Урок 35. Обобщение по разделу «Чудесный мир классики»




Урок 35. Обобщение по разделу «Чудесный мир классики»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Педагогические задачи: скорректировать знания обучающихся по разделу «Чудесный мир классики»; создать условия для проявления самостоятельности при выполнении заданий; обобщить знания по разделу «Чудесный мир классики»; формировать умение определять жанровую принадлежность; пополнить словарный запас; развивать навык осознанного чтения текста; развивать речь, логическое мышление; воспитывать чувство гордости и восхищения отечественной литературой, чувство коллективизма, ответственности за свои ответы в команде
Планируемые результаты
Предметные: научатся: называть изученные литературные произведения и их авторов, пересказывать основное содержание изученных произведений, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка; читать выразительно художественный текст, определять тему и главную мысль произведения Метапредметные: Познавательные: проявлять индивидуальные творческие способности в процессе чтения. Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи. Коммуникативные: находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы Личностные: оценивать под руководством учителя поступки героев произведения и свои собственные с точки зрения моральных ценностей

 

Организационная структура урока

 

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Составьте отзыв по сказке А. Пушкина «Сказка о золотом петушке» Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку. – В сказке рассказывается про царя Дадона, на чьи земли часто делали набеги враги. Мудрец-звездочет делает ему подарок – золотого петушка, который будет оповещать царя о нападении врагов, взамен царь обещает ему выполнить любое желание. Мудрец долго не давал о себе знать, и Дадон забыл о своем обещании. Когда царь решил жениться, появился мудрец и напомнил про долг. Тогда царь, чтобы не платить долг, убил мудреца. Возмездие приходит в виде золотого петушка. Главная мысль сказки о золотом петушке – за совершенные поступки надо отвечать и, как видим, надо всегда держать свое слово, даже если не хочешь платить по счетам. И, конечно, надо быть осторожным в выборе друзей Выделять существенную информацию из текста. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня мы заканчиваем изучение раздела «Чудесный мир классики». Давайте вспомним, что такое классика в литературе? – Сегодня мы с вами проводим КВН, который посвящен разделу «Чудесный мир классики». Что такое КВН? – Вы уже убедились, что мир классики чудесен. Сегодня на нашей игре мы подведем итоги: что дали вам уроки, чему вы научились. Победить в игре вам поможет дружба, взаимовыручка, смекалка и, конечно, знания. Играть будем по командам Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.Классика – образцовое, выдающееся, общепринятое произведение литературы и искусства, имеющее непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.   – КВН – клуб веселых и находчивых Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
III. Литературная викторина Проводит литературную викторину. Конкурс «Речевая разминка». – Продолжите фразу строкой и доскажите следующее четверостишие. Определите название произведения и автора. Карточка 1. … В долгом времени аль вскоре Приключилося им горе: Кто-то в поле стал ходить… Карточка 2. …Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых… Карточка 3. …Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла… Карточка 4. Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад, Буре плач его подобен… Выполняют задания литературной викторины. Ответы:
Карточка 1 …И пшеницу шевелить. Мужики такой печали Отродяся не видали; Стали думать и гадать – Как бы вора соглядать. (П. П. Ершов «Конек-горбунок») Карточка 3 ...Поднялась и расцвела. Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, Королевич Елисей. (А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне…»
Карточка 2 …Давно, давно ты ждешь меня. Ты под оком своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. (А. С. Пушкин «Няне») Карточка 4 …Слезы брызгами летят. Но по степи, разбегаясь, Он лукавый принял вид И, приветливо ласкаясь, Морю Каспию журчит. (М. Ю. Лермонтов «Дары Терека»)

 

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Осуществлять контроль по результату. Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Конкурс «Биография». – Дайте определение слову «биография». – Определите, о ком идет речь в данном отрывке текста. Карточка 1. Именно в детские годы возник у него замысел сказки: лет с 11 или 12, а может, даже «на руках няни». «Конек-горбунок» был сказкой, не только рассказанной, прежде всего, для детей, но и задуманной еще ребенком, записанной юношей. Сказка ребенка для ребят: таких сказок в жизни очень мало. Карточка 2. Он сам не помнил, когда начал сочинять, как не помнил, когда научился грамоте. И сочинял он, конечно, по-французски, как отец. Одним из близких ему людей была его няня Арина Родионовна, которая долгими зимними вечерами рассказывала ему сказки, которые легли в основу его собственных. Карточка 3. Родился он в знатной дворянской семье. Имел титул графа. В три года остался сиротой и воспитывался у своей тети в Казани. Первые произведения для детей опубликовал в журнале «Ясная поляна». А в 1872 году создал «Азбуку» для обучения крестьянских детей в своей школе, которая была открыта в его родовом имении. Карточка 4. Этот человек сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя и считал: «…писать для детей вообще не умею….». Он стал рано увлекаться театром и литературой: учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. Будучи уже студентом, начал сотрудничать с юмористическим журналом, публикуясь под псевдонимом Антоша Чехонте   – Биография – (био + гр. grapho пишу) – жизнеописание; чей-либо путь. Ответы: 1. Петр Павлович Ершов. 2. Александр Сергеевич Пушкин. 3. Лев Николаевич Толстой. 4. Антон Павлович Чехов.
Конкурс «Узнай произведение по слову». Карточка 1. Зеркальце. Карточка 2. Камень. Карточка 3. Дарьял. Карточка 4. Америка. Карточка 5. Караульщик. Карточка 6. Подруга. Карточка 7. Тифлиз. Карточка 8. Николенька Ответы: 1. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». 2. Л. Н. Толстой «Как мужик убрал камень». 3. М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». 4. А. П. Чехов «Мальчики». 5. П. П. Ершов «Конек-горбунок». 6. А. С. Пушкин «Няне». 7. М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». 8. Л. Н. Толстой «Детство»
Конкурс «Узнай по предмету произведение, назови автора». • Перо, сума, конь. • Зеркальце, яблочко, собака, месяц. • Ножницы, карта, чечевица. • Камень, рубль. – Давайте подведем итоги, какая же команда наиболее эрудированная, умная, успешная, слушаем жюри Вытаскивают из ящика предмет и определяют название произведения и автора. • П. П. Ершов «Конек-горбунок». • А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». • А. П. Чехов «Мальчики». • Л. Н. Толстой «Как мужик камень убрал»
IV. Домашнее задание Объясняет домашнее задание. Выполнить задание рабочей тетради (с. 37– 38). Сравнить сюжеты русской народной волшебной сказки и сказки М. Лермонтова Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Принимать, сохранять учебные задачи
V. Итог урока. Рефлексия Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Проводит беседу. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: