Отношения со странами Восточной Европы.




1) С приходом к власти М.С. Горбачева медленно и постепенно начали меняться доктринальные, политико-философские основания внешней политики СССР: стало формироваться так называемое «новое политическое мышление». Сам термин в 1985-1986 гг. произносился еще редко, но в содержательном плане некоторые его элементы тогда уже вполне обозначились. Речь в первую очередь идет об идее недопустимости ядерной войны как средства решения международных споров.

Известные в мире ученые раньше других подняли свой голос в защиту мира. Сторонники призвали ученых всех стран, независимо от их политических убеждений, собраться вместе, чтобы обсудить угрозу, которую несло людям ядерное оружие. Его основными целями стали предотвращение ядерной войны и прекращение гонки вооружений.

Эти актуальные идеи были позаимствованы Горбачевым, которому в будущем припишут авторство «нового политического мышления». Таким образом, важные базовые идеи нового политического мышления, особенно такие, как недопустимость ядерной войны, предотвращение гонки вооружений, решение многих глобальных проблем совместными усилиями всех стран, их взаимосвязанность и некоторые другие, были высказаны задолго до Горбачева.

Идеи, которые были разработаны еще до него, он не только активно поддержал, но и стал развивать их дальше, наполняя новым содержанием. Некоторые важные положения, ставшие составной частью нового мышления были обоснованы и развиты самим Горбачевым в ходе перестройки. Главное же заключалось в том, что эти идеи он положил в основу государственной политики СССР и, будучи генсеком, проводил их в жизнь.

Уже во время встречи с президентом США Р. Рейганом в Женеве в ноябре 1985 г. Горбачев, анализируя обстановку в мире, сделал вывод о том, что «за последнее время в мире произошли кардинальные перемены, которые требуют нового подхода, свежего взгляда на многие вещи во внешней политике... В нынешних условиях речь уже идет не только о противостоянии двух общественных систем, но и выборе между выживанием и взаимным уничтожением».

Формирование нового политического мышления находилось еще на начальном этапе. На заседании Политбюро 23 января 1986 г., на котором обсуждался вопрос о проекте доклада Генерального секретаря ЦК КПСС XXVII съезду, Горбачев говорил: «Что такое новое мышление? Надо ответить на этот вопрос крупно. Мы не боги, знаем ответы не на все вопросы». Все это говорит о том, что у советского руководства не было еще однозначного ответа на вопрос: как далеко оно готово пойти в деле реформирования внешнеполитического курса страны. А это в немалой степени зависело от того, какое содержание будет вкладываться в новое политическое мышление. Таким образом, содержание нового политического мышления определяло, в конечном счете, содержание внешней политики СССР.

М.С. Горбачев отмечал: «Принципиальное значение имел вывод доклада о взаимосвязанности, взаимозависимости, целостности мира, оказавший огромное воздействие на нашу собственную и мировую политику».

Выдвигая тезис о взаимосвязанности мира, Горбачев, однако, на этом этапе еще не ставит под сомнение тезис о мирном сосуществовании государств с различным общественным строем. «Социализму нет нужды отказываться ни от своих принципов, ни от своих идеалов. Он неизменно выступал и выступает за мирное сосуществование государств, принадлежащих к различным общественным системам».

Но это положение интерпретировалось уже по-иному. В новой редакции программы КПСС, утвержденной на этом съезде, снималось определение «мирного сосуществования» государств с различным общественным строем как «специфической формы классовой борьбы» [6, с. 176-177].

В решениях съезда содержались новые оценки международной обстановки. Во-первых, советское руководство призывало великие державы прийти к согласию о неприемлемости ядерной войны как средства решения международных споров. «Магистральным направлением деятельности партии на мировой арене объявлялась борьба против ядерной опасности, гонки вооружений, за сохранение и укрепление всеобщего мира». Во-вторых, Советский Союз фактически предлагал Западу отказаться от попыток добиться силового превосходства над СССР, обещая со своей стороны тоже не стремиться к превосходству над Западом. Эта идея была воплощена в тезисе о «равной безопасности», которая должна была прийти на смену концепции «равной опасности»: «Продолжение гонки ядерных вооружений, неизбежно увеличит эту равную опасность и может довести ее до таких пределов, когда даже паритет перестанет быть фактором военно-политического сдерживания. Подлинная равная безопасность в наш век гарантируется не предельно высоким, а предельно низким уровнем стратегического баланса, из которого необходимо полностью исключить ядерное и другие виды оружия массового уничтожения» [13, с. 65].

Признавая «взаимосвязанность, взаимозависимость, целостность мира», - пишет М.С. Горбачев, - нельзя не признать «абсурдным раскол мира на противоположные блоки».

Однако у него не было ответа на коренной вопрос, как преодолеть этот раскол, ибо речь шла не только о противоположных военно-политических блоках - НАТО и Варшавского договора, но и о противоположных общественно-политических системах - социализма и капитализма.

Взгляды Горбачева и его окружения, как известно, быстро трансформировались. Они нашли отражение в его книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира», вышедшей в 1987 г. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что Горбачев предлагает новое мышление не только для собственной страны, но и для всего мира. Оказывается, не только наша страна должна была начать жить в соответствии с формируемым генсеком ЦК КПСС мышлением, но и весь современный мир, включая западный.

После выхода в свет этой книги в политическом обиходе утвердилось понятие «новое политическое мышление». Оно наполнилось новым содержанием. В него Горбачев внес два принципиально новых положения, которые привели к ревизии идеологических основ внешней политики СССР. Первое - приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, и второе - деидеологизация внешней политики. В своей книге он отмечает, что в конце драматического XX века «человечество должно признать жизненную необходимость приоритета общечеловеческого как главного императива эпохи. Ядром нового мышления является признание приоритета общечеловеческих ценностей и еще точнее - выживания человечества... Появился объективный предел для классовой конфронтации на международной арене: это угроза всего уничтожения» [4, с. 149-150].

В основу международной политики следует положить «общечеловеческие морально-этические нормы», необходимо «очеловечить, гуманизировать межгосударственные отношения». «Приоритет общечеловеческих ценностей, - по его мнению, - основа нового политического мышления, и они выше классовых» [4, с. 150]. И в дальнейшем Горбачев считал, что «вывод о приоритете в наш век общечеловеческих интересов и ценностей стал, по сути дела, сердцевиной нового мышления» [8, с. 197].

Провозглашение приоритета общечеловеческих ценностей означало их преобладающее значение по отношению к интересам отдельных государств, народов, социальных группе и классов. Это должно было, с точки зрения авторов нового мышления, привести к отказу от политики силового противостояния Востока и Запада, поскольку они ориентировались на защиту противоположных классовых интересов.

Горбачев полагал, что его мессианская идея нового политического мышления, общечеловеческих ценностей будет поддержана и другими странами, а он будет влиять на формирование нового миропорядка, который будет основываться на справедливости, демократии, всеобщем примирении и согласии. Находясь в плену собственной увлеченности и эмоциональной реакции части зарубежной общественности и государственных деятелей, генсек считал, что к перестройке перейдут и другие страны.

Горбачев выдвинул общечеловеческие интересы в центр международной жизни как аксиому поведения государств, не желая замечать, что они руководствуются своими государственными интересами. Новое мышление не было подхвачено странами НАТО. Оно продолжало быть односторонней идеологией и политикой, то есть его придерживался только СССР. Главная задача США и их союзников заключалась не в том, чтобы положить в основу своей внешней политики принципы нового мышления, а в том, чтобы поощрять Горбачева проводить дальше подобную политику. Только в начале 1991 г. к авторам нового мышления пришло некоторое прозрение в связи с войной США против Ирака. А.С. Черняев вынужден был признать: «Сила доказала, что именно она еще делает в международных отношениях реальную политику» [16, с. 106].

Завершающим этапом формирования нового политического мышления принято считать выступление М.С. Горбачева на Генеральной Ассамблее ООН 7 декабря 1988 г. «В 1988 году, - пишет он, - окончательно сложилась концепция и политика нового мышления, наиболее полно изложенные в моем выступлении в Организации Объединенных Наций». По признанию самого Горбачева, его речь готовилась как «антифултонская» или «Фул-тон-наоборот», то есть она должна была запустить механизм окончания холодной войны.

Главным в его речи был вопрос о создании нового мирового порядка на основе всеобъемлющей системы международной безопасности при решающей роли ООН. Мировая политика должна строиться на основе общечеловеческих ценностей. При реализации внешнеполитических целей все государства должны исходить из баланса интересов и исключить силовое давление, войну из своей внешней политики.

Свобода выбора народов объявлялась их суверенным правом и признавалась многовариантность общественного развития разных стран. Идеологические различия не должны быть препятствием для развития нормальных межгосударственных отношений.

В своих военных доктринах государства мирового сообщества должны руководствоваться принципом разумной достаточности для обороны, а вооружения необходимо сократить на взаимной основе.

Чтобы доказать свою приверженность к оборонительной доктрине, Горбачев объявил об одностороннем сокращении численности советских вооруженных сил на 500 тыс. человек, что составляло около 15% их общей численности. К 1991 г. предполагалось также вывести 10 тыс. танков (6 шесть танковых дивизий и расформировать их) из Восточной Европы - ГДР, Чехословакии, Венгрии, а также 8,5 тыс. артиллерийских систем, 800 боевых самолетов. По своей структуре войска Варшавского договора теряли наступательную способность. «Доктрина Горбачева», которую он огласил в ООН, - пишет В.М. Фалин, - означала: “СССР уходит из Центральной и Восточной Европы”».

Главным адресатом выступления Горбачева был Запад и, в первую очередь, США. Но официальный Вашингтон отреагировал сдержанно: очередное пропагандистское выступление Москвы, чтобы оказать давление на США. В Белом доме, к этому времени уже сформировалась точка зрения, которая еще официальными лицами публично не оглашалась: «коммунизм начал отступать» по всем направлениям, и инициативы Горбачева об одностороннем сокращении советских войск еще больше убедили американских официальных лиц в собственной правоте [11, с. 721].

Вместе с тем, нельзя не заметить, что результаты внешней политики к тому времени были впечатляющими. Не без наступления Горбачева угроза ядерной войны была серьезно отодвинута и эта проблема перестала пугать планету. Немаловажным было и то, что серьезно удалось изменить имидж Советского Союза в глазах мировой общественности. Теперь даже было неудобно называть СССР «империей зла». Но по мере внутреннего ослабления нашей страны, новое политическое мышление все больше и больше оборачивалось стратегическим отступлением Советского Союза на мировой арене.

Итак, можно выделить несколько основных положений, которые составляли основу концепции «нового политического мышления»:

1. Признание многообразного, но взаимосвязанного, целостного мира и, соответственно, провозглашение невозможности решения международных проблем силовыми методами, необходимость создания новой системы международной безопасности; решение межгосударственных конфликтов не военными, а политическими методами. Вместо баланса сил, универсальным способом решения международных проблем объявлялся баланс интересов.

2. Превалирование общечеловеческих интересов над классовыми и национальными во взаимоотношениях между государствами при решении глобальных проблем, таких как сохранение мира на земле, экономических, экологических, природных катастроф, научно-технических и т.д.

3. Деидеологизация внешней политики и отказ рассматривать принцип мирного сосуществования как специфическую форму классовой борьбы. Различие идеологий и борьба между ними не должны быть препятствием для развития межгосударственных отношений.

4. Признание за каждым народом права выбора своей судьбы. Суверенное право народов самостоятельно выбирать общественно-политическую и социально-экономическую модель развития, что привело к отказу от политики пролетарского и социалистического интернационализма.

5. Положение об «общеевропейском доме». Создание тесных отношений между государствами, независимо к какому военно-политическому блоку страна принадлежит. Создание новой системы безопасности на европейском континенте, которая предусматривала бы снижение роли НАТО и Варшавского договора и повышение роли ОБСЕ.

В заключение необходимо отметить, что новое мышление способствовало снижению конфронтации между СССР и США, Востоком и Западом. Но это произошло не благодаря взаимным адекватным компромиссам, а в значительной мере из-за стратегических уступок нашей страны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: