Урок 35. Обобщение по разделу «Чудесный мир классики»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний | ||
Педагогические задачи: скорректировать знания обучающихся по разделу «Чудесный мир классики»; создать условия для проявления самостоятельности при выполнении заданий; обобщить знания по разделу «Чудесный мир классики»; формировать умение определять жанровую принадлежность; пополнить словарный запас; развивать навык осознанного чтения текста; развивать речь, логическое мышление; воспитывать чувство гордости и восхищения отечественной литературой, чувство коллективизма, ответственности за свои ответы в команде | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся: называть изученные литературные произведения и их авторов, пересказывать основное содержание изученных произведений, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка; читать выразительно художественный текст, определять тему и главную мысль произведения | Метапредметные: Познавательные: проявлять индивидуальные творческие способности в процессе чтения. Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи. Коммуникативные: находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы | Личностные: оценивать под руководством учителя поступки героев произведения и свои собственные с точки зрения моральных ценностей |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося | ||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Составьте отзыв по сказке А. Пушкина «Сказка о золотом петушке» | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку. – В сказке рассказывается про царя Дадона, на чьи земли часто делали набеги враги. Мудрец-звездочет делает ему подарок – золотого петушка, который будет оповещать царя о нападении врагов, взамен царь обещает ему выполнить любое желание. Мудрец долго не давал о себе знать, и Дадон забыл о своем обещании. Когда царь решил жениться, появился мудрец и напомнил про долг. Тогда царь, чтобы не платить долг, убил мудреца. Возмездие приходит в виде золотого петушка. Главная мысль сказки о золотом петушке – за совершенные поступки надо отвечать и, как видим, надо всегда держать свое слово, даже если не хочешь платить по счетам. И, конечно, надо быть осторожным в выборе друзей | Выделять существенную информацию из текста. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта | ||||
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня мы заканчиваем изучение раздела «Чудесный мир классики». Давайте вспомним, что такое классика в литературе? – Сегодня мы с вами проводим КВН, который посвящен разделу «Чудесный мир классики». Что такое КВН? – Вы уже убедились, что мир классики чудесен. Сегодня на нашей игре мы подведем итоги: что дали вам уроки, чему вы научились. Победить в игре вам поможет дружба, взаимовыручка, смекалка и, конечно, знания. Играть будем по командам | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – Классика – образцовое, выдающееся, общепринятое произведение литературы и искусства, имеющее непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. – КВН – клуб веселых и находчивых | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | ||||
III. Литературная викторина | Проводит литературную викторину. Конкурс «Речевая разминка». – Продолжите фразу строкой и доскажите следующее четверостишие. Определите название произведения и автора. Карточка 1. … В долгом времени аль вскоре Приключилося им горе: Кто-то в поле стал ходить… Карточка 2. …Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых… Карточка 3. …Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла… Карточка 4. Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад, Буре плач его подобен… | Выполняют задания литературной викторины.
Ответы:
| Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Осуществлять контроль по результату. Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | ||||
Конкурс «Биография». – Дайте определение слову «биография». – Определите, о ком идет речь в данном отрывке текста. Карточка 1. Именно в детские годы возник у него замысел сказки: лет с 11 или 12, а может, даже «на руках няни». «Конек-горбунок» был сказкой, не только рассказанной, прежде всего, для детей, но и задуманной еще ребенком, записанной юношей. Сказка ребенка для ребят: таких сказок в жизни очень мало. Карточка 2. Он сам не помнил, когда начал сочинять, как не помнил, когда научился грамоте. И сочинял он, конечно, по-французски, как отец. Одним из близких ему людей была его няня Арина Родионовна, которая долгими зимними вечерами рассказывала ему сказки, которые легли в основу его собственных. Карточка 3. Родился он в знатной дворянской семье. Имел титул графа. В три года остался сиротой и воспитывался у своей тети в Казани. Первые произведения для детей опубликовал в журнале «Ясная поляна». А в 1872 году создал «Азбуку» для обучения крестьянских детей в своей школе, которая была открыта в его родовом имении. Карточка 4. Этот человек сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя и считал: «…писать для детей вообще не умею….». Он стал рано увлекаться театром и литературой: учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. Будучи уже студентом, начал сотрудничать с юмористическим журналом, публикуясь под псевдонимом Антоша Чехонте | – Биография – (био + гр. grapho пишу) – жизнеописание; чей-либо путь. Ответы: 1. Петр Павлович Ершов. 2. Александр Сергеевич Пушкин. 3. Лев Николаевич Толстой. 4. Антон Павлович Чехов. | ||||||
Конкурс «Узнай произведение по слову». Карточка 1. Зеркальце. Карточка 2. Камень. Карточка 3. Дарьял. Карточка 4. Америка. Карточка 5. Караульщик. Карточка 6. Подруга. Карточка 7. Тифлиз. Карточка 8. Николенька | Ответы: 1. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». 2. Л. Н. Толстой «Как мужик убрал камень». 3. М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». 4. А. П. Чехов «Мальчики». 5. П. П. Ершов «Конек-горбунок». 6. А. С. Пушкин «Няне». 7. М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». 8. Л. Н. Толстой «Детство» | ||||||
Конкурс «Узнай по предмету произведение, назови автора». • Перо, сума, конь. • Зеркальце, яблочко, собака, месяц. • Ножницы, карта, чечевица. • Камень, рубль. – Давайте подведем итоги, какая же команда наиболее эрудированная, умная, успешная, слушаем жюри | Вытаскивают из ящика предмет и определяют название произведения и автора. • П. П. Ершов «Конек-горбунок». • А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». • А. П. Чехов «Мальчики». • Л. Н. Толстой «Как мужик камень убрал» | ||||||
IV. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Выполнить задание рабочей тетради (с. 37– 38). Сравнить сюжеты русской народной волшебной сказки и сказки М. Лермонтова | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Принимать, сохранять учебные задачи | ||||
V. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Проводит беседу. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |