Электронные образовательные ресурсы




Вопросы к зачету

По модулю «Основы специальной педагогики»

1 Алиева Зуре

1. Цели, задачи и основные разделы специальной педагогики.

2. Принципы и методы специальной педагогики.

2 Белякина Ольга

3. Охарактеризуйте отрасли специальной педагогики (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия).

4. Формы организации специального обучения.

3 Воропаева Александра

5. Понятие нормы и отклонения в развитии человека. Причины отклонений в развитии.

6. Раскройте понятия коррекции, компенсации, реабилитации, абилитации.

4 Денисова Елизавета

7. Дайте психолого-педагогическую характеристику группе нарушений, связанных с выраженными интеллектуальными дефектами.

8. Классификация олигофрении по М.С. Певзнер.

5 Дуганова Елена

9. Раскройте понятие «умственная отсталость» и охарактеризуйте степени умственной отсталости.

10. Каковы основные направления коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми школьного возраста?

6 Егорова Анна

11. Характерные особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР). Назовите причины, вызывающие задержку психического развития.

12. Перечислите отличия умственно отсталого ребенка от ребенка с задержкой психического развития (ЗПР).

7 Колбина Наталья

13. Каковы содержание и организация коррекционно-образовательного процесса для детей с задержкой психического развития (ЗПР)?

14. Понятие о синдроме раннего детского аутизма (РДА) и аутистических чертах личности.

8 Максурова Ирина

15. В чем состоит отличие аутизма от умственной отсталости и шизофрении?

16. Каковы возможности социализации для лиц с аутизмом? От каких факторов и условий зависит процесс социализации?

9 Мельник Нелли

17. Логопедия как интегративная область знания. Связь логопедии с медициной, педагогикой и психологией.

18. Причины и виды речевых нарушений у детей.

10 Мельничук Лилия

19. Какие нарушения речи затрудняют обучение ребенка в школе и почему?

20. Дайте определение сурдопедагогики. Каково ее место в системе педагогического знания?

11 Назаренко Сергей

21. Каковы современные технические средства, используемые в образовании и повседневной жизни лиц с нарушенным слухом?

22. Предмет и задачи тифлопедагогики. Место тифлопедагогики в системе педагогического знания.

12 Тимошенко Светлана

23. Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации.

24. Сущность и содержание коррекционной работы. Направления и закономерности коррекционной работы.

13 Семёнова Ольга

25. Типы образовательных учреждений Российской Федерации для детей с ограниченными возможностями здоровья.

26. Ранняя диагностика отклонений в развитии детей и ранняя психолого-педагогическая помощь.

14 Фахриева Зарема

27. Цели, задач и функции Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

28. Чем вызвана необходимость создания в России единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии?

15 Цой Татьяна

29. Каковы современные представления о месте человека с ограниченными возможностями в обществе? Что такое инклюзивное (включенное) образование?

30. Выделите общее и особенное в системе коррекционно-развивающего обучения и компенсирующего обучения.

 

Литература

Основная литература

1. Основы специальной педагогики и психологии / [Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова, Н.Б. Трофимова, Т.Ф. Пушкина]. – СПб.: Питер, 2006. – 304 с.

2. Специальная педагогика: в 3 т.: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.М. Назаровой. – Т. 2: Общие основы специальной педагогики / [Н.М.Назарова, Л.И.Аксенова, Т.Г.Богданова, С.А.Морозов]. – М.: Академия, 2008. – 352 с.

  1. Специальная педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Беляков и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2005. – 400 с.

 

Дополнительная литература

  1. Банч Гэри Оуэн. Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях обычного класса. Пособие для учителей. / Г.О. Банч. – М.: ООО «Издательство МБА», 2008. – 64 с.
  2. Банч Гэри. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе / Г.О. Банч. – М.: Прометей. – 2005. – 88 с.
  3. Гилберт К. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов / К. Гилберт, Т. Питерс. – М.: Владос, 2002. – 144 с.
  4. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н. И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
  5. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура: психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: учебное пособие / Н.Л. Литош. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 140 с.
  6. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х частях / Н.Н. Малофеев. – М.: Печатный двор, 1996. – 182 с.
  7. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учеб.-метод. комплекс / Т.Г. Неретина. – М.: ФЛИНТА НОУ ВПО «МПСИ», 2010. – 376 с. – Режим доступа: https://znanium.com/bookread2.php?book=406371
  8. Титов В.А. Специальная педагогика: конспект лекций / В.А. Титов. – М.: Приор-издат, 2004 – 224 с. – Режим доступа:
  9. Цыренов В.Ц. Основы специальной педагогики и психологии: учебное пособие для студентов университета. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2011. – 168 с.
  10. Яруллин И.Ф. Основы специальной педагогики и психологии: краткий конспект лекций / И.Ф. Яруллин;. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2013. – 136 с.

 

Электронные образовательные ресурсы

1. https://almanah.ise.edu.mhost.ru/ Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО.

2. https://avt.miem.edu.ru

3. https://curative.chat.ru/ Центр лечебной педагогики.

4. https://ps.1september.ru/ Газета для учителей «Первое сентября».

5. https://www.defectolog.ru Дефектолог.ру: материалы для родителей.

6. https://www.eduhmao.ru

7. https://www.krotov.info/lib_sec/shso/71_dzh0.html

8. https://www.manwb.ru Журнал «Человек без границ».

9. https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/

10. https://www.yarchc.nordnet.ru/ Центр помощи детям: психолого-медико-педагогическая консультация.

11. https://www.yarchc.nordnet.ru/articles/psycho/hypoacusis/ Особенности развития ребенка со снижением слуха.

12. www.edu.ru Российское образование. Федеральный портал.

 

Глоссарий

 

АГНОЗИЯ - нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга, человек утрачивает способность к анализу и синтезу поступающей информации.

АГРАФИЯ - нарушение письма, при котором ученик не может овладеть навыком соединять буквы в слога, слова, при этом наблюдается перестановка и пропуск букв и слогов, искажение слов. Списывание готового текста при этом доступно.

АКАЛЬКУЛИЯ - нарушение способности к счету, которое возникает вследствие недоразвития или очагового поражения теменно-затылочных областей левого полушария головного мозга.

АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА - чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избранной уязвимости личности по отношению к определенного рода пси- хотравмирующим воздействиям и устойчивости к другим.

АЛАЛИЯ - нарушение речи у детей при сохраненном слухе и отсутствии органиче-ского поражения интеллекта. Алалия бывает: 1) моторная, при которой сохраняется понимание речи, но нарушается ее произносительная сторона; 2) сенсорная, при которой отсутствует понимание речи и нарушается ее произносительная сторона. Причина алалии - органическое повреждение речевых областей коры головного мозга во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах развития, до овладения речью.

АЛЕКСИЯ - нарушение способности читать, которое возникает вследствие органи-ческого поражения речевых зон коры мозга.

АМНЕЗИЯ - расстройство памяти, неспособность к воспоминанию.

АНАМНЕЗ - подробные сведения об условиях возникновения и протекания болезни, получаемые врачом, педагогом, психологом от ребенка, родителей об истории развития ребенка на всех этапах его жизни.

АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ - дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобре-тенными дефектами.

АСФИКСИЯ - удушье. Асфиксия у детей при рождении наступает вследствие пре-кращения поступления кислорода из организма матери через плаценту, когда легочное дыхание самого ребенка еще не возникло. При асфиксии останавливается дыхание, нарушается сердечная деятельность.

АУТИЗМ - состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.

АФАЗИЯ - нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария головного мозга (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных видов речевой деятельности, выражающееся в неспособности построить осмы-сленную фразу.

АФФЕКТ - нервно-психическое возбуждение, возникающее при травмирующих обстоятельствах. В состоянии аффекта контролирующая деятельность головного мозга несколько ослабляется. Аффект сопровождается побледнением или покраснением лица, сужением или расширением зрачков, дрожанием губ и конечностей. Аффект чаще наблюдается у лиц с неустойчивой нервной системой.

ГИДРОЦЕФАЛИЯ - водянка мозга, выражающаяся в избытке спинно-мозговой жид-кости в полости черепа.

ДЕБИЛЬНОСТЬ - легкая степень умственной отсталости.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - отклоняющееся поведение.

ДЕГРАДАЦИЯ (от лат. degrade - спускаюсь) - в психиатрии: общее прогрессирую-щее и частично обратимое снижение психики.

ДЕКОМПЕНСАЦИЯ (от лат. de - приставка, означающая недостаток, отсутствие, и compensatio - уравновешивание) - расстройство деятельности какого-либо органа или организма в целом вследствие нарушения компенсации (сложного процесса перестройки функций организма при нарушениях или утрате какой-либо функции вследствие заболеваний, повреждений).

ДЕЛАБИАЛИЗАЦИЯ - потеря огубления, изменение артикуляции звука в сторону исключения участия губ.

ДЕЛИРИЙ - состояние измененного сознания с наличием преимущественно зритель-ных галлюцинаций и бреда.

ДЕМЕНЦИЯ (от лат. dementia - безумие) - слабоумие, стойкое ослабление позна-вательной деятельности, снижение критики и памяти, обеднение эмоций, нарушение поведения. В отличие от олигофрении нарушения при Д. наступают после периода нормального развития ребенка вследствие органического поражения мозга (шизофрении, эпилепсии, менингоэнцефалита, травм).

ДЕНТАЛЬНЫЙ ЗВУК - зубной, призубный (образуемый прижиманием кончика языка к внутренней стороне верхних резцов).

ДЕПРЕССИЯ (от лат. depressio - придавливание, угнетение) - подавленное, угнетен-ное состояние, которое наблюдается почти при всех психических заболеваниях. Выраженные формы Д. иногда встречаются у детей, особенно у аномальных детей, преимущественно в школьном и подростковом возрасте. У взрослых наиболее отчетливо Д. наблюдается при депрессивной фазе маниакально-депрессивного психоза.

ДЕПРИВАЦИЯ (от deprivation - потеря чего-либо) - психическое состояние, возни-кающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей. Характеризуется выраженными отклонениями в интеллектуальном и эмоциональном развитии, нарушением социальных контактов.

ДЕТИ С ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ - группа детей с сенсорными, интеллектуаль-ными, эмоционально-волевыми, физическими и другими отклонениями в психофизическом развитии. Эволюция понятия: «дефективные», «аномальные», «с отклонениями в развитии», «с особыми образовательными потребностями», «с ограниченными возможностями здоровья».

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ (ДЦП) - заболевание головного мозга, при котором вследствие поражения двигательных центров мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения (плохая координация конечностей).

ДЕФЕКТ - физический или психический недостаток вызывающий нарушение нор-мального развития ребенка.

ДЕФЕКТ РАЗВИТИЯ (от лат. defectus - недостаток) - физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития. Основные виды дефектов: нарушения зрения, слуха, двигательные нарушения, нарушения психики, речи. Встречаются сложные дефекты, например: нарушения слуха и зрения (слепоглухонемые дети).

ДЕФЕКТОЛОГИЯ - научно-методический журнал. Выходит с 1969 г. В Д. освеща-ются проблемы воспитания, обучения и трудовой подготовки аномальных детей. В Д. публи-куются материалы о подготовке кадров дефектологов, критико-библиографические обзоры, хроника, консультации для педагогов и родителей.

ДЕФЕКТОЛОГИЯ (от лат. defectus - недостаток и греч. logos - слово, учение) - наука о психофизических особенностях развития детей с физическими и психическими недостатками (глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых и слабовидящих, умственно отсталых, логопатов, с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.), закономерностях их воспитания, обучения и образования.

ДИДАКТОГЕНИЯ - негативное психическое состояние учащегося, вызванное нару-шением педагогического такта со стороны педагога (акцент внимания на дефект).

ДИСГРАФИЯ - нарушение письма выражающееся в замене букв, в пропуске и пере-становке букв и слогов, в слиянии слов, что связано с недоразвитием устной речи и недораз-витием фонематического слуха.

ДИСМОРФОБИЯ - болезненное переживание своего физического несовершенства, недостатков внешности.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - нарушение нормального темпа пси-хического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности ребенка не соот-ветствуют его возрасту). Различают ЗПР конституционного происхождения (гармонический инфантилизм); ЗПР на основе психического и психофизического инфантилизма, связанного с вредными воздействиями на ЦНС в период беременности и на ранних этапах жизни ребенка; ЗПР соматогенного происхождения; ЗПР психогенного происхождения. ЗПР следует отличать от олигофрении и педагогической запущенности. ЗПР особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка.

ЗАИКАНИЕ - нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судо-рожным состоянием мышц речевого аппарата; расстройство речи с преимущественным нарушением коммуникативной ее функции. По характеру судороги могут быть клониче- скими, тоническими, смешанными и локализоваться в разных отделах речевого аппарата (голосовые, дыхательные, артикуляторные судороги).

ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ - охранительное торможение - вид безусловного (врожденного) торможения, возникающий в ответ на действие раздражителей большой интенсивности. З.т. развивается при опасности перенапряжения нервных клеток, превышения их предела работоспособности. З.т. охраняет нервные клетки от функционального пере-напряжения.

ЗАПУЩЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании.

ЗВУКОУСИЛИВАЮЩАЯ АППАРАТУРА - технические средства, предназначен-ные для усиления звука, используются в работе со слабослышащими и глухими, имеющими остатки слуха.

ЗЕРКАЛЬНАЯ РЕЧЬ - употребление слов, произносимых (читаемых) с конца (например при шизофрении).

ЗЕРКАЛЬНОЕ ПИСЬМО - расстройство письменной речи: написание букв и слов подобно отражениям в зеркале, обусловленное недостаточностью развития пространственных представлений. У нормальных школьников, чаще левшей, зеркальное письмо иногда встречается на первоначальном этапе обучения письму и легко преодолевается. У детей с более выраженным, органически обусловленным нарушением пространственных представлений явления «зеркальности» в письме имеют более стойкий характер. Преодоление З.п. достигается путем специальных упражнений, направленных на различение букв, сходных по начертанию, и на развитие пространственных представлений в целом.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ - логическая операция. Установление равнозначности объек-тов, условий и т. д. на основе знаний существенных признаков и их сопоставления.

ИДИОТИЯ - наиболее глубокая степень олигофрении. В выраженных случаях инстинкты, примитивные реакции полностью отсутствуют. Речь не развита, больные могут

издавать нечленораздельные звуки. Способность ходить появляется поздно, движения неуклюжие, малокоординированные, часто наблюдаются стереотипные покачивания, сгиба-ния туловища, повороты головы и др. В одних случаях преобладает апатия, вялость, в других - неадекватный плач, гнев, злобность.

ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ - средняя степень олигофрении. Больные И. могут говорить, понимать жесты и обращенную к ним речь. Имбецилам могут быть привиты элементарные навыки.

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ (от лат. impressio - впечатление) - восприятие, понима-ние речи. И.р. устная нормативно выражается в слуховом восприятии произносимого; И.р. письменная - в зрительном восприятии текста (чтении).

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ - особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием обстоятельств или эмоций.

ИМПУЛЬСИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (от лат. impulsus - толчок, побуждение) - неосо-знанные и лишенные смысла действия, которые совершаются помимо определенного воле-вого решения. И.д. наблюдаются у аномальных детей с патохарактерологическими особен-ностями.

ИНВЕРСИЯ - обратный порядок слов.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ - организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реа-лизации потенциальных возможностей каждого ученика. И.о. направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задается программой, и реальными возможностями каждого ученика.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД (В ОБУЧЕНИИ) - принцип педагогики, обеспечивающий правильное педагогическое воздействие на ребенка, основанное на знании и учете особенностей его развития и черт его личности.

ИНФАНТИЛИЗМ - сохранение в организме и психике человека особенностей и черт характера, присущих более ранней детской стадии развития.

ИСТЕРИЯ - функциональное нервно-психическое состояние, проявляющееся в изменении характера и поведения, в стремлении быть в центре внимания; повышенная внешняя чувственная окраска переживаний.

КАТАМНЕЗ - сведения, получаемые о больном после окончания лечения.

Периодический сбор информации о ходе обучения, трудовой жизни учащихся, находившихся под специальным наблюдением.

КОМПЕНСАЦИЯ - возмещение, выравнивание, развитие нарушенных функций, перестройка сохранных функций для замещения нарушенных.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА - наука, изучающая сущность, закономерно-сти, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специальных индивидуализиро-ванных методах воспитания и обучения, обусловленных наличием у него физического или психического недостатка. На протяжении последних лет ряд понятий дефектологической науки является предметом научных дискуссий, в том числе «дефектология», «коррекцион- ная педагогика», «специальная педагогика».

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА - система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей. Термин употребляется с конца XIX в., первоначально - лишь применительно к умственно отсталым детям; в современной отечественной дефектологии трактуется шире: К.-в.р. направлена не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности в целом, охватывает все категории аномальных детей и проводится совместно медиками и педагогами-дефектологами.

КОРРЕКЦИЯ - система педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития.

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА - IQ (аббревиатура от англ. Intellegence quotient) - количественный показатель уровня умственного развития. Представляет собой отношение умственного возраста (УВ) к паспортному, хронологическому (ХВ) соответственно формуле IQ = УВ: ХВ х 100 %. УВ вычисляется на основании результатов выполнения психологических тестов. Для каждого ХВ существует нормальный показатель решения тестовых задач; нормальному умственному развитию соответствует IQJ = 100 % (отклонения в пределах 10 % считаются не выходящими за рамки нормы). Значительное превышение этого показателя (на 20 % и более) расценивается как одаренность. Для умственной отсталости характерен низкий IQ: 50-75 % - для дебилов, 25-50 % - для имбецилов, ниже 25 % - для идиотов. Точный диагноз и прогноз возможны только на основании более широкого комплексного обследования.

КРЕТИНИЗМ - заболевание, характеризующееся задержкой психического и физиче-ского развития в сочетании с нарушением функции щитовидной железы.

ЛАБИЛЬНОСТЬ - понятие лабильности используется для обозначения скорости, с которой физическая система реагирует на раздражение и возвращается в исходное состояние.

ЛОГОПЕД - специалист-педагог, занимающийся исправлением речевых дефектов у детей.

МАКРОЦЕФАЛИЯ - непропорциональное увеличение головы вследствие избыточ-ных размеров головного мозга при гидроцефалии.

МУТИЗМ - воспаление оболочек головного и спинного мозга, прекращение речевого общения с окружающим и вследствие какой-либо психической травмы. Мутизм носит вре-менный характер и относится к группе невротических реакций.

НЕГАТИВИЗМ - любое немотивированное сопротивление воздействию других людей; наблюдается как при патологическом нарушении характера и поведения, так и у нор-мальных детей при неправильном воспитании.

ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА - отрасль коррекционной педагогики, разрабатыва-ющая проблемы воспитания, обучения и путей коррекции и развития умственно отсталых детей.

ПАРЕСТЕЗИЯ (от греч. para - около, aisthesis - ощущение) - ложные тактильные ощущения, возникающие без внешних раздражителей, неприятные ощущения в виде ползания мурашек по коже, онемения, покалывания, жжения, зуда и др. П. могут возникать при местных изменениях кровообращения, иногда при поражении нервной системы, травматических невритах, радикулитах, сдавлении спинного мозга. Нередко в области П. чувствительность понижена.

ПАРКИНСОНИЗМ - болезненное состояние (описанное впервые английским врачом Дж. Паркинсоном), при котором поражаются главным образом подкорковые образования головного мозга. Типичные симптомы П.: мелкое ритмическое дрожание конечностей, более выраженное в состоянии покоя; скованность движений. Больные ходят мелкими, иногда очень быстрыми шажками, у них отсутствуют мимика и жесты даже при каких-либо эмоциях, взгляд устремлен в одну точку, мигание замедленно, речь монотонная, замедленная. Причины П.: перенесенный эпидемический энцефалит, травмы черепа, опухоли мозга, отравления и др. Развивается П. через некоторое время после острого периода болезни от нескольких месяцев до многих лет. Течение болезни хроническое, прогрессирующее.

ПАРОКСИЗМ - внезапно возникшее и выраженное проявление болезненных явлений или сильное приступообразное обострение их.

ПАТОГЕНЕЗ (от греч. pathos - страдание, genesis - происхождение) - раздел патоло-гии, изучающий внутренние механизмы возникновения и развития патологических процессов, лежащих в основе болезни. Изучение П., происхождения болезненного процесса и его развития имеет большое значение для практической медицины, разработки рациональных мер лечения.

ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ (от греч. pathos - страдание, logos - учение) - болезненный, ненормальный.

ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА - негативное изменение характера ребенка под влиянием хронической психотравмирующей ситуации, дефектов вос-питания. Нередко встречается у аномальных детей как следствие переживания ребенком своего дефекта. Необходимо отличать П.ф.х. от психопатии. При устранении или смягчении психотравмирующей ситуации, создании благоприятных условий развития личности явления П.ф.х. практически полностью компенсируются.

ПЕДАГОГИКА ЛЕЧЕБНАЯ - система медико-педагогических мероприятий, напра-вленных на коррекцию дефектов и развитие аномальных детей, находящихся в условиях лечебных учреждений. Начало П.л. положено врачами-психиатрами: Э. Сегеном (Франция), И.В. Маляревским, А.С. Грибоедовым, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо (Россия) и др. Педагогические занятия в лечебных учреждениях организуются на основе всестороннего медико-педагогического изучения детей и проводятся индивидуально. Занятия ведут педа- гоги-дефектологи.

ПЕДАГОГИКА СПЕЦИАЛЬНАЯ - наука о воспитании и обучении аномальных детей.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ - отклонение от нормы в развитии ребенка, обусловленное недостатками воспитания и обучения. Коррекционно-воспита- тельные мероприятия строятся применительно к индивидуальным особенностям каждого ребенка, с учетом причин, лежащих в основе П.З.

ПЕНСИИ АНОМАЛЬНЫМ ДЕТЯМ - ежемесячные выплаты, производимые госу-дарством в соответствии с Законом о государственных пенсиях. Дети с нарушениями в пси-хическом и физическом развитии, являющимися причиной нетрудоспособности, направляются во ВТЭК, где им устанавливается та или иная группа инвалидности.

ПЕРВЕРСИЯ - извращение.

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ - направление реабилитационной и коррекционно-воспита- тельной работы с детьми, целью которой является предупреждение и преодоление отклонений в психическом развитии личности.

ПСИХОПАТИЯ - психическое заболевание, проявляющееся в необратимой выражен-ности свойств характера, препятствующих адекватной адаптации человека в социальной среде.

РЕАБИЛИТАЦИЯ - восстановление пригодности, система медико-педагогических мер, направленных на включение нормального ребенка в социальную среду, приобщение к жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

РЕАКТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ - психические расстройства, возникающие в связи с тяжелыми переживаниями, проявляются в виде депрессии, эмоционального шока, страхов, навязчивых состояний.

РЕТАРДАЦИЯ - незавершенность отдельных этапов развития, при которой происхо-дит смена более ранних форм развития более прогрессивными.

РИГИДНОСТЬ - непластичность, неспособность корректировать программу дея-тельности в соответствии с требованиями ситуации.

СЛАБОВИДЯЩИЕ ДЕТИ - дети, обладающие остротой зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции (очки) от 0,05 до 0,2, а также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие некоторые другие нарушения зрительных функций (например, резкое сужение границ поля зрения).

СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ДЕТИ - дети с частичным снижением слуха, приводящим к нарушению речевого развития. К слабослышащим относятся дети с понижением слуха от 15-20 дБ до 75 дБ.

СЛАБОУМИЕ - стойкое и малообратимое снижение психической деятельности вследствие органического поражения головного мозга. Различают врожденное С. и приобре-тенное С.

СЛЕПОГЛУХОНЕМОТА - полная и одновременная утрата зрения и слуха до начала периода активного овладения речью. Отсутствие речи, немота - вторичный дефект.

СЛЕПОГЛУХОНЕМЫЕ ДЕТИ - дети, лишенные слуха, зрения и речи.

СЛЕПОТА - снижение зрения, при котором невозможно или очень ограничено зри-тельное восприятие окружающего из-за глубокого нарушения остроты центрального зрения (от 0 до 0, 04) или сужения поля зрения (от 10 до 15) при большей остроте зрения.

СОМАТИЧЕСКИЙ (от греч. soma - тело) - телесный; в медицинской практике этот термин употребляется для определения явлений, болезней, связанных с телом.

СОМНАМБУЛИЗМ (от лат. somnus - сон, ambulare - бродить) - снохождение, луна-тизм. Своеобразное расстройство сознания, характеризующееся выполнением во время сна бессознательных, внешне упорядоченных действий (хождение, перекладывание предметов, уборка комнаты); воспоминания о совершенных действиях при пробуждении отсутствуют.

СОПРЯЖЕННАЯ РЕЧЬ - совместное одновременное повторение двумя или более лицами произнесенных или написанных кем-либо слов или фраз. С.р. используется в лого-педической работе с заикающимися.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - 1. Процесс и результат активного усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. Включает: социальное познание (себя, мира, общества, его структур и институтов), социальное научение (приемам и навыкам общения, игры, учения, самообслуживания, трудовой профессиональной деятельности), социальную адаптацию и социальное преобразование себя и социальной действительности. Происходит под влиянием стихийных факторов, межличностного общения и взаимодействия и целенаправленного воспитания. С., в результате которой усваивается и воспроизводится асоциальный опыт, называется негативной. 2. Интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация), усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

СПАЗМ (от греч. spasmos - судорога) - тоническая судорога.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - система условий, которые создает государство для лиц, имеющих специальные образовательные потребности, с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования посредством ликвидации физических, финансовых или психологических барьеров, которые исключают или ограничивают участие этих лиц в жизни общества.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ - учреждения, предназначенные для детей, подростков и взрослых с различными аномалиями психофизического развития. В России в XIX в. специальные учебно-воспитательные учреждения создавались, как правило, на благотворительных началах и только для детей с резко выраженными дефектами (школы для глухих, слепых и глубоко умственно отсталых детей). Контингент таких школ охватывал не более 6 % общего числа этих детей. Многие категории аномальных детей вообще не обучались. В XX в. государство поставило задачу воспитания и приобщения детей с различными нарушениями к общественно полезному труду через коррекцию и компенсацию дефектов. Специальные учебно-воспитательные учреждения были включены в общую систему народного образования, здравоохранения и специального обеспечения и дифференцированы соответственно характеру и глубине конкретного дефекта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: