Инструкция по выполнению работы
Работа состоит из двух частей, включающих в себя 24 задания.
Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом, часть 2 содержит 3 задания с развёрнутым ответом.
На выполнение работы по обществознанию отводится 1,5 часа (90 минут).
Ответы к заданиям 1–17 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответом к заданиям 18 –21 является последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Часть 2 включает в себя текст и 3 задания к нему (задания 22 – 24). Для выполнения этих заданий необходимо: выбрать нужную информацию из текста, раскрыть его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса.
Ответы на задания части 2 записываются на бланке ответов № 2.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
ВАРИАНТ4
Часть 1
Ответом к заданиям 1-17 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.
1. К характеристике общества в широком смысле относится утверждение: |
1) группа людей, объединившихся для взаимопомощи |
2) всё человечество в его прошлом, настоящем и будущем |
3) объединение политических сил страны |
4) территория, на которой живут люди |
Ответ:
|
2. Примером трудовой деятельности является: |
1) осмотр семьёй исторического центра города |
2) посещение школьниками дома-музея известного писателя |
3) общение с одноклассниками |
4) установка мастером межкомнатных дверей |
Ответ:
3. Ученые утверждают, что примерно 40 тысяч лет назад появился кроманьонец, которому были присущи новые черты. Какая из перечисленных черт могла появиться только в результате социального образа жизни человека? 1) цветное зрение 2) членораздельная речь 3) прямохождение 4) большой мозг |
Ответ:
4. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи природы и общества?
А. Чем более развито человеческое общество, тем более ответственно оно
подходит к экологическим проблемам.
Б. Между природным и общественным огромная пропасть, поскольку
общество не является составной частью природы.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Ответ:
5. Хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений | ||
складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потреб - | ||
ления, называется | ||
1) экономикой | 3)экономическим ростом | |
2) производством 4) разделением труда | 4) разделением труда | |
Ответ:
6. Верны ли следующие суждения о науке? А. Наука направлена на познание окружающего мира Б. Ученые занимаются научными исследованиями исключительно с целью удовлетворения своего любопытства 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ: 7. «Невидимой рукой рынка» экономисты называют 1) конкуренцию производителей 2) частную собственность 3) наличие высокого уровня спроса 4) инфляцию | ||
3) верны оба суждения | ||
4) оба суждения неверны |
|
Ответ:
8. Русский экономист А.А. Исаев, утверждал, что в любом государстве су - ществуют «обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления». А.А. Исаев под такими платежами имел в виду 1) инвестиции 2) налоги 3)кредиты 4) пособия Ответ: |
9.Гражданин Российской Федерации подарил дочери на восемнадцатилетие золотой слиток, приобретённый в Сберегательном банке РФ. В данном случае купленное золото выступает как
1) как средство обращения 3) как средство платежа
2) как средство накопления 4) мера стоимости
Ответ:
10. Верны ли следующие суждения о ценных бумагах?
А. Ценные бумаги могут быть выпущены только банками.
Б. Одной из разновидностей ценных бумаг является вексель.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Ответ:
11. Большой социальной группой являются |
1) первокурсники финансового университета |
2) работники металлургического завода |
3) сотрудники поликлиники |
4) пенсионеры страны |
Ответ:
12. Одноклассники объявили бойкот ученице, которая отказалась принять участие в субботнике. Этот факт свидетельствует о том, что 1) в малой группе всегда существует конфликт интересов 2) малая группа характеризуется набором различных социальных ролей 3) малая группа осуществляет социальный контроль 4) в малой группе осуществляется подавление личности Ответ: |
|
13. Верны ли следующие суждения о среднем классе? | |
А. Социологи рассматривают средний класс как гарант социальной стабиль - | |
ности общества. | |
Б. Росту среднего класса способствует государственная поддержка малого и | |
среднего бизнеса | |
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
Ответ:
14. Требования политической власти распространяется на |
1) членов правительства и парламента |
2) всех граждан государства |
3) совершеннолетних граждан |
4) всех людей, проживающих в государстве |
Ответ:
15. Какой пример иллюстрирует политическую жизнь общества? |
1) в СМИ появилась информация о концерте известного певца |
2) жители города приняли участие в благотворительной ярмарке |
3) партия обнародовала список кандидатов в депутаты горсовета |
4) экологи ведут борьбу за сохранение редких видов животных |
Ответ: |
16.Верны ли следующие суждения о политическом режиме? А. Политический режим представляет собой совокупность различных методов осуществления государственной власти Б. Политический режим – это статичная характеристика политической сис - темы | |
1) верно только А | 3) оба суждения верны |
2) Верно только Б | 4) оба суждения неверны |
Ответ:
17.Норма права в отличие от других социальных норм |
1) устанавливает правила поведения |
2) применяет санкции за нарушение норм |
3) даёт оценку поведения отдельных групп людей |
4) обеспечивается силой государства |
Ответ:
Ответом к заданиям 18 - 21 является последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
18. В государстве Z сохраняется натуральное хозяйство, а в государстве Y |
начался переход к товарному производству. Сравните два типа хозяйства упо - |
мянутые в задании: натуральное и товарное. |
Выберите и выпишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт |
сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт различий. |
1) главная цель деятельности – получение прибыли |
2) производство сельскохозяйственной продукции осуществляется на продажу |
3) производство продукции зависит от погодных условий |
4)работа осуществляется на открытом пространстве в сельской местности |
Черты сходства | Черты различия | ||
Ответ:
19. Установите соответствие между видами социального статуса и примерами ситуаций: к каждому элементу из первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца | ||||||||||||
ПРИМЕРЫСИТУАЦИЙ | ВИДЫСОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА | |||||||||||
А | Сергей стал дипломированным | предписанный | ||||||||||
специалистом | достигаемый | |||||||||||
Б | Наталья вышла замуж | |||||||||||
В | Алексей Петрович назначен директо - | |||||||||||
ром завода | ||||||||||||
Г | Мария Ивановна стала тёщей | |||||||||||
Д | Василий отметил своё пятнадцатилетие | |||||||||||
Ответ:
| ||||||||||||
Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания 20
Социологической службой проведён опрос старшеклассников и студентов с целью выявления патриотических настроений российской молодёжи. Результаты опроса (в% от числа респондентов) представлены в виде гистограммы. | |||||||
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе гистограммы,,и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) У более половины опрошенных развиты патриотические чувства. 2) Каждый третий респондент готов служить в армии и защищать Родину. 3) Лишь четвёртая часть опрошенных не интересуется политической жизнью страны и не участвует в выборах. 4) Каждый пятый испытывает чувство гордости за свой народ. 5) Почти половина респондентов хотела бы выехать за границу на постоянное место жительства. Ответ: ___________________
| |||||||
21. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) Строительство в городе новых промышленных предприятий отвечает ин - тересам большинства жителей города. (Б) На открытие нового металлургичес - кого завода прибыли представители соседних регионов. (В) Городским влас - тям стоит задуматься и о том, как полнее использовать уже имеющиесямощ - ности. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
| |||||||
Не забудьте перенести ответы в бланк ответов №1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы начиная с первой клеточки. |
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (22 – 24) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (22, 23, 24), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.