые очень часто находим на вышивках, писанках, керамике. Они есть и среди фресок Софийского собора в Киеве; между иконами христианских святых находим древние языческие символы.

На небосклоне Сварогу соответствует Плуг (созвездие Ориона), которое связывают со скифской легендой о небесных дарах, упавших перед тремя сыновьями Таргитая (среди них был и плуг). В Украине остатком ритуального почитания плуга является рождественские обходы домов с ним, возложение его под рождественским столом и т.д. По легендам, передающим наши летописи, Сварог – Бог кузнечного дела и брака, выковал золотой плуг и золотое кольцо, которые так хорошо воспеваются в колядках, весенних песнях, песнях жатвы. Он населил Землю различными существами, создал первых людей, стал покровителем брака и семьи.

 

МОКОШЬ – (Макошь, Мокша, Мать коша) – древнерусская богиня плодородия, женского рукоделия, искусства и воды, защитница беременных и рожениц. Каждая пятница у древних украинцев была днем Мокоши. Имя Мокоши академик Б. Рыбаков трактует как словосочетание «Мать урожая» (МО – мать, КОШ – кошелка для зерна). Языковеды высказывают мнение, что ее имя дословно означает "Мать судьбы" (сравните со старославянским къшь, кощъ - жребий, судьба, удача). Поэтому Мокошу можно считать тождественной греческой Мойре и римской Фортуне. Атрибутами этих Богинь был рог изобилия. С таким же рогом фигура Мокоши изображена на статуе Збруцкого Свитовида.

По народным преданиям, дошедшим до наших дней, первоначальное имя Мокоши – Мать Коша. В этом – отголосок культа женщины-матери времен матриархата, когда хозяйничала среди рода, среди Коша (на стойбище, в общине) мудрая, опытная женщина, которую все называли Матерью. Она лечила, принимала роды, определяла обязанности каждому, учила рукоделию, стряпне и т.п.

В давние времена она была Богиней земледелия и плодородия, символом женской жизненной силы и изобилия, покровительницей полей и домашних животных. Поскольку от урожая и плодородия животных преимущественно зависела судьба древних русов, то Мокошь считалась и богиней судьбы. По преданию, именно Мокошь прядет нить жизни, поэтому она считается еще и покровительницей прях. Единственная представительница женских божеств в пантеоне князя Владимира, Мокошь связана с женской сферой деятельности в хозяйстве: рукоделием, прядением, ткачеством и т.д. Еще одной обязанностью Мокоши была забота о влаге: дожде, реках, ручьях.

Популярность Мокоши среди украинских женщин была так велика, что ее культ сохранялся долгие века после уничтожения язычества. Это зафиксировано в летописях ("... по украинамъ молятся богу Перуну, и Хорсу, и Мокоши"). Церковь вынуждена была пятницу – день Мокоши – сделать днем Прасковьи и Покровы.

Ей приносили жертвы в виде снопов льна, вышитых полотенец, пучков шерсти (пряжи). Поскольку Мокошь, вероятно, была близка к Рожанице – покровительнице родов, защитнице рожениц, поэтому вера и поклонение Мокоши наиболее долго сохранялась среди женщин: даже в XVI в. попы обязаны были на исповеди спросить женщину, "не ходила к Мокоши". На Новгородщине культ Мокоши сохранялся вплоть до XIX в.

В Киеве к Мокоши на Старокиевскую гору (пантеон Владимира) приходили поклоняться жрицы, гадалки, знахарки. Хотя она и была покровительницей женщин, однако чествовали ее все, поэтому Владимир и ввел Мокошу в свой пантеон.

Происхождение Мокоши очень древнее: как и большинство женских богинь, она была известна еще в трипольскую эпоху. Мать Коша была уважаемой богиней у сарматов. В образе Мокоши видим отголосок древнего культа Великой Богини-Матери. Ее изображения, в значительной степени стилизованные, дошли до нас преимущественно на рушниках: Богиня стоит под открытым куполом святилища с поднятыми вверх руками (Оранта), на голове имеет "рогатую" шапку. Возле Мокоши – два всадника на лошадях. На некоторых вышивках под лошадьми изображены свастики (древние символы счастья), иногда головной убор богини напоминает цветущий куст. Статуэтки скифских Богинь (VII в. до н.э.) напоминают позу Мокоши и Оранты с поднятыми вверх руками, как во время молитвы. Вероятно, что и в Киевской Софии ранние христиане видели свою извечную Богиню с поднятыми к небу руками. Следовательно, Мокошь происходит еще от древнего культа воды – Богини Даны. Христиане не могли забыть свою давнюю Богиню, так как довольно долго чествовали ее в образе "святой Параскевы" (Пятницы).

Женские капища Мокоши, которые строили, как правило, на перекрестках, назывались "Пятницы". В храмы приходили женщины попросить у своей защитницы хороших и умных детей, согласия в доме, умения хозяйничать, раскрытия тайны рукоделия.

 

 

ПЕРУН – это Сын Божий, которого отец Сварог посылает на землю в виде молниеносной энергии. Перун – бог молнии и грома. Один из главных персонажей древнеукраинской мифологии, "бог богов". "Они (анты) считают, что один только бог – повелитель грома и молнии – является правителем над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды", - писал византийский историк Прокопий Кесарийский в VI веке. С начала новой эры в капищах (храмах) волхвы по четвергам провозглашали притчу о громовержце: "Мир произошел от тела Перуна, Солнце образовалось из лика Его, Месяц – от груди, дождь – от слез, небо – от черепа Его, камни – от костей, вода – от крови, леса и травы – от волос, облака – от мозга, ветер – Его дыхание, гром – слово Его, а молния и звезды – Его взгляд...". Изображался Перун среброчубым, златоусым, с огненными стрелами, золотым луком и тяжелым молотом в руках. По поверью, гроза – это битва Перуна с бесами, которых насылают Чернобог, Мара и другие злые силы. Бесы хотят замуровать воду в облаках, заморозить ее, не дать упасть ей на землю, чтобы там образовалась засуха, погибли все посевы, вымерли люди. Но Перун, разъезжая на золотой колеснице, в которую запряжены девять крылатых златогривых лошадей, огненными стрелами уничтожает, разгоняет бесов, а тяжелым молотом разбивает обледеневшие облака и пускает на землю живительную влагу.

По некоторым легендам, Перун имел девять сыновей: трое из них поражали злые силы стрелами, трое разбивали облака, создавая гром, остальные правили златогривыми лошадьми. Когда молния убивала человека, то согласно поверью это какой-то бес, убегая от Перуна, скрылся и вселился в человека, зная, как Громовержец любит людей. Но Перун это видит. При этом, убитый молнией человек сразу же переселяется к богам, становится братом Перуна.

Древние славяне чествовали Перуна еженедельно по четвергам (Перунов день). В этот день девушки сходились к воде, а зимой – к капищу и пели вокруг костра песни о Перуне. Одну из девушек – младшую и самую красивую – выбирали распорядительницей на празднике, ее называли Девой огня, ей на голову клали венок, одевали в багряницу, вручали чашу со священной водой (из девяти колодцев Перунового леса или рощи). Той водой Дева огня кропила язычников, которые, согласно поверью, очищались от грехов. В Перунов день воздавали молитвы, которые, как правило, провозглашали волхвы: "О милостивый Боже, грозный и добрый Перун! Молимся Тебе, чтобы Ты появился в нужном часе и даровал нам дождь, чтобы деревья, травы и хлеба хорошо росли и цвела вся наша мать земля. Не наказывай горем, просим Тебя, ненужной бурей, громом, градом или молнией; заставь, всемогущий наш Бог, и уничтожь проклятую Мару с бесами и другими слугами черными, чтобы они не помешали нам и нивам нашим.. ".

В мае Дева огня становилась, "невестой Перуна", Додолой, которая должна выпросить дождя у своего золотого "жениха". Хозяйка каждого двора должна была вылить на нее или ей под ноги ведро воды. Девушки пели ритуальные песни. Додола символизировала Землю, которую люди отдают в качестве невесты красному Перуну. Когда Деву огня проводили в капище, там волхвы вручали ей ритуальное свадебное кольцо. Додола имела право осенью на празднике Тура или Овсеня выбрать себе в мужья юношу, победившего на соревнованиях.

 

ВЕЛЕС (ВОЛОС) – это один из старейших богов, считается богом изобилия. Велес – Бог таинственных знаний, покровитель музыки и поэзии. В основе имени слова: веле – большой или воля – повелитель. Веле – это старославянское слово, означает «очень», «много», «сила» (например, велелюдний) также означает «качество», «достоинство».

Христианин-летописец называет Велеса "Скотьим богом", то есть опекуном домашних животных. А если учесть, что стада скота (скот) в древности считались символом богатства вообще, то становится понятно, отчего Велес – бог богатства и достатка. Кроме того, Велес – опекун купечества, торговли, как и римский Меркурий. Александр Афанасьев говорит о Велесе не только как о охраннике стада на земле, но и как о пастухе небесного стада. Боян указывает на то, что Велес был еще и богом поэзии и музыки, то есть покровителем искусства, как и Меркурий.

Измаил Срезневский сравнил Велеса с Аполлоном, который у греков был богом муз. В договорах с греками Велес (Волос) воспринимается как бог золота, а Перун – как бог оружия. Охраняя скот, Велес мог выступать против самого Перуна. Он известен всем славянам. У скандинавов Велесу идентичен бог Вольса, у чехов velis под влиянием христианства начал означать "нечистую" силу. Так же латинское Veis значит "бес". Поскольку литовское Velis – покойник, a Vele – души умерших, это дает основания считать, что первоначально Велес был покровителем духов предков. Велес – связной миров живых людей и умерших родственников.

На связь Велеса с родом указывает обычай последнего снопа (дидуха). А также обряд "Велесовой бороды". Дидуха торжественно вносят в комнату на Рождество и ставят на покуть – считается, что Духи Предков находятся в его колосьях.

Имя Велеса, по некоторым гипотезам, происходит от "валах" – мохнатый. Считают, что он появился у наших предков еще в каменном веке, а символика Тура (тельца) указывает, что наивысшего статуса он приобрел в трипольский и послетрипольский (арийский) период. Иногда родословную Велеса выводят от мохнатого медведя, который, по поверью, влияет на охотничье счастье. Поэтому охотники задабривали его торжественным принесением жертв. Кое-где в России его считают сыном Небесной Коровы, от которой он получил эпитет Корович (Сын Коровы). Впоследствии этот бог приобрел человеческий облик, его кумиры были деревянные и каменные.

Капище Велеса было на том месте, где позже построили церковь святого Власия: в летописях 1187 года покровителем скота уже назван святой Власий. Эта церковь находилась в Киеве на улице Нижний вал (сгорела в 1651 г.).

Вероятно, что к капищу Велеса вела тропа, известная ныне как улица Волошская. То, что Велес

Залишки язичницького капища на Старокиївській горі.

был установлен на Подоле, где жили преимущественно ремесленники, торговый и простой люд, еще раз подтверждает, что он был покровителем ремесла, торговли, достатка. На поклонение Велесу люди очень часто шли вместе со своими стадами коров, чтобы освятить их перед выгоном на пастбище. Возможно, именно этим объясняется отсутствие Велеса во Владимировом пантеоне, который находился неподалеку от княжеского двора. Кумир Велеса стоял на берегу реки Почайны, куда и был свергнут по приказу князя, когда Владимир разрушал языческие святилища.

Рождественские обряды донесли до нас отголоски прежних "воловьих праздников" - вывернутые кожухи на участниках ритуального карнавала символизируют богатство: " Будь богатый, как кожух волосатый " - желают на Рождество и на свадьбе. Иногда участники карнавала называются волхвами, потому что они подобны Волосу (покровителю волхвов) своими мохнатыми кожухами. После введения христианства Велес вместе с другими богами стал считаться "нечистой силой".

С именем Велеса (Волоса) связана название зодиакального созвездия Волосожар (Телец), название которого, по мнению Александра Знойко, означает "небо Волоса". Велесов сын – Тур, иногда золоторогий Олень, также почитался как хранитель благосостояния семьи.

Имя Велеса осталось во многих географических названиях Славянщины: Волосов Яр (Украина, Винницкая область), Волосова улица (в Новгороде), Волошская улица (в Киеве), гора Велесово Ребро (близ Ростова), гора Велес (в Боснии) и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь