Цель и задачи исследования




Методы исследований

В научной сфере существует большое разнообразие методов исследования. Метод – это способ получения новых знаний. Существуют различные классификации методов, например, такие:

1) Виды методов: теоретические; эмпирические; методы обработки эмпирических данных.

2) Виды методов: общенаучные; специальные.

Наиболее часто в краеведческих учебно-исследовательских работах используются следующие методы:

· Биографический метод – восстановление биографии конкретного человека по дневникам, воспоминаниям, документам и т. п.

· Сравнительный анализ – сопоставление, сравнение явлений, идей, положений, нахождение в них общего и различного

· Обобщение – установление общих свойств и признаков предмета

· Историко-генетический метод – раскрытие фактов, свойств, процессов в их изменении в ходе исторического развития

· Историко-сравнительный метод – выявление и описание сходства или различия исторических явлений, сопоставление их проявления в конкретном времени и пространстве

· Наблюдение – специально спланированное, систематичное и контролируемое изучение объекта

· Эксперимент – научно организованный практический опыт

· Метод беседы – ведение направленного диалога с целью получения сведений по определённой теме

· Методы опроса – получение информации при помощи специально подготовленного перечня вопросов: анкетирование; интервьюирование

При проведении исследования могут быть использованы и другие методы, если это необходимо. Главное – чтобы автор понимал суть используемых методов.

Объектная область, объект и предмет

Работа над любым исследованием начинается с определения названной «системы». Её составляют три элемента: «объектная область», «объект» и «предмет» исследования. Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине (например в области экономики, филологии, естественных наук).

Объект исследования - это определённый процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию (можно предложить проблему, которая не охвачена школьной программой, но дополняет и уточняет изученный в школе материал).

Объект – это своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность (более конкретная узкая область исследований).

Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведётся поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов связей, отношений в конкретной области объекта). Предмет исследования определяет тему работы.

Приведём пример:

ОБЪЕКТ ПРЕДМЕТ
Система образования города Белово История школы № 2
Вклад Иванова А.Б. в развитие системы образования города Белово
Этапы развития системы образования города Белово
Геологическое строение севера Кемеровской области Минералы и горные породы Ижморского и Яйского районов Кемеровской области
Формирование верхней части платформенного чехла, образующего берега реки Золотой Китат

Тема, проблема и актуальность исследования

Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определённом аспекте, характерном для данной работы.

Основные критерии выбора темы:

· желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный момент, но и на перспективу;

· очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. В какой-то мере это может напомнить традиционные отношения «мастер - ученик»;

· тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т. е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.

Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование работы.

Определение гипотезы

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием. Сначала обратимся к определению самого понятия.

Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

· быть проверяемой;

· содержать предположение;

· быть логически непротиворечивой;

· соответствовать фактам.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...»; «так как...»; «при условии что...», т. е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.

Цель и задачи исследования

В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.

Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций. Формулировку цели исследования также можно представить различными способами, традиционно употребляемыми в научной речи клише, лучше всего начинать с имени существительного. Приведём примеры некоторых из них.

Можно поставить целью: выявление...; установление...; обоснование...; уточнение...; разработка....

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.

Задачи исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута, то есть начинать с глагола (изучить; установить; собрать; описать и т.п.). Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу «от простого к сложному», то есть от менее сложных к более трудоёмким, а их количество определяется глубиной исследования.

Основная часть

Слова «Основная часть» - не пишутся. Название этой части как основной скорее связано с её большим, чем у остальных частей, объёмом, нежели со значением, так как, например, введение является ничуть не менее значимой частью работы. Основная (содержательная) часть работы может содержать 2-3 главы или раздела. Они должны иметь свои названия. Чаще всего они вытекают из задач исследования.

Глава 1 обычно содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования;

главы 2-3 описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.

Раскрытие темы исследовательской работы осуществляется в произвольной форме в соответствии с положением или условиями акции, конкурса и т.п. Обратите внимание на выбор жанра при написании работы (летопись, эссе, путевые заметки, дневниковые записи, научные записки и т.п.). Не следует забывать о ссылках в основном тексте на источники. Порядок их оформления был рассмотрен в разделе «Общие рекомендации».

Ещё одна особая часть основного текста - это примечания.

Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом: в круглых скобках; после параграфов или глав; подстрочно - как сноски (в последнее время их не используют).

Что может быть примечанием?

· Определение терминов или устаревших слов.

· Справочная информация о лицах, событиях, произведениях.

· Перевод иностранных слов и предложений.

· Пояснения основного текста.

· Примечания помещаются в основной текст в виде сноски.

 

Заключение

Заключение, как правило, составляет 2-3 страницы. Большее количество страниц порождает лишние вопросы к работе. Это именно тот случай, когда «краткость – сестра таланта».

Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам или разделам основной части.

В заключении констатируется достижение поставленной цели и задач исследования; формулируются основные выводы, к которым пришли исследователи в процессе работы. Кроме того, в заключении могут быть даны рекомендации и определена степень новизны предложенного исследования. Иными словами, в заключении формулируются выводы, аргументированно и логично следующие из текста работы. В заключении могут быть представлены и конкретные предложения, вытекающие из исследованной проблемы.

Обратите внимание, что заключительная часть носит аналитический, а не «лирический» характер.

Список литературы или Список использованных источников

Список использованных источников и литературы помещается после «Заключения». Существует два варианта его оформления. В первом случае составляется общий список, в котором сначала перечислены источники и после небольшого отступа – использованная литература. При этом сохраняется сквозная нумерация.

В том и другом случае в списке издания располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавиям книг, если авторы не указаны. При составлении списка литературы учебно-исследовательской работы достаточно соблюдать общие принципы данных требований. Так, необходимо указывать порядковый номер книги (статьи), фамилию и инициалы автора (авторов), название книги, город и издательство, год издания, количество страниц (при использовании статей − номера страниц).

Список использованных источников должен содержать не менее 5 источников. Список литературы научного исследования составляется на основе ГОСТа - это общие требования и правила составления библиографического описания. Чаще всего в условиях и положениях конкурсов указывается ГОСТ 7.1-2003, в соответствии с которым должен быть оформлен Список литературы. Но существуют и другие ГОСТы, например ГОСТ Р7.05-2008.

 

 

Приложение

Особый статус имеет такой раздел исследовательской работы, как приложение.

Приложение - это часть текста исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста.

В приложение (при его наличии) могут быть включены копии фотографий, документов, карт, а также схемы, таблицы графики, рисунки и т.п.

Следует обратить внимание на уместность наличия приложения, так как вышеперечисленные документы (фотографии, карты, графики и т.д.) должны быть органично вплетены непосредственно в текст работы, где должны быть ссылки на них.

В условиях конкурсов, как правило, даются указания о том, каким образом должны подписываться таблицы (Таб. 1 Название), фотографии (Фото 2 Название), карты (иметь название и масштаб) – Приложение 5. Иногда условия конкурсов диктуют правила подписи фотографий как рисунков (Рис.1), возможно это обусловлено тем, что в электронном виде любая фотография – это рисунок, «картинка».

Основные требования при оформлении приложений можно формулировать так:

· размещаются после библиографического списка;

· в оглавлении или содержании приложение оформляется в виде самостоятельного раздела работы, со сквозной нумерацией страниц всего текста;

· каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок.

 

ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

 

В конце XX века и даже на заре XXI века исследовательские работы оформлялись в виде альбомов. Использовались для этого большие, формата A3, картонные фотоальбомы старого образца или же школьные альбомы для рисования или черчения. На их страницах размещались рукописные тексты (реже - напечатанные на машинке), наклеивались фотографии, документы, рисунки и т.п. В последнее время стало распространённым использование современных папок с файлами, брошюр в переплёте, журналов, буклетов и т.д.

Существует несколько основных форм представления результатов исследовательской работы:

· текст научного сочинения;

· статья, тезисы;

· доклад, сообщение;

· отчёт;

· электронная презентация.

Опыт показал, что наиболее удачным на сегодняшний день является компьютерное тиражирование страниц, на которых располагаются копии фотографий и документов и которые размещаются в папки с вставленными файлами. В этом случае в содержание материала без особого труда могут быть внесены изменения и дополнения при появлении новой важной информации. Для того чтобы изменить несколько страниц в работе и это не «потянуло» за собой перекомпоновки всего материала, не рекомендуется располагать на одной странице конец одного раздела и начало другого.

Другой, не менее популярной формой подачи исследовательских материалов, стало брошюрование исследовательской работы. В этом случае следует учитывать, что внесение необходимых изменений и дополнений может повлечь необходимость полного переоформления работы. Поэтому при выборе подобной формы подачи материала необходимо быть очень внимательными и требовательными к отобранному материалу (при возможности, привлечь педагогов – филологов для редактирования работы).

Статья представляет собой самостоятельный научный текст, где исследователь излагает собственные мысли по проблеме. Структура статьи схожа со структурой текста научного сочинения, но представляет его как бы в миниатюре. В начале статьи выдвигается её главный тезис, который затем подвергается аргументированному доказательству в основной части. В заключении статьи помещаются выводы, подтверждающие либо опровергающие все вышесказанное.

Обе эти формы - и статья, и тезисы - создаются на основе текста собственного научного сочинения, где подробно рассматривается весь ход исследования, и описываются его результаты.

Электронная презентация служит, как правило, дополнением к выступлению. Оформляется на усмотрение автора и в соответствии с содержанием представляемой исследовательской работы.

Несколько правил оформления презентации: слайды должны быть в одном стиле, цвет фона и текста должны оптимально сочетаться друг с другом; текст и заголовки слайда не должны быть слишком крупными или мелкими; слайды не следует перегружать анимацией.

СТИЛЬ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

 

Хорошее (уместное) художественное оформление работы содействует более глубокому раскрытию содержания исследования. В данном случае известный философский постулат о «единстве формы и содержания» должен реально работать. Важно найти визуальное, образное решение идейной нагрузки подаваемого материала и ясно, логически выстроено донести его до читателя. Для таких работ определяющими идеями могут быть как романтика краеведческих экспедиций, экскурсии, походов, так и гордость за свой край, его историю, культурное и природное наследие.

При решении художественных задач в оформлении работы очень важно блюсти «золотую середину»: с одной стороны, не погрузиться в монотонность-однообразие; с другой стороны - не поддаться пёстрой путанице и художественному хаосу. Творческая работа не должна превратиться в пестрый конгломерат текстовых и изобразительных материалов с использованием разных шрифтов и стилей, цветов и орнаментов, рисунков и фотографий.

Визуально соединить все части работы в единое целое поможет, в том числе, и правильный выбор шрифтов. Их использование желательно ограничить 2-3 разновидностями. Например, одним шрифтом, варьируя размерами, толщиной, соотношением ширины и высоты литер, оформляются обложка, титульный лист, делаются заглавия разделов и подразделов; вторым - осуществляется набор основного текста; третьим - исполняются аннотационные подписи.

Все дополнительные включения в структуру работы (интервью, воспоминания, стихотворения и т.п.), размещенные на страницах основных разделов, можно выделить по одному типу простыми или орнаментальными рамками, а также цветом. Стремясь обеспечить целостность визуального восприятия материала, нужно кроме того использовать выдержанные в единой творческой манере рисунки-заставки, виньетки-концовки и т.д. Уместным может быть использование эпиграфов, которые призваны емко отразить идейное содержание работы и усилить эмоционально-образное воздействие на читателя.

Одним словом, прежде чем прибегнуть к тому или иному оформительскому «ноу-хау», задайтесь вопросами: «для чего?», «с какой целью?».

Если же исследовательская работа готовится для участия в конкурсе или конференции, то следует неукоснительно выполнять требования к оформлению конкурсной работы, выдвинутые организаторами мероприятия.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ОФОРМЛЕНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

 

При оформлении работы необходимо учитывать основные закономерности восприятия материала. Очень важным для визуального и логического восприятия материала является «плотность» текстовой подачи. Вызывает трудности и своего рода «отторжение» длинный информационный текст набранный мелким шрифтом. Поэтому используемые для оформления титульного листа и изложения содержательной части шрифты должны быть легко читаемыми. Следует помнить, что очень жирные и очень светлые варианты шрифта ослабляют его восприятие; тяжело читается текст с высокими и узкими или очень растянутыми по ширине литерами; не сразу понятным может быть содержание оглавления, когда в его композиции используются приёмы неровного ряда (ломаного, с изменением размера литер и т.д.). Нельзя нарушать правила цветового решения. Голубой шрифт несовместим, например, с зелёным фоном. Подобный диссонанс вызывает у читателя чувство психологического дискомфорта.

Оформление любой работы, рассчитанной на детскую аудиторию, должно быть эмоционально выразительным. Без знания секретов воздействия на юного читателя такими приёмами, как цвет, композиция, шрифт и т.п., не обойтись. Когда содержание материала имеет окраску праздничного настроения, нужно использовать чистые красно-оранжевые цвета. Для эмоционально нейтральных материалов хорошо подходит успокаивающий голубой цвет. Ассиметричная композиция текста порождает ассоциации неустойчивости, тревоги; а большие жирные заголовки - чувство тяжести и давления. Некоторые материалы исследовательских работ, конечно, будут иметь динамический характер. В таком случае очень удачным может стать наклонный шрифт, который отлично передает движение, порыв. Для акцентирования внимания на определённых формулировках, словах оформители используют различные средства. Наиболее часто - цветовое выделение, подчёркивание, изменение размера, толщины, курсива шрифта.

Читатель сможет быстрее и глубже освоить содержание, идейный смысл исследования, когда страницы содержат выразительные иллюстративные материалы (фотографии, рисунки, карты, копии документов и т.п.). Нередко случается, что в заголовок раздела из-за лаконизма не просачивается тот или иной важный аспект темы. Этот недостаток может быть исправлен с помощью рисунка-заставки.

Интересной концовкой для раздела, посвящённого, например, истории населённого пункта, может быть рисунок-виньетка с символикой летописной книги; в разделе, посвящённом растительному и животному миру населённого пункта, возможно использование разнообразных орнаментов с растительными и животными мотивами.

Выразительным изобразительным средством может стать инициал - первая, значительно увеличенная буква слова, с которой начинается новый раздел, обособленный отрывок текста или отдельный тематический материал работы. Декоративные инициалы украшают орнаментальными мотивами. Так, например, в тех главах исследования, где речь идет о растительном мире, можно применить инициалы, украшенные листьями, цветами, силуэтами деревьев н т.д.

Необходимо внести ясность об использовании цветов и красок в оформлении: это хорошо, когда работа представляется детьми и детям, но, если вы претендуете на участие в каком-либо научно-практическом конкурсе, лучше соблюдать строгие условия конкурса и не злоупотреблять разноцветьем и лишними иллюстрациями в основном тексте.


 

ЭСТЕТИКА ПОДАЧИ ИЛЛЮСТРАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ

 

При размещении иллюстраций на страницах работы необходимо придерживаться определенных оформительских правил. Так не рекомендуется перегружать исследования большим количеством иллюстративного материала. Работа над исследованием должна осуществляться по принципу композиционного равновесия. В работах, где предполагается двухстороннее размещение материала (т.е. на каждой странице листа) основной композиционной единицей является разворот. Это значит, что текстовые и иллюстративные компоненты двух смежных страниц должны создавать единое целое, несмотря на разное месторасположение. При этом необязательно добиваться симметрии; важно, чтобы материал был равномерно расположен по площади разворота. В случае, когда обратная сторона листа работы окажется чистой, автору необходимо задуматься над рациональной компоновкой текста и иллюстраций. Не принято на одной странице размещать более 3-4 изображений. При оформлении текстовых и наглядных материалов необходимо использовать как можно больше способов их композиционного соединения.

Самым широко используемым средством иллюстрирования словесной информации, безусловно, являются фотодокументы. Ни в коем случае не следует наклеивать оригиналы старых фотографий, тем более, если на них имеются надписи на оборотной стороне; не рекомендуется это проделывать и с современными фотографиями (страдает общее эстетическое впечатление о представляемой работе). Наиболее значимые копии фотографий и других документов целесообразно размещать на страницах работы в увеличенном виде. Для визуализации описываемого в работе события можно использовать фотоколлаж, что даст возможность сократить текстовое сопровождение, отдав предпочтение ёмким и точным комментариям. В некоторых случаях допускается тонирование (не раскрашивание) фотоизображений; использование рамок для светлых фото документов (это не позволит изображению «размыться» по всей странице). Аннотации (подписи) под изображениями принято оформлять курсивом или более мелким обычным шрифтом. В последнее время очень часто используется размещение макетового материала на фоне подходящих по тематике изображений.

Иногда в исследовательских работах могут быть представлены рукописные документы, содержание которых очень тяжело читается. В таком случае рядом с этим материалом рекомендуется поместить их печатные копии. Это касается различных заметок, походных дневников, писем, характеристик, написанных неразборчивым почерком.

Очень оригинально смотрятся художественные открытки, на которых отражены особенности культуры, традиций и эстетики той страны, из которой они присланы; а помещённый рядом перевод на русский язык позволит провести интересное сравнение двух корреспондентских традиций.

Выразительным средством иллюстрации аналитической текстовой информации являются различного рода диаграммы и картографические материалы. Так при помощи столбовой и линейной диаграммы можно компактно продемонстрировать те или иные изменения, происходившие на протяжении длительного периода времени (например, изменения в численности населения описываемого объекта в течение нескольких лет или количество экскурсантов, посетивших школьный музей в течение нескольких месяцев, лет). При помощи секторной диаграммы демонстрируются факты, не требующие сравнения по временному критерию (например, возрастной состав населения в определённый год).

Хорошо послужат создателю исследовательской работы картограммы, так как они помогут наглядно отразить географию походов, экскурсий, экспедиций юных краеведов и туристов; отметить видовой состав животного и растительного мира того или иного региона; понаблюдать за плотностью и возрастным составом населения республики, области, района и т.п.

Диаграммы и картографические материалы делаются цветными, масштаб их должен логично соотноситься с масштабом страницы, на которой они располагаются.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, подведём итоги всему вышеизложенному:

1. Исследовательская работа может быть представлена в виде книги, брошюры, буклета, альбома, папки с файлами и т.д. (т.е. форма определяется в связи с тематикой исследовательской работы).

2. Исследовательская работа должна иметь чёткую структуру: титульный лист; оглавление; введение; основную часть; заключение; список использованных источников; приложение (если таковое есть).

3. Работа не должна превышать то количество листов (страниц) компьютерного текста, которое ограничено условиями конкурса.

4. Содержание исследовательской работы должно соответствовать положению и условиям соответствующего конкурса.

5. Титульный лист должен быть оформлен в строгом соответствии с предложенными положением требованиями.

6. Следует помнить, что исследовательская работа - это гармоничное единение ценного содержания и интересного оформления. Не забывайте о чувстве меры во всём; не допускайте излишней пестроты, многообразия или, наоборот, монотонности и скупости.

7. Используйте иллюстративный материал таким образом, чтобы он не перегрузил работу, не осложнил её восприятие, а наоборот - облегчил.

8. Уместно используйте в работе «изобразительные» средства: шрифты, инициалы, рамки, рисунки, виньетки, фоновые заставки, цветовое оформление, выделение, подчеркивание и др.

9. Помните, что фотографии, карты, архивные документы, рукописи и т.п. включаются в исследовательскую работу не в оригинальном виде, а в виде копий.

10. В список использованных источников могут включаться материалы из интернет-ресурсов с указанием электронного адреса.

11. Используйте диаграммы, графики, картографические схемы, что придаст вашей работе большую стройность и научность.

12. Исследовательский материал должен быть подан с соблюдением стилистических и грамматических норм русского языка.

13. Внимательно читайте положения и условия конкурсов!

 

Таким образом, если подготовка исследовательской работы станет интересным делом для каждого участника кружка, объединения, класса; если она будет правильно организована и соотнесена с интересами, возрастом и талантами каждого учащегося, то успех такого исследования закономерен.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. В помощь студенту-дипломнику [Текст]: методическое пособие по подготовке и оформлению дипломных работ / Сост. Ю. В. Галактионов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – Кемерово: КемГУ, 1998.-32с.

2. Давлетшина, О. Ю. Оформление учебно-исследовательской работы участника туристско-краеведческой конференции «Живи, Кузнецкая земля!» [Текст]: методические рекомендации/ О.Ю. Давлетшина. – Кемерово:ГАОУ ДОД КО ОЦДЮТЭ, 2010.-11с.

3. Дереклеева, Н. И. Научно-исследовательская работа в школе [Текст]/ Н.И.Дереклеева. – М.: Вербум-М, 2001.- 45с.

4. Кузина, В. М. Технология научного и учебного исследования [Текст]: учебное пособие/ В.М. Кузина. – Новокузнецк: РИО НГПИ, 2001.- 64с.

5. «Отечество» [Текст]: Альманах. – М.: ФЦДЮТиК.

6. Теплов, Д. П. Туристско-экологическая тропа как форма общественно полезной деятельности школьников по изучению и охране природы [Текст]/ Д.П. Теплов. – М.: ЦДТЭС, Госкомобразования СССР, 1987.-67с.

7. Туристско-краеведческое движение «Отечество»: исследования, конференции, конкурсы. Сб. статей. – М.: ЦДЮТиК, 2012.

8. Зверева, И.В. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении [Текст]/ И.В. Зверева. – Волгоград: Издательский дом «Корифей», 2007.- 44с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: